Разработка урока
музыкального искусства в 7 классе по теме:
«Борьба образов»
Учитель
Музыкального искусства
Чигрина В.В.
Цель урока:
1. Продолжить занакомство с произведением Л.В.Бетговена «Эгмонт», закрепить понятие «сонатная форма», выучить первый куплет песни «Гей, ви, козаченьки».
2. Развивать образно-ассоциативное мышление и вокально-хоровые умения учащихся, общекультурную и коммуникативную компетентность.
3. Воспитывать интерес к классической музыке (в частности – к музыке Л.В.Бетховена). Развивать эстетический вкус.
Ожидаемые результаты: В конце урока вы еще больше будете знать о творчестве Л.В.Бетховена, закрепите понятие «сонатная форма», сможете на слух узнавать произведение Л.В.Бетховена «Эгмонт» и определять его составляющие, выучите первый куплет песни Г.Татарченко «Гей ви, козаченьки!».
Оборудование: медиапроектор, ППЗ «Музыкальное искусство», 7 класс, видеопрезентации, видеофрагменты, индикаторы, трансфертные листы, папки с рабочими материалами.
Ход урока
Вход в класс под песню Г. Татарченко « Гей ви, козаченьки!»
1. Организационный момент.
2. Музыкальное приветствие.
3. У. – Тема нашего сегодняшнего урока «Борьба образов» (ППЗ, раздел1). В конце урока вы еще больше будете знать о творчестве Л.В.Бетховена, закрепите понятие «сонатная форма», сможете на слух узнавать произведение Л.В.Бетховена «Эгмонт» и определять его составляющие, выучите первый куплет песни Г.Татарченко «Гей ви, козаченьки!». Оценивать свою работу на уроке вы будете с помощью индикатора. Он у вас на партах.
4. У. – Итак, мы начинаем. Улыбнитесь, пожалуйста, мне. А теперь представьте, что улыбка каждого из вас – это лучик солнца, а лучик солнца – это ваше настроение. И каким оно будет сегодня, таким получится и урок. А начнём мы его с поэтической минутки.
Да, мир был нем.
Но вовсе не был глух!
Он чутко
слушал музыку маэстро.
И гений, память обращая в слух,
Опять вставал
перед лицом оркестра.
И чуть неровным голосом звеня,
Все повторял: вот так-то, мол,
и так-то…
Вы, господа,
немного сбились с такта.
Я слышу Вас.
Вы слушайте меня.
У. – Это стихотворение Олег Павлов посвятил своему и моему любимому композитору Людвигу Ван Бетховену. ( портрет на экране ) 235 лет прошло со дня рождения “великого немца” - человека, музыканта, композитора. Музыка Бетховена: мятежная и бунтарская, лирическая и мужественная по-прежнему привлекает и волнует нас, - людей третьего тысячелетия.
“Вся жизнь Бетховена, - писал французский писатель и исследователь творчества композитора, Ромен Роллан, - похожа на “грозовой день” полна борьбы: борьбы с недугом, борьбы за творчество. Мужеству и стойкости композитора можно только удивляться. Прожил Бетховен 57 лет и до последних дней жизни не переставал работать. Литовская поэтесса Саломея Нерис писала:
“Ты необъятен, словно море,
Никто не знал такой судьбы…
Иду сквозь слёзы, кровь и горе
Я с поколением борьбы”.
У. - Жизненный девиз Бетховена, который стал для него священным, мы можем найти в альбоме 1792 г. (ему тогда исполнилось 22 года): “Творить добро, где только можно, любить свободу превыше всего, никогда не отрекаться от правды, хотя бы даже перед троном”. В самые драматические дни своей жизни он писал: “При всей слабости тела, господствовать всё же должен мой дух. Человек, помоги себе сам”.
У. - Каким должен быть человек, имеющий такие жизненные принципы?
Бетховен человек сильный…(ребята продолжают) мужественный, решительный, энергичный, стойкий, упорный, настойчивый, добрый, человечный, честный, правдивый, гордый, независимый, свободолюбивый, любящий жизнь и людей.
У. – Бетховен был простым и в тоже время великим человеком. Записи “разговорных тетрадей” раскрывают перед нами личность великого музыканта. О каких качествах характера Бетховена говорят его слова:
- “Ни один из моих друзей не будет нуждаться, пока я что-нибудь имею” (сочувствие, забота о ближнем, щедрость).
- “С детства я научился любить добродетель, растите детей в добродетели, только она может дать счастье, а не деньги” (девиз жизни Бетховена порядочность, честность, доброта).
