Конспект урока музыки "Могут ли иссякнуть мелодии?"
Оценка 4.7

Конспект урока музыки "Могут ли иссякнуть мелодии?"

Оценка 4.7
docx
24.12.2024
Конспект урока музыки "Могут ли иссякнуть мелодии?"
музыка[1].docx

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКЕ

Тема: Могут ли иссякнуть мелодии?

Класс: 2.

Цель: расширить представление о значении мелодии в музыке.

Задачи:

Образовательная:

·        способствовать представлению школьников о роли музыки в жизни, духовно-нравственном развитии;

·        дать понятие о сюите.

Развивающая:

·        способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать;

·        продолжить знакомство с творчеством М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского, работу над музыкальным репертуаром прошлого урока.

Воспитывающая:

·        способствовать воспитанию чувства патриотизма, лучших человеческих качеств, эмоционального отклика на примере музыкальных произведений.

Метапредметные УУД:

Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи; формирование навыков делать анализ музыкального произведения, рассуждение о музыке, музыкальном и художественном образе в поэзии и живописи.

Регулятивныеформулирование учебной задачи урока, планирование действий по выполнению поставленных задач, оценивание своей работы на уроке; умение эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи.

Коммуникативные: участие в общей беседе, коллективном музицировании, соблюдая правила речевого этикета, умение слушать других, обоснование своей точки зрения; взаимодействие в группе.

Личностные: осознание с помощью поэзии, музыки, живописи основных жизненных ценностей.

Тип урока: урок обобщения темы.

Музыкальный материал:

1)    М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки» - слушание, анализ.

2)    П. И. Чайковский «Баба Яга» из цикла «Детский альбом» - слушание, анализ.

3)    Песня «Цветик-семицветик» - исполнение.

4)    Русская народная песня «Во саду ли, в огороде» - работа с ДМИ.

5)    Музыкальное приветствие – исполнение.

6)    Музыкальная физминутка – участие в исполнении.

Наглядный и другой дополнительный материал: презентация, видео-материалы к произведениям, портреты композиторов, иллюстрации к произведениям, кроссворд, карточки для рефлексии.

Оборудование к уроку: ноутбук, колонки, проектор, ДМИ.

План урока:

1.     Организационный материал (1 мин).

2.     Актуализация знаний (2 мин).

3.     Объяснение нового материала (20 мин).

4.     Физминутка (2 мин).

5.     Работа с ДМИ (8 мин).

6.     Вокально-хоровая работа (7 мин).

7.     Итоги урока (4 мин).

8.     Рефлексия (1 мин).

Ход урока

 

1.     Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

Ребята, здравствуйте.

     2. Актуализация знаний.

Ребята, давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке? (о П.И. Чайковском)

Что вы знаете о его «Детском альбоме»? (Это фортепианный цикл)

С какими произведениями из этого цикла вы уже знакомы? («Баба Яга», «Марш деревянных солдатиков»)

Молодцы, ребята. А сколько существует музыкальных звуков? (7)

Правильно. Из такого маленького количества звуков можно создать огромное количество песен, музыки, мелодий и т.д. Мелодия возникла с появлением человека. Мы даже не задумываемся о том, что она неотделима от нашей жизни. Например, журчание реки, шум дождя – это ведь тоже мелодия. В наше время есть композиторы, которые пишут мелодии? (Да)

Как вы думаете, может ли тогда исчезнуть мелодия? (Нет)

Кто скажет, какая тема нашего урока? (Может ли исчезнуть мелодия?)

В наше время существует множество музыкальных произведений. Сейчас я вам предлагаю вспомнить композиторов, чьи произведения мы будем слушать.

3.     Объяснение нового материала.

Посмотрите на слайд. Чей портрет вы видите? (П.И. Чайковский)

Назовите 3 его самых известных балета («Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик») Да, вы правы.

Петр Ильич Чайковский – знаменитый русский композитор, дирижер. Автор более 80 музыкальных произведений. Один из самых исполняемых композиторов во всем мире. Именем великого композитора названы улицы, консерватории в Москве и Киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища, школы) во многих городах бывшего СССР. В его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс. А знаете ли вы, что впервые юный Петр проявил интерес к музыке в 4-летнем возрасте, а писатель Лев Толстой однажды расплакался во время прослушивания музыки Чайковского в консерватории. Все это говорит о том, что П.И. Чайковский был гениальным, талантливым композитором.

Первым обращением композитора к детской теме является сочинение «Детского альбома», который посвящен любимому племяннику П.И. Чайковского Владимиру Давыдову. Это фортепианный цикл, все произведения «Детского альбома» оркестрованы. В цикл входят 24 пьесы:  «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Вальс», «Новая кукла», «Мазурка, «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», «Полька», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Нянина сказка», «Баба Яга», «Сладкая греза», «Песня жаворонка», «Шарманщик поет», «В церкви».

Первичное прослушивание и анализ произведения «Баба Яга»

Сейчас мы прослушаем одну из пьес, которую вы уже знаете. Подумайте, о ком нам рассказал композитор?

О ком нам рассказала музыка? Почему вы так решили? (Ответы детей)

Как вы можете описать Бабу Ягу? (Сгорбившаяся старуха с седыми волосами, низким голосом, с пугающим выражением лица)

Баба Яга – отрицательный или положительный герой? (Отрицательный)

Каков характер мелодии? (Колючий, страшный, пугающий, острый)

Какая картина вам представилась? (Перед нами предстала картина, как Баба Яга мчится за кем-то)

Какой лад? (Минор) Какой темп мелодии? (Очень быстрый) Какова динамика? (Громкая)

Вторичное прослушивание произведения «Баба Яга»

Молодцы, а теперь сравним наш образ Бабы Яги с образом из отрывка мультфильма.

