Конспект урока грамматики по теме
«Многозначные слова»
Тема
|
Многозначные слова |
||||||||||||||||||||||
Тип урока |
Открытие нового знания |
||||||||||||||||||||||
Цель
|
Формирование представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка
|
||||||||||||||||||||||
Основное содержание темы, термины и понятия
|
|
||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
Предметные дать представление о многозначных и однозначных словах, наблюдать за их употреблением в речи, ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные - однозначные», обеспечить закрепление материала через разные виды работ, способствовать обогащению словаря учащихся
|
ууд Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников. Регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль по результату; Познавательные: ученик получит возможность осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи; Коммуникативные: ученик получит возможность аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
|
|||||||||||||||||||||
Межпредметные связи
|
Формы работы Индивидуальная, фронтальная
|
Ресурсы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык 2 класс, 1 часть; (УМК «Школа России») Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык». |
|||||||||||||||||||||
Содержание деятельности учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||||
1 Постановка учебной задачи
Весь мир людей, животных, растений, явлений природы, города, страны, предметы вокруг нас, события, наши действия, настроение – всё имеет своё имя или название. Вы легко понимаете слово, если знаете его значение. Но иногда в жизни можно наблюдать такую ситуацию. Приятели получили записку:
«Приходите, будем играть, захватите с собой мышку».
Один пришёл с мышкой – мягкой игрушкой. Другой – с живой мышкой из зоомагазина, а тритий – с компьютерной мышкой.
(Слайд)
Кто из приятелей прав? Почему же произошла такая путаница?
Всё дело в том, что многие слова русского языка могут иметь несколько значений.
На уроке мы познакомимся с такими словами.
|
|||||||||||||||||||||||
II Актуализация опорных знаний |
|||||||||||||||||||||||
На прошлом уроке мы приступили к изучению нового раздела «Слова, слова, слова». Вы получили представление о лексическом значении слова, познакомились с толковым словарём. Проверим, как вы усвоили данные понятия. Несколько человек будут выполнять задания на индивидуальных карточках. (Получают индивидуальные карточки, приступают к выполнению заданий.)
Остальные вместе с Незнайкой будут играть в игру «Объяснялка». (Слайд) Недавно Незнайка принял участие в олимпиаде по русскому языку. Незнайке были предложены слова и дано задание: объяснить значение этих слов. Посмотрите, что получилось у Незнайки. (Слайд)
Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях Незнайки?
А какое объяснение значения данных слов дали бы вы? (Выслушиваются версии объяснений. Формулируются правильные объяснения.) (Слайд)
Почему ошибся Незнайка? (Незнайка не знал значений этих слов.) А где можно уточнить значение слов? (Значение слов можно уточнить в толковом словаре.) (Слайд)
|
Незнайка неправильно объяснил значение слов: садовод и перчатки.
|
||||||||||||||||||||||
III Открытие нового знания |
|||||||||||||||||||||||
1. Наблюдение языкового материала Сегодня мы продолжим изучать тему «Слово и его значение», и, как всегда узнаем что-то новое. Тему урока попробуете отгадать самостоятельно. Задание: соотнесите слова с рисунками. (Слайд) Слову ромашка соответствует один рисунок – цветок ромашка; Слову колокольчик – два рисунка: цветок колокольчик и колокольчик музыкальный; Слову лисичка соответствуют два рисунка: гриб лисичка, зверёк лисичка. Почему так произошло? (Потому что слова колокольчик и лисичка имеют несколько значений, а слово ромашка – одно.) Действительно, существуют слова, которые имеют одно значение, и слова, которые имеют несколько значений. Сейчас мы отправимся в путешествие в город Словарик. Будем знакомиться со словами, которые имеют несколько значений. Мы их назовём «слова – близнецы». Отправляемся в путешествие. (Лингвистическая сказка)
2. Работа с правилом Итак, с какими словами мы познакомились? А может, кто-то уже догадался, как называются эти слова? (Многозначные слова)
– Представьте, что вы – авторы нового создаваемого учебника по русскому языку для второклассников. Какое определение многозначных слов из двух предложенных вы бы выбрали для своей книги? Какое определение точнее? (Слайд)
Работа с учебником: с. 48 упр. 59. Работа со схемой. Обсуждение: Рассмотрите схему. Прочитайте. Почему так названы: многозначные, однозначные? Что означают однозначные слова ландыш, берёза? Составьте устно предложение с одним из многозначных слов: звезда, язык, иглы. (На небе сияли крупные звёзды. На картинке учебника изображена морская звезда.) |
… Слова, которые имеют два значения, называются многозначными. Слова, которые имеют два или более значений, называются многозначными.