- “Князей существует и будет существовать тысячи. Бетховен же один” (гордость, независимость, чувство собственного достоинства)
У. - Я предлагаю вам вспомнить все то, о чем мы говорили на прошлом уроке и поиграть в игру «Верю - не – верю». Для ответов используйте индикаторы. Красный цвет – да, черный – нет.
Верите ли вы, что:
1. смелый и мужественный граф Эгмонт возглавил героическую борьбу фламандского народа против испанских завоевателей? ( да)
2. трагедию «Эгмонт» написал Виктор Гюго? (нет)
3. увертюра «Эгмонт» Л.В.Бетховена воплощает образы столкновения, борьбы, победы? (да)
4. экспозиция сонатной формы представляет две основные темы – главную и вспомогательную? (нет)
5. в экспозиции образ народа в отличии от вступления стал мужественным и энергичным? (да)
У. – Молодцы. А про кого из своих любимых героев вы бы написали программную увертюру? ( ответы детей)
У. – А сейчас я вам предлагаю вспомнить песню, которая также как и увертюра «Эгмонт» проникнута патриотическими чувствами. Как она называется? ( «Тепло Родины»)
У. –Но вначале давайте распоемся . ( дети исполняют ритмический канон и упражнения для распевания в характере песни)
У. – А сейчас я вас попрошу исполнить песню «Тепло Родины». Не забываем о дыхании, чистоте интонации, О характере и настроении песни.
( исполнение песни)
У. – Покажите индикатором, понравилось ли вам ваше исполнение песни,
У. – Песня написана в какой форме? ( куплетной)
У. – А мы с вами возвращаемся к сонатной форме. Давайте вспомним, из чего же состоит сонатная форма. У вас на партах лежат карточки с названиями разделов сонатной формы. Сложите их в правильном порядке. Работаем в паре. (учащиеся составляют сонатную форму)
У. - Проверяем. Внимание на экран ( на слайде изображено строение сонатной формы). Оцените свою работу с помощью индикатора.
У. – Отлично. Я вам сейчас хочу предложить перенести строение сонатной формы из музыки в жизнь и рассказать мне о человеческой жизни разделами сонатной формы. Итак:
- вступление – рождение;
- экспозиция – знакомство с главным героем и членами его семьи;
- разработка – жизнь человека;
- реприза – воспоминания о прошлом;
- кода – конец жизни.
У. –Продолжая разговор о Бетховене, не могу не рассказать вам один интересный случай из его жизни. «Предстояло принятие великого композитора Людвига ван Бетховена в действительные члены Академии искусств в Париже. .Председательствующий объявил: "Мы собрались сегодня для того, чтобы принять в члены нашей академии великого Бетховена". И тут же добавил, что, к сожалению, ни одного вакантного места в академии нет, тем, как бы, предрешив исход дела. В зале воцарилось молчание.
Но, - продолжал председатель... и налил из стоящего на столе графина полный стакан воды, так что ни одной капли добавить нельзя было; затем оторвал из стоящего тут же букета один лепесток розы и осторожно опустил его на водную поверхность. Лепесток не переполнил стакана, и вода не пролилась. Тогда Председатель, не сказав ни слова, обратил свой взор к собравшимся. В ответ последовал взрыв аплодисментов. На этом и закончилось заседание, единогласно избравшее Бетховена действительным членом Академии искусств.»
У. – Давайте возвратимся к увертюре «Эгмонт». Вы уже знаете, что она написана в сонатной форме на сюжет трагедии Гете. ( портрет на экране).
У. – Литература была постоянной спутницей Бетховена. В ней он черпал отдых от житейских забот и огорчений. Одним из любимых его авторов был Гете. Как вы думаете, кому посвящено стихотворение “Двое” Леонида Перова?
“Два гения. Два светила – своя у каждого сила
У обоих душа кровоточит, на свой образец распята
И вещие крылья вечность для них раскрыла –
И Фауст не умирает, не молкнет раскат Девятой”…
(Гёте и Бетховен).
У. - Правильный ответ звучит в продолжении этого стихотворения:
“Возвращаются с дальней прогулки два гения, два светила
И каждый из них в расцвете могуч и силен, полнокровен,
И собственного достоинства каждому бы хватило –
Иоганн Вольфганг Гёте и Людвиг Ван Бетховен”.
У. - Музыка Бетховена произвела на Гёте сильное впечатление: “Я никогда не встречал ни одного художника столь собранного, столь энергичного и столь проникновенного”, - писал поэт после встречи с композитором.
