Конспект урока на тему :Физические и химические явления"
Оценка 4.7

Конспект урока на тему :Физические и химические явления"

Оценка 4.7
docx
22.10.2020
Конспект урока на тему :Физические и химические явления"
8 кл физические и химические явления.docx

Урок химии в 8 классе

Тема: Физические и химические явления. Понятие о химических реакциях.

Цель: закрепить понятия о физических и химических явлениях, изучить сущность, признаки и условия протекания химических реакций.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Формировать умения наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений.

2. Усвоить различие между физическими и химическими явлениями с точки зрения молекулярного строения вещества.

3. Формировать умения проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью.

4. Формировать умения объяснять значения явлений в жизни природы и человека.

5. Получить представление об условиях начала и течения химических реакций.

6. Способствовать усвоению понятий « физические и химические явления», «

признаки химических реакций», « условия протекания реакций».

7. Усвоить основные признаки химических реакций.

Воспитательные:

1. Воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира.

2. Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы.

3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность.

2. Развивать у обучающихся умение логически мыслить, сопоставлять, обобщать и делать выводы.

3. На основе атомно – молекулярного строения веществ развивать понятия причинно – следственных связей между явлениями, формировать понимание отличия физических и химических явлений.

4. Развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы.

5. Развивать у обучающихся творческие склонности при поиске рационального использования химических реакций на основании знаний о их признаках и условиях начала и течения реакций.

6. Демонстрировать опыты, сопровождающиеся яркими признаками реакции, с целью пробуждать дальнейший интерес к химии.

Технологии: ИКТ, исследовательский метод обучения.

Планируемые результаты обучения:

Знать определение химической реакции, признаки и условия протекания химических

реакций. Уметь отличать физические процессы от химических.

Методы ведения урока: беседа, рассказ, решение проблемной ситуации, наблюдение, описание наблюдений, демонстрация опытов.

Межпредметные связи: понятия из курса физики « явления», « физические явления», « молекулы».

Требования к оснащению: компьютер, экран, мультимедийный проектор

План урока

I. Вводное слово учителя.

- тема; - цели; - задачи.

II. Основная часть урока.

1.Подготовка к усвоению нового материала, повторение ранее изученного, выделение опорных знаний.

а) Явления. б) Физические явления. в) Химические явления.

2. Логический переход к новому материалу.

3.Изучение нового материала.

а) Выдвижение проблемы: классификация признаков химических реакций, условия начала и течения химических реакций.    б) Выполнение опытов.   в) Решение проблемы, обсуждение результатов. г) Реакции вокруг нас. Значение реакций.

III. Заключительная часть урока.

1.Вывод. 2.Задание на дом. 3.Закрепление.

Ход урока

I.                   Вводное слово учителя.

Химия – одна из наук, помогающая познать тайны природы.

- Вспомним, что изучает химия? Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях Химия – наука экспериментальная. Только с помощью химических опытов устанавливаются законы химии, выявляются законы природы, вырабатываются методы получения и изучения новых веществ.

Сегодня на уроке мы будем проводить эксперимент для того, чтобы на основе имеющихся знаний, закрепить понятия физические и химические явления, выявить признаки, условия возникновения и протекания химических реакций, а также отметить значение реакций в жизни природы и человека.

Тема нашего урока « Физические и химические явления. Понятие о химических реакциях».

Запишем в тетради.

И девизом к нему я предлагаю вам взять слова великого русского ученого М.В Ломоносова:

«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».

II. Основная часть урока.

Ребята! Вы уже познакомились с некоторыми веществами.

- Что называется веществом? То, из чего состоит физическое тело

- Вспомним, на какие группы делятся все вещества? Простые и сложные

- Какие классы простых и сложных веществ вы рассмотрели? Простые – Ме и неМе, а сложные – оксиды, кислоты, соли и основания.

- Как вы думаете, могут ли вещества оставаться без изменения? Нет, вещества изменяются В природе с момента ее зарождения с веществами происходят различные изменения.

- Как вы назовете эти природные изменения? Явления  Правильно, все изменения, происходящие в окружающем нас мире, называются явлениями.

- Какие явления, происходящие с веществами вам известны? Нам известны физические и химические явления

Рассмотрим физические и химические явления, вспомним, чем они отличаются друг от друга?

На слайдах показаны группы природных явлений.

- Посмотрите и скажите, какие явления изображены на экране? (просмотр презентации

явления природы). Большинство явлений - физические явления.

Правильно. Это физические явления, происходящие в природе.

- А к каким видам физических явлений они относятся? Поясните свои наблюдения.

Лунное затмение и затмение солнца – оптические (световые - образование тени и полутени), радуга и мираж – световые. Отражение солнечных лучей от зеркал – световое явление (солнечный зайчик). Молния – световое, а если гром – электрическое, дождь – механическое (падают капли). Иней, снег, туман – тепловые – переход воды из одного агрегатного состояния в другое. Град – тепловое явление, а падает град – механическое. Роса, облако – тепловые явления, а если поднимается облако вверх – это механическое явление. Тайфун, торнадо, смерч, землетрясение, цунами, лавина, ледоход, айсберг, наводнение – это механические явления.

Механические явления связаны с движением. Извержение вулкана и пожар – это сочетание физических (тепловых) и химических явлений.

Физические явления

- Посмотрите, а какие явления мы будем наблюдать сейчас? Поясните свои наблюдения.

Опыт№1. Тележка.

- Какое физическое явление вы наблюдаете? Механическое явление

- Как вы определили, что тележка движется? Тележка изменила положение относительно стола, относительно доски.

