Конспект урока математики
1 класс
Тема: «Знакомство с компонентами действия вычитания: уменьшаемое, вычитаемое»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока:
- введение понятий «уменьшаемое», «вычитаемое».
Предметные задачи:
- создать условия для развития у учащихся умений:
- определять компоненты действия вычитания «уменьшаемое», «вычитаемое»;
-
Метапредметные задачи:
- создать условия для развития у учащихся умений:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- умение анализировать, строить логические рассуждения, формулировать выводы; выражать свои мысли;
- умение работать в паре.
Оборудование:
- Математика: Учебник для 1 класса. Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н.;
- Рабочие тетради по математике для 1 класса. Бененсон Е.П., Итина Л.С.;
- мультимедийная установка, презентация;
- карточки для индивидуальной работы и работы в парах.
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Актуализация ранее изученных знаний:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Сегодня урок математики я предлагаю начать с логического задания. Откройте, пожалуйста, рабочие тетради на с. 27, найдите № 60.
|
Открывают рабочие тетради.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 2 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Послушайте задание: Оля, Дима и Ира написали по одному равенству. Мы с вами должны определить, кто какое равенство написал.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Я буду читать предложения под рисунками, а вы делать выводы:
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
• В равенствах девочек имеется знак вычитания. Какой вывод можно сделать? |
Дима записал равенство 3 + 2 = 5 Соединяют портрет Димы с его равенством. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
• Равенство Оли правее равенства Иры. Какой вывод сделаем? |
Оля записала равенство 5 – 3 = 2 Соединяют портрет Оли с её равенством. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
• Какое равенство написала Ира? |
Ира записала равенство 5 – 2 = 3 Соединяют портрет Иры с её равенством. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что нам помогло решить логическую задачу?
|
Рассуждения, умение делать выводы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Итак, назовите ещё раз, кто какое равенство записал! |
Отвечает 1 ученик. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- На уроках математики мы научились читать равенства разными способами. - Как можно прочитать равенство Димы? (3 + 2 = 5) |
- 3 плюс 2 - к 3 прибавить 2 - сложить 3 и 2 - 3 увеличить на 2 - сумма чисел 3 и 2 - первое слагаемое 3, второе слагаемое 2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Как можно прочитать равенство Оли? (5 – 3 = 2) |
- 5 минус 3 - от 5 отнять 3 - из 5 вычесть 3 - 5 уменьшить на 3 - разность чисел 5 и 3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Определение места затруднения и темы урока:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 3 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- На слайде я записала разные варианты чтения равенств. Сравните их. - Почему к равенству Димы вариантов больше, чем к равенству Оли? |
Дети читают записи на слайде. Не знаем названий компонентов действия вычитания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Хотите узнать? |
Да. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- А поможет нам в этом умение рассуждать и делать выводы. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Открытие нового знания:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 4 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Вспомните, почему компоненты действия сложения называются слагаемыми? |
В старину говорили «слагать» , т. е. складывать. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 5 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Перед вами разность чисел 5 и 3. - Как называется знак между числами 5 и 3? |
Минус. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- На что он нам указывает? - Какое действие надо выполнить? |
Надо выполнить действие вычитание. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какое число вычитаем? ▼(вычитаем) |
Вычитаем число 3. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Когда мы вычтем 3, что произойдёт с числом 5? ▼(уменьшаем) |
- Оно уменьшится. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- С какими словами должны быть связаны названия компонентов действия вычитания? |
- Уменьшаем, вычитаем. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- В математике есть два слова – термина для названия компонентов действия вычитания. Это слова «уменьшаемое» и «вычитаемое». ▼(уменьшаемое, вычитаемое) - Как выдумаете, как называется число 5? Почему? ▼(уменьшаемое) - Как называется число 3? Почему? ▼(вычитаемое) |
5 – уменьшаемое, оно становится меньше 3 – вычитаемое, его мы вычитаем |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Где мы можем проверить наши выводы? |
По учебнику. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Откройте, пожалуйста, учебник на с. 116. Найдите схему на жёлтом фоне. - Наши выводы оказались верными? |
Дети открывают учебники. Да. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Тогда каким ещё способом мы можем прочитать эту запись? Слайд 6 – копия слайда 3 +▼(уменьшаемое 5, вычитаемое 3) |
Уменьшаемое 5, вычитаемое 3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Физкультминутка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Включение нового материала в активное использование:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что означает слово «уменьшаемое»? - Что означает слово «вычитаемое»? |
Это число, которое уменьшаем. Это число, которое вычитаем. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Эти знания пригодятся вам для выполнения следующего задания.
- Сейчас вы будете работать в парах. На партах лежат карточки. Возьмите каждый свою карточку. Прочитайте задание. Слайд 7
|
По 1 ученику с каждого варианта читают задания.
Самостоятельная работа в парах.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. Слайд 7 - ▼ - ▼
|
Одна пара называет подчёркнутые математические выражения и их значения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Как находили значения разностей?
|
С помощью счётных палочек. С помощью натурального ряда чисел. В уме (знание состава чисел) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 8 - Используя шифр, отгадайте слово на розовом листочке.
|
Работа в парах.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 8 - ▼ - Какое слово у вас получилось?
|
Слово «победа».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Подведение итогов урока: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что нового узнали на уроке? - Чему учились? |
Узнали название компонентов действия вычитания. Учились работать в парах. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.