Конспект урока музыки по теме: "Борьба образов"
Оценка 4.8

Конспект урока музыки по теме: "Борьба образов"

Оценка 4.8
docx
29.09.2021
Конспект урока музыки по теме: "Борьба образов"
борьба оьразов, 7 класс.docx

 

 

 

 

 

 

Разработка урока

музыкального искусства в 7 классе по теме:

«Борьба образов»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Учитель

                                                                  Музыкального искусства

                                                                  Чигрина В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока:

1.     Продолжить занакомство с произведением Л.В.Бетговена «Эгмонт», закрепить понятие «сонатная форма», выучить первый куплет песни «Гей, ви, козаченьки».

2.     Развивать образно-ассоциативное мышление и вокально-хоровые умения учащихся, общекультурную и коммуникативную компетентность.

3.     Воспитывать интерес к классической музыке (в частности – к музыке Л.В.Бетховена). Развивать эстетический вкус.

Ожидаемые результаты: В конце урока вы еще больше будете знать о творчестве Л.В.Бетховена, закрепите понятие «сонатная форма», сможете на слух узнавать произведение Л.В.Бетховена «Эгмонт»  и определять его составляющие, выучите первый куплет песни Г.Татарченко «Гей ви, козаченьки!».

Оборудование: медиапроектор, ППЗ «Музыкальное искусство», 7 класс, видеопрезентации, видеофрагменты, индикаторы, трансфертные листы, папки с рабочими материалами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Вход в класс под песню Г. Татарченко « Гей ви, козаченьки!»

1.     Организационный момент.

2.     Музыкальное приветствие.

3.      У. – Тема нашего сегодняшнего урока «Борьба образов» (ППЗ,  раздел1). В конце урока вы еще больше будете знать о творчестве Л.В.Бетховена, закрепите понятие «сонатная форма», сможете на слух узнавать произведение Л.В.Бетховена «Эгмонт»  и определять его составляющие, выучите первый куплет песни Г.Татарченко «Гей ви, козаченьки!». Оценивать свою работу на уроке вы будете  с помощью индикатора. Он у вас на партах. 

4.     У.Итак, мы начинаем. Улыбнитесь, пожалуйста, мне. А теперь представьте, что улыбка каждого из вас – это лучик солнца, а лучик солнца – это ваше настроение. И каким оно будет сегодня, таким получится и урок. А начнём мы его с поэтической минутки.

Да, мир был нем.

 Но вовсе не был глух!

 Он чутко

 слушал музыку маэстро.

 И гений, память обращая в слух,

 Опять вставал

 перед лицом оркестра.

 И чуть неровным голосом звеня,

 Все повторял: вот так-то, мол,

 и так-то…

 Вы, господа,

 немного сбились с такта.

 Я слышу Вас.

 Вы слушайте меня.

У. – Это стихотворение Олег Павлов посвятил своему и моему любимому композитору  Людвигу Ван Бетховену. ( портрет на экране ) 235 лет прошло со дня рождения “великого немца” - человека, музыканта, композитора. Музыка Бетховена: мятежная и бунтарская, лирическая и мужественная по-прежнему привлекает и волнует нас, - людей третьего тысячелетия.

“Вся жизнь Бетховена, - писал французский писатель и исследователь творчества композитора, Ромен Роллан, - похожа на “грозовой день” полна борьбы: борьбы с недугом, борьбы за творчество. Мужеству и стойкости композитора можно только удивляться. Прожил Бетховен 57 лет и до последних дней жизни не переставал работать. Литовская поэтесса Саломея Нерис писала:

“Ты необъятен, словно море,

Никто не знал такой судьбы…

Иду сквозь слёзы, кровь и горе

Я с поколением борьбы”.

 

У. - Жизненный девиз Бетховена, который стал для него священным, мы можем найти в альбоме 1792 г. (ему тогда исполнилось 22 года): “Творить добро, где только можно, любить свободу превыше всего, никогда не отрекаться от правды, хотя бы даже перед троном”. В самые драматические дни своей жизни он писал: “При всей слабости тела, господствовать всё же должен мой дух. Человек, помоги себе сам”.

У. - Каким должен быть человек, имеющий такие жизненные принципы?

Бетховен человек сильный…(ребята продолжают) мужественный, решительный, энергичный, стойкий, упорный, настойчивый, добрый, человечный, честный, правдивый, гордый, независимый, свободолюбивый, любящий жизнь и людей.

У. – Бетховен был простым и в тоже время великим человеком. Записи “разговорных тетрадей” раскрывают перед нами личность великого музыканта. О каких качествах характера Бетховена говорят его слова:

 - “Ни один из моих друзей не будет нуждаться, пока я что-нибудь имею” (сочувствие, забота о ближнем, щедрость).

 - “С детства я научился любить добродетель, растите детей в добродетели, только она может дать счастье, а не деньги” (девиз жизни Бетховена порядочность, честность, доброта).

 - “Князей существует и будет существовать тысячи. Бетховен же один” (гордость, независимость, чувство собственного достоинства)

 У. - Я предлагаю вам вспомнить все то,  о чем мы говорили на прошлом уроке и поиграть в игру «Верю -  не – верю». Для ответов используйте индикаторы. Красный цвет – да, черный – нет.

