Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся. Наглядность |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 этап. Проверка домашнего задания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с рассказом «Тёплый хлеб». Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете произведение.
- Я подготовила карточки с индивидуальным заданием на знание текста.
Карточка № 1. Необходимо соотнести героев и их действия.
Карточки № 2 и № 3 включают в себя задания-тесты.
- Три человека получают карточки и выполняют задания, пока все остальные работают со мной. Будем выполнять «Тест-рисунок». Я раздала вам листочки бумаги, буду читать утверждение. Если оно верно, вы рисуете в клеточке горку (из уголка клеточки в уголок), если неверное – горизонтальную линию. Приступаем к работе.
- Проведём проверку: сверьте свои рисунки с рисунком на слайде. У вас должен получиться вот такой рисунок. Исправьте, у кого не так. Молодцы!
- Проводим проверку выполнения заданий на карточках. Ребята, сверьте свои результаты с правильными ответами. У вас должно получиться так. Исправьте, у кого не так.
- Читая рассказ «Тёплый хлеб», вы узнали много новых слов, разобрали их значение. Выясним, как вы усвоили эти слова. Будем выполнять электронный тест.
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием. - Теперь будем решать кроссворд. |
Решае
Решают электронный кроссворд.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 этап. Подготовка к восприятию |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Вы верно решили кроссворд Решив кроссворд, мы определили главное, ключевое слово нашего урока. Это слово – ДОБРОТА.
- В повседневной жизни мы очень часто сталкиваемся с проблемой добра и зла. Великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал: “Чтобы поверить в добро, надо начать его делать”. Но, чтобы делать добро, надо, прежде всего им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе Доброту. – Давайте выясним, а что такое добро, доброта. Если заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова, то найдем пояснение: Добро – Все положительное, хорошее, полезное. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Зло - Нечто дурное, вредное, противоположное добру; беда, несчастье, неприятность.
- Сегодня на уроке будем разбираться, что такое ДОБРО и ЗЛО.
- Что такое добро, по-вашему? Закончите предложение: «Делать добро - это значит ...»
- Верно, у вас правильное представление о доброте. Давайте поиграем в игру «Добрый или злой?». Распределите сказочных герое в два царства.
- Как бы вы назвали эти царства? - Спасибо, вы прекрасно справились с заданием. - Русская пословица гласит: «Доброе дело два века живет». Как вы ее понимаете? - Какие пословицы о добре вы знаете?
- Быть добрыми, любить природу, животных, труд, уважать старших и родных учит в своих произведениях русский писатель К.Д. Ушинский. Сегодня мы познакомимся с необычным рассказом К.Д. Ушинского, который называется «Слепая лошадь».
- Какую учебную задачу мы поставим на урок? — Ка - Сейчас мы будем читать рассказ К.Д. Ушинского «Слепая лошадь». О чем пойдет речь в рассказе, попробуем предугадать по названию и иллюстрации. Лексическая работа - Когда будем читать рассказ, вам встретятся непонятные слова. Поговорим о значении некоторых слов, которые встречаются в тексте. Будем это делать для того, чтобы понять смысл этих слов, обогатить свой словарный запас, точнее понять смысл произведения. В произведении встретятся слова:
- Давайте послушаем рассказ о слепой лошади.
|
Предполагаемые ответы уч-ся: - помогать людям, - приносить хлеб из магазина бабушке, - кормить животных, - помогать маме и папе
Проводится игра «Добрый или злой?»
- Царство Добра и Царство Зла. - Доброе дело люди помнят долго. - «Доброе дело само себя хвалит» - «Худо тому, кто добра не делает никому» - «За добро добром платят».
- Будем читать рассказ К.Д. Ушинского «Слепая лошадь»
(Дети рассказывают о своих предположениях.)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 этап. Первичное восприятие текста |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, после прослушивания произведения, вам необходимо будет поделиться своими впечатлениями об услышанном, ответить на следующие вопросы: - Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? - За кого вы переживали? - Когда переживали за героя? - Что больше запомнилось? Будьте внимательны. (Учитель читает произведение.) - Вы прослушали историю о слепой лошади. - Оправдались ли ваши ожидания? - О чем же рассказ? - Что больше запомнилось? - Когда вы переживали за героя?
- Посмотрите, какие разные отношения у вас возникли к событиям рассказа, какие разные чувства. Сейчас мы будем перечитывать текст по частям, анализировать прочитанное, что позволит нам глубоко понять художественное произведение. |
Обучающиеся слушают произведение.
