Конспект урока на тему: "Керамика Древней Греции".
Оценка 4.6

Конспект урока на тему: "Керамика Древней Греции".

Оценка 4.6
doc
03.03.2020
Конспект урока на тему: "Керамика Древней Греции".
Керамика Древней Греции. Вазопись..doc

                                   

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

по изобразительному искусству

в 4 классе

Общая тема года: «Ты и искусство».

Общая тема III четверти: « Каждый народ – художник».

Тема урока:  « О чем нам рассказали вазы». Керамика Древней Греции. Вазопись.

Вид изобразительной деятельности:

 аппликация с элементами рисования.

Разработала:

Сальникова А.А.

МОУ « СОШ № 64 имени Б.Ручьёва»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока:

Образовательные:

-дать детям представление о декоративно-прикладном искусстве и живописи Древней Греции, вазописи, исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.

Развивающие:

-развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся

-формирование знаний учащихся о древнегреческой живописи

Воспитательные:

-воспитание творческой, познавательной активности

-воспитание умения выделять значимые моменты и творчески представить их в самостоятельной работе

Задача урока: на основе эмоционально-эстетического восприятия теоретического материала каждый ученик самостоятельно выполняет творческую работу, совершенствовать изобразительные навыки при выполнении орнамента.

 

Методическое обеспечение урока:

1.Методы и приёмы организации учебно-познавательного процесса:

-Словесные (объяснение, беседа, инструкция)

-Наглядные (слайды, образцы ваз)

-Практические (творческие практические работы)

2.Дидактические материалы:

-Зрительный ряд (образцы готовых работ учителя, репродукции с изображением греческих ваз, презентация слайд-фильма «Живопись Древней Греции Вазопись»

3. Литературный ряд: стихотворение В.Брюсова «Античные вазы»

 

Материально-техническое оснащение урока:

1.Оборудование

для учителя (классная доска, компьютер)

для учащихся (образцы-шаблоны ваз, греческого орнамента, набор иллюстраций)

2.Материалы и принадлежности для учащихся (альбомный и цветной лист бумаги, ножницы, клей, гуашь, восковые мелки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Содержание этапов урока

Время в минутах

1.Организационный момент (ориентировочное время-1-2 мин.)

-Приветствие

-Проверка готовности учащихся к уроку

1 мин.

1 мин.

2. Основной этап (ориентировочное время-30-35 мин.)

-Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала

-Сообщение темы урока

-Беседа, демонстрация слайдов по теме урока

-Психофизическая разминка (физминутка)

-Педагогические образцы работ с подробной инструкцией выполнения работы

-Творческая практическая деятельность учащихся - выполнение и роспись вазы

-Руководство процессом изобразительной деятельности

 

2 мин

 

 

10 мин.

 

.2 мин

 

 

 

 

 

20 мин.

3.Заключительный этап (ориентировочное время-8-9 мин.)

-Просмотр и анализ работ учащихся с точки зрения поставленных задач

-Впечатление детей от выставки своих работ

-Подведение итога урока

-Организационное окончание урока, наведение порядка на рабочем месте.

5 мин.

 

2 мин.

 

1 мин.

 

1 мин.

                    

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление доски.

                                           4 апреля.

Тема: «О чём нам рассказали вазы......». Керамика Древней Греции. Вазопись.

 

 

 

Виды искусства (карточки)

 

 

Образцы работ  учителя

 

С обратной стороны доски

иллюстрации ваз, названия ваз

Иллюстрации ваз

Амфора

Гидрия

Киаф

Кратер

Лекиф

 

 

 

Виды орнамента (геометрический стиль, пальметта, меандр)

Словарные слова

орнамент

керамика

пальметта

меандр

 

                                                   

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Этапы урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

 

 

1.Организационный момент урока.

 

 

 

 

 

 

2. Основной этап урока.

 

         Слайд № 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Слайд № 2.

    1 ученик рассказывает                             стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Словарная работа.

     Слайд № 3.(слова прикреплены на доске)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Слайд №  4(пальметта, меандр) - образец на доске

 

 

 

 

 

    Слайд № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Слайд № 6(гончарное искусство)

 

 

 

 

 

 

 

 

   Слайд № 7

 

 

 

 

 

    Слайд № 8 (О чём нам рассказали вазы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Слайд № 9-13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Слайд № 14-15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Слайд № 18-19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Слайд № 20

 

 

 

     Слайд № 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Слайд № 22-27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическая работа.

 

 

 

 

      Вазы (работы учителя)

 

 

 

 

 

      Музыка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Вернисаж работ учащихся.

5.Итог урока.

 

-Здравствуйте, ребята!

Тихо садитесь. Урок  ИЗО.

-Проверьте готовность к уроку. Для работы нам необходимы: лист цветной бумаги, альбомный лист, клей, ножницы, гуашь, восковые мелки.

-Древняя  Греция. Античность. Любое время, даже самое далекое, живет сегодня и ведёт диалог с нами посредством памятников искусства.

-Сегодня на уроке мы совершим путешествие по Древней Греции. Будем говорить о керамике Древней Греции, вазописи

Вступление к уроку-стихотворение Валерия Брюсова «Античные вазы».

Они пленительны и нежны,

Они изысканно-небрежны,

То гармонически-размерны,

То соблазнительно-неверны,

Всегда закончены и цельны,

Неизмеримо-нераздельны,

И завершённость линий их

Звучит, как полнопевный  стих.

-Какие виды искусства  вам известны?

-Сегодня на уроке мы будем говорить декоративно-прикладном искусстве.

-А что относится к декоративно-прикладному искусству? (ковровое искусство, вышивка, макраме, роспись, мозаика, керамика, резьба по дереву, бисероплетение).

