Дата: 17.01.2023 г.
Тема№71: «Перестановка слагаемых».
Цели: посредством наблюдения вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; способствовать развитию внимания, наблюдательности, закреплению умения прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4.
Планируемые результаты (предметные)
Знать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; уметь прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4.
УУД: см. КТП.
Оборудование: плакат- правило по теме урока, мячик для устного счета, карточки для парной и групповой работы, листы самооценки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
- Начнём наш урок с зарядки для ума.
- Самое маленькое число? (0)
- Какое число на 1 больше 2-х? (3)
- Какое число на 1 меньше 6-ти? (5)
- Показать предыдущее число числу 3, 8. (2, 7)
- Показать последующее число числу 6, 9. (7, 10)
- Назвать числа при сложении. (Слагаемое, слагаемое, сумма)
- Первое слагаемое 4, второе 3. Найти сумму (7)
– Я задумала число, прибавила еще столько же и получила 6. Какое число я задумала?
II.Актуализация знаний.
- Решите устно задачи.
- За кустом спрятались медвежата. Видно 8 лапок. Сколько было медвежат? (2)
- Из будки торчат хвостики всех щенков. Сколько щенков в будке, если мы видим 9 хвостиков? (9)
- Молодцы.
III. Создание проблемной ситуации.
Минутка финансовой грамотности.
- Леопольд поймал 5 рыбок, а Матроскин 3 рыбки. Кто поймал рыбок больше и на сколько?
- А сколько всего рыбок поймали коты?
Составьте решение на доске. (Дети составляют решение на партах, один ученик у доски).
Фиксирование затруднения
- Коты устроили спор. Леопольд утверждает, что верное решение 5 + 3, а Матроскин, что 3 + 5 . Кто прав?
Физминутка для глаз.
IV. Работа в паре.
Прочитаем оба решения по-разному. (К 5 прибавить 3 получится 5. 5 Сумма 5 и 3 равна 8. Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3 , сумма 8.)
(К 3 прибавить 5 получится 8. Сумма 3 и 5 равна 8. Первое слагаемое 3, второе слагаемое 5, сумма 8.)
- Подумайте, что произошло? (Слагаемые поменялись местами.)
- А можно ли так поступать в математике?
Постановка проблемы.
Мнения разделились. У нас возникло затруднение, проблема.
Нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?
Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь.
- Готовы? (Да).
V. Открытие детьми новых знаний.
- Какая возникла проблема? (Мы не знаем можно ли переставлять слагаемые местами.)
- Что надо сделать, чтобы решить нашу проблему? (Понаблюдать, что происходит, когда слагаемые меняются местами и сделать собственные выводы.)
- Как вы думаете, чтобы сделать вывод, достаточно наблюдения над одним случаем перестановки слагаемых? (Нет, не достаточно.)
-Как нам поступить в рамках одного урока? (Работать группами или рядами)
- И так эксперимент с геометрическим материалом.
1 ряд - 3 красных квадрата и 4 зелёных, 2 ряд - 2 синих круга и 6 жёлтых кругов, 3 ряд – 5 красных треугольников и 3 синих.
VI. Наметим план исследования: (Карточка для парной работы)
1.Составить два примера на сложение.
2.Сравнить результаты.
3.Сделать вывод.
VII. Ребята работают в группах.
Один ученик выходит к доске и отчитывается о работе группы по плану:
У нас получились примеры…..
Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма…..
- Проведем следующий эксперимент:
К доске выйдут 2 мальчика и 4 девочки. Сколько всего детей? (6)
Поменяйтесь местами. Изменилось ли количество детей? (Нет.)
- Как вы думаете, теперь можно сделать общий вывод?
-Какой сделаем вывод? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется.)
VIII.Работа с учебником.
1. - Давайте откроем учебник и прочитаем правило на стр.14. Интересно, совпадет наше открытие с правилом в учебнике? (Да.)
- Так, кто ж из котов прав: Леопольд или Матроскин? (Оба.)
- Объясните почему. (От перестановки слагаемых сумма не меняется.)
2. Работа по иллюстрации учебника (Гномики)
3. Стр. 15, №1 – Какие выражения легче было решать? (К большему прибавить меньшее.)
Физминутка динамическая.
IX.Первичное закрепление
- Работа у доски. Решение примеров комментированием.
5 + 3 7 + 2
3 + 5 2 + 7
- Работаем по карточкам.
Желтые карточки – придумать и записать примеры по теме нашего урока.
Белые карточки - найдите значения выражений и закрасьте определенным цветом выражения с одинаковыми значениями.
X. Рефлексия. Итог
- Какое новые знания вы открыли на уроке? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется. К большему числу легче прибавить меньшее.
- Кто познакомил вам с этими правилами? (Сами узнали, провели исследование.)
- Кот Леопольд и кот Матроскин благодарят вас за помощь и обещают никогда не ссориться.
Теперь оцените свое настроение на уроке. (Три цветных карандаша)
Желтый – «Я – молодец, справился сам».
Зеленый – «Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился».
Синий – «Я вообще-то молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся».
XI. Домашнее задание (устное).
- Расскажите своим родителям о нашем открытии.
- Наш урок окончен. Вам, ребята, спасибо за исследование и старание.
5 + 3 = 8
|
3 + 5 = 8 |
ПЕРЕСТАНОВКА
|
СЛАГАЕМЫХ
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
План исследования:
1. Составить два примера на сложение.
2. Сравнить результаты.
3. Сделать вывод.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.