Конспект урока математики по теме: Тема: «Знакомство с компонентами действия вычитания: уменьшаемое, вычитаемое», 1 класс

  • docx
  • 28.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект.docx

Конспект урока  математики

1 класс

Тема: «Знакомство с компонентами действия вычитания: уменьшаемое, вычитаемое»

 

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока:

- введение понятий «уменьшаемое», «вычитаемое».

Предметные задачи:

- создать условия для развития у учащихся умений:

- определять компоненты действия вычитания  «уменьшаемое», «вычитаемое»;

-

Метапредметные задачи:

- создать условия для развития у учащихся умений:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- умение анализировать, строить логические рассуждения, формулировать выводы; выражать свои мысли;

- умение работать в паре.

Оборудование:

-  Математи­ка: Учебник для 1 класса.   Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н.;

- Рабочие тетради по математике для 1 класса. Бененсон Е.П., Итина Л.С.;

- мультимедийная установка, презентация;

- карточки для индивидуальной работы и работы в парах.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

1. Актуализация ранее изученных знаний:

 

- Сегодня урок математики я предлагаю начать с логического задания. Откройте, пожалуйста, рабочие тетради на с. 27, найдите № 60.

 

Открывают рабочие тетради.

 

 

Слайд 2

 

- Послушайте задание:      

  Оля, Дима и Ира написали по одному равенству. Мы с вами должны определить, кто какое равенство написал.

 

 

- Я буду читать предложения под рисунками, а вы делать выводы:

 

 

• В равенствах девочек имеется знак вычитания.

   Какой вывод можно сделать?

Дима записал равенство 3 + 2 = 5

Соединяют портрет Димы с его равенством.

• Равенство Оли правее равенства Иры.

   Какой вывод сделаем?

Оля записала равенство 5 – 3 = 2

Соединяют портрет Оли с её равенством.

• Какое равенство написала Ира?

Ира записала равенство 5 – 2 = 3

Соединяют портрет Иры с её равенством.

- Что нам помогло решить логическую задачу? 

 

Рассуждения, умение делать выводы.

 

- Итак, назовите ещё раз, кто какое равенство записал!

Отвечает 1 ученик.

- На уроках математики мы научились читать равенства разными способами.

- Как можно прочитать равенство Димы?    (3 + 2 = 5)

- 3 плюс 2

- к 3 прибавить 2

- сложить 3 и 2

- 3 увеличить на 2

- сумма чисел 3 и 2

- первое слагаемое 3, второе слагаемое 2

- Как можно прочитать равенство Оли?    (5 – 3 = 2)

- 5 минус 3

- от 5 отнять 3

- из 5 вычесть 3

- 5 уменьшить на 3

- разность чисел 5 и 3

 

2. Определение места затруднения и темы урока:

 

Слайд 3

 

- На слайде я записала разные варианты чтения равенств. Сравните их.

- Почему к равенству Димы вариантов больше, чем к равенству Оли?

Дети читают записи на слайде.

Не знаем названий компонентов действия вычитания.

- Хотите узнать?

Да.

- А поможет нам в этом умение рассуждать и  делать выводы.

 

 

3. Открытие нового знания:

 

Слайд 4

 

- Вспомните, почему компоненты действия сложения называются слагаемыми?

В старину говорили «слагать» , т. е. складывать.

Слайд 5

 

- Перед вами разность чисел 5 и 3.

- Как называется знак между числами 5 и 3?

 

Минус.

- На что он нам указывает?

- Какое действие надо выполнить?

 

Надо выполнить действие вычитание.

- Какое число вычитаем?

   ▼(вычитаем)

Вычитаем число 3.

- Когда мы вычтем 3, что произойдёт с числом 5?

  ▼(уменьшаем)

- Оно уменьшится.

- С какими словами должны быть связаны названия компонентов действия вычитания?

- Уменьшаем, вычитаем.

- В математике есть два слова – термина для названия компонентов действия вычитания. Это слова «уменьшаемое» и «вычитаемое».

  ▼(уменьшаемое, вычитаемое)

- Как выдумаете, как называется число 5? Почему? ▼(уменьшаемое)

- Как называется число 3? Почему? ▼(вычитаемое)

 

 

5 – уменьшаемое, оно становится             меньше

3 – вычитаемое, его мы вычитаем

- Где мы можем проверить наши выводы?

По учебнику.

- Откройте, пожалуйста, учебник на с. 116. Найдите схему  на жёлтом фоне.

- Наши выводы оказались верными?

Дети открывают учебники.

Да.

- Тогда каким ещё способом мы можем прочитать эту запись?

Слайд 6 – копия слайда 3 +▼(уменьшаемое 5, вычитаемое 3)

Уменьшаемое 5, вычитаемое 3

4. Физкультминутка.

 

5. Включение нового материала в активное использование:

 

- Что означает слово «уменьшаемое»?

- Что означает слово «вычитаемое»?

Это  число, которое уменьшаем.

Это число, которое вычитаем.

- Эти знания пригодятся вам для выполнения следующего задания.

 

- Сейчас вы будете работать в парах. На партах лежат карточки. Возьмите каждый свою карточку. Прочитайте задание.

Слайд 7

 

1 вариант

1. Подчеркните только те математические выражения, в которых уменьшаемые равны 6.

 

2. Найдите значения этих выражений.

 

3. Выполните взаимопроверку.

4. Покажите готовность.

 

6 + 3 =

 

В

 

2 + 4 =

 

А

6 – 3 =

 

П

6 – 4 =

 

Б

9 – 2 =

 

Е

5 + 2 =

 

Е

1 + 6 =

 

Е

8 – 2 =

 

А

7 – 2 =

 

О

6 – 5 =

 

Д

2 вариант

1. Подчеркните только те математические выражения, в которых вычитаемые равны 2.

 

2. Найдите значения этих выражений.

 

3. Выполните взаимопроверку.

4. Покажите готовность.

 

6 + 3 =

 

В

 

2 + 4 =

 

А

6 – 3 =

 

П

6 – 4 =

 

Б

9 – 2 =

 

Е

5 + 2 =

 

Е

1 + 6 =

 

Е

8 – 2 =

 

А

7 – 2 =

 

О

6 – 5 =

 

Д

 

 

 

 

 

По 1 ученику с каждого варианта читают задания.

 

Самостоятельная работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.

Слайд 7 -  ▼ - ▼

6 + 3 =

 

В

 

2 + 4 =

 

А

6 – 3 =

3

П

 

6 – 4 =

2

Б

9 – 2 =

7

Е

 

5 + 2 =

 

Е

1 + 6 =

 

Е

 

8 – 2 =

6

А

7 – 2 =

5

О

 

6 – 5 =

1

Д

       Одна пара называет подчёркнутые математические выражения и их значения.

 

 

 

 

 

 

 

- Как находили значения разностей?

 

С помощью счётных палочек.

С помощью натурального ряда чисел.

В уме (знание состава чисел)

Слайд 8

 - Используя шифр, отгадайте слово на розовом листочке.

 

3

5

2

7

1

6

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

Слайд 8 -

- Какое слово у вас получилось?

 

3

5

2

7

1

6

п

о

б

е

д

а

Слово «победа».

 

 

 

 

 

6. Подведение итогов урока:

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились?

Узнали название компонентов действия вычитания.

Учились работать в парах.