Конспект урока
Тема урока: «Молодежь как социальная группа».
Тип урока: Комбинированный.
Форма урока: урок - дискуссия
Участники: учащиеся 10 класса
Виды самостоятельных работ: работа с тестом, с видеофрагментами.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь, ручка.
Мультимедиа компоненты к уроку: - презентация "Молодежь как социальная группа", видеоролики.
Цели урока:
1.Обучающая:
Ø Рассмотреть молодежь как социальную группу
Ø Сформировать представление о молодежной субкультуре
2. Развивающая:
Ø Развитие навыков и умений применять полученные знания в повседневной жизни, умения делать выводы, анализировать и систематизировать полученные знания.
3.Воспитательная
Формирование и воспитание:
Ø толерантности, ответственности, приверженности к общечеловеческим ценностям;
Развитие личности, ее духовно-нравственной культуры, повышение общественной и гражданской активности.
Структура урока:
1.Организация урока. - 2 мин.
2.Мотивация учебной деятельности: сообщение темы, целей урока - 3 мин.
3. Объяснение нового материала: показ слайдов с комментариями -35 мин.
5.Подведение итогов урока - 4мин.
7. Домашнее задание -1 мин.
ХОД УРОКА.
1. Вступление
Тема сегодняшнего урока «Молодежь как социальная группа». Я уверен, что равнодушных на уроке не будет и все примут активное участие в нашей дискуссии.
Ø Скажите, что вы ожидаете от данного урока? Постарайтесь самостоятельно определить его цели.
Выступая перед общим собранием Медицинского общества города Портмунда (Англия), доктор Рональд Гибсон начал свой доклад четырьмя цитатами.
Цитата первая.
«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие».
Цитата вторая.
«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна»
Цитата третья.
«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек».
Цитата четвертая.
«Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».
После того, как часть аудитории разразилась аплодисментами, доктор Гибсон открыл имена авторов цитат. Первая заимствована у Сократа (470-399 гг. до н. э.); вторая у Гесиода (ок. 720 г. до н. э.); третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. э.; четвертая обнаружена совсем недавно на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка – свыше 3000 лет.
Подобные высказывания мы зачастую слышим и сейчас о нашем молодом поколении. Молодых часто обвиняют в инфантилизме - стремлении к иждивенчеству, требовании постоянной заботы других о себе, пониженной критичности по отношению к себе. Такие проявления не редкость, но общество в целом признает, что у молодежи достаточно развито чувство ответственности, способность принимать решения, руководствуясь не только личными интересами, но и гражданскими чувствами.
Следовательно, тема – актуальна.
Ø А как считаете вы?
Вы говорите, что будущее за молодежью. А так ли это на самом деле? Я считаю совсем наоборот и могу это доказать.
(просмотр видеоролика)
Ø Так какая она современная молодежь? Чем живет? Проблемы, проблемы, проблемы. Перефразируя М.Ю. Лермонтова хочу сказать:
Печально я гляжу на ваше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем незнанья и сомненья
В бездействии состарится оно!
Ø Вы не согласны?
Постараемся составить ее портрет.
1. Понятие молодежи как социальной группы. Объяснение первого вопроса плана. (просмотр видеоролика)
Ø Просмотрев сюжет, вы должны будете выделить ключевые характеристики понятия «молодежь», ее признаки, особенности, роли…
Понятие «молодёжь» не столько возрастное, сколько социальное и историческое. В разное время и в разных обществах под эту категорию попадали молодые люди различного возраста. К примеру, те, кого мы сейчас называем молодёжью, столетие назад, вовсе таковой не считалась.
В современном мире к молодежи как к социальной группе принято относить людей в возрасте от 16 до 25 лет. Все большую значимость для человека этого возраста приобретают его внутренний мир, собственные мысли чувства, осознание своей неповторимости.
Обществоведы дают следующее определение молодежи как социальной группы:
Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет (30), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
2. Особенности социального положения молодежи. Объяснение второго вопроса плана.
Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.
Молодость — это период творческой активности, время выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведении.
Ø Приведите примеры.
Молодости присущи энергичный поиск своего «Я», инициатива, стремление к романтике, к активному проявлению способностей, открытости в общении, веры в собственные силы и возможности.
Молодежь — это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков.
Юность и молодость наилучшее время для реализации творческих и профессиональных способностей. Значительная часть молодежи – это учащиеся и студенты. Значение образования в современном мире понимают многие, но не способность к систематическим умственным усилиям, работа урывками могут стать причиной неуспеха и разочарования в учебе.
«Что не развилось в молодости, то останется неразвитым на всю жизнь»
Д. Писарев
3. Особенности социально – психологических качеств молодежи.
Объяснение третьего вопроса плана.
Молодежь обладает следующими социально-психологическими качествами:
· неустойчивость психики;
· внутренняя противоречивость;
· низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia — терпение);
· стремление выделиться, отличаться от остальных;
· существование специфической молодежной субкультуры.
4. Неформальные группы. Объяснение четвертого вопроса плана.
Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими признаками:
· возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;
· самоорганизация и независимость от официальных структур;
· обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самовыражение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);
· относительная устойчивость, определенная иерархии среди участников групп;
· выражение иных ценностных ориентации или мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;
· атрибутика, подчеркивающая принадлежность к той или иной общности.
5. Ценности современной молодежи. Объяснение пятого вопроса плана.
Проблема выявления ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений, любимых способов проведения досуга, взаимоотношений со старшим поколением, религиозным самоопределением современной молодежи в последнее время особенно актуальна. Молодые сегодня, особенно молодежь до 18 лет, росли и воспитывались уже в новое время. Процесс их становления пришелся на период исторического развития нашей страны, когда не было единой идеологии, когда в прошлое ушли пионерские и комсомольские организации, и воспитание стало больше зависеть от семьи, нежели от общества. По сути, растет первое поколение нового времени, от которого зависит будущее нашей страны.
6. Молодежная субкультура. Объяснение шестого вопроса плана.
Под субкультурой здесь понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща относительно мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной.
Основные черты молодежной субкультуры:
• вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни;
• исключение в различные группы сверстников;
• своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке;
• это скорее культура досуга, чем работы.
Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образцы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.
В последние три-четыре десятилетия устойчивый интерес исследователей вызывают молодежные субкультуры.
Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу — субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре, либо противостоять ее фундаментальным ценностям — контркультура. Субкультура — культура какой-либо социальной группы, которая отрицает общепринятые нормы. Молодежная субкультура далеко не однородна: в ней проявляются половые, этнические, социально-классовые различия.
Рефлексия.
Ø Что нового вы узнали?
Ø По какой дороге пойдете?
Ø Где мы сможем применить полученные на уроке знания?
Домашнее задание: §19, задания на карточках, эссе, с.218.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.