         Верите ли вы,  что:

1.     смелый и мужественный граф Эгмонт возглавил героическую борьбу фламандского народа против испанских завоевателей? ( да)

2.     трагедию «Эгмонт» написал Виктор Гюго? (нет)

3.     увертюра  «Эгмонт» Л.В.Бетховена воплощает образы столкновения, борьбы, победы? (да)

4.     экспозиция сонатной формы представляет две основные темы – главную и вспомогательную? (нет)

5.     в экспозиции образ народа в отличии от вступления стал мужественным и энергичным? (да)

У. – Молодцы.  А про кого из своих любимых героев вы бы написали программную увертюру? ( ответы детей)

У. – А сейчас я вам предлагаю вспомнить песню, которая также как и увертюра «Эгмонт» проникнута патриотическими чувствами. Как она называется? ( «Тепло Родины»)

У. –Но вначале давайте распоемся . ( дети исполняют ритмический канон и упражнения для распевания в характере песни)

У. – А сейчас я вас попрошу исполнить песню «Тепло Родины». Не забываем о дыхании, чистоте интонации, О характере и настроении песни.

( исполнение песни)

У. – Покажите индикатором, понравилось ли вам ваше исполнение песни,

У. – Песня написана в какой форме? ( куплетной)

У. – А мы с вами возвращаемся к сонатной форме. Давайте вспомним, из чего же состоит сонатная форма. У вас на партах лежат карточки с названиями разделов сонатной формы. Сложите их в правильном порядке. Работаем в паре. (учащиеся составляют сонатную форму)

У. -  Проверяем.  Внимание на экран ( на слайде изображено строение сонатной формы). Оцените свою работу с помощью индикатора.

У. – Отлично. Я вам сейчас хочу предложить перенести строение сонатной формы из музыки в жизнь и рассказать мне о человеческой жизни разделами сонатной формы. Итак:

          - вступление – рождение;

          - экспозиция – знакомство с главным героем и членами его семьи;

          - разработка – жизнь человека;

          - реприза – воспоминания о прошлом;

          - кода – конец жизни.

У. –Продолжая разговор о Бетховене,  не могу не рассказать вам  один интересный случай из его жизни. «Предстояло принятие великого композитора Людвига ван Бетховена в действительные члены Академии искусств в Париже. .Председательствующий объявил: "Мы собрались сегодня для того, чтобы принять в члены нашей академии великого Бетховена". И тут же добавил, что, к сожалению, ни одного вакантного места в академии нет, тем, как бы, предрешив исход дела. В зале воцарилось молчание.

Но, - продолжал председатель... и налил из стоящего на столе графина полный стакан воды, так что ни одной капли добавить нельзя было; затем оторвал из стоящего тут же букета один лепесток розы и осторожно опустил его на водную поверхность. Лепесток не переполнил стакана, и вода не пролилась. Тогда Председатель, не сказав ни слова, обратил свой взор к собравшимся. В ответ последовал взрыв аплодисментов. На этом и закончилось заседание, единогласно избравшее Бетховена действительным членом Академии искусств.»

У. – Давайте возвратимся к увертюре «Эгмонт». Вы уже знаете, что она написана в сонатной форме на сюжет трагедии Гете. ( портрет на экране).

У. – Литература была постоянной спутницей Бетховена. В ней он черпал отдых от житейских забот и огорчений. Одним из любимых его авторов был Гете. Как вы думаете, кому посвящено стихотворение “Двое” Леонида Перова?

“Два гения. Два светила – своя у каждого сила

У обоих душа кровоточит, на свой образец распята

И вещие крылья вечность для них раскрыла –

И Фауст не умирает, не молкнет раскат Девятой”…

(Гёте и Бетховен).

У. -  Правильный ответ звучит в продолжении этого стихотворения:

“Возвращаются с дальней прогулки два гения, два светила

И каждый из них в расцвете могуч и силен, полнокровен,

И собственного достоинства каждому бы хватило –

Иоганн Вольфганг Гёте и Людвиг Ван Бетховен”.

 

У. - Музыка Бетховена произвела на Гёте сильное впечатление: “Я никогда не встречал ни одного художника столь собранного, столь энергичного и столь проникновенного”, - писал поэт после встречи с композитором.

У – В центре увертюры – образ Эгмонта ( иллюстрация. ). С одной стороны, победы, одержанные Эгмонтом на службе королю Филиппу II крепко связывали его с испанцами. Но, с другой стороны, он любил свой народ и был его любимцем. Когда вспыхивает народное восстание, Эгмонт становится во главе народа. Он обращается к народу со словами: « За Родину сражайтесь! С радостью отдайте жизнь за то, что вам дороже всего!» Давайте послушаем, что нам расскажут про композицию увертюры Натка и Антон. (ППЗ, шаг 4 – 5, слушание увертюры).

У. – Что произошло после столкновения двух контрастных образов?