-Попробуем объяснить значение слов, которые встретятся на уроке.

Керамика-изделия из обожжённой  глины

Орнамент - (от лат. «украшение») узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

Пальметта-скульптурный или  живописный орнамент, напоминающий пальмовые листья.

Меандр-геометрический узор в виде изогнутых линий.

Живопись Древней Греции была прекрасна, о развитии которой можно судить по рисункам, вазам.

-Приглашаю вас на выставку древнегреческих ваз.

     Древнегреческий  базар ждёт вас.

-Прежде, чем расписать вазу, ее нужно было изготовить. Глина, обожжённая в костре-первый искусственный материал, полученный человеком. Найти нужную глину это совсем непростое дело.

    Например, хорошего качества бурую и красную глину добывали в 12 км от Афин со дна реки Кефис.

-А как называли человека, который работает с глиной? (гончар)

       Гончарное искусство-древнее искусство.

      Гончар вращает одной рукой круг, а другой с помощью шаблона формирует сосуд. На  стене кувшин для питья и смачивания глины. Сырая глина лежит перед столом.

-До наших дней дошло множество черепков и целых сосудов, повествующих нам о деяниях героев и богов, а также дающих нам представление об образе жизни древних греков и их культуре.

      Вазопись-искусство росписи сосудов. Сосуды, сделанные гончарами, расписывали художники-вазописцы

Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов.

     Греческая керамика- настоящее воплощение той страсти к красоте, что была присуща древним грекам.

    Росписи разнообразных ваз, повседневной утвари греков, восхищают сегодня посетителей крупнейших музеев мира. На вазах изображены сцены, которые дают нам ценные сведения о том, как жили древние греки, чем занимались, о чём мечтали.

     -Посмотрите вазописные стили.

      Геометрический стиль

В 8-9 вв. до н.э. в вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей.

     Появляется греческий орнамент-меандр-узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом  линии.

    Легли и слушаем.

Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и  было похоже на петлю. Так  возник знаменитый греческий орнамент-меандр, а затем волнообразный орнамент.

    Во второй половине 6 в. до н.э. первенство в керамике перешло к Афинам. Стилем афинской вазописи стал чёрнофигурный стиль. Это светлый (красный) фон и чёрные изображения.

    Около 530 веков  до н. э

Афинские мастера  создали более совершенный краснофигурный стиль росписи керамики. Фон был черным, а изображения имели цвет обожжённой глины (красновато-коричневатый). Детали уже не процарапывали, а прорисовывали тонкой чёрной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных.

  -Взгляните на древнегреческий орнамент.

-Что такое узор?

-Как называется узор, состоящий из  ритмически повторяющихся элементов?

Слова «сосуды», «посуда» на латинском языке - «вазы». В древней Греции они изготовлялись из обожжённой глины.

    Вазопись-роспись керамических сосудов (от греческого «керамос» - глина)

   Древнегреческие мастера создавали великое множество  сосудов самого разного назначения:

   Амфора-сосуд овальной формы с узкой шейкой и двумя ручками (для хранения зерна, оливкого масла, мёда, вина)

   Лекиф-высокий, удлинённый сосуд (для душистого масла и духов)

    Гидрия- сосуд для воды

    Кратер - большие сосуды для смешивания вина с водой

    Киаф-черпак для вина

  -А сейчас послушайте стихотворение « Античные вазы»

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь вазы»-

подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала взглянули на них мы, скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

потом загляделись... И может быть час

никак не могли оторваться от ваз.

То вазы-гиганты, то карлики-вазы,

И каждая ваза с рисунком-рассказом!

.....Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(и Гектор, как видно, лишается сил)....

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот-Одиссей, подающий советы.

А это-кентавры... А это... А это...

Но мы описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

-Представьте ,что вы в Древней Греции.

Дополним коллекцию греческих ваз вашими работами.

    Эти красивые  вазы  выполнены в технике симметричного вырезания.

    А мы будем выполнять роспись вазы, используя древнегреческий орнамент.

        План работы.

1.Возьмите лист цветной бумаги и сверните по вертикали пополам.

2.Обведём шаблон вазы (от линии сгиба проведём линию- контур половинки вазы)

3.Вырезаем.

4.Наклеим на альбомный лист

5.Чёрной гуашью или восковыми мелками будем наносить узор.

-В каком стиле будем работать?

    Обратите внимание на геометрический стиль, пальметта ,меандр,

-Какие виды росписи существуют?

-Какие сюжеты изображали на вазах? ( легенды, соревнования атлетов, сцены повседневной жизни)

-Какие названия ваз запомнили?

-Соедините рисунки ваз с названием ваз.

-Покажите на рисунке узор (украшение), орнамент

-Что интересного узнали на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки на доске

живопись

графика

скульптура

архитектура

декоративно-прикладное искусство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

украшение

 

 

орнамент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила техники безопасности при работе с ножницами.

 

 

 

 

 

 

Чёрно-фигурном

 


Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе

Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе

Цели урока: Образовательные: -дать детям представление о декоративно-прикладном искусстве и живописи

Цели урока: Образовательные: -дать детям представление о декоративно-прикладном искусстве и живописи

Этапы урока Содержание этапов урока

Этапы урока Содержание этапов урока

Оформление доски. 4 апреля

Оформление доски. 4 апреля

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

Слайд № 4 (пальметта, меандр) - образец на доске

Слайд № 4 (пальметта, меандр) - образец на доске

Слайд № 9-13

Слайд № 9-13

Слайд № 18-19

Слайд № 18-19

Практическая работа .

Практическая работа .

Практическая работа .

Практическая работа .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2020