Конспект урока математики 2 класс " Обратные заачи2

  • docx
  • 11.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала математика 2 класс.docx

 

Тема. Задачи,  обратные  данной.
          Тип урока: изучение нового.
 
         Цель урока:
формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и практическому применению понятия «обратные задачи», установлению связи между прямой и обратной задачей.
 

Ход урока:

 

I.                  Организационный момент.  

 Стихотворение «Урок математики»

Когда на математике я вижу море рук,

 Мне кажется, что в класс пришли

 Все доктора наук.

 Решат задания правильно,

Все будет без проблем,

И в нашем школьном здании

Приятно будет всем.

 Сложенье получается,

Задачки все решаются,

 И дети улыбаются,

Хоть осень за окном.

А мячики, скакалочки,

 Роботы, игралочки,

Проказы, забывалочки

Оставим на потом!

Девиз урока:    Главное – внимание!
— Это девиз нашего урока. Как вы его понимаете? Чтобы понять новое или сделать научное открытие – надо быть внимательным!
— С каким настроением вы пришли на урок – покажите при помощи сигналов  на «Светофорчике».
— Ну, что -  вперед за знаниями!
II. Актуализация опорных знаний.
1. Индивидуальная работа у доски (на местах работа в парах)
    Закрепление знаний состава числа.

   — У вас на столах  есть карточки № 1. Повторим связь компонентов при сложении. 40+7=47     5+6=11

Самостоятельная работа на местах в парах.
— Кто согласен, покажите зелёный сигнал «Светофора», а кто не согласен – красный. Оценочный лист.
  2. Устный счёт 

– А теперь будьте внимательны. Я зачитаю вам слова-понятия, а вы должны назвать общее слово, которое их объединяет: условие, вопрос, данные числа, искомое число. (Задача.)


— Что вы знаете о задаче?  Назовите основные части задачи (условие, вопрос, решение, ответ).
III.  Самоопределение к деятельности (постановка темы и цели урока)

— Как вы думаете, зачем мы выполняли эти задания? (повторили связь компонентов при сложении, вспомнили части задачи)
  Учитель закрепляет на доске карточку со словом «задачи».

– Сегодня вы узнаете новое о задачах. Вам самостоятельно предстоит сделать открытие.

Давайте распланируем нашу работу: что – сначала, а что потом.

План

1. Исследовать новое.

2. Сделать открытие.

3. Закрепить.

- Посмотрите на числа и расположите их в порядке возрастания. Каждому числу соответствует буква. Какое слово получилось?  Поставьте  буквы  в порядке возрастания их высоты и узнаете слово.
— Какое слово получилось? (Задачи).
— Итак, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Тема урока: задачи, обратные данной.
— А обратные задачи, это какие?
— Попробуете сформулировать проблемный вопрос, который  необходимо разрешить на уроке? (Узнать о том, что такое  обратные задачи и проверить наши предположения). СЛАЙД
— Вот сегодня мы будем исследователями, понаблюдаем  и разрешим данную проблему.  Какие цели вы поставите на урок? Главная цель?
Цель: провести исследование задач, выявить сходства, отличия, дать определение этим задачам. 

IV. Гимнастика для глаз

— Ребята сейчас мы попадём на лесную полянку, где вам нужно  глазками следить за  движениями предметов. 

V. Изучение нового материала.
         Задачи на слайдах и на карточках у детей, схемы краткой записи для заполнения учащимися.

Сейчас мы поработаем в роли исследователей.

Прочитайте тексты. Это одна и та же задача?  В чём сходство? О чем говорится в задаче? (О кленовых и дубовых листочках, сколько упало листочков на землю). В чём отличие?
 
1.
На экскурсии в осеннем лесу Дима собрал 7 листочков, а Катя - 6 листочков.     Сколько всего листочков собрали дети? 
2.
Катя и Дима собрали 13 листочков. У Кати  было 6 листочков. Сколько листочков собрал Дима? 
3. Катя и Дима собрали 13 листочков. Из них 7листочков были у Димы. Сколько листочков было у Кати?

 
 Ребята, как называется явление в природе, когда падают листья?


-    Прочитайте первую задачу. О чем говориться в задаче? Дубовых – 5 л., кленовых – 6 л., не знаем, сколько всего на земле листочков.
-    Впишите самостоятельно на карточках данные, которые известны и неизвестны в задаче.

