Конспект урока
математики
по теме:
“Связь между компонентами и результатом
умножения”
2023 г
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, меня зовут Ольга Петровна, сегодня урок математики у вас проведу я.
- Начать наш урок я бы хотела со стихотворения.
Весёлый, ласковый апрель —
Звенит по лужицам, капель
Вернулись снова птички:
Стрижи, скворцы, синички…
И греет солнышко сильнее,
Повсюду травка зеленеет…
Зимы, мороза больше нет —
Привет, весна, тебе привет!
2. Актуализация знаний. Устный счет.
- Откроем тетради, запишем сегодняшнее число и классную работу.
1. Математический диктант
- Я буду диктовать вам пример, ваша задача записать ответ.
1) Найдите разность чисел 62 и 33. (29)
2) 76 увеличить на 4. (80)
3) Первое слагаемое 23, второе 47. Чему равна сумма? (70)
4) 96 уменьшить на 52. (44)
5) Найдите сумму чисел 16 и 58. (74)
2. Работа над задачами.
- Ребята, теперь давайте решим задачи. Я вам читаю задачу, а вы записываете
ответ. Слушаем внимательно.
1) На одной тарелке 10 слив. Сколько слив на 2 таких тарелках?
2) Мама испекла 12 пирожков и разложила их на 2 тарелки поровну. Сколько
пирожков на каждой тарелке?
3) У Светы было 8 яблок. Она угостила своих друзей, дав каждому по 2 яблока.
Сколько друзей у Светы?
3. Логическая разминка.
1) Запишите число 25 пятью цифрами 5. (25=5+5+5+5+5.)
2) Выразите число 27 тремя девятками. (27=9+9+9.)
3. Постановка темы урока.
- Ребята, кто мне скажет, что
такое умножение – это сложение одинаковых слагаемых.
- Назовите компоненты умножения: первый множитель, второй множитель.
- А результат умножения – произведение.
- Как называется действие обратное умножению - деление.
- Посмотрите на доску, как вы думаете, какое равенство лишнее.
6+3=9
6*3=18
9-3=6
9-6=3
- Подумайте, можно ли по примеру на умножение 6*3=18 составить другие примеры?
- Вы изучали, как связаны между собой слагаемые и сумма.
- Сегодня мы посмотрим связь между какими компонентами?
- Верно, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Какую же цель мы поставим себе на уроке?
4. Работа по теме урока.
1М • 2М = П (на доску)
- Запишите пример: множители 2 и 3, произведение 6 (2•3=6 на доску)
- Давайте проиллюстрируем этот пример с помощью рисунка. (6 кружков)
- По сколько кругов взяли? (по два)
- Сколько раз взяли по 2 круга? (3)
- Что такое 2 и 3? (множители)
- Сколько кругов получилось? (6)
- Что такое 6? (Произведение)
- Нарисуйте 6 кругов и разделите их на 2 равные части.
- Какой получили пример? (6:2=3 - на доску)
- Прочитайте этот пример, используя названия компонентов и результата
умножения. (произведение 6 разделили на множитель 2 и получили 3 – другой
множитель)
- Нарисуйте еще 6 кругов и разделите на 3 равные части.
- Какой мы получим пример? (6:3=2 - на доску)
- Прочитайте пример, используя названия компонентов и результата умножения.
(произведение 6 разделили на множитель 3 и получили 2 – другой множитель.)
- Сделаем вывод. (Если произведение разделить на один множитель, то получим
другой.)
- Давайте сверимся с учебником, откроем страницу 72.
1М = П : 2М
2М = П : 1М
5. Первичное закрепление.
№1
- Посмотрите
упражнение 1-ое на стр. 72-ой, прочитайте. Составь выражения по образцу и
вычисли их значения.
- Первый столбик разберем устно.
- Давайте дополним каждый столбик четвертым выражением, используя эти же числа,
какое свойство умножения для этого будем использовать? (Переместительное
свойство умножения - от перестановки множителей произведение не меняется)
7 ∙ 2 = 14 |
8 ∙ 4 = 32 |
9 ∙ 2 = 18 |
10 ∙ 4 = 40 |
14 : 7 = 2 |
32 : 8 = 4 |
18 : 9 = 2 |
40 : 10 = 4 |
14 : 2 = 7 |
32 : 4 = 8 |
18 : 2 = 9 |
40 : 4 = 10 |
2 ∙ 7 = 14 |
4 ∙ 8 = 32 |
2 ∙ 9 = 18 |
4 ∙ 10 = 40 |
№2
- Найди
значения выражений, не вычисляя.
(7 ∙ 2) : 7 = 2 |
(9 ∙ 3) : 3 = 9 |
(2 ∙ 9) : 2 = 9 |
№3
- Потренируемся выполнять задания на изученную тему.
- Прочитайте задачу на стр. 72-ой, упр. 3-е. Цена булочки 5 р. Сколько стоят 3
такие булочки? Составь две задачи, обратные данной, и реши их.
- Составим краткую запись задачи.
1 б. - 5 руб |
5 ∙ 3 = 15 (руб) - цена 3-х булочек. |
- А теперь составьте обратные задачи.
На 15 р. купили 3 булочки. Сколько стоит одна булочка? |
|
Цена 3 булочек – 15 руб Цена 1 булочки – ? руб |
15 : 3 = 5 (руб) - цена одной булочки. Ответ: 5 рублей. |
Сколько можно купить булочек на 15 рублей, если одна булочка стоит 5 рублей? |
|
Всего – 15 руб Количество булочек – ? шт. |
15 : 5 = 3 (шт.) - можно купить |
№4
Вставь пропущенные числа и реши задачу:
У Васи было ☐ тетрадей. Он израсходовал ☐ тетрадей в клетку и
☐ тетрадей в линейку. Сколько тетрадей осталось у Васи?
Реши задачу разными способами.
У Васи было 15 тетрадей. Он израсходовал 6 тетрадей в клетку и 5 тетрадей в линейку. Сколько тетрадей осталось у Васи? |
|
Было – 15 т. Израсходовал – 6 т. и 5 т. Осталось – ? т. |
1) 6 + 5 = 11 (т.) – тетрадей израсходовал Вася всего. 2) 15 − 11 = 4 (т.) – осталось у Васи. Ответ: 4 тетради. |
1) 15 − 6 = 9 (т.) – осталось у Васи после того, как он израсходовал тетради в клетку. 2) 9 − 5 = 4 (т.) – осталось у Васи. Ответ: 4 тетради. |
1)15 − 5 = 10 (т.) – осталось у Васи после того, как он израсходовал тетради в линейку. 2)10 − 6 = 4 (т.) – осталось у Васи. Ответ: 4 тетради.
|
№5
- Пятое упражнение решите самостоятельно, первый вариант - 1 столбик, второй
вариант - 2 столбик.
- Какие числа надо записать в окошки, чтобы получить уравнения, которые ты
сможешь решить?
🗌 − х = 14 |
🗌 + х = 100 |
6. Подведение итогов. Рефлексия.
- С каким правилом мы сегодня
познакомились на уроке? (Если произведение двух множителей разделить на один из
них, то получится другой множитель.)
- Все ли вам было понятно?
- Какое задание вам показалось особенно трудным?
- У вас на столах лежат стикеры, нарисуйте:
звезду, если всё было понятно и можете объяснить товарищу
квадрат, если вы всё поняли, но у вас остались вопросы
треугольник, если вам нужно пройтись еще раз по данной теме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.