МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)
Конспект урока по музыке
Тема: Былина как древний жанр песенного фольклора
Наименование образовательной организации: __МБОУ «Школа №51 «Центр образования» ___ ФИО учителя: ___Карабаева Нина Сергеевна_____ Класс: ___3А_________ Дата проведения: ____18.02________________ |
ФИО студента: _______Блажнова Ирина Сергеевна__________ ФИО методиста: ____Копылова Ирина Борисовна_______________ Допуск к проведению: ______________________________________ подпись методиста «______» ____________________ 20___ г.
|
|
Отметка: ____________________ Подпись методиста: ____________________
|
Рязань, 2021
Урок: музыка
Класс: 3
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: Сформировать представление о былине как древнем жанре русского песенного фольклора.
Задачи:
Образовательные:
Знать:
-Определение понятия «былина», «речитатив», «гусли», «эпос»;
-Виды былин;
-Жанровые особенности былины;
-Особенности исполнения народных певцов русской старины –гусляров;
Уметь:
-Определять особенности былин;
-Воспринимать музыкальное произведение;
-Анализировать музыкальное произведение.
Развивающие:
Развивать:
-Основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение;
-Музыкальные способности: ладовый слух, музыкальная память, тембровый слух, интерес;
-Устную монологическую речь.
Воспитательные:
Воспитывать:
-Ценностное отношение к музыке;
-Ценностное отношение к истории и культуре своего народа.
УУД:
Регулятивные:
· Удерживать цель деятельности до получения её результата;
Познавательные:
· Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
· Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
Коммуникативные:
· Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
Личностные:
· Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
· Воспринимать речь учителя (одноклассника), непосредственно не обращенную к учащемуся;
· Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание узнать больше.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Примечание |
Организационный момент |
Здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики, я рада приветствовать Вас на уроке музыки. Сегодня у вас его проведу я. Присаживайтесь. Проверим готовность к уроку, на партах у вас должны быть: дневник, пенал, конверт с карточками. Лишнее прошу убрать в портфель. Наш урок мне бы хотелось с цитаты музыкального критика 19 века Владимира Васильевича Стасова: Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием. -Как вы понимаете данное высказывание?
-Вы совершенно правы. Музыка наравне с другими направлениями искусства рассказывает о различных исторических событиях, уходит вглубь истории любого народа, русского в том числе. Сейчас поговорим об истории культуре русского народа. |
-Музыка заключает в себе историю, музыка рассказывает и раскрывает разные исторические периоды. |
Слайд 1: цитата + портрет |
Актуализация |
(учитель предлагает картину В. Васнецова «Богатыри» 1898). -Какая картина представлена перед вами? -Верно. Рассмотрите внимательнее данную картину. -Кто изображен на картине?
-Кто они? -Как вы думаете, чем занимались богатыри?
-Назовите, какие качества присущи богатырям? -Каким изображен каждый из богатырей? Обратите внимание на выражение лиц.
-Все верно. Как вы думаете, что из этих качеств: «ДОБРОТА, СИЛА, УМ, СМЕКАЛКА» важны для богатырей, чтобы побеждать недругов? -Объясните, почему так считаете. Отвечаем по поднятой руке.
-Какие произведения рассказывают нам о подвигах богатырей?
-Какие былины вы уже прочитали?
-Известно ли вам, что былины не только можно прочитать, но и прослушать. Слушали ли вы былины? -То есть вы не можете сказать кем исполнялись былины? |
-Богатыри. В.М. Васнецов Рассматривают
- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович -Богатыри
-Они защищали русскую землю от врагов
-Смелость, мужество… и тд
-Они внимательно смотрят вдаль: рука Ильи Муромца указывает на это. Богатыри выглядит мужественными, чувствуется сила и могущество.
-Все
-Богатырем может быть только добрый человек, который неравнодушен к бедам и проблемам других. Чтобы одержать победу важна не только сила, но ум и смекалка, потому что важно продумать, как одержать победу над врагом. (предположения обучающихся).
-Былины
-Никаких
-Ответы об-ся
-Нет
-Не знаем |
Слайд 2: Картина
Слайд 3: Борьба с врагами фото.
Слайд 4: качества в рамках.
|
Основная часть |
-Вижу, вы затрудняетесь. Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? Какая тема урока? -Вы правы. Тема урока: Былина как древний жанр песенного фольклора. -Какую цель вы перед собой поставите? -Цель урока: Познакомиться с былинами как древним жанром песенного фольклора. -Какие задачи?