 

Решите задачу № 1. 
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. 


-    Прочитайте вторую задачу. О чем говориться в задаче? О кленовых и дубовых листочках, сколько упало листочков на землю.
-    Чем задача похожа на предыдущую? Чем отличается от неё? В обеих задачах речь идёт о кленовых и дубовых листочках, и в той, и другой
задаче на земле 6 кленовых листочков.  В первой задаче известно, что упало
5 дубовых листочков и нужно узнать, сколько  всего упало на землю листочков с  двух деревьев, во второй задаче известно общее количество листочков и  нужно узнать, сколько на земле  дубовых листочков
-    Запишите кратко условие.

Решите задачу № 2.
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля.


-   Что вы можете сказать о решениях этих задач?
-   Прочитайте третью задачу. Как изменилось ее условие? Известно, сколько  всего  упало кленовых и дубовых листочков, и на земле кленовых листочков. Не знаем, сколько дубовых.
-    Что надо узнать? Запишите задачу кратко. 

Решите задачу № 3.
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. 
-    Внимательно посмотрите на условия этих трех задач. Что вы о них можете сказать? (Они похожи.)
-    Что одинаково? (Данные, числа.)

— Чем отличаются?
-    Внимательно посмотрите на решения задач. Что одинаково? (Числа.) — Чем отличаются? (Действиями:  1) +  2) -   3) - )
-    Как назовем вторую и третью задачи? (Обратные первой.)
-    Конечно, это обратные задачи.
— В какой форме мы записали задачи? (в форме краткой записи).
— А можно их оформить в виде схематического рисунка   
— Кто может поделиться с Математиком, как понял, что такое обратная задача?  (Задачи, в которых объект (число) и результат меняются местами (известное становится неизвестным, а неизвестное известным), называются обратными первой).
  — Какую цель ставили? (узнать, что такое обратные задачи)
— Какой получили результат? (мы выяснили, что такое обратная задача и решили их).
— Что ещё нового мы узнали? В каком виде  можно оформить кратко задачу? (схематический рисунок).
— Проверили мы наши предположения?  Математик говорит, что вы молодцы.
V. Физминутка.
           Ваня шел, шел, шел

И грибок нашел.

Раз грибок, два грибок

Положил в свой кузовок.
VI.  Работа по теме урока (первичное закрепление знаний). 
— Откройте учебник на стр. 26, № 2. 
 
— Откройте тетрадь и запишите  «Задача  2.»
-   Прочитайте задачу. Запишите кратко на листах со схемами.
  Л.  -  3  р.
                                    ? р.
  Ок. — 4  р.  
 
— Решение  и ответ задачи запишите в тетрадь самостоятельно. Один ученик читает решение вслух. Дети сигнализируют смайликами. Оценочный лист.


— Составьте обратные задачи (устно). Работа в парах. 1 пара проверка вслух.

Дети сигнализируют смайликами.
 
1 вариант: решает устно  задачу с вопросом: Сколько поймал лещей? 
2 вариант: решает устно задачу с вопросом: Сколько поймал окуней? Фронтальная проверка.
 
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля
 
— Кому было легко решать задачи, покажите зелёный  сигнал «Светофора».
— Кто затруднялся при работе с этим заданием, покажите жёлтый сигнал.
— С какой целью выполняли это упражнение из учебника? ( Закрепили умение решать задачи, учились устно составлять и решать обратные задачи).


 VII.  Домашнее задание.

№ 3, 4 с. 26
VIII.  Итог урока 
     - Какая цель стояла в начале урока?

    - Что нового вы узнали на уроке?
   — Какие задачи называются обратными?
   — Кто испытывал трудности при работе?
   — Какие?  Что нужно сделать, чтобы их устранить?

 IX.  Рефлексия учебной деятельности.

 

-         Какие качества ученика вам помогали в работе?

-         Оцените свое отношение к результатам урока.

-         Вы довольны результатами? Работой на уроке?

-         Какое у вас настроение?

-          Оцените свою работу на уроке при помощи «Светофорчика». 

-          Мы сегодня с вами хорошо поработали. Я вас благодарю: мне было с вами очень интересно!