- Посмотрите на слайд, какие вершины гор вы уже преодолели? (те, где написаны действия сложения и вычитания)
Перед вами еще одна вершина. На которой вы видите сложение каких слагаемых? (одинаковых)
Давайте их сложим: 4 + 4 + 4 = 12. Сложности возникли? (нет)
А сейчас я предлагаю вам решить задачу: на день 8 марта детям нужно подарить букеты, состоящие из 5 цветов 9 учителям. Сколько цветов нужно принести в школу детям?
Составьте выражение к задаче и посчитайте – работаем индивидуально.
5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 =
- Кто составил? Поднимите руку. Почему многие не смогли быстро составить выражение? (много слагаемых, долго писать, можно ошибиться в счете слагаемых и т.д.)
- Как можно короче записать выражение? Пофантазируйте. Может уже кто-то знает? Придумайте свои способы записи суммы, состоящей из одинаковых слагаемых. (Сложением трудно решить эту задачу, поэтому необходимо новое арифметическое действие.)
- Правильно, нам необходимо новое арифметическое действие – умножение.
Давайте вместе запишем решение задачи:
Сколько раз по 5 надо взять? (9 раз). Почему? (9 учителей)
5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 5 * 9
Когда мы выучим таблицу умножения, мы очень быстро сможем написать ответ
Что мы с вами сейчас сделали? (заменили сложение умножением)
Заменили сложение каких слагаемых? (одинаковых)
Кто уже может сказать, какая сегодня тема урока? (умножение)
Давайте составим цель урока? (узнать, что такое умножение и научиться его применять)
Давайте составим план урока:
1. Составить правило замены действия сложения одинаковых слагаемых на действие умножения.
2. Научиться записывать суммы одинаковых слагаемых умножением и умножение - сложением.
3. Научиться применять свои знания в решении практических задач.
Перейдем к выполнению 1 пункта плана
- Самый главный наш помощник – это учебник. Откройте учебники на с.48. Что же такое умножение? (Умножение – это сложение одинаковых слагаемых).
Посмотрите на слайд. На каждой тарелке по 3 груши. Сколько груш на четырёх тарелках? 3+3+3+3=12
Сложение одинаковых слагаемых можно заменить новым действием – умножением.
Как можно записать это выражение с помощью умножения? (3 * 4)
Верно, мы по 3 груши взяли 4 раза.
Давайте рассмотрим знак. На что он похож? (точка, звездочка, крестик)
Значок * - это значок умножения, действия в математике.
Эту запись можно прочитать так – по 3 взяли 4 раза или 3 умножить на 4.
- Посмотрите на доску и скажите: можно ли в данном случае заменить действие сложение умножением? (4+4+4+4+3=…) Почему? (не одинаковые слагаемые). А в данном случае? (5 + 5 + 5 + 5 - 5) Почему? (не везде сумма)
А сейчас: 4 + 4 + 4 = Почему? (сумма одинаковых слагаемых)
Замените его умножением: 4 * 3
- Какое же можно составить правило замены действия сложения одинаковых слагаемых на действие умножения?
Работаем индивидуально.
(Дети составляют правило из подготовленных фраз, записанных на листе бумаги: (на листе бумаги написаны фразы в беспорядке. Надо над ними написать цифры: 1, 2, 3 – чтобы получилось правило.)
- Чтобы заменить сложение одинаковых слагаемых умножением, нужно:
- Слагаемое, которое повторяется несколько раз
- Умножить на число раз, которое это слагаемое повторяется.
Взаимооценка
Выполнили ли мы первый пункт плана?
Теперь, пользуясь нашим правилом каждый из вас решит примеры, в которых вам нужно будет заменить сложение одинаковых слагаемых на действие умножение. Работаем в парах, в карточках.
Карточки: 6+6+6+6+6=….
5+5+5+8+9= (ловушка: разные слагаемые)
7+7-7+7-7= (ловушка: + и -)
8* 3 =
Документ-камера. Самопроверка.
Физминутка
Работа в группах (вспоминаем правила работы в группах, правила работы с доской)
Сравните не вычисляя:
20+20+20…20 3
40+40…40·3
8+8+8+8…8·4
(Дети устно объясняют, какой знак поставили и почему).
Вторая группа оценивает – взаимопроверка
Выполнили второй пункт плана?
Попробуем применить полученные знания. Сегодня мы говорили о сложении одинаковых слагаемых.
Когда мы приходим в магазин, то иногда покупаем несколько предметов по одной цене и, чтобы узнать стоимость такой покупки, можно сложение одинаковых слагаемых заменить действием умножения.
Задание: составьте задачу по выражению: 20+20+20+20+20 и замените действием умножения. (Вася зашел в магазин и купил своим пятерым друзьям к празднику по маленькой шоколадке по цене 20 рублей. Сколько Вася заплатил за покупку?) Посчитайте, пожалуйста, чему равно значение выражения? (100. Так сколько стоила Васина покупка? – 100 рублей).
- Каким действием можно заменить сумму одинаковых слагаемых? (умножением: 20·5 и тоже будет 100 рублей).
А теперь вернемся к нашим горам и их вершинам. Посмотрите, на вершине изображено 4 + 4 + 4 = … . Чем заменим это выражение? (4·3). Почему? (сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением)
Верно, вот и еще одна вершина нам покорилась. Но впереди еще много гор с их вершинами, а это значит, что еще много нового нам предстоит с вами узнать на уроках математики.
Давайте вернёмся к цели нашего урока. Достигли ли мы поставленной цели?
Выполнили еще один пункт плана?
-Что нового узнали на уроке?
-Чему учились?
-Какое задание понравилось?
-Какое задание было трудным?
Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке используя «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку
Большинству из вас…
Посмотрите друг на друга, почувствуйте тепло руки рядом сидящего человека. Улыбнитесь всем. Ведь на улыбку другого человека хочется улыбнуться в ответ.
Вот и подошёл к концу наш урок, спасибо всем, кто активно работал сегодня!
До свидания! До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.