Конспект урока "Многозначные слова"
Оценка 4.6

Конспект урока "Многозначные слова"

Оценка 4.6
docx
10.02.2024
Конспект урока "Многозначные слова"
Многозн. слова конспект.docx

 

Конспект урока грамматики по теме

«Многозначные слова»

  

 

Тема

 

Многозначные слова

Тип урока

Открытие нового знания

Цель

 

Формирование представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка

 

Основное содержание темы, термины и понятия

 

 

Планируемые результаты

Предметные

дать представление о многозначных и однозначных словах, наблюдать за их употреблением в речи, ввести в активный словарный запас детей слова-термины  «многозначные - однозначные», обеспечить закрепление материала через разные виды работ, способствовать обогащению словаря учащихся

 

ууд

Личностные:

ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.

Регулятивные:

ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль по результату;

Познавательные:

ученик получит возможность осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

ученик получит возможность аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

 

Межпредметные связи

 

 

 

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная

 

 

 

 

 

Ресурсы

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык 

2 класс, 1 часть; (УМК «Школа России»)

Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса к учебнику

В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык».

Содержание деятельности учителя

Деятельность обучающихся

 

1        Постановка учебной задачи

 

 

Весь мир людей, животных, растений, явлений природы,

города, страны, предметы вокруг нас, события,

наши действия, настроение – всё имеет своё имя или

название.

Вы легко понимаете слово, если знаете его значение.

Но иногда в жизни можно наблюдать такую ситуацию.

Приятели получили записку:

 

«Приходите, будем играть, захватите с собой мышку».

 

Один пришёл с мышкой – мягкой игрушкой.

Другой – с живой мышкой из зоомагазина,

а тритий – с компьютерной мышкой.

 

(Слайд)

 

Кто из приятелей прав?

Почему же произошла такая путаница?

 

Всё дело в том, что многие слова русского языка

могут иметь несколько значений.

 

На уроке мы познакомимся с такими словами.

 

II Актуализация опорных знаний

На прошлом уроке мы приступили к изучению нового раздела «Слова, слова, слова». Вы получили представление о лексическом значении слова, познакомились с толковым словарём. Проверим, как вы усвоили данные понятия.

Несколько человек будут выполнять задания на индивидуальных карточках. (Получают индивидуальные карточки, приступают к выполнению заданий.)

 

 

 

 

 

 

 

Остальные вместе с Незнайкой будут играть в игру «Объяснялка». (Слайд)

Недавно Незнайка принял участие в олимпиаде по русскому языку. Незнайке были предложены слова и дано задание: объяснить значение этих слов.

Посмотрите, что получилось у Незнайки. (Слайд)

 

 

 

Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях Незнайки?

 

А какое объяснение значения данных слов дали бы вы?

(Выслушиваются версии объяснений. Формулируются правильные объяснения.)

(Слайд)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему ошибся Незнайка?

(Незнайка не знал значений этих слов.)

А где можно уточнить значение слов?

(Значение слов можно уточнить в толковом словаре.)

(Слайд)

 

 

 

 

Незнайка неправильно объяснил значение слов: садовод и перчатки.

 

III Открытие нового знания

1.     Наблюдение языкового материала

Сегодня мы продолжим изучать тему «Слово и его значение», и, как всегда узнаем что-то новое.

Тему урока попробуете отгадать самостоятельно.

Задание: соотнесите слова с рисунками. (Слайд)

Слову ромашка соответствует один рисунок – цветок ромашка;

Слову колокольчик – два рисунка: цветок колокольчик и колокольчик музыкальный;

Слову лисичка соответствуют два рисунка: гриб лисичка, зверёк лисичка.

Почему так произошло?

(Потому что слова колокольчик и лисичка имеют несколько значений, а слово ромашка – одно.)

Действительно, существуют слова, которые имеют одно значение, и слова, которые имеют несколько значений.

Сейчас мы отправимся в путешествие в город Словарик. Будем знакомиться со словами, которые имеют несколько значений. Мы их назовём «слова – близнецы». Отправляемся в путешествие. (Лингвистическая сказка)

 

2.     Работа с правилом

Итак, с какими словами мы познакомились?

А может, кто-то уже догадался, как называются эти слова? (Многозначные слова)

 

 

– Представьте, что вы – авторы нового создаваемого учебника по русскому языку для второклассников. Какое определение многозначных слов из двух предложенных вы бы выбрали для своей книги?

Какое определение точнее?

(Слайд)

 

Работа с учебником: с. 48 упр. 59.

Работа со схемой.

Обсуждение:

Рассмотрите схему. Прочитайте.

Почему так названы: многозначные, однозначные?

Что означают однозначные слова ландыш, берёза?

Составьте устно предложение с одним из многозначных слов: звезда, язык, иглы. (На небе сияли крупные звёзды. На картинке учебника изображена морская звезда.)

 

Слова, которые имеют два значения, называются многозначными.

Слова, которые имеют два или более значений, называются многозначными.

 

 

IV  Система упражнений по формированию способа действия

Упражнение 1

Цель: формировать алгоритм доказательства понятия по опорной схеме.

Вид деятельности детей: устный комментарий по цепочке.

Материал:

язычок, ножка,  горлышко, ушко, гребешок, идет, льет, летит, голова, земля, мир, класс, стол, ракета, язык, растет, горит, сложил, падает, сырой, красный.