У – В центре увертюры – образ Эгмонта ( иллюстрация. ). С одной стороны, победы, одержанные Эгмонтом на службе королю Филиппу II крепко связывали его с испанцами. Но, с другой стороны, он любил свой народ и был его любимцем. Когда вспыхивает народное восстание, Эгмонт становится во главе народа. Он обращается к народу со словами: « За Родину сражайтесь! С радостью отдайте жизнь за то, что вам дороже всего!» Давайте послушаем, что нам расскажут про композицию увертюры Натка и Антон. (ППЗ, шаг 4 – 5, слушание увертюры).
У. – Что произошло после столкновения двух контрастных образов?
( началась борьба, ожесточенная и беспощадная, то затихает , то усиливается, слышится протест)
У. – Какой новый образ появился? ( образ борьбы)
У. – Что происходит с главным героем? ( он погибает)
У. – Он с радостью идет навстречу смерти: « За Родину идите в бой! За благо высшее сражайтесь, за свободу! В чем вам пример я ныне подаю!»
У. – Что произошло в музыке после паузы? ( началось опять движение, постепенно музыка становится громче, она растет )
У. – Это гул радостной толпы. Народ празднует победу. Какой образ завершает увертюру? ( образ победы)
У. – Сейчас я предлагаю вам вспомнить все образы увертюры и составить кластер. Напишите в центре страницы «Эгмонт», а вокруг – слова – образы. Работаем в группах по четыре. (составление кластера, чтение слов – образов по цепочке)
У. – «Быть человеком – значит быть борцом» - говорил Гете. Своей музыкой Бетховен подтверждает, что только борьба может дать человеку счастье, сделает из него настоящего человека. У самого Бетховена и его героя Эгмонта много общего и в жизни, и в смерти.
Смерть подошла. Великий и безвестный,
Прославленный, осмеянный, титан
И раб – он умирал. Сплошной туман
Окутал небо. Дали застилая,
Росла гроза. Жестоких мыслей стая
Навстречу ночи реяла над ним.
Вдруг жаждой ненасытною томим,
Он поднялся – орёл ещё могучий.
Он слышал, слышал! Ах, влететь на кручи.
Изрыть всю землю, лишь бы радость дать
Сынам земли! – он слышал, как опять
Ударил гром в небесное подножье!
Охваченный неповторимой дрожью, -
А смерть уже на лбу чертила знак, -
Он небу, гордый, показал кулак.
Бетховен! Этот взмах ладони
Страшнее самой страшной из симфоний.
У. – Как вы думаете, умерли ли вместе с Бетховеном его идеи, образы? ( нет)
У. – Они бессмертны. Они живут и вдохновляют новые поколения на подвиги во имя свободы и справедливости.
У. – Продолжая героическую тему, я предлагаю вам познакомиться с песней, которую мы с вами начнем разучивать сегодня на уроке. Под эту песню вы входили сегодня в класс. Геннадий Татарченко «Гей ви, козаченьки»
( слушание песни, определение характера,использование цветных ручек при работе с текстом, разучивание первого куплета)
У. - Молодцы. Наш урок подходит к концу. Давайте же с помощью теста проверим, что вы запомнили из сегодняшнего урока. (ППЗ, раздел 10, 11, 12).
У - Вы справились. А сейчас я вам предлагаю написать письмо в будущее. Расскажите потомкам обо всем, что вы услышали на сегодняшнем уроке. У вас на партах лежат эти письма, но в них не хватает некоторых слов. Заполните пропуски под музыку Л.В.Бетховена.( интерактивное упражнение «Незаконченное предложение», желающий зачитывает)
У. – Подводя итог урока, я хочу сказать, что Бетховена часто сравнивают с Прометеем. ( иллюстрация на экране). Всем знакомое и гордое имя Прометей на древнегреческом языке означает – “вперёд смотрящий”. Своим подвигом он первый подал пример самоотверженной борьбы. Прометей оказался самым могущественным титаном – титаном духа, воли и непокорности. А в музыке таким титаном стал гениальный немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен.
- Дома я попрошу вас написать синквейн , который будет называться «Эгмонт»
У. - Я благодарю вас за сегодняшнюю очень интересную и кропотливую работу, за то чудесное творческое общение, которое царило на нашем уроке, ведь по словам известного музыковеда Бориса Асафьева: “ Музыка – прежде всего искусство человеческого общения”. Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его. Так пусть же в ваших сердца всегда оживляет гениальная музыка великого Бетховена.
Выставление оценок.
Выход из класса под песню «Гей ви, козаченьки»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.