Конспект урока Механические колебания

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Механические колебания Тип урока: Урок открытия новых знаний Цели и задачи урока: Образовательные: Сформировать представление о разных видах механических колебаний, (свободных, вынужденных, затухающих) рассмотреть колебания на примере математического и пружинного маятников. Ввести характеристики колебательного движения (период, частота, амплитуда). Вести работу с помощью интерактивной доски.
Иконка файла материала Механические колебания.docx

Предмет: Физика                                                                               Класс:

Учитель: Кравчук В.А.                                                                     Дата:

Тема: Механические колебания

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цели и задачи урока:

Образовательные: Сформировать представление о разных видах механических колебаний, (свободных, вынужденных, затухающих) рассмотреть колебания на примере математического и пружинного маятников. Ввести характеристики колебательного движения (период, частота, амплитуда). Вести работу с помощью интерактивной доски.

Воспитательные: воспитание мировоззренческого понятия (причинно – следственных связей в окружающем мире)

Развивающие: развитие самостоятельности мышления и интеллекта, умение объяснять наблюдаемые явления умение формулировать выводы по изученному материалу, развитие грамотной устной речи, содержащей физическую терминологию, развивать навыки проведения эксперимента. 

Метапредметные УУД:

Познавательные: понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений.

Регулятивные: постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

Коммуникативные: формирование умений представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения; вести дискуссию; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли; способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения; признавать право другого человека на иное мнение.

Личностные УУД: уметь анализировать результаты учебной деятельности; объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе; понимать практическую значимость уроков математики.

Демонстрации: Маятники математические на длинной и короткой нити; показ слайдов с помощью информационно – компьютерных технологий.

Ход урока:

1.         Организационный момент.

2.         Актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

Самостоятельная работа  по теме « Работа. Мощность. Простые механизмы».

1. Выразить в джоулях работу, равную 0,06 кДж.

2. За 2 мин транспортер, используемый при загрузке зерна, совершает работу 240 кДж. Чему равна мощность транспортера?

3. На стройках используют неподвижные блоки для поднятия тяжестей. Что дает этот механизм на практике?

Самопроверка (сравнение с эталоном)

3.         Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

—  Мы живем в мире колебаний!

Несмотря на такое разнообразие, все они имеют много общего: колебания разной природы описываются аналогичными величинами, есть общие законы, которые мы используем для характеристики разных колебаний. Специальный раздел физики «Теория колебаний» занимается изучением закономерностей этих явлений.

Разобравшись с этим видом колебаний, легче будет понять колебания другой природы.(слайд 2)

Сформулируйте цели урока: познакомиться …                     учиться считать…    учиться решать…

4.         Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

1. Рассказ учителя с показом презентации.

Определение колебаний

Колебания – самые распространенные процессы в природе и технике. Колеблются высотные дома, под действием ветра колеблются высоковольтные провода, мосты, маятник заведенных часов, автомобиль на рессорах, Землетрясение – это колебание почвы, биение пульса – периодические сокращения сердечной мышцы. Несмотря на такое разнообразие, все колебания имеют общие признаки. (слайды 3 и 4)

Давайте внимательно посмотрим на колеблющиеся тела и постараемся ответить на вопрос: «Какой общий признак у всех колебательных процессов?» (периодичность, повторяемость.)

Колебания – это движения или процессы, которые точно или приблизительно повторяются через определенные промежутки времени.

Колебательная система – это система тел, способных совершать колебательные движения.

 

Виды колебаний

Свободные колебания – это колебания под действием внутренних сил системы после того как система была выведена из состояния равновесия

Вынужденные колебания – это колебания, которые происходят под действием внешней, периодически изменяющейся силы. Приведите примеры.

- игла швейной машины, поршень в двигателе внутреннего сгорания

Характеристики колебаний

Амплитуда (А) - максимальное отклонение тела от положения равновесия. Единица смещения и единица амплитуды колебаний в СИ – метр (м). (слайд 5)

Период T – время одного полного колебания. T = t/N Единица периода колебаний в СИ секунда (с). (слайд 6)

Частота -число полных колебаний, совершенных за единицу времени. ν = N/t

Единица частоты колебаний в СИ – герц (Гц). 1Гц равен частоте колебаний, при которых тело за 1 секунду совершает одно полное колебание.(слайд 7)

Резонанс.

Демонстрация модели. Если отвести  маятник от положения равновесия и отпустить, то соседние маятники начнут  свое движение, но какой из них раскачивается сильнее? Явление резкого увеличения амплитуды вынужденных колебаний при совпадении частоты вынуждающей силы с собственной частотой колебаний тела называется резонансом.

Сообщения учащихся «Последствия резонанса.

Первичное закрепление: 

- Что называют колебаниями?

- Какие бывают виды колебаний?

- Что такое свободные колебания?

- Какие колебания называются вынужденными?

- Что называют периодом?

- Что такое амплитуда?

Решение задачи.

Задача 1. Аист в полёте делает 20 взмахов крыльев за 10 секунд. Вычисли период и частоту взмахов крыльев аиста.

n =20

t =10с

Т-?

n-?

T=t/ n

ν=n/ t

T =10/20 с =0,5 с

ν =20/10 Гц =2 Гц

 

5.         Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

- Нового вы узнали на этом уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что вам не понравилось на уроке?

- Изменилось ли ваше настроение после этого урока: настроение улучшилось? ухудшилось?

- Какую отметку вы бы себе поставили?

Выставляются отметки за урок.

6.          Инструкции по выполнению домашнего задания. Изучить § 23 стр. 100-103, решить задачу 23.1, 23.2