Задание:

- Надо по цепочке читать слово и доказывать, является оно многозначным или однозначным. Я покажу образец рассуждения.

- Слово язычок многозначное, потому что его можно употребить в нескольких значениях: язычок ботинка, язычок малыша, язычок колокола.

 

Упражнение 2.

Цель: совершенствовать доказательства, подбор сочетаемых по значению слов.

Вид деятельности детей: письмо с комментарием (комментарий вслух – ½ упражнения, ½ - с проговариванием про себя)

Материал: спинка, нос, молния, крыло, полотно, выходить, отвечать, тяжелый.

Задание:

- Запишите слово, подберите к нему сочетаемое по значению слово, запишите его рядом. Посмотрите, как надо оформлять работу.

 

Упражнение 3. (Дидактическая игра с сигналками)

Цель: выявление уровня усвоения; снятие монотонности.

Вид деятельности детей: игра с сигналками.

Материал:

Лёд, ли­сток, хвост, ска­кал­ка, сосна, кен­гу­ру, ма­те­ма­тика, линия, бабочка, ги­та­ра, мол­ния, хлеб.

Задание: Раз­де­ли­те слова в два стол­би­ка: в пер­вый од­но­знач­ные слова, во вто­рой много­знач­ные. Для ответа, по мере готовности, используйте сигналки. Например:

Лёд – это замёрзшая вода. Одно значение. Отправим в левый столбик.

Листок – это и бумага, и лист дерева. Слово многозначное. Отправим в правый столбик.

Про­верь­те себя.

Од­но­знач­ные слова: лёд, ска­кал­ка, сосна, кен­гу­ру, ги­та­ра.

Мно­го­знач­ные слова: ли­сток (бу­ма­ги и де­ре­ва), хвост (жи­вот­но­го, само­лё­та, оче­ре­ди), линия (го­ри­зон­та, черта на бу­ма­ге, железнододож­ная или воз­душ­ная), ба­боч­ка (на­се­ко­мое и гал­стук), мол­ния (за­стёж­ка и раз­ряд в воз­ду­хе), хлеб (это и про­дукт, ко­то­рый едим, и зерно, по­са­жен­ное в поле)

Упражнение 4. - № 35, стр. 18 рабочей тетради.

Цель: проверка уровня умений.

Вид деятельности детей: самостоятельная работа.

Задание: Из предложенных выбери многозначные слова. Составь и запиши предложение с многозначным словом.

Проверка – сигнальная карточка по готовности; дети показывают, что написали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

Оформление:

Спинка стула, спинка ученика.

 

 

 

 

 

Работа, направленная на развитие речи

Послушайте стихотворение Ирины Токмаковой.

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок черный язычком

С утра лакает молочко

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране...

Ты почему не веришь мне?

О чём пишет автор? (О многозначных словах.)

Как бы вы озаглавили это стихотворение? (Страна многозначных слов)

Сама Ирина Токмакова назвала стихотворение «В чудной стране…»

             Ко­неч­но, ещё не все зна­че­ния многих вам уже сей­час по­нят­ны, но ста­рай­тесь вы­яс­нять незна­ко­мое и непо­нят­ное и за­по­ми­нать, а по­мо­гут вам тол­ко­вые сло­ва­ри.

Зна­ние раз­ных зна­че­ний слов сде­ла­ет вашу речь ин­те­рес­ной и кра­си­вой.

Рефлексия

С какими словами работали на уроке? Объясните, что такое многозначные и однозначные слова? Почему эти слова так называют? Где можно уточнить, какое слово многозначное, а какое – однозначное?

Как вы думаете, сколько многозначных слов в русском языке? 100? 300? а может 500? а вот решить эту проблему мы попробуем на следующем уроке. А сейчас попрошу вас оценить свою работу на уроке.

Ответьте на «хитрые» вопросы.

Оценивание

Сегодня на уроке вы получили знания о многозначных словах; научились находить их в речи и объяснять их лексическое значение; строить высказывания с использованием многозначных слов, составлять предложения с многозначными словами.

Ф.И.О

д/з

словарь

1 упр.

2 упр.

устно

итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V Инструктаж к ДЗ

Рабочая тетрадь с.18 упр. 35.

 

 

 

 


 

Конспект урока грамматики по теме «Многозначные слова»

Конспект урока грамматики по теме «Многозначные слова»

Межпредметные связи Формы работы

Межпредметные связи Формы работы

Почему же произошла такая путаница?

Почему же произошла такая путаница?

Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях

Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях

II I Открытие нового знания 1

II I Открытие нового знания 1

Отправляемся в путешествие. ( Лингвистическая сказка ) 1

Отправляемся в путешествие. ( Лингвистическая сказка ) 1

IV Система упражнений по формированию способа действия

IV Система упражнений по формированию способа действия

Вид деятельности детей : письмо с комментарием (комментарий вслух – ½ упражнения, ½ - с проговариванием про себя)

Вид деятельности детей : письмо с комментарием (комментарий вслух – ½ упражнения, ½ - с проговариванием про себя)

Упражнение 4. - № 35, стр. 18 рабочей тетради

Упражнение 4. - № 35, стр. 18 рабочей тетради

Ты почему не веришь мне? О чём пишет автор? (О многозначных словах

Ты почему не веришь мне? О чём пишет автор? (О многозначных словах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2024