( началась борьба, ожесточенная и беспощадная, то затихает , то усиливается, слышится протест)

У. – Какой новый образ появился? ( образ борьбы)

У. – Что происходит с главным героем? ( он погибает)

У. – Он с радостью идет навстречу смерти: « За Родину идите в бой! За благо высшее сражайтесь, за свободу! В чем вам пример я ныне подаю!»

У. – Что произошло в музыке после паузы? ( началось опять движение, постепенно музыка становится громче, она растет )

У. – Это гул радостной толпы. Народ празднует победу. Какой образ завершает увертюру? ( образ победы)

У. – Сейчас я предлагаю вам вспомнить все образы увертюры и составить кластер. Напишите в центре страницы «Эгмонт», а вокруг – слова – образы. Работаем в группах по четыре. (составление кластера, чтение слов – образов по цепочке)

У. – «Быть человеком – значит быть борцом» - говорил Гете. Своей музыкой Бетховен подтверждает, что только борьба может дать человеку счастье, сделает из него настоящего человека. У самого Бетховена и его героя Эгмонта много общего и в жизни, и в смерти.

 

Смерть подошла. Великий и безвестный,

Прославленный, осмеянный, титан

И раб – он умирал. Сплошной туман

Окутал небо. Дали застилая,

Росла гроза. Жестоких мыслей стая

Навстречу ночи реяла над ним.

Вдруг жаждой ненасытною томим,

Он поднялся – орёл ещё могучий.

Он слышал, слышал! Ах, влететь на кручи.

Изрыть всю землю, лишь бы радость дать

Сынам земли! – он слышал, как опять

Ударил гром в небесное подножье!

Охваченный неповторимой дрожью, -

А смерть уже на лбу чертила знак, -

Он небу, гордый, показал кулак.

Бетховен! Этот взмах ладони

Страшнее самой страшной из симфоний.

 

У. – Как вы думаете, умерли ли вместе с Бетховеном его идеи, образы? ( нет)

У. – Они бессмертны. Они живут и вдохновляют новые поколения на подвиги во имя свободы и справедливости.

У. – Продолжая героическую тему, я предлагаю вам познакомиться с песней, которую мы с вами начнем разучивать сегодня на уроке. Под эту песню вы входили сегодня в класс. Геннадий Татарченко «Гей ви, козаченьки»

( слушание песни, определение характера,использование цветных ручек при работе с текстом,  разучивание первого куплета)

У. - Молодцы. Наш урок подходит к концу. Давайте же с помощью теста проверим, что вы запомнили из сегодняшнего урока. (ППЗ,  раздел 10, 11, 12).

У -   Вы справились. А сейчас я вам предлагаю написать письмо в будущее.  Расскажите потомкам  обо всем, что вы услышали на сегодняшнем уроке. У вас на партах лежат эти письма, но в них не хватает некоторых слов. Заполните пропуски под музыку Л.В.Бетховена.( интерактивное упражнение «Незаконченное предложение», желающий зачитывает)

У. – Подводя итог урока, я хочу сказать, что Бетховена часто сравнивают с Прометеем. ( иллюстрация на экране).  Всем знакомое и гордое имя Прометей на древнегреческом языке означает – “вперёд смотрящий”. Своим подвигом он первый подал пример самоотверженной борьбы. Прометей оказался самым могущественным титаном – титаном духа, воли и непокорности. А в музыке таким титаном стал гениальный немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен.

 - Дома я попрошу вас написать синквейн , который будет называться «Эгмонт»

У. - Я благодарю вас за сегодняшнюю очень интересную и кропотливую работу, за то чудесное творческое общение, которое царило на нашем уроке, ведь по словам известного музыковеда Бориса Асафьева: “ Музыка – прежде всего искусство человеческого общения”. Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его. Так пусть же в ваших сердца всегда оживляет гениальная музыка великого Бетховена.

Выставление оценок.

Выход из класса под песню «Гей ви, козаченьки»


 

Разработка урока музыкального искусства в 7 классе по теме: «Борьба образов»

Разработка урока музыкального искусства в 7 классе по теме: «Борьба образов»

Цель урока: 1. Продолжить занакомство с произведением

Цель урока: 1. Продолжить занакомство с произведением

Ход урока Вход в класс под песню

Ход урока Вход в класс под песню

Прожил Бетховен 57 лет и до последних дней жизни не переставал работать

Прожил Бетховен 57 лет и до последних дней жизни не переставал работать

Эгмонт возглавил героическую борьбу фламандского народа против испанских завоевателей? ( да) 2

Эгмонт возглавил героическую борьбу фламандского народа против испанских завоевателей? ( да) 2

У. – Продолжая разговор о Бетховене, не могу не рассказать вам один интересный случай из его жизни

У. – Продолжая разговор о Бетховене, не могу не рассказать вам один интересный случай из его жизни

У. - Музыка Бетховена произвела на

У. - Музыка Бетховена произвела на

Прославленный, осмеянный, титан

Прославленный, осмеянный, титан

А в музыке таким титаном стал гениальный немецкий композитор

А в музыке таким титаном стал гениальный немецкий композитор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2021