-Предлагаю такой план урока, хотите ли вы изменить последовательность пунктов плана? 1. Что такое былина? 2. Какие былины существуют? 3. Звучание какого инструмента лежит в основе исполнения былины? 4. Как музыка передает образ богатыря? 5. Что отличает былину от других жанров песни? 6. Особенности исполнения былины.
-Как вы думаете, что такое былина? О чем рассказывает былина? -Вы правы. Былины - это русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, проявляющих свою силу, удаль, храбрость, смекалку. -В определении вам встретилось понятие «эпические песни». Как вы думаете, что такое эпос? -Эпос – это род литературы, описывающий масштабные исторические и социальные события, разворачивающиеся на протяжённом пространстве или времени. -Итак, виды былин. Чтобы узнать, какие существуют виды былин, прослушайте сообщение о былинах, которое подготовила Настя Карабаева.
-Спасибо, Настя. Итак, кто внимательно слушал, ответит на вопросы на слайде. -Как переводится слово «былина»? -С какого века люди стали описывать происходящие события в былинах? -Кем исполнялись былины? -В каком веке они появились в письменном оформлении? -Какие виды былин существуют? -Совершенно верно. Циклы киевских былин рассказывают о киевских богатырях, а новгородские о новгородских богатырях. -Какие киевские богатыри вам знакомы?
-А новгородские? -Новгородские былины рассказывают нам о подвигах Садко, Василия Буслаевича. С этими былинами вы познакомитесь на уроках литературного чтения.
|
-Былины
-Познакомиться с былинами
-Узнать, что такое былина, прослушать былины, выяснить особенности былины, знать кем исполняются былины.
-Песнь о подвигах богатырей (ответы об-ся)
- Предположения об-ся
-Само слово «былина» переводится как «старина» и все события, описанные в них, проходили в далеком прошлом. Приблизительно с начала 10 века люди стали описывать происходящие события в былинах. Гусляры, они же сказители, исполняли былины. В письменном оформлении они появились лишь к концу 17 века. С точностью сказать, откуда произошли былины практически невозможно. Но есть предположение, что они берут свое начало с новгородских и киевских земель.
-с 10 -Гуслярами, сказителями
-в 17 -Новгородские и киевские.
-Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич -Предположения об-ся
|
Слайд5: Тема Слайд6: Цель
Слайд7: 1. Что такое былина? 2. Какие былины существуют? 3. Звучание какого инструмента лежит в основе исполнения былины? 4. Как музыка передает образ богатыря? 5. Что отличает былину от других жанров песни? 6. Особенности исполнения былины.
ВЫВЕСИТЬ ПЛАН НА ДОСКУ!
Слайд8: Определение былины. Слайд9: слово ЭПОС Слайд 10: определение понятия «эпос»
Распечатать сообщение!
Слайд11: Как переводится слово «былина»? С какого века люди стали описывать происходящие события в былинах? Кем исполнялись былины? В каком веке они появились в письменном оформлении? Какие виды былин существуют?
Слайд12: Виды былин |
Физкультминутка |
-Отдохнем немного. Кто выполнит физкультминутку? |
Выполняют |
МУЗ СОПРОВОЖДЕНИЕ |
Основная часть |
-Итак, какие пункты плана уже раскрыты? -Вспомним, что такое былина? Какие виды былин существуют? -Итак, предлагаю небольшую викторину. Я вам включу три музыкальных произведения, ваша задача: угадать, какое из данных произведений былина? -Напомните мне, как мы слушаем произведения? -Верно, также не забывайте о посадке. Первое: Музыка из балета «Щелкунчик» Второе: солдатская песня Второе: 01.Былина об Илье Муромце (ансамбль «Живая старина») https://dydki.info/song/-1360759346.1600458568-Semejnyj_pevcheskij_ansambl_Zotovyh_ZHivaya_starina_-_01._Bylina_o_Ile_Muromce.html -Итак, какое первое произведение вы прослушали? -Кто автор? -Совершенно верно. Прослушав три произведения, как вы поняли, что последнее былина? -Откройте ваши конверты. Изображение каких инструментов вы видите? -Звучание каких из этих инструментов вы можете услышать в классической музыке? -А в былине? -О гуслях вам расскажет Олеся.
-Спасибо, Олеся. Прослушаем звучание гуслей. -Итак, прослушаем еще раз отрывок былины об Илье Муромце и вернемся к картине, выясним, как музыка передает образ богатыря.
-Какой пункт плана раскрыли? -Итак, назовите к какому жанру относится былина? -Какая это песня, о чем рассказывает?