Какие чувства у вас возникли при просмотре? (Чувство страха, ужаса, тревоги)

Ребята, а вы любите ходить на выставки? (Да) Мы с вами отправимся на выставку картин Виктора Александровича Гартмана, который жил 150 лет назад (показ картин). Виктор Александрович Гартман был другом известного русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Музыкальные произведения Мусоргского пропитаны национальным колоритом. Его опера «Борис Годунов» была невероятно популярной, билеты на неё было трудно достать за долгое время до показа, отрывки из оперы люди пели всюду, их слышно было даже на улице. Музыка Мусоргского была самобытной, утонченной и прекрасной. Наш композитор тоже побывал на выставке своего друга Гартмана, после чего его заинтересовало 10 сюжетов. Эти сюжеты Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки».

Сюита – музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей, контрастных по характеру.

Как я уже говорила музыкальный цикл состоит из 10 пьес. Среди них: «Гном», «Старый замок», «Тюильрийский сад», «Скот», «Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея, богатый и бедный», «Лиможский рынок», «Катакомбы», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».  Но мы сегодня прослушаем только одну пьесу. Подумайте, как бы вы ее назвали, что вам представилось?

Первичное прослушивание и анализ произведения «Балет невылупившихся птенцов»

Ребята, какое название вы дали бы этому произведению, почему? Какая картина вам представилась? (Ответы детей)

Какой характер мелодии? (Озорной, шаловливый, весёлый, танцевальный)

Какой лад? (Мажор) Какой темп произведения? (Быстрый) Какая динамика? (Громкая)

Давайте рассмотрим картину Виктора Гартмана, которая так и называется «Балет невылупившихся птенцов». Что вы можете о ней сказать? (На картине изображены ученики балетной школы, которые одеты в костюмы цыплят. Они пытаются «летать», танцевать)

А сейчас я предлагаю посмотреть, как эту картину представили другие люди.

Вторичное прослушивание произведения «Балет невылупившихся птенцов»

Вам понравилось видео? Ребята, скажите, пожалуйста, художники-мультипликаторы смогли точно отразить характер музыки Мусоргского? (Да) Вы правы. Видео такое же веселое, задорное, шаловливое.

Сравнительный анализ

Ребята, мы с вами прослушали два произведения, проанализировали каждую из них. Давайте теперь сравним их. На слайде будут даны прилагательные, вы должны будете их соотнести с произведением.

Молодцы, вы справились!

4.     Физкультминутка.

Ребята, давайте с вами отдохнем. Все встали. Повторяем за мной.

5.     Работа с ДМИ.

Ребята, а теперь вы побудете исполнителями. Я предлагаю вам сыграть на детских музыкальных инструментах русскую народную песню.
Давайте ее прослушаем. Это русская народная песня «Во саду ли, в огороде», ее пела белочка в «Сказке о царе Салтане».
Исполнение русской народной песни на ДМИ

6.     Вокально-хоровая работа.

Просмотр отрывка «Цветик-семицветик»

Ребята, вы просмотрели отрывок мультфильма. Как называется эта сказка? Кто может вкратце рассказать ее содержание?

Как-то раз девочка Женя отправилась в магазин за баранками. По дороге домой она рассеянно смотрела по сторонам, считала ворон и не заметила, как дворняжка ловко стащила все её баранки.

Заметив пропажу, Женя очень рассердилась и бросилась вслед за собакой. Она её так и не догнала, и при этом заблудилась. Женя очень расстроилась, и её стала утешать добрая старушка. Она отвела девочку в сад и сказала, что у неё есть волшебный цветок – цветик-семицветик, способный выполнять любые желания. Достаточно лишь сорвать один из семи лепестков и произнести вслух волшебные слова.

Все ли желания Жени были важными? (Нет, сначала она пожелала баранки, Северный полюс, все игрушки мира) Лишь последнее желание было действительно важным, чтобы мальчик Витя выздоровел. Как вы думаете, это хороший поступок? (Да)

А каким был последний ваш хороший поступок? (Ответы детей)

Давайте споём песню «Цветик-семицветик».

7.     Итоги урока.

Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем его итоги, вспомним, о чем мы говорили. Для этого решим кроссворд.

По горизонтали:

1.     Фамилия одного из самых исполняемых композиторов в мире, автора таких произведений, как «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик». (Чайковский)

     4. Назовите фамилию художника, чьи картины мы сегодня просмотрели легли в основу цикла «Картинки с выставки». (Гартман)

По вертикали:

2.     Как называется музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей, контрастных по характеру? (Сюита)

3.     Сгорбившаяся старуха с седыми волосами, низким голосом, с пугающим выражением лица. (Баба Яга)

5.     Фамилия композитора, в творчестве которого есть цикл фортепианных пьес, название которого «Картинки с выставки». (Мусоргский)

8.     Рефлексия.

Ребята, а сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. Для этого я вам раздам карточки. Подчеркните фразы, которые характеризуют вашу работу на уроке.

Молодцы, ребята!

 


 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКЕ

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКЕ

Наглядный и другой дополнительный материал : презентация, видео-материалы к произведениям, портреты композиторов, иллюстрации к произведениям, кроссворд, карточки для рефлексии

Наглядный и другой дополнительный материал : презентация, видео-материалы к произведениям, портреты композиторов, иллюстрации к произведениям, кроссворд, карточки для рефлексии

Москве и Киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища, школы) во многих городах бывшего

Москве и Киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища, школы) во многих городах бывшего

Музыка Мусоргского была самобытной, утонченной и прекрасной

Музыка Мусоргского была самобытной, утонченной и прекрасной

Сказке о царе Салтане». Исполнение русской народной песни на

Сказке о царе Салтане». Исполнение русской народной песни на
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2024