Коспект урока литературного чтения - Паустовский
Оценка 4.9

Коспект урока литературного чтения - Паустовский

Оценка 4.9
docx
10.02.2024
Коспект урока литературного чтения - Паустовский
ЛЧ Паустовский .docx

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся. Наглядность

1 этап. Проверка домашнего задания

- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с рассказом «Тёплый хлеб». Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете произведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Я подготовила карточки с индивидуальным заданием на знание текста.

 

Карточка № 1. Необходимо соотнести героев и их действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки № 2 и № 3 включают в себя задания-тесты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Три человека получают карточки и выполняют задания, пока все остальные работают со мной. Будем выполнять «Тест-рисунок». Я раздала вам листочки бумаги, буду читать утверждение. Если оно верно, вы рисуете в клеточке горку (из уголка клеточки в уголок), если неверное – горизонтальную линию. Приступаем к работе.

 

 

- Проведём проверку: сверьте свои рисунки с рисунком на слайде. У вас должен получиться вот такой рисунок. Исправьте, у кого не так. Молодцы!

 

- Проводим проверку выполнения заданий на карточках. Ребята, сверьте свои результаты с правильными ответами. У вас должно получиться так. Исправьте, у кого не так.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Читая рассказ «Тёплый хлеб», вы узнали много новых слов, разобрали их значение. Выясним, как вы усвоили эти слова. Будем выполнять электронный тест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

- Теперь будем решать кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решае

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают электронный кроссворд.

 

2 этап. Подготовка к восприятию

- Вы верно решили кроссворд Решив кроссворд, мы определили главное, ключевое слово нашего урока. Это слово – ДОБРОТА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В повседневной жизни мы очень часто сталкиваемся с проблемой добра и зла. Великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал: “Чтобы поверить в добро, надо начать его делать”. Но, чтобы делать добро, надо, прежде всего им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе Доброту.

– Давайте выясним, а что такое добро, доброта. Если заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова, то найдем пояснение: 

Добро – Все положительное, хорошее, полезное.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

 

Зло - Нечто дурное, вредное, противоположное добру; беда, несчастье, неприятность.

 

 

 

 

 

 

- Сегодня на уроке будем разбираться, что такое ДОБРО и ЗЛО.

 

- Что такое добро, по-вашему? Закончите предложение:

 «Делать добро - это значит ...»

 

 

- Верно, у вас правильное представление о доброте.

Давайте поиграем в игру «Добрый или злой?». Распределите сказочных герое в два царства.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как бы вы назвали эти царства?

- Спасибо, вы прекрасно справились с заданием.

- Русская пословица гласит: «Доброе дело два века живет». Как вы ее понимаете? 

 - Какие пословицы о добре вы знаете?

 

- Быть добрыми, любить природу, животных, труд, уважать старших и родных учит в своих произведениях русский писатель К.Д. Ушинский. Сегодня мы познакомимся с необычным рассказом К.Д. Ушинского, который называется «Слепая лошадь».

 

- Какую учебную задачу мы поставим на урок?

— Ка

- Сейчас мы будем читать рассказ К.Д. Ушинского «Слепая лошадь». О чем пойдет речь в рассказе, попробуем предугадать по названию и иллюстрации.

Лексическая работа

- Когда будем читать рассказ, вам встретятся непонятные слова. Поговорим о значении некоторых слов, которые встречаются в тексте. Будем это делать для того, чтобы понять смысл этих слов, обогатить свой словарный запас, точнее понять смысл произведения.

В произведении встретятся слова:

 

 

 

- Давайте послушаем рассказ о слепой лошади.

 

129192_tribune_dobro_i_zlo

 

 

 

Предполагаемые ответы уч-ся:

- помогать людям,

- приносить хлеб из магазина бабушке,

- кормить животных,

- помогать маме и папе

 

 

 

Проводится игра «Добрый или злой?»

 

- Царство Добра и Царство Зла.

- Доброе дело люди помнят долго.

- «Доброе дело само себя хвалит»

- «Худо тому, кто добра не делает никому»

- «За добро добром платят».

 

- Будем читать рассказ К.Д. Ушинского «Слепая лошадь»

 

(Дети рассказывают о своих предположениях.)

