Конспект урока музыки для 6 классов "Картины с выставки"

  • docx
  • 21.12.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала !!! Сценарий урока картины с выставки Шакирьяновой Е.С..docx

Государственное образовательное учреждение МАОУ Видновская СОШ №9

Конспект комбинированного урока по музыке и изобразительного искусства для 5х классов.

Тема урока:   «Картинки с выставки»

Тип урока:   сообщение и усвоение новых знаний

Цель:  расширение и углубление знаний о творчестве М. П. Мусоргского. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки». Так же, с знакомство с рисунками детей, музыкальными произведениями В.А. Моцарта, Э.Грига, Юбера Жиро , Д. Шостаковича …..

Задачи: познакомить детей с сюитой М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» и другими музыкальными произведениями ; развитие творческого воображения в процессе слушания музыки, развитие музыкального мышления; формирование музыкально-слуховых представлений; воспитывать  слушательскую культуру детей;

Методы: словесный (беседа, рассказ), метод пластической импровизации, наглядно-зрительный.

Музыкальный материал:  М. П. Мусоргский сюита «Картинки с выставки», «В пещере горного короля» Э.Грига, «Маленькая ночная серенада» В.А.Моцарта, «Под небом Парижа» Слова - Жан Дрежак, Музыка - Юбер Жиро, «7я симфония Д. Шостаковича», «Песня о России»

Наглядный материалпортрет М. П. Мусоргского, репродукции картин В. Гартмана «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», «Баба яга», «Богатырские ворота», портреты Э.Грига, В.А.Моцарта, Д.Шостаковича, Ю.Жиро, рисунки учеников 5го класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока: (звучит пьеса «Прогулка»

Учитель: Здравствуйте, ребята.  Давайте с вами поприветствуем друг друга.

 На прошлом уроке мы познакомились с произведением Модеста Петровича Мусоргского, сюитой «Картинки с выставки».

Давайте вспомним, что это за произведение и что в нем особенного?

Ученик:  «Картинки с выставки» — цикл фортепианных пьес русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Написан в 1874 году в память о друге Мусоргского, художнике и архитекторе Викторе Гартмане.

Учитель обращает внимание детей на портрет композитора М.П. Мусоргского и архитектора В. Гартмана.

Учитель:

Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман (1834—1873) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения. Крамской писал о нём: «Гартман был человек незаурядный. Когда нужно построить обыкновенные вещи, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и
не могло быть образцов, тут он создаёт изумительные вещи»

В 1874 году в Императорской академии художеств по инициативе Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий.

Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. Ребята, пожалуйста, назовите название пьес из сюиты «Картинки с выставки».

Ученики отвечают.

Учитель: Давайте вспомним пьесу «Богатырские ворота».

Звучит пьеса «Богатырские ворота».

 Учитель:Как звучала музыка? Какого она характера? Какие образы у вас возникли при прослушивании пьесы?

/ответы детей/

Ученики: Грациозно торжественно величаво. Можно представить идущих сквозь ворота богатырей.

Учитель обращает внимание детей на картину В. Гартмана «Богатырские ворота».

Учитель:

Посмотрите, ребята, как музыка Мусоргского точно соответствует характеру рисунков

В.Гартмана .  Как Вы думаете, можно ли ко всем рисункам написать, или подобрать музыку?

 

Ученики: Можно!

Учитель:

А каких известных художников Вы бы могли привести в пример?

Ученик 1:

Совсем необязательно приводить в пример картины известных художников. У нас в классе есть ребята , которые любят рисовать, и я бы хотел пригласить Вас на выставку, точнее , вернисаж их работ. Смотрите , какие красивые и интересные рисунки. Например вот этот! Ребята, как вы думаете, кто это? Не будем гадать, а спросим у автора!

 Ученик 2:

Это тролль из моей любимой сюиты норвежского композитора Эдварда Грига «Пер Гюнт», написанной в 1876 году. Главный герой пьесы Генриха Ибсена попадает в пещеру горного короля, где живут тролли и эльфы. Этот фрагмент так и называется «В пещере горного короля». Вы только послушайте эту музыку!

 

Звучит пьеса «В пещере горного короля».

Учитель:

Ребята, какие чувства вызвала у Вас музыка?

Ученики: отвечают.

Ученик 1:

А мы продолжаем нашу экскурсию. Мое внимание привлек этот портрет австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, одного из самых выдающихся композиторов мира. А сейчас я хочу спросить автора этого портрета, почему она решила написать портрет именно этого композитора.

 

Ученик 3:

Я очень люблю творчество Моцарта. Вольфганг Амадей Моцарт появился на свет в Зальцбурге 27 января 1756 года. Его отцом стал композитор и скрипач Леопольд Моцарт, За свою сложную и короткую жизнь(умер композитор в в 1791г в возрасте 35 лет), омрачаемой переживаниями, болезнями и нищетой, он создал огромное количество произведений. Музыка его была очень светлой и доброй.

Учитель:

Ребята, какие произведения Моцарта Вы знаете?

