Конспект урока музыки в 3 классе на тему "Былина как древний жанр песенного фольклора"

  • docx
  • 19.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект былина как древний жанр песенного фольклора.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)

 

 

 

 

 

Конспект урока по музыке

 

Тема: Былина как древний жанр песенного фольклора

 

 

 

 

 

Наименование образовательной организации:

__МБОУ «Школа №51 «Центр образования» ___

ФИО учителя: ___Карабаева Нина Сергеевна_____

Класс: ___3А_________

Дата проведения: ____18.02________________

ФИО студента: _______Блажнова Ирина Сергеевна__________

ФИО методиста: ____Копылова Ирина Борисовна_______________

Допуск к проведению: ______________________________________

                                                                                          подпись методиста

«______» ____________________ 20___ г.

 

 

 

Отметка: ____________________

Подпись методиста: ____________________

 

 

 

Рязань, 2021

 

 

 

Урок: музыка

Класс: 3

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: Сформировать представление о былине как древнем жанре русского песенного фольклора.

Задачи:

Образовательные:

Знать:

-Определение понятия «былина», «речитатив», «гусли», «эпос»;

-Виды былин;

-Жанровые особенности былины;

-Особенности исполнения народных певцов русской старины –гусляров;

Уметь:

-Определять особенности былин;

-Воспринимать музыкальное произведение;

-Анализировать музыкальное произведение.

Развивающие:

Развивать:

-Основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение;

-Музыкальные способности: ладовый слух, музыкальная память, тембровый слух, интерес;

-Устную монологическую речь.

Воспитательные:

Воспитывать:

-Ценностное отношение к музыке;

-Ценностное отношение к истории и культуре своего народа.

УУД:

Регулятивные:

·        Удерживать цель деятельности до получения её результата;

Познавательные:

·        Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

·        Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

Коммуникативные:

·        Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

Личностные:

·        Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

·        Воспринимать речь учителя (одноклассника), непосредственно не обращенную к учащемуся;

·        Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание узнать больше.

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Организационный момент

Здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики, я рада приветствовать Вас на уроке музыки. Сегодня у вас его проведу я. Присаживайтесь. Проверим готовность к уроку, на партах у вас должны быть: дневник, пенал, конверт с карточками. Лишнее прошу убрать в портфель. Наш урок мне бы хотелось с цитаты музыкального критика 19 века Владимира Васильевича Стасова: Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием.

-Как вы понимаете данное высказывание?

 

 

-Вы совершенно правы. Музыка наравне с другими направлениями искусства рассказывает о различных исторических событиях, уходит вглубь истории любого народа, русского в том числе. Сейчас поговорим об истории культуре русского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Музыка заключает в себе историю, музыка рассказывает и раскрывает разные исторические периоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1: цитата + портрет

Актуализация

(учитель предлагает картину В. Васнецова «Богатыри» 1898).

-Какая картина представлена перед вами?

-Верно. Рассмотрите внимательнее данную картину.

-Кто изображен на картине?

 

 

 

-Кто они?

-Как вы думаете, чем занимались богатыри?

 

-Назовите, какие качества присущи богатырям?

-Каким изображен каждый из богатырей? Обратите внимание на выражение лиц.

 

 

 

 

 

-Все верно. Как вы думаете, что из этих качеств: «ДОБРОТА, СИЛА, УМ, СМЕКАЛКА» важны для богатырей, чтобы побеждать недругов?

-Объясните, почему так считаете. Отвечаем по поднятой руке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какие произведения рассказывают нам о подвигах богатырей?

 

-Какие былины вы уже прочитали?

 

 

-Известно ли вам, что былины не только можно прочитать, но и прослушать. Слушали ли вы былины?

-То есть вы не можете сказать кем исполнялись былины?

 

 

 

 

-Богатыри. В.М. Васнецов

Рассматривают

 

- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович

-Богатыри

 

-Они защищали русскую землю от врагов

 

-Смелость, мужество… и тд

 

-Они внимательно смотрят вдаль: рука Ильи Муромца указывает на это. Богатыри выглядит мужественными, чувствуется сила и могущество.

 

 

 

-Все

 

-Богатырем может быть только добрый человек, который неравнодушен к бедам и проблемам других. Чтобы одержать победу важна не только сила, но ум и смекалка, потому что важно продумать, как одержать победу над врагом. (предположения обучающихся).

 

 

-Былины

 

-Никаких

 

 

-Ответы об-ся

 

-Нет

 

-Не знаем

Слайд 2: Картина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3: Борьба с врагами фото.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4: качества в рамках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

-Вижу, вы затрудняетесь. Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? Какая тема урока?

-Вы правы. Тема урока: Былина как древний жанр песенного фольклора.

-Какую цель вы перед собой поставите?

-Цель урока: Познакомиться с былинами как древним жанром песенного фольклора.

-Какие задачи?