Дети делятся своими впечатлениями, объясняют свой выбор.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 этап. Повторное чтение и анализ произведения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Начнём читать текст до первой остановки.
Давным-давно стоял на высоком морском берегу богатый торговый славянский город Винета. … Хозяин никогда не ездил ни на какой другой лошади.
- Когда происходили описанные события? Найдите ответ в тексте.
- Какими вы представляете героев рассказа? - Как звали богатого купца? - Как жил купец?
- За что Уседом прозвал любимого коня Догони-Ветром?
- Как можно озаглавить эту часть текста?
- Будем читать текст до следующей остановки. Случилось купцу вовремя одной из поездок по торговым делам проезжать через большой и темный лес. … Слезая с коня, купец торжественно обещал никому не отдавать своего верного коня, не прогонять его, как бы он не состарился, и ежедневно до самой смерти отпускать ему по три меры лучшего овса.
- Где произошла беда с купцом?
- Кто спас купца от разбойников? - Опишите, каким вы видите Догони-Ветра.
- Какое обещание дал Уседом?
- Как можно озаглавить эту часть?
- Будем читать рассказ далее.
Но он не присмотрел сам за лошадью, а работник не дал измученному коню как следует остыть и напоил его раньше времени. … А затем ему показалось нерасчетливым кормить слепую, негодную лошадь, и он велел выгнать ее за ворота.
- Каким мы видим лошадь?
- Почему Уседом выгнал своего любимого коня?
- Какую клятву нарушил Уседом?
- Как вы считаете, какой человек Уседом? Подберите подходящие слова.
- Как можно озаглавить эту часть?
- Читаем следующую часть рассказа.
Бедный слепой Догони-Ветер, не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами, опустивши голову и печально шевеля ушами. … Думая, может быть, вытащить пучок соломы, она схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать.
- Что вы узнали о жизни в старинном славянском городе Винета?
- Найди в тексте значение слова «вече».
- Зачем жителям вечевой колокол? Найдите в тексте.
- Как вы понимаете выражение «бить в набат»? Во Фразеологическом словаре даётся значение этого выражения: Поднимать тревогу. Набат – большой войсковой барабан, затем на Руси стали называть большой колокол для оповещения народа о какой-либо беде. - Докажите, что оно употребимо в этом рассказе.
- Поставьте себя на место Догони-Ветра, какие чувства испытали бы вы? - Как лошадь набрела на вечевой колокол?
- Как озаглавим эту часть?
- Прочитаем окончание рассказа.
Колокол зазвонил так сильно, что народ, недоумевая, толпами стал сбегаться на площадь. … Говорят, впрочем, что не нужно было предупреждать Уседома: купец почувствовал всю черноту своего поступка, кормил и холил слепую лошадь до самой ее смерти.
- Найдите слова-признаки, которые характеризуют состояние Догони-Ветра. - Какой из этих признаков автор использовал в качестве изобразительного средства и какого? - Для чего автор его использовал? - Подберите синонимы к этому признаку. - Что потребовал народ от неблагодарного купца Уседома? Какой приговор вынесло вече купцу? - Зачем приговор был вырезан на камне, который потом поставили в память этого события на вечевой площади?
- Какое право получил Догони-Ветер?
- Как озаглавим последнюю часть? - В истории о слепой лошади, рассказанной К.Д. Ушинским, затронуты важные нравственные понятия - верность и предательство, добро, справедливость, признание своих ошибок. Рассказ вызывает к одним героям жалость, сострадание, к другим - осуждение, презрение. Например, поведение Уседома воспринимается как недостойное человека. - Как вы считаете, какой человек Уседом? - Верно, Л.Н. Толстой считал, что самый ужасный порок человека – это неблагодарность. - Составьте синквейн, в котором бы вы показали героев рассказа.
- О чем же рассказ Ушинского?
- Какая пословица подходит к истории о слепой лошади? Долг платежом красен. Любишь брать, люби и отдавать. Тонул – топор сулил; вытащили – и топорища жаль. - Подумайте, какой другой заголовок мог бы подойти к этой легенде. «Богатый купец» «Справедливый суд» «Долг платежом красен» «Друзья познаются в беде» «Догони-Ветер»
- Назовите проблемы, которые затрагивает автор.
- Что осуждает автор? - Давайте представим, что мы сможем помочь Уседому измениться, предложим ему важные слова, которые необходимы всем людям. Посмотрите, я разместила такие слова на доске.