 

 

 

3 этап. Первичное восприятие текста

- Ребята, после прослушивания произведения, вам необходимо будет поделиться своими впечатлениями об услышанном, ответить на следующие вопросы:

- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

- За кого вы переживали?

- Когда переживали за героя?

- Что больше запомнилось?

Будьте внимательны.

(Учитель читает произведение.)

- Вы прослушали историю о слепой лошади.

- Оправдались ли ваши ожидания?

- О чем же рассказ?

- Что больше запомнилось?

- Когда вы переживали за героя?

 

- Посмотрите, какие разные отношения у вас возникли к событиям рассказа, какие разные чувства. Сейчас мы будем перечитывать текст по частям, анализировать прочитанное, что позволит нам глубоко понять художественное произведение.

Обучающиеся слушают произведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети делятся своими впечатлениями, объясняют свой выбор.

 

 

4 этап. Повторное чтение и анализ произведения

- Начнём читать текст до первой остановки.

 

Давным-давно стоял на высоком морском берегу богатый торговый славянский город Винета. … Хозяин никогда не ездил ни на какой другой лошади.

 

- Когда происходили описанные события? Найдите ответ в тексте.

 

 

 

 

 

- Какими вы представляете героев рассказа?

- Как звали богатого купца? 

- Как жил купец?

 

 

- За что Уседом прозвал любимого коня Догони-Ветром?

 

- Как можно озаглавить эту часть текста?

 

- Будем читать текст до следующей остановки.

Случилось купцу вовремя одной из поездок по торговым делам проезжать через большой и темный лес. … Слезая с коня, купец торжественно обещал никому не отдавать своего верного коня, не прогонять его, как бы он не состарился, и ежедневно до самой смерти отпускать ему по три меры лучшего овса.

 

- Где произошла беда с купцом?

 

- Кто спас купца от разбойников? 

- Опишите, каким вы видите Догони-Ветра.

 

 

 

- Какое обещание дал Уседом?

 

 

 

- Как можно озаглавить эту часть?

 

- Будем читать рассказ далее.

 

Но он не присмотрел сам за лошадью, а работник не дал измученному коню как следует остыть и напоил его раньше времени. … А затем ему показалось нерасчетливым кормить слепую, негодную лошадь, и он велел выгнать ее за ворота.

 

- Каким мы видим лошадь?

 

- Почему Уседом выгнал своего любимого коня?

 

 

- Какую клятву нарушил Уседом?

 

 - Как вы считаете, какой человек Уседом? Подберите подходящие слова.

 

- Как можно озаглавить эту часть?

 

- Читаем следующую часть рассказа.

 

Бедный слепой Догони-Ветер, не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами, опустивши голову и печально шевеля ушами. … Думая, может быть, вытащить пучок соломы, она схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать.

 

- Что вы узнали о жизни в старинном славянском городе Винета?

 

 

 

- Найди в тексте значение слова «вече».

 

- Зачем жителям вечевой колокол? Найдите в тексте.

 

 

 

- Как вы понимаете выражение «бить в набат»? Во Фразеологическом словаре даётся значение этого выражения: Поднимать тревогу. Набат – большой войсковой барабан, затем на Руси стали называть большой колокол для оповещения народа о какой-либо беде.

- Докажите, что оно употребимо в этом рассказе.

 

- Поставьте себя на место Догони-Ветра, какие чувства испытали бы вы?

- Как лошадь набрела на вечевой колокол?

 

 

- Как озаглавим эту часть?

 

- Прочитаем окончание рассказа.

 

Колокол зазвонил так сильно, что народ, недоумевая, толпами стал сбегаться на площадь. … Говорят, впрочем, что не нужно было предупреждать Уседома: купец почувствовал всю черноту своего поступка, кормил и холил слепую лошадь до самой ее смерти.

 

Найдите слова-признаки, которые характеризуют состояние Догони-Ветра.

- Какой из этих признаков автор использовал в качестве изобразительного средства и какого?

- Для чего автор его использовал?

- Подберите синонимы к этому признаку.

- Что потребовал народ от неблагодарного купца Уседома? Какой приговор вынесло вече купцу?