Дети называют : оперы «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан»,  Симония 40,  «Реквием»

Учитель обращается к автору портрета:

А какую музыку ты слушала, когда рисовала этот портрет?

Ученик 3

Я слушала «Маленькую ночную серенаду» , которая правильно называется Серенада № 13 соль-мажор, композитор создал ее в 1787 году. Это очень жизнерадостное и необыкновенно гармоничное по форме воплощения произведение великого мастера.

Учитель: Я предлагаю нам все послушать это произведение.

Звучит «Маленькая ночная серенада»

Ученик 1:

А мы продолжаем. Мое внимание привлекли эти несколько рисунков. Все они связаны с очень грустным и трагическим периодом истории нашей страны - это Великая Отечественная война. Блокадный Ленинград стал символом несгибаемой стойкости и мужества. Начало: 8 сентября 1941 г. Окончание: 27 января 1944 г.

 Длилась блокада почти 900 дней, ее жертвами стали по разным данным, от 400 тысяч, до миллиона человек. Умирали от голода не только взрослые, но и дети. Самой известной девочкой Блокадного Ленинграда стала школьница Таня Савичева, которая вела дневник, в котором она записывала даты смерти своих родственников. К сожалению, не выжила и сама Таня. Но ее дневник стал символом мужества и героизма целого города, который не сдался врагу. Я хочу пригласить автора одного из этих рисунков. И она сама нам расскажет о нем.

 

 

Ученик 4:

Я нарисовала жителей  Блокадного Ленинграда, которые ходили за водой на р.Неву. Походы за водой наравне со стоянием в очередях за хлебом, были одним из главных испытаний для ослабевших жителей. Пройдя иногда несколько километров, постояв в очереди, люди подходили к обмерзшим скользким полыньям и с огромным трудом доставали оттуда воду. Многие падали без сил, проваливались под лед. Вдали от Невы и других рек устанавливались гидранты, водоразборные колонки. Вода тоже стала символом Блокадного Ленинграда.

 А символом музыкальным, поддержавшим дух ленинградцев перед прорывом блокады стала седьмая симфония, написанная композитором Дмитрием Шостаковичем. 17 сентября 1942 г. Дмитрий Шостакович, выступая по радио, сказал: «Час тому назад я закончил партитуру второй части моего нового большого симфонического сочинения». ... Премьера этой симфонии, посвященной «нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе и моему родному Ленинграду», состоялась в Куйбышеве 5 марта 1942 г. и транслировалась по радио на всю страну, а три недели спустя симфония прозвучала в Москве.

 

Учитель: Я предлагаю нам все послушать это произведение.

Звучит фрагмент 7й Симфонии Д.Шостаковича «Ленинградская»

Ученик 1:

Мое внимание привлек вот этот яркий рисунок, который называется «Парижский пейзаж», и не только потому, что он яркий и красивый, а еще потому, что я люблю путешествовать и мечтаю побывать в Париже. И я хочу спросить у автора, что же подвигло ее на создание этого рисунка, и какую музыку она слушала, когда рисовала символ Парижа-Эйфелеву башню?

 

Ученик 5:

Я тоже мечтаю побывать в Париже, прогуляться по Елисейский полям, Монмартру, посетить Нотр-дам-де пари … Это город поэтов, писателей, художников, музыкантов. Он подарил миру Винсента Ван Гога, Клода Моне, Огюста Ренуара, Александра Дюма, Виктора Гюго, Жоржа Бизе и многих известных людей. Когда я рисовала этот пейзаж, я мысленно танцевала под этот вальс, который называется «Под небом Парижа» композитора Юбера Жиро. Этот вальс был написан для одноименного фильма в 1951 году и тоже, как и Эйфелева башня стал символом Парижа.

 

Учитель: Я предлагаю нам все послушать это произведение.

Звучит вальс «Под небом Парижа»

 

 

Ученик 1:

На нашем вернисаже есть еще один рисунок, который, я знаю, рисовали все эти художники. Это коллективная работа. Называется этот рисунок «Просторы России». Россия и в самом деле большая и красивая страна: в каждом крае, регионе, городе, селе есть такие красоты, которыми невозможно не любоваться. Эти красоты мы можем видеть и на картинах художников И.Шишкина, И.Левитана, А.Саврасова, И.Айвазовского и многих других. А русские композиторы П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, Г.В.Свиридов, глядя на эти пейзажи, сочиняли музыку. Современные композиторы  тоже сочиняют песни о России. И одну из них мы хоти исполнить.

 

Учитель: Я предлагаю нам все послушать это произведение.

Звучит «Песня о России»

Учитель: Большое спасибо, Вам ребята и за песню, и за Ваши прекрасные рисунки, без которых, не мог состояться сегодняшний урок. А наш урок подходит к концу. Скажите , какие рисунки и музыкальные произведения Вам понравились?

Домашнее задание: Я попрошу Вас тоже нарисовать рисунки, а в них, передайте свое впечатление от услышанной музыки. Наш урок закончен, до новых встреч!