Тема урока: Число 0. Цифра 0
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: создать условия для формирования представления о числе 0, его месте в ряду чисел, способах получения.
Задачи урока:
образовательные: познакомить детей с числом и цифрой 0, закрепить знания детей о составе чисел, совершенствовать вычислительные навыки математических действий (сложения, вычитания)
расширить представления детей о множестве
воспитательные: воспитывать положительные эмоции к учебе и
математике; воспитывать желание учиться;
воспитывать самостоятельность.
развивающие: развивать познавательную деятельность у учащихся;
развивать математическую речь;
развивать память, мыслительные операции (наблюдение, сопоставление, умение делать выводы); расширять кругозор детей;
развивать логическое мышление.
Ход урока
1. Организационный момент
Улыбнитесь, пусть хорошее настроение помогает вам на уроке!
2. Актуализация имеющихся знаний
а) Решение примеров в пределах 10 на рабочих листах (самостоятельно).
Возьмите рабочий лист и простой карандаш, найдите и выполните задание № 1
(РАБОЧИЙ ЛИСТ размещён в конце конспекта).
|
6-5 |
3-1 |
2+1 |
7-3 |
8-3 |
4+2 |
6+1 |
10-2 |
8+1 |
9+1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решите примеры. Ответы напишите под выражениями. СЛАЙД 1
б) Самооценка результата деятельности по критерию ПРАВИЛЬНОСТЬ.
СЛАЙД 2
- Сравните свои ответы с ответами на слайде.
- Оцените правильность выполнения с помощью шкалы оценивания.
Перед нами натуральный ряд чисел.
Где используем натуральные числа? (при счете, при назывании который по счёту)
3. Создание проблемной ситуации. Постановка темы и целей урока.
- Ребята, два героя одного известного мультфильма поспорили.
Один говорит, что мы уже изучили все числа в пределах 10, а другой говорит, что не все.
Давайте поможем им определить, кто из них прав?
Послушайте стихотворение, догадайтесь, о ком идёт речь.
Сколько
лет в яйце цыплёнку?
Сколько крыльев у котёнка?
Сколько в алфавите цифр?
Сколько гор проглотит тигр?
Сколько мышка весит тонн?
Сколько в стае рыб ворон?
Сколько зайцев съела моль?
Догадались, сколько? НОЛЬ! (хором)
–
Что общего во всех вопросах? (В ответе ничего нет.)
– Какое же число обозначает отсутствие предметов? (0)
- Кто из героев мультфильма мог загадать загадку про число 0? (Мультфильм «Фиксики», герои – Симка и Нолик). СЛАЙД 3
- Симка говорит, что мы уже изучили все числа в пределах 10.
А
Нолик говорит, что нет. Как вы думаете, кто прав? Нолик или Симка?
- Сегодня Нолик предложил изучить его имя.
- Назовите тему урока. (Число 0 и цифра 0)
- Сформулируем цели урока. Чему можно учиться на уроке по этой теме? (Ученики отвечают устно).
4. Планирование деятельности.
- На какие вопросы отвечали, когда изучали все числа от 1 до 10?
Дети отвечают. Учитель вывешивает на доску таблички или записывает:
1) Как получить новое число?
2) Как писать новое число?
3) Где встречается число?
4) Можно ли с помощью этого числа ответить на вопросы Сколько? Какой по счёту?
5) Какое число предыдущее, какое – последующее при счёте? Где место нового числа в ряду чисел?
6) Каков состав числа?
7) Является ли результатом измерения величин (длины, массы, времени)?
8) Решение неравенств с новым числом.
9) Решение примеров с новым числом.
10) Решение задач с новым числом.
5. Реализация плана.
- У нас получился план изучения любого числа. Начнём отвечать на все вопросы по порядку. Новые знания будем фиксировать на доске и частично в рабочем листе в задании № 2.
(Учитель записывает ответы на доске, дети помечают новые сведения на листе).
1) На урок пришел Нолик, потом убежал. Сколько фиксиков осталось? 0
- Как получить число? (Будем убирать предметы, пока ничего не останется).