 

 

 

-Предлагаю такой план урока, хотите ли вы изменить последовательность пунктов плана?

1. Что такое былина?

2. Какие былины существуют?

3. Звучание какого инструмента лежит в основе исполнения былины?

4. Как музыка передает образ богатыря?

5. Что отличает былину от других жанров песни?

6. Особенности исполнения былины.

 

 

 

 

 

 

-Как вы думаете, что такое былина? О чем рассказывает былина?

-Вы правы. Былины - это русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, проявляющих свою силу, удаль, храбрость, смекалку.

-В определении вам встретилось понятие «эпические песни». Как вы думаете, что такое эпос?

-Эпос – это род литературы, описывающий масштабные исторические и социальные события, разворачивающиеся на протяжённом пространстве или времени.

-Итак, виды былин. Чтобы узнать, какие существуют виды былин, прослушайте сообщение о былинах, которое подготовила Настя Карабаева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Спасибо, Настя. Итак, кто внимательно слушал, ответит на вопросы на слайде.

-Как переводится слово «былина»?

-С какого века люди стали описывать происходящие события в былинах?

-Кем исполнялись былины?

-В каком веке они появились в письменном оформлении?

-Какие виды былин существуют?

-Совершенно верно. Циклы киевских былин рассказывают о киевских богатырях, а новгородские о новгородских богатырях.

-Какие киевские богатыри вам знакомы?

 

-А новгородские?

-Новгородские былины рассказывают нам о подвигах Садко, Василия Буслаевича. С этими былинами вы познакомитесь на уроках литературного чтения.

 

 

 

-Былины

 

 

-Познакомиться с былинами

 

 

-Узнать, что такое былина, прослушать былины, выяснить особенности былины, знать кем исполняются былины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Песнь о подвигах богатырей (ответы об-ся)

 

 

 

 

 

 

 

 

- Предположения об-ся

 

 

 

 

 

-Само слово «былина» переводится как «старина» и все события, описанные в них, проходили в далеком прошлом. Приблизительно с начала 10 века люди стали описывать происходящие события в былинах. Гусляры, они же сказители, исполняли былины. В письменном оформлении они появились лишь к концу 17 века. С точностью сказать, откуда произошли былины практически невозможно. Но есть предположение, что они берут свое начало с новгородских и киевских земель.

 

 

 

-с 10

-Гуслярами, сказителями

 

-в 17

-Новгородские и киевские.

 

 

 

 

 

 

 

-Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич

-Предположения об-ся

 

 

 

 

 

 

Слайд5: Тема

Слайд6: Цель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд7:

1. Что такое былина?

2. Какие былины существуют?

3. Звучание какого инструмента лежит в основе исполнения былины?

4. Как музыка передает образ богатыря?

5. Что отличает былину от других жанров песни?

6. Особенности исполнения былины.

 

ВЫВЕСИТЬ ПЛАН НА ДОСКУ!

 

 

 

Слайд8: Определение былины.

Слайд9: слово ЭПОС

Слайд 10: определение понятия «эпос»

 

 

 

Распечатать сообщение!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд11:

Как переводится слово «былина»?

С какого века люди стали описывать происходящие события в былинах?

Кем исполнялись былины?

В каком веке они появились в письменном оформлении?

Какие виды былин существуют?

 

 

 

 

Слайд12: Виды былин

Физкультминутка

-Отдохнем немного. Кто выполнит физкультминутку?

Выполняют

МУЗ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Основная часть

-Итак, какие пункты плана уже раскрыты?

-Вспомним, что такое былина? Какие виды былин существуют?

-Итак, предлагаю небольшую викторину. Я вам включу три музыкальных произведения, ваша задача: угадать, какое из данных произведений былина?

-Напомните мне, как мы слушаем произведения?

-Верно, также не забывайте о посадке.

Первое: Музыка из балета «Щелкунчик»

Второе: солдатская песня

Второе: 01.Былина об

Илье Муромце (ансамбль «Живая старина») https://dydki.info/song/-1360759346.1600458568-Semejnyj_pevcheskij_ansambl_Zotovyh_ZHivaya_starina_-_01._Bylina_o_Ile_Muromce.html

-Итак, какое первое произведение вы прослушали?

-Кто автор?

-Совершенно верно. Прослушав три произведения, как вы поняли, что последнее былина?

-Откройте ваши конверты. Изображение каких инструментов вы видите?

-Звучание каких из этих инструментов вы можете услышать в классической музыке?

-А в былине?

-О гуслях вам расскажет Олеся.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Спасибо, Олеся. Прослушаем звучание гуслей.

-Итак, прослушаем еще раз отрывок былины об Илье Муромце и вернемся к картине, выясним, как музыка передает образ богатыря.

 

 

 

 

 

 

 

-Какой пункт плана раскрыли?

-Итак, назовите к какому жанру относится былина?

-Какая это песня, о чем рассказывает?

 

-Какая форма?

-Как вы это определили?

