УМК: «Школа России»
Предмет: Математика
Авторы учебника: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова
Тема урока: Периметр прямоугольника.
Класс: 2.
Цель урока: - организовать совместную деятельность учащихся для знакомства с разными способами нахождения периметра прямоугольника;
Задачи урока:
Образовательные:
§ помочь учащимся усвоить представления о периметре прямоугольника и способах его нахождения, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях;
§ обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы.
Развивающие:
§ развивать речь учащихся, познавательную активность, умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
§ совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи;
§ развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;
§ развивать навык самооценки.
Воспитывать:
§ культуру поведения при фронтальной работе и работе в парах;
§ активность, усидчивость, прилежание в процессе учения.
Планируемые результаты:
Предметные:
уметь находить периметр прямоугольника разными способами; уметь использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических неравенств; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; записывать решение задач уравнением.
Личностные:
выполнять
задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою
работу и её результат.
Метапредметные.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями (комбинированный).
Ресурсы урока:
презентация, диск «Математика 2 класс», учебник, рабочая тетрадь
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер, экран, линейка, памятка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный положительный настрой на урок.
Чтобы наш урок прошел в теплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите свои ладошки до теплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг другу согреет ваши сердца. Подарим тепло и нашим гостям. (Дуют на ладошки). Присаживайтесь на свои места.
-Откройте тетради. Какое сегодня число? Запишите число – 3 марта. Классная работа.
II. Актуализация знаний.
1. Ребята, сегодня мы попали в интересную страну, в страну Геометрию, населённую удивительными жителями-геометрическими фигурами
(слайд №2)
- В словаре Ожегова даётся следующее понятие геометрии (слайд №3). Геометрия– это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы.
Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов.
Отгадайте загадку:
Вот старинный дом огромный:
Стены, башни, ров прорыт.
Переставишь ударенье -
И на двери он висит.
(Замок, замок)
![]() |
![]() |
|||||||
![]() |
||||||||
![]() |
||||||||
![]() |
![]() |
- Из каких геометрических фигур состоит замок?
На какие две группы можно разделить все эти фигуры? (многоугольники и круг) (убираю круг) (слайд №4)
- Как теперь можно разделить фигуры на две группы? (треугольники и четырёхугольники) (убираю треугольники).
- Как назвать одним словом оставшиеся фигуры? (четырёхугольники)
- На какие две группы их можно разделить? (фигуры с прямыми углами и без прямых углов) (убираю трапецию)
- Какие фигуры остались? (прямоугольники)
- Докажите, что оставшиеся фигуры прямоугольники. (4 стороны, 4 угла. Все углы прямые. Противоположные стороны равны)
- Сколько пар одинаковых сторон у прямоугольника? (2)
2. Для того, чтобы узнать с какой целью мы посещаем Геометрию, нужно выполнить задание.
Устный счёт
*.Расшифруй запись, решив примеры.
59- 11 = |
|
|
М |
39+ 60= |
|
|
Р |
55 + 32= |
|
|
П |
72 - 3= |
|
|
Е |
96- 17 = |
|
|
И |
25 + 61 = |
|
|
Т |
87 |
69 |
99 |
79 |
48 |
69 |
86 |
99 |
|
|
|
|
|
|
|
|
(Решив примеры, дети получают слово «Периметр»)
-Попробуйте
сформулировать тему урока.
- Соедините эти слова и у вас получится тема нашего сегодняшнего урока.
(Периметр прямоугольника) (слайд №5)
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Научиться вычислять периметр прямоугольника).
III. Работа по теме урока.
- Вспомните, что такое периметр? ( Периметр – сумма длин сторон фигур.)
-А откуда пришло к нам это слово? (Оказывается в Древнем Египте границы земельных участков измерялись ходьбой, т.е. египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. «Пире» означает ходить, а «метрос» измерять т.е. измерять ходьбой. (слайд №6)
-Какие отличительные особенности прямоугольника вы знаете? (Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые. У прямоугольника противоположные стороны равны)
– Если противоположные
стороны равны, надо ли измерять все стороны? (Нет.)
- Что в нашей жизни может иметь форму прямоугольника? (Книга, крышка стола,
участок земли, дверь, доска школьная)
- Выведение формулы нахождения периметра прямоугольника (слайд №7)
-В стране Геометрии надо поставить забор вокруг детской площадки. Ширина прямоугольного участка 5 метров, а длина 10 метров.
Строителям надо знать забор, какой длины у них получится.
Забор ставиться вокруг участка. Чтобы узнать длину забора, надо узнать периметр участка. Давайте поможем строителям найти периметр этого прямоугольного участка.
Запишем выражение 10+5+10+5
-Узнав значение выражения, мы узнаем длину забора.
-Посмотрите на выражение.
