Чувилкина Елена Юрьевна.
ГБОУ РФМЛИ г. Владикавказ РСО-Алания
Урок: математика.
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Умножение и деление на 10 и на 100».
Основные цели:
1) сформировать умение делить и умножать на 10 и на 100;
2) тренировать вычислительный навык, решать текстовые задачи.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
Демонстрационный материал:
2) эталон смысла действия умножения;
3) эталон переместительного свойства умножения;
4) эталон смысла действия деления;
5) задание для пробного действия:
6) эталон умножения на 10 и на 100: 7) эталон деления на 10 и на 100:
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Начинаем урок математики. Чему вы учитесь на уроках математики? (учимся считать, решать задачи, открываем математические законы)
- Хочу познакомить вас с высказыванием американского математика Айвена Нивена «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед.»
- Как вы понимаете эти слова?
- Какие арифметические действия вы изучаете последнее время? (Умножение и деление.)
- Сегодня вы продолжите работать с этими действиями. И начнем урок с повторения необходимых знаний.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1) Тренинг вычислительного навыка (фронтальная работа устно. Ответы записываем на доске)
- Найдите произведения чисел: 3 и 12; 4 и 2; 11 и 4; 3 и 4
- Чему равно произведение, если каждый множитель равен 5; первый множитель - 7, а второй - 5?
- Какие ответы вы получили? (36, 8, 44, 12, 25, 35.)
- Какие правила вам помогли выполнить это задание? (Знание таблицы умножения, знание правила, что такое умножение, знание переместительного свойства.)
Открываю на доске эталоны.
- На какие группы можно разбить эти числа? (На четные и нечетные, однозначные и двузначные, числа, в которых количество единиц и количество десятков одинаковое.)
- Назовите четные числа? (36, 12, 44, 8.)
- Найдите их сумму удобным способом.
Один из учащихся записывает на доске:
|
- Назовите нечетные числа. (25, 35.)
- На сколько одно число больше или меньше другого? (На 10.)
- Что вы можете сказать о числах 100 и 10? (Эти числа круглые, четные, число 100 – трехзначное, число 10 – двузначное.)
2) Пробное действие.
Работа в группах: решение задач с рисунками.
- Что нужно сделать в этом задании? (Решить задачи, пользуясь рисунками-подсказками.)
- Все ли задачи вам удалось решить? Что вам помогло это сделать? (Знание таблицы умножения и деления.)
- Какие трудности возникли при решении третьей задачи? (Умножение круглого числа 10. Это делать ещё не умеем.)
- Какую цель на данном уроке вы перед собой поставите? (Научиться умножать на 10.)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Умножение на 10.)
- Давайте разобраться, в чем у нас возникло затруднение.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти произведение 10 и 4.)
- Что нового в этом задании? (Нужно умножить круглое число 10.)
- В чем затруднение? (Нельзя воспользоваться таблицей умножения.)
- Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила умножения числа на 10.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» правило умножения чисел на 10.)
- Что вам поможет «открыть» правило? (Понятие действия умножения.)
- Как этот эталон вам поможет? (Представим произведение в виде суммы одинаковых слагаемых, найдём значение суммы, сделаем вывод, сформулируем правило.)
5. Реализация построенного проекта.
- Я предлагаю работать в группах. Как вы должны работать в группах? (Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны внимательно выслушать; если кто-то не согласен, то может после этого предложить свое решение; в каждой группе есть ответственный, он отвечает за работу группы.)
- Какой результат получили? (Выслушиваем представителей групп.)
- Как вы действовали? (Представили произведение в виде суммы одинаковых слагаемых.)
Один из учащихся записывает на доске:
|
- Что интересного вы замечаете? (В результате получилось двухзначное число, в разряде десятков цифра, соответствующая множителю 4, в разряде единиц ноль, так же, как у числа 10.)
- Как сказать проще? (К 4 приписали один ноль.)
- Какой вывод вы можете сделать? (При умножении на 10 к числу нужно приписать справа один ноль.)