Посмотрите, я иду. Какое явление вы наблюдаете? Механическое.

Механическое движение – это изменение положения тела относительно других тел.

Опыт №2. Камертон.

- А сейчас какое явление вы наблюдаете? - Что вы слышите? (звук). Мы наблюдаем звуковые явления. Мы сейчас разговариваем. - Почему издаем звуки? Голосовые связки совершают колебательные движения, и появляется звук

Опыт №3. «Пляшущие человечки» - Какое физическое явление вы наблюдаете сейчас? Мы наблюдаем электрическое явление. - Почему человечки пляшут? При трении тело электризуется и притягивает мелкие предметы.

Опыт №4. Магнитные явления.

Возьмем магнит и поднесем его смеси, состоящей из серы и железа. - Что наблюдаем?

Железо намагничивается, а сера нет. В смеси каждое вещество сохраняет свои свойства.

- О каком явлении идет речь? Магнитное явление.

Магнит притянул железо. Действие магнита - это один из способов разделения данной смеси.

- Какие способы разделения смесей вы можете назвать? Отстаивание, фильтрование, выпаривание, центрифугирование, перегонка и другие. - На чем основаны способы разделения смесей? На различии в физических свойствах веществ, образующих смесь.

- Дайте определение физическим явлениям. Явления, при которых не происходит превращение одних веществ в другие, а изменяется только агрегатное состояние вещества, форма или размеры, называются физическими.

Химические явления

- Посмотрите, какие явления мы будем наблюдать сейчас?

Опыт№1.Взамодействие раствора сульфата натрия с раствором хлорида бария.

В пробирку нальем 2мл раствора сульфата натрия, затем добавим несколько капель

раствора хлорида бария. - Что наблюдаем? Выпал осадок белого цвета, что говорит об образовании нового вещества. Значит, прошла

химическая реакция.

Опыт №2. Гашение соды уксусом.

В пробирку насыпали немного питьевой соды и добавляем раствор уксусной кислоты. Поднесем горящую спичку к отверстию пробирки. - Что наблюдаем? Выделяется газ. Горящая спичка гаснет при погружении в сосуд с этим газом. Образовалось новое вещество – углекислый газ. Произошла химическая реакция. - Где ваши мамы и бабушки используют это явление? - Какой вывод можно сделать из проделанных опытов? Что произошло в результате взаимодействия сульфата натрия и хлорида бария, и взаимодействия соды с уксусом? Образовались новые вещества.

- Что является главным признаком этих явлений? Превращение одних веществ в другие.

- Какие явления мы рассмотрели? Дайте определения химическим явлениям. Явления, при которых из одних веществ образуются другие, называются химическими явлениями или химическими реакциями.

Итак, сегодня мы должны более подробно ознакомиться с химическими явлениями или химическими реакциями.

Реакция (лат.) – отпор, противодействие, ответное воздействие (на доске)

Химические реакции могут сопровождаться следующими признаками:

1.образование осадка (или его растворение); 2.выделение газа ; 3.изменение цвета; 4.появление или исчезновение запаха; 5.выделение (поглощение) тепла и света.

- Все ли реакции происходят при одинаковых условиях? Еще Д.И Менделеев указывал, что наиболее существенным признаком всех химических реакций является изменение энергии. Энергия затрачивается на разрушение одних Веществ и выделятся при образовании других веществ. Количество теплоты, которое выделяется или поглощается в результате реакции, называется тепловым эффектом.

Реакции бывают экзотермические и эндотермические.

- Какие условия должны выполняться, чтобы произошла химическая реакция?

1. Нужно, чтобы реагирующие вещества соприкоснулись. Чем больше площадь соприкосновения, тем быстрее идет химическая реакция. Поэтому твердые вещества измельчают и перемешивают или растворяют, а растворы веществ, которые хорошо растворяются в воде, сливают.

2. Второе важное условие – это нагревание. Для некоторых реакций оно необходимо,только для того, чтобы реакция началась, а для других необходимо нагревание на протяжении всей реакции.

Некоторые химические реакции идут только на свету – фотохимические реакции, другие только при наличии веществ, ускоряющих реакции – катализаторов, третьи под действием электрического тока, например, вода под действием электрического тока разлагается на водород и кислород. Но многим реакциям не требуется нагревание.

III. Заключение.

1.Вывод по уроку.

Урок подходит к завершению. Подведем итоги. - Что нового узнали на уроке? Вспомнили понятия физические и химические явления. Узнали, чем они отличаются друг от друга на молекулярном уровне. Рассмотрели основные признаки химических реакций. Получили представление об условиях возникновения и течения химических реакций. Научились проводить химические опыты, наблюдать. Научились указывать признаки и условия реакций и делать выводы на основе проделанных опытов.

2.Домашнее задание:

п. 6,письменно №2,3 тестовые задания №1,2.Выучить записи в тетради, привести по 2 примера физических и химических явлений, используемых дома.


 

Урок химии в 8 классе Тема:

Урок химии в 8 классе Тема:

Методы ведения урока : беседа, рассказ, решение проблемной ситуации, наблюдение, описание наблюдений, демонстрация опытов

Методы ведения урока : беседа, рассказ, решение проблемной ситуации, наблюдение, описание наблюдений, демонстрация опытов

Какие классы простых и сложных веществ вы рассмотрели?

Какие классы простых и сложных веществ вы рассмотрели?

Возьмем магнит и поднесем его смеси, состоящей из серы и железа

Возьмем магнит и поднесем его смеси, состоящей из серы и железа

Какие условия должны выполняться, чтобы произошла химическая реакция? 1

Какие условия должны выполняться, чтобы произошла химическая реакция? 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2020