-Что интересного вы заметили?
-Вспомните переместительное свойство сложения.
Р=5+5+10+10
-И теперь вы видите, у нас есть сумма одинаковых слагаемых, а сумму одинаковых слагаемых можем заменить умножение.
Давайте это сделаем Р= (10×2)+(5×2)
-Посмотрите, какое выражение у нас получилось. А теперь найдём значение этого выражения:10 повторить 2 раза будет 20, а 5 повторить 2 раза будет 10. 20+10=30 (м)
- Но это решение можно записать по-другому.
- Посмотрите на прямоугольник. Как называется эта сторона? (длина). А это? (ширина ).
- Сколько разных сторон у него (две: ширина и длина )
- Запишите их сумму (10+5).
- Сколько раз в прямоугольнике встречается длина и ширина ?
- Как это можно записать? Р=(10+5)×2=30 (м)
- Это еще один из способов нахождения периметра прямоугольника.
- Как вы считаете, какой из способов является наиболее удобным и рациональным?
-Итак, мы узнали, что длина забора 30 метров. Чтобы найти длину забора, нам нужно было сложить длины всех сторон прямоугольника, а это периметр прямоугольника.
Запись формулы нахождения периметра прямоугольника.
-В математике принято периметр обозначать латинской буквой Р
-В каких единицах длины измеряют Р? (мм, см, дм, м)
- Если стороны прямоугольника обозначить буквами а и в , как можно записать каждое решение? (а+в+а+в , а×2+в ×2 , (а+в) ×2). СЛАЙД 9.
Работа по выведению способа нахождения периметра прямоугольника.
https://youtu.be/ZPSsgKRo3f4
IV . Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Сколько
фигур зелёных,
Столько выполним наклонов. Раз, два.
Сколько
углов в фигуре жёлтой.
Столько раз руками хлопнем. Раз, два, три.
Сколько
в ромбе углов
Столько выполним кругов. Раз, два, три, четыре.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
Мы присядем столько раз,
Сколько четырёхугольников у нас. Раз, два, три,4,5,6.
И за парты тихо сесть.
V. Закрепление изученного .
1. Работа по учебнику с.52 №1 (устно)
- Прочитайте задание.
- Что нам надо сделать?
- Что мы должны сделать сначала?
- Посмотрите, как находили периметр прямоугольника.
- Совпадает ли это решение с теми формулами, которые мы только что вывели?
- Сколько способов нахождения периметра вы знаете?
- Назовите самый рациональный способ.
2 Практическая работа. (Работа в паре) (Создание проблемной ситуации.)
Предлагаю на практике применить свои знания.
Перед вами не простой прямоугольник, а выкройка для салфетки. Первоклассники решили сделать салфетки для подарка мамам и хотят украсить их кружевом.
Но у них возникла проблема, сколько нужно купить кружева и они
попросили вас - второклассников помочь ее решить. Сможем ли мы помочь в
решении такой проблемы, или первоклассникам нужно обратиться к кому-то
постарше?
-Вы согласны помочь?
-Возьмите выкройку……..
- · Чтобы помочь малышам, что нужно вычислить? (Периметр)
С чего начнем? Сколько измерений нам нужно выполнить?
Что сделаем потом?
Алгоритм вычисления периметра
1. Измерить соседние стороны.(длину и ширину)
2. Вычислить периметр рациональным (удобным) способом
3. Записать ответ.
VI. Повторение пройденного
Работа по учебнику стр 52
1) Решение примеров № 7 самостоятельно.
2) решение задачи №4.
VII. Подведение итогов урока.
- Ребята, вспомните тему нашего урока. Чем мы сегодня занимались на уроке? (Решали примеры, задачи, учились находить периметр прямоугольника разными способами, делали физминутку)
-Что такое периметр?
- Какой латинской буквой он обозначается? (Р)
-Как найти периметр прямоугольника?
- Назовите формулу периметра прямоугольника.
- А как вы думаете, зачем нам надо уметь находить периметр плоских поверхностей? Когда это может пригодиться в жизни? (Определить размеры скатерти для стола, размеры ковра для пола, гирлянды повесить вдоль стены, тесьмой украсить салфетку, изготовить рамочку для картины, помочь папе уложить плинтуса в комнате).
- Что на уроке показалось вам самым интересным?
- Какие трудности возникали? Над чем ещё надо поработать?
- - С каким настроением заканчиваем наш урок?
Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
Кому было понятно и все получилось, кто может научить другого- возьмите желтый смайлик.
Кто затруднялся - было понятно, но не получилось – возьмите зелёный смайлик.
-Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Геометрии, но мы с ней не прощаемся , а говорим до новых встреч.
- Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой трудной темой!
VIII. Домашнее задание
С. 52 №2
- Молодцы! Спасибо за активную работу!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.