-Какая форма? -Как вы это определили?
-Какие чувства вызывает у вас исполнение былины? -Объясните почему?
-То есть как исполняется данная былина? -Исполнение нараспев – это речитатив, запомните такое понятие. В каком темпе исполняется былина? -Как вы это определили?
-Как вы думаете, почему былинам присуще такое исполнение?
-Какое отношение выражает исполнительница?
- Совершенно верно. Главная задача исполнителя – воссоздать восхищение древнего певца героем – защитником народа. Ффразы звучат слитно, как бы вытекают одна из другой. -Что вы можете сказать о динамике произведения? Вспомним, что такое динамика. -Какая динамика у данного произведения? Почему былинам не присуще громкое исполнение?
-Действительно, повествование передает отношение к событиям, к героям былины. -Напомните, какой инструмент используется для исполнения былин? -Как вы думаете почему? -былины - старинные русские песни, сейчас такое не сочиняется, народ сочинял в то время, когда данный инструмент был популярен. -Как вы думаете, как отличалось бы восприятие былины, если бы она исполнялась под скрипку? -Действительно. Мы бы не услышали мощь богатыря. -Вы правы! -Давайте подведем итог, для чего исполнялись былины? Кем? -Какие чувства вызывают? Посмотрите на словарь эмоций. Перечислите ваши чувства. -Верно. |
-Первый и второй
-Отвечают
-Внимательно, не разговариваем
-Третье произведение былина. -Это музыка из балета «Щелкунчик» -П. И. Чайковский
-Она рассказывает о богатыре.
-Скрипка, флейта, труба, гусли
- Скрипка, флейта, труба. -Гусли - Гусли представляют собой плоский ящик с натянутыми струнами. Свое название гусли получили благодаря своим струнам, которые гудели при переборе. На гуслях музыканты играли сидя. Инструмент укладывался на колени под небольшим наклоном.
-Слушают.
-Он уже в годах, он защитник Земли, так как в былине поется, что стоял он за «Россиюшку» за святую Русь, за малых деточек, за веру Христианскую. (ответы об-ся) -4
-Песня -О богатырях, героях, исторических событиях. -Куплетная -Потому что куплетная форма— песенная форма, основанная на повторении одной мелодии с разным текстом.
-Спокойствие -Потому что поется плавно и спокойно -Нараспев, неторопливо
-Медленный темп. -Скорость пения медленная, исполняется былина медленно - Плавные переходы от слова к слову, некоторые слова тянутся
-Потому что это рассказ, чтобы слушателям было понятно, о чем рассказывает былина.
-в таком исполнении чувствуется добродушно-почтительное отношение к богатырю.
-сила звука. -Умеренно тихо.
-Потому былина рассказывает нам историю, описывает личность богатыря (предположения об-ся).
-Гусли -Ответы об-ся
-Возникли бы другие картины в голове, потому что скрипка-инструмент для классической музыки
-ответы об-ся
-Смотрят, отвечают |
Слайд13: обложка произведения
Слайд 14: инструменты фото +звук
Слайд15: гусли (изображение) +звук
Распечатать сообщение!
Слайд16: Картина
Слайд17: Жанр Форма Темп Динамика
Слайд18: словарь эмоций |
Заключительная часть |
-Наш урок, подходит к концу, какая тема урока? - Былина как древний жанр песенного фольклора. -Цель?
-Итак, что такое былина? Какие виды былин вы теперь знаете? -Кто исполняет былины? -Назовите особенности исполнения былины.
-Итак, урок я хотела бы закончить методом «незаконченные предложения» на слайде располагаются предложения, ваша задача закончить их: Мне показалось интересным… Я бы хотела… Меня удивило… -Итак, сегодня мы прослушали «Былину об Илье Муромце» (ансамбль «Живая старина») это былина киевского цикла. Дома Вам нужно будет послушать былину о Садко. Данная былина какого цикла? -Верно, спасибо за активную работу. Урок окончен. (видеоотрывок) |
-Былины
-Познакомиться с былинами как древним жанром песенного фольклора.
(Ответы об-ся) -Повествуют о богатырях, исполняются речитативом, инструмент –гусли, медленный темп (ответы об-ся)
(ответы об-ся)
-Новгородского. |
Слайд19: · Повествуют о богатырях · Исполняются речитативом · Медленный темп · Инструмент –гусли · Исполнитель –сказитель, гусляр
РАЗДАТКА
Слайд20 Слайд21:дз
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.