Фронтальная работа со всем классом:
- Как умножить число на 100? (Нужно к числу справа приписать два нуля.)
- Проверьте верность вашего вывода.
Один из учащихся выводит правило умножения числа на 100 у доски фронтально на любом примерах: 100 * 4; 4 * 100.
- Как изменится правило, если надо разделить на 10 и на 100? (Если делим на 10, то отбрасываем у делимого один ноль, если делим на 100, то отбрасываем у делимого два ноля.)
- Почему вы так решили? (Деление обратная операция умножению.)
- Мы сделали свои выводы. Теперь надо сравнить их с выводами в учебнике.
Откройте учебники на странице 54. Проверьте.
Учащиеся читают правила на странице 54.
- Мы сделали правильные выводы? (Да.)
Учитель раздает учащимся эталоны.
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Уточните тему урока.
- Что вы теперь умеете делать? (Умножать и делить на 10 и на 100.)
- Попробуем применить полученные знания при выполнении конкретных заданий.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) Фронтальная работа.
№ 2 (1, 2), стр. 54.
Решение примеров в первом столбике по цепочке с комментированием.
Примеры второго столбика учащиеся решают, работая в парах с последующей проверкой.
№ 4 (1, 2), стр. 54.
Решение примеров в первом столбике по цепочке с комментированием.
Примеры второго столбика учащиеся решают, работая в парах с последующей проверкой.
- Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка?
- Кто считает, что сможет справиться с подобными заданиями самостоятельно?
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
№ 5, стр. 55
- Выполните это задание самостоятельно.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по эталону для самопроверки.
- Кто ошибся?
- В каком случае? (...)
- Исправьте ошибку.
- Кто выполнил работу правильно?
Одновременно организуется индивидуальная работа с дальнейшей проверкой. (Используются проектные работы «Презентация животного» и «Красная книга»)
Сколько килограммов весят 10 кошек?
Сколько килограммов весят 100 кошек?
Сколько килограммов весят 10 песцов?
Сколько килограммов весят 100 песцов?
Сколько крыльев у 10 стрекоз?
Сколько крыльев у 100 стрекоз?
Сколько ног у 10 змей?
Сколько ног у 100 змей?
- Какие правила вы использовали для вычисления? (При умножении на 10 к числу нужно приписать справа один ноль, при умножении на 100 к числу нужно приписать справа два нуля. Если 0 умножить на любое число, то получится 0.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
- При выполнении, каких заданий вам нужно будет выполнять умножение и деление на 10 и на 100? (В примерах, в задачах, в уравнениях.)
- Я предлагаю вам потренироваться в решении задач.
- Мы с вами работаем над проектом «Родной город». Как называется наш город? (Владикавказ)
- Как называется одна из старейших улиц нашего города, по которой любят гулять жители Владикавказа? (Проспект Мира)
- Длина нашего класса – 10 метров, а Проспект Мира в 100 раз длиннее нашего класса. Какова длина одной из старейших улиц нашего города?
- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (10 * 100 = 1000)
- Какое правило вы использовали для вычисления? (При умножении на 100 к числу нужно приписать справа два нуля.)
№ 6, стр. 55
- Прочитайте первую задачу.
Один из учащихся читает задачу вслух.
- Как ответить на вопрос задачи? (Нужно 10 умножить на 7.)
- Обоснуйте выбор действия? (В одной пачке 10 листов, всего 7 одинаковых пачек.)
- Запишите решение данной задачи.
Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.
Аналогично организуется решение остальных задач.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть правило умножения на 10 и 100.)
- Удалось ли достичь цели?
- Какие правила вы еще открыли? (Правило умножения на 10 и на 100, правило деления на 10 и на 100.)
- Кто из вас смог сам «открыть» новое знание?
- Приготовьте цветные карандаши. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поднимите карандаш зеленого цвета. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поднимите карандаш желтого цвета. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поднимите карандаш красного цвета.
- Что будете делать дома для того, чтобы эти знания окрепли? (Выучим правила дома, потренируемся.)
Комментирование домашнего задания.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.