|
||||||||||||||||||||||
IV Система упражнений по формированию способа действия |
|||||||||||||||||||||||
Упражнение 1. Цель: формировать алгоритм доказательства понятия по опорной схеме. Вид деятельности детей: устный комментарий по цепочке. Материал: язычок, ножка, горлышко, ушко, гребешок, идет, льет, летит, голова, земля, мир, класс, стол, ракета, язык, растет, горит, сложил, падает, сырой, красный. Задание: - Надо по цепочке читать слово и доказывать, является оно многозначным или однозначным. Я покажу образец рассуждения. - Слово язычок многозначное, потому что его можно употребить в нескольких значениях: язычок ботинка, язычок малыша, язычок колокола.
Упражнение 2. Цель: совершенствовать доказательства, подбор сочетаемых по значению слов. Вид деятельности детей: письмо с комментарием (комментарий вслух – ½ упражнения, ½ - с проговариванием про себя) Материал: спинка, нос, молния, крыло, полотно, выходить, отвечать, тяжелый. Задание: - Запишите слово, подберите к нему сочетаемое по значению слово, запишите его рядом. Посмотрите, как надо оформлять работу.
Упражнение 3. (Дидактическая игра с сигналками) Цель: выявление уровня усвоения; снятие монотонности. Вид деятельности детей: игра с сигналками. Материал: Лёд, листок, хвост, скакалка, сосна, кенгуру, математика, линия, бабочка, гитара, молния, хлеб. Задание: Разделите слова в два столбика: в первый однозначные слова, во второй многозначные. Для ответа, по мере готовности, используйте сигналки. Например: Лёд – это замёрзшая вода. Одно значение. Отправим в левый столбик. Листок – это и бумага, и лист дерева. Слово многозначное. Отправим в правый столбик. Проверьте себя. Однозначные слова: лёд, скакалка, сосна, кенгуру, гитара. Многозначные слова: листок (бумаги и дерева), хвост (животного, самолёта, очереди), линия (горизонта, черта на бумаге, железнододожная или воздушная), бабочка (насекомое и галстук), молния (застёжка и разряд в воздухе), хлеб (это и продукт, который едим, и зерно, посаженное в поле) Упражнение 4. - № 35, стр. 18 рабочей тетради. Цель: проверка уровня умений. Вид деятельности детей: самостоятельная работа. Задание: Из предложенных выбери многозначные слова. Составь и запиши предложение с многозначным словом. Проверка – сигнальная карточка по готовности; дети показывают, что написали. |
Слайд Оформление: Спинка стула, спинка ученика.
|
||||||||||||||||||||||
Работа, направленная на развитие речи |
|||||||||||||||||||||||
Послушайте стихотворение Ирины Токмаковой. В одной стране, В чудной стране, Где не бывать Тебе и мне, Ботинок черный язычком С утра лакает молочко И целый день в окошко Глазком глядит картошка. Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает, А стул на гнутых ножках Танцует под гармошку. В одной стране, В чудной стране... Ты почему не веришь мне? О чём пишет автор? (О многозначных словах.) Как бы вы озаглавили это стихотворение? (Страна многозначных слов) Сама Ирина Токмакова назвала стихотворение «В чудной стране…» Конечно, ещё не все значения многих вам уже сейчас понятны, но старайтесь выяснять незнакомое и непонятное и запоминать, а помогут вам толковые словари. Знание разных значений слов сделает вашу речь интересной и красивой. Рефлексия С какими словами работали на уроке? Объясните, что такое многозначные и однозначные слова? Почему эти слова так называют? Где можно уточнить, какое слово многозначное, а какое – однозначное? Как вы думаете, сколько многозначных слов в русском языке? 100? 300? а может 500? а вот решить эту проблему мы попробуем на следующем уроке. А сейчас попрошу вас оценить свою работу на уроке. Ответьте на «хитрые» вопросы. Оценивание Сегодня на уроке вы получили знания о многозначных словах; научились находить их в речи и объяснять их лексическое значение; строить высказывания с использованием многозначных слов, составлять предложения с многозначными словами.
|
|
||||||||||||||||||||||
V Инструктаж к ДЗ |
|||||||||||||||||||||||
Рабочая тетрадь с.18 упр. 35.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.