- Какие слова вы бы не называли? Вы со всеми моими словами согласны? Почему? Уберите лишние. - Какое из слов объединяет все эти слова? - Чему учит история о слепой лошади? - Сформулируйте идею рассказа. Поведав нам удивительную историю о слепой лошади, русский писатель К.Д. Ушинский призывает нас быть добрыми людьми.
|
(Читают подготовленные дети)
- Автор указывает, что события происходили «Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета»; о давности событий можно судить по необычным именам (Уседом; Догони-Ветер), по таким словам, как «купец», «князь». - Богатый купец Уседом, хозяин, ходит только в соболях да в парче. - Купец жил богато, его хозяйка и дети ели только на золоте и на серебре, ездит только на любимом коне. - Конь «Договни-Ветер», красивый и быстрый. - Прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь Догони-Ветром за быстроту ее ног. - Уседом и Догони-Ветер.
- Когда купец проезжал верхом на коне через большой и темный лес, на него напали разбойники. - Спас купца Уседома конь Догони-Ветер. - Рванулся вперёд, широкая сильная грудь, помчался как вихрь, мчался как стрела, добрый конь; конь устал (бока от усталости подымались высоко, с коня пена клочьями валилась на землю). - Уседом торжественно обещал никому не отдавать своего верного коня, не прогонять его, как бы он не состарился, и ежедневно до самой смерти отпускать ему по три меры лучшего овса. - Конь-спаситель.
- Стал хворать, хилеть, слабеть на ноги, ослеп; он упирался и не шёл со двора. - Уседом купил себе другую верховую лошадь, потом ему показалось слишком нерасчетливо давать слепой, никуда не годной лошади корм и он велел прогнать коня со двора. - Уседом нарушил клятву, данную коню-спасителю.
- Уседом злой человек, предатель. - Богатый, неблагодарный, жадный, скупой, чёрствый, безответственный… - Предательство Уседома.
- В Винете, как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела. - Такое собрание народа для решения его собственных дел, для суда и расправы, называлось вечем. - Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты.
- Одинокий Догони-Ветер находился в беде, ему необходима была защита.
- Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать. - Страдания лошади. Одиночество.
- Посреди площади бедный конь - слепой, голодный, дрожащий от стужи, покрытый снегом. - Бедный – эпитет. - Чтобы точнее, ярче представить состояние коня.
- Дети подбирают и называют синонимы: измученный, обиженный, ненужный, одинокий, несчастный …. - Заботиться о Догони-Ветре до его смерти иногда кормить поить и кормить коня. - Камень должен был напоминать о том, что существует суд народа, способный восстановить справедливость. Этот камень был поставлен также в назидание будущим поколениям: напоминая об этой истории, он помогал молодым людям поступать хорошо и не поступать плохо. - Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол. - Восстановление справедливости.
- Жестокий, несправедливый, злой, равнодушный, неблагодарный, …
Возможные варианты: 1.Конь. 2.Выносливый, терпеливый. 3.Помогал, выручал, стал не нужен. 4.Бить в набат о несправедливости. 5.Долг платежом красен. 1.Купец 2.Неблагодарный, бессердечный 3.Нарушает, обрекает, выгоняет 4.Слепую, беззащитную лошадь 5.Предательство.
- Неблагодарный хозяин перестал кормить, а потом еще и выгнал старую слепую лошадь, которая спасла его когда-то от гибели. На защиту лошади встал весь город. - Все пословицы подходят к истории о слепой лошади, но точнее всех раскрывает ее смысл только третья пословица, ведь Уседом обещал кормить коня и давать ему три меры овса, а потом пожалел и одну.
- Автор затрагивает проблему отношения к ближнему; жадности и корысти; справедливости, добра и зла. - Осуждает неблагодарность, жестокость, жадность, корысть.
На доске прикреплены карточки со словами: Долг Честь Благодарность Ответственность Сочувствие Добро Милосердие Сопереживание Дружба Любовь Зло Равнодушие Неблагодарность Жестокость
- Зло, равнодушие, неблагодарность, жестокость. - Доброта.
- Эта история учит быть справедливым, благодарным, верным своему слову. - Человек должен нести в себе доброту.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Итоговое оценивание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Получился наш урок добрым? Вспомните, какую учебную задачу мы ставили на урок? Какие задания понравились? Что больше запомнилось? Что было трудным? Карточка комплексного оценивания
- Домашнее задание: Подготовить план рассказа К.Д. Ушинского «Слепая лошадь».
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.