- Зачем приговор был вырезан на камне, который потом поставили в память этого события на вечевой площади?

 

 

- Какое право получил Догони-Ветер?

 

- Как озаглавим последнюю часть?

- В истории о слепой лошади, рассказанной К.Д. Ушинским, затронуты важные нравственные понятия - верность и предательство, добро, справедливость, признание своих ошибок. Рассказ вызывает к одним героям жалость, сострадание, к другим - осуждение, презрение. Например, поведение Уседома воспринимается как недостойное человека.

- Как вы считаете, какой человек Уседом?

- Верно, Л.Н. Толстой считал, что самый ужасный порок человека – это неблагодарность.

- Составьте синквейн, в котором бы вы показали героев рассказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- О чем же рассказ Ушинского? 

 

- Какая пословица подходит к истории о слепой лошади?

Долг платежом красен.

Любишь брать, люби и отдавать.

Тонул – топор сулил; вытащили – и топорища жаль.

- Подумайте, какой другой заголовок мог бы подойти к этой легенде. «Богатый купец» «Справедливый суд» «Долг платежом красен» «Друзья познаются в беде» «Догони-Ветер»

 

- Назовите проблемы, которые затрагивает автор.

 

- Что осуждает автор?

- Давайте представим, что мы сможем помочь Уседому измениться, предложим ему важные слова, которые необходимы всем людям. Посмотрите, я разместила такие слова на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какие слова вы бы не называли? Вы со всеми моими словами согласны? Почему? Уберите лишние.

- Какое из слов объединяет все эти слова?

- Чему учит история о слепой лошади?

- Сформулируйте идею рассказа.

Поведав нам удивительную историю о слепой лошади, русский писатель К.Д. Ушинский призывает нас быть добрыми людьми.

 

 

(Читают подготовленные дети)

 

 

 

 

- Автор указывает, что события происходили «Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета»; о давности событий можно судить по необычным именам (Уседом; Догони-Ветер), по таким словам, как «купец», «князь».

- Богатый купец Уседом, хозяин, ходит только в соболях да в парче.

- Купец жил богато, его хозяйка и дети ели только на золоте и на серебре, ездит только на любимом коне.

- Конь «Договни-Ветер», красивый и быстрый.

- Прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь Догони-Ветром за быстроту ее ног.

- Уседом и Догони-Ветер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Когда купец проезжал верхом на коне через большой и темный лес, на него напали разбойники.

- Спас купца Уседома конь Догони-Ветер.

- Рванулся вперёд, широкая сильная грудь, помчался как вихрь, мчался как стрела, добрый конь; конь устал (бока от усталости подымались высоко, с коня пена клочьями валилась на землю).

- Уседом торжественно обещал никому не отдавать своего верного коня, не прогонять его, как бы он не состарился, и ежедневно до самой смерти отпускать ему по три меры лучшего овса.

- Конь-спаситель.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Стал хворать, хилеть, слабеть на ноги, ослеп; он упирался и не шёл со двора.

- Уседом купил себе другую верховую лошадь, потом ему показалось слишком нерасчетливо давать слепой, никуда не годной лошади корм и он велел прогнать коня со двора.

- Уседом нарушил клятву, данную коню-спасителю.

 

- Уседом злой человек, предатель.

- Богатый, неблагодарный, жадный, скупой, чёрствый, безответственный…

- Предательство Уседома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В Винете, как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела.

- Такое собрание народа для решения его собственных дел, для суда и расправы, называлось вечем.

- Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты.

 

 

 

 

- Одинокий Догони-Ветер находился в беде, ему необходима была защита.

 

 

 

- Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать.

 - Страдания лошади. Одиночество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Посреди площади бедный конь - слепой, голодный, дрожащий от стужи, покрытый снегом.

- Бедный – эпитет.

- Чтобы точнее, ярче представить состояние коня.

 

- Дети подбирают и называют синонимы: измученный, обиженный, ненужный, одинокий, несчастный ….

- Заботиться о Догони-Ветре до его смерти иногда кормить поить и кормить коня.

- Камень должен был напоминать о том, что существует суд народа, способный восстановить справедливость. Этот камень был поставлен также в назидание будущим поколениям: напоминая об этой истории, он помогал молодым людям поступать хорошо и не поступать плохо.

- Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол.

- Восстановление справедливости.

 

 

 

 

 

 

- Жестокий, несправедливый, злой, равнодушный, неблагодарный, …

 

Возможные варианты:

1.Конь.

2.Выносливый, терпеливый.

3.Помогал, выручал, стал не нужен.

4.Бить в набат о несправедливости.

5.Долг платежом красен.

1.Купец

2.Неблагодарный, бессердечный

3.Нарушает, обрекает, выгоняет

4.Слепую, беззащитную лошадь

5.Предательство.

 

- Неблагодарный хозяин перестал кормить, а потом еще и выгнал старую слепую лошадь, которая спасла его когда-то от гибели. На защиту лошади встал весь город.

- Все пословицы подходят к истории о слепой лошади, но точнее всех раскрывает ее смысл только третья пословица, ведь Уседом обещал кормить коня и давать ему три меры овса, а потом пожалел и одну.

 

 

 

- Автор затрагивает проблему отношения к ближнему; жадности и корысти; справедливости, добра и зла.

- Осуждает неблагодарность, жестокость, жадность, корысть.

 

На доске прикреплены карточки со словами:

Долг

Честь

Благодарность

Ответственность

Сочувствие

Добро

Милосердие

Сопереживание

Дружба

Любовь

Зло

Равнодушие

Неблагодарность

Жестокость

 

- Зло, равнодушие, неблагодарность, жестокость.

- Доброта.

 

- Эта история учит быть справедливым, благодарным, верным своему слову.

- Человек должен нести в себе доброту.

 

 

5. Итоговое оценивание

- Получился наш урок добрым?

Вспомните, какую учебную задачу мы ставили на урок?

Какие задания понравились? Что больше запомнилось?

Что было трудным?

Карточка комплексного оценивания

 

ФИО

Проверка

Д/З

Лексическая

 работа

Чтение

Выразит.

Паузы

Интонации

Анализ

Итоговая

оценка

1.Иванова К.

+

+

+                           +                       +

+

5

2.Петова Е.

-

-

+                           +                       +

+

4

3.Степанов Н.

+

+

-                            -                        -

+

3

4.Сидоров Г.

+

-

+                           +                       +

+ +

5

…..

 

 

 

 

 

- Домашнее задание:

Подготовить план рассказа К.Д. Ушинского «Слепая лошадь».

 

 


 

Ход урока Деятельность учителя

Ход урока Деятельность учителя

Карточки № 2 и № 3 включают в себя задания-тесты

Карточки № 2 и № 3 включают в себя задания-тесты

Читая рассказ «Тёплый хлеб», вы узнали много новых слов, разобрали их значение

Читая рассказ «Тёплый хлеб», вы узнали много новых слов, разобрали их значение

Молодцы, вы хорошо справились с заданием

Молодцы, вы хорошо справились с заданием

Давайте выясним, а что такое добро, доброта

Давайте выясним, а что такое добро, доброта

Давайте поиграем в игру «Добрый или злой?»

Давайте поиграем в игру «Добрый или злой?»

Сейчас мы будем читать рассказ

Сейчас мы будем читать рассказ

О чем же рассказ? - Что больше запомнилось? -

О чем же рассказ? - Что больше запомнилось? -

За что Уседом прозвал любимого коня

За что Уседом прозвал любимого коня

Но он не присмотрел сам за лошадью, а работник не дал измученному коню как следует остыть и напоил его раньше времени

Но он не присмотрел сам за лошадью, а работник не дал измученному коню как следует остыть и напоил его раньше времени

Что вы узнали о жизни в старинном славянском городе

Что вы узнали о жизни в старинном славянском городе

Колокол зазвонил так сильно, что народ, недоумевая, толпами стал сбегаться на площадь

Колокол зазвонил так сильно, что народ, недоумевая, толпами стал сбегаться на площадь

Например, поведение Уседома воспринимается как недостойное человека

Например, поведение Уседома воспринимается как недостойное человека

Назовите проблемы, которые затрагивает автор

Назовите проблемы, которые затрагивает автор

Какие слова вы бы не называли?

Какие слова вы бы не называли?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2024