 

 

 

-Какие чувства вызывает у вас исполнение былины?

-Объясните почему?

 

-То есть как исполняется данная былина?

-Исполнение нараспев – это речитатив, запомните такое понятие. В каком темпе исполняется былина?

-Как вы это определили?

 

 

 

-Как вы думаете, почему былинам присуще такое исполнение?

 

 

-Какое отношение выражает исполнительница?

 

 

- Совершенно верно. Главная задача исполнителя – воссоздать восхищение древнего певца героем – защитником народа. Ффразы звучат слитно, как бы вытекают одна из другой.

-Что вы можете сказать о динамике произведения? Вспомним, что такое динамика.

-Какая динамика у данного произведения? Почему былинам не присуще громкое исполнение?

 

 

 

-Действительно, повествование передает отношение к событиям, к героям былины.

-Напомните, какой инструмент используется для исполнения былин?

-Как вы думаете почему?

-былины - старинные русские песни, сейчас такое не сочиняется, народ сочинял в то время, когда данный инструмент был популярен.

-Как вы думаете, как отличалось бы восприятие былины, если бы она исполнялась под скрипку?

-Действительно. Мы бы не услышали мощь богатыря.

-Вы правы!

-Давайте подведем итог, для чего исполнялись былины? Кем?

-Какие чувства вызывают? Посмотрите на словарь эмоций. Перечислите ваши чувства.

-Верно.

-Первый и второй

 

-Отвечают

 

 

 

 

 

-Внимательно, не разговариваем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Третье произведение былина.

-Это музыка из балета «Щелкунчик»

-П. И. Чайковский

 

 

 

-Она рассказывает о богатыре.

 

-Скрипка, флейта, труба, гусли

 

- Скрипка, флейта, труба.

-Гусли

- Гусли представляют собой плоский ящик с натянутыми струнами.

Свое название гусли получили благодаря своим струнам, которые гудели при переборе. На гуслях музыканты играли сидя. Инструмент укладывался на колени под небольшим наклоном.

 

-Слушают.

 

 

 

-Он уже в годах, он защитник Земли, так как в былине поется, что стоял он за «Россиюшку» за святую Русь, за малых деточек, за веру Христианскую.

(ответы об-ся)

-4

 

-Песня

-О богатырях, героях, исторических событиях.

-Куплетная

-Потому что куплетная форма— песенная форма, основанная на повторении одной мелодии с разным текстом.

 

-Спокойствие

-Потому что поется плавно и спокойно

-Нараспев, неторопливо

 

 

-Медленный темп.

-Скорость пения медленная, исполняется былина медленно

- Плавные переходы от слова к слову, некоторые слова тянутся

 

-Потому что это рассказ, чтобы слушателям было понятно, о чем рассказывает былина.

 

-в таком исполнении чувствуется добродушно-почтительное отношение к богатырю.

 

 

 

 

 

 

 

-сила звука.

-Умеренно тихо.

 

-Потому былина рассказывает нам историю, описывает личность богатыря (предположения об-ся).

 

 

 

 

-Гусли

-Ответы об-ся

 

 

 

 

-Возникли бы другие картины в голове, потому что скрипка-инструмент для классической музыки

 

 

 

 

-ответы об-ся

 

-Смотрят, отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд13: обложка произведения

 

 

 

 

Слайд 14: инструменты фото +звук

 

 

Слайд15: гусли (изображение) +звук

 

Распечатать сообщение!

 

 

 

 

 

 

 

Слайд16: Картина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд17:

Жанр

Форма

Темп

Динамика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд18: словарь эмоций

Заключительная часть

 -Наш урок, подходит к концу, какая тема урока?

- Былина как древний жанр песенного фольклора.

-Цель?

 

 

-Итак, что такое былина? Какие виды былин вы теперь знаете?

-Кто исполняет былины?

-Назовите особенности исполнения былины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Итак, урок я хотела бы закончить методом «незаконченные предложения» на слайде располагаются предложения, ваша задача закончить их:

Мне показалось интересным…

Я бы хотела…

Меня удивило…

-Итак, сегодня мы прослушали «Былину об

Илье Муромце» (ансамбль «Живая старина») это былина киевского цикла. Дома Вам нужно будет послушать былину о Садко. Данная былина какого цикла?

-Верно, спасибо за активную работу. Урок окончен.

(видеоотрывок)

 

-Былины

 

 

-Познакомиться с былинами как древним жанром песенного фольклора.

 

 

(Ответы об-ся)

-Повествуют о богатырях, исполняются речитативом, инструмент –гусли, медленный темп (ответы об-ся)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ответы об-ся)

 

 

 

 

 

-Новгородского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд19:

·        Повествуют о богатырях

·        Исполняются речитативом

·        Медленный темп

·        Инструмент –гусли

·        Исполнитель –сказитель, гусляр

 

РАЗДАТКА

 

 

 

 

 

 

Слайд20

Слайд21:дз