- Каким действием можем получить 0? (Пока только вычитанием).
- Кто знает, что значит ноль? (Ничего, нисколько).
Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто, нисколько, нет предметов».
2) Как пишется цифра 0?
СЛАЙД 4
Рассмотрите цифру 0.
- На что она похожа цифра 0?
- Из скольких элементов состоит эта цифра? (из одного – овала)
Учитель показывает образец написания.
Начинаем писать цифру чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведём вверх к началу овала.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Письмо цифры 0 в воздухе, самостоятельно НА РАБОЧЕМ ЛИСТЕ (задание № 2)
3) Где встречается число? СЛАЙДЫ 5 - 10
- Число 0 в начале числа не пишется, но пишется в «круглых» числах, они оканчиваются на 0.
- Ноль в номерах телефонов экстренных служб; в часах.
- В городах есть «нулевой километр» автодорог (рисунок на слайде). Обычно находится в центре города, от него ведется счет км до следующего города.
- Есть даже памятник числу 0. Это Единственный памятник нулю на планете. Он находится в центре города Будапешт (Венгрия).
- В географии есть понятие «нулевой меридиан» (с него начинается отсчет географической долготы, проходит через город Гринвич в Великобритании. По территории России он не проходит).
- Число 0 встречается в поговорках «начать с нуля» (приступить к какому-нибудь делу без предварительной подготовки), «ноль внимания» (полное равнодушие, безразличие).
Как вы их понимаете?
4) Число – результат счёта предметов
Ø При ответе на вопрос: «Сколько?» означает «нисколько». При подсчёте предметов не используется.
Ø При ответе на вопрос: «Какой по счёту?» не используется.
5) Предыдущее – последующее. Место в ряду чисел -соседи числа.
- Как получили 0? Отнимая 1, мы получаем предшествующее число. Значит, где в ряду чисел должен стоять 0? Число 0 не является натуральным числом и не используется при счёте предметов.
У числа 0 может быть только один «сосед» – 1. У числа 0 есть следующее, нет предыдущего.
6. Физминутка (видео танца Нолика с Симкой)
6) Состава числа у число 0 НЕТ.
7) Число 0 – результат измерения величин, например, длины
Нет таких объектов, которые были бы 0 см, 0 кг.
Но число 0 используется в разных шкалах как начало отсчёта.
8) Решение неравенств НА РАБОЧЕМ ЛИСТЕ (задание № 3)
Вставьте в неравенства число так, чтобы они получились верными.
Какие числа вы вставили? Что заметили? (Все натуральные числа больше 0,
0 меньше всех натуральных чисел)
9) Решение примеров НА РАБОЧЕМ ЛИСТЕ (задание № 4)
-Что заметили? Какой вывод можем сделать?
10) Решение задач. Есть ли задачи с числом 0? (Нет задач с числом 0, но есть с ответом 0).
Ø Оказывается, ноль может прятаться в других словах.
Прочитайте НА РАБОЧЕМ ЛИСТЕ в задании № 5 предложения. В парах найдите слова, в которых спряталось число 0.
В комнате никого нет.
Ни одной конфеты не осталось.
Никто не опоздал на урок.
7. Рефлексия. Итог урока
Вернемся к началу урока.
Какие цели мы ставили? На какие вопросы удалось ответить? Кто оказался прав: Нолик или Симка? Что мог бы Нолик рассказать о своём имени? Что новое вы узнали? Чем интересно число 0? На какие вопросы еще предстоит ответить?
![]()
1)
|
6-5 |
3-1 |
2+1 |
7-3 |
8-3 |
4+2 |
6+1 |
10-2 |
8+1 |
9+1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
![]()
П
![]() |
2)

3)
![]()
0
0
![]()
0
0
![]()
0
0
4) 5 – 0 =
3 + 0 =
4 – 4 =
5) В комнате никого нет.
Ни одной конфеты не осталось.
Никто не опоздал на урок.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.