Конспект урока
по изобразительному искусству
в 4 классе
Общая тема года: «Ты и искусство».
Общая тема III четверти: « Каждый народ – художник».
Тема урока: « О чем нам рассказали вазы». Керамика Древней Греции. Вазопись.
Вид изобразительной деятельности:
аппликация с элементами рисования.
Разработала:
Сальникова А.А.
МОУ « СОШ № 64 имени Б.Ручьёва»
Цели урока:
Образовательные:
-дать детям представление о декоративно-прикладном искусстве и живописи Древней Греции, вазописи, исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.
Развивающие:
-развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся
-формирование знаний учащихся о древнегреческой живописи
Воспитательные:
-воспитание творческой, познавательной активности
-воспитание умения выделять значимые моменты и творчески представить их в самостоятельной работе
Задача урока: на основе эмоционально-эстетического восприятия теоретического материала каждый ученик самостоятельно выполняет творческую работу, совершенствовать изобразительные навыки при выполнении орнамента.
Методическое обеспечение урока:
1.Методы и приёмы организации учебно-познавательного процесса:
-Словесные (объяснение, беседа, инструкция)
-Наглядные (слайды, образцы ваз)
-Практические (творческие практические работы)
2.Дидактические материалы:
-Зрительный ряд (образцы готовых работ учителя, репродукции с изображением греческих ваз, презентация слайд-фильма «Живопись Древней Греции Вазопись»
3. Литературный ряд: стихотворение В.Брюсова «Античные вазы»
Материально-техническое оснащение урока:
1.Оборудование
для учителя (классная доска, компьютер)
для учащихся (образцы-шаблоны ваз, греческого орнамента, набор иллюстраций)
2.Материалы и принадлежности для учащихся (альбомный и цветной лист бумаги, ножницы, клей, гуашь, восковые мелки)
Этапы урока |
Содержание этапов урока |
Время в минутах |
1.Организационный момент (ориентировочное время-1-2 мин.) |
-Приветствие -Проверка готовности учащихся к уроку |
1 мин. 1 мин. |
2. Основной этап (ориентировочное время-30-35 мин.) |
-Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала -Сообщение темы урока -Беседа, демонстрация слайдов по теме урока -Психофизическая разминка (физминутка) -Педагогические образцы работ с подробной инструкцией выполнения работы -Творческая практическая деятельность учащихся - выполнение и роспись вазы -Руководство процессом изобразительной деятельности
|
2 мин
10 мин.
.2 мин
20 мин. |
3.Заключительный этап (ориентировочное время-8-9 мин.) |
-Просмотр и анализ работ учащихся с точки зрения поставленных задач -Впечатление детей от выставки своих работ -Подведение итога урока -Организационное окончание урока, наведение порядка на рабочем месте. |
5 мин.
2 мин.
1 мин.
1 мин. |
Оформление доски.
4 апреля.
Тема: «О чём нам рассказали вазы......». Керамика Древней Греции. Вазопись.
Виды искусства (карточки)
Образцы работ учителя
С обратной стороны доски иллюстрации ваз, названия ваз |
Иллюстрации ваз Амфора Гидрия Киаф Кратер Лекиф
Виды орнамента (геометрический стиль, пальметта, меандр) |
Словарные слова орнамент керамика пальметта меандр |
Ход урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1.Организационный момент урока.
2. Основной этап урока.
Слайд № 1.
Слайд № 2. 1 ученик рассказывает стихотворение.
Словарная работа. Слайд № 3.(слова прикреплены на доске)
Слайд № 4(пальметта, меандр) - образец на доске
Слайд № 5
Слайд № 6(гончарное искусство)
Слайд № 7
Слайд № 8 (О чём нам рассказали вазы)
Слайд № 9-13
Слайд № 14-15
Физминутка
Слайд № 18-19
Слайд № 20
Слайд № 21
Слайд № 22-27
3. Практическая работа.
Вазы (работы учителя)
Музыка.
4.Вернисаж работ учащихся. 5.Итог урока. |
-Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь. Урок ИЗО. -Проверьте готовность к уроку. Для работы нам необходимы: лист цветной бумаги, альбомный лист, клей, ножницы, гуашь, восковые мелки. -Древняя Греция. Античность. Любое время, даже самое далекое, живет сегодня и ведёт диалог с нами посредством памятников искусства. -Сегодня на уроке мы совершим путешествие по Древней Греции. Будем говорить о керамике Древней Греции, вазописи Вступление к уроку-стихотворение Валерия Брюсова «Античные вазы». Они пленительны и нежны, Они изысканно-небрежны, То гармонически-размерны, То соблазнительно-неверны, Всегда закончены и цельны, Неизмеримо-нераздельны, И завершённость линий их Звучит, как полнопевный стих. -Какие виды искусства вам известны? -Сегодня на уроке мы будем говорить декоративно-прикладном искусстве. -А что относится к декоративно-прикладному искусству? (ковровое искусство, вышивка, макраме, роспись, мозаика, керамика, резьба по дереву, бисероплетение). -Попробуем объяснить значение слов, которые встретятся на уроке. Керамика-изделия из обожжённой глины Орнамент - (от лат. «украшение») узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов. Пальметта-скульптурный или живописный орнамент, напоминающий пальмовые листья. Меандр-геометрический узор в виде изогнутых линий. Живопись Древней Греции была прекрасна, о развитии которой можно судить по рисункам, вазам. -Приглашаю вас на выставку древнегреческих ваз. Древнегреческий базар ждёт вас. -Прежде, чем расписать вазу, ее нужно было изготовить. Глина, обожжённая в костре-первый искусственный материал, полученный человеком. Найти нужную глину это совсем непростое дело. Например, хорошего качества бурую и красную глину добывали в 12 км от Афин со дна реки Кефис. -А как называли человека, который работает с глиной? (гончар) Гончарное искусство-древнее искусство. Гончар вращает одной рукой круг, а другой с помощью шаблона формирует сосуд. На стене кувшин для питья и смачивания глины. Сырая глина лежит перед столом. -До наших дней дошло множество черепков и целых сосудов, повествующих нам о деяниях героев и богов, а также дающих нам представление об образе жизни древних греков и их культуре. Вазопись-искусство росписи сосудов. Сосуды, сделанные гончарами, расписывали художники-вазописцы Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов. Греческая керамика- настоящее воплощение той страсти к красоте, что была присуща древним грекам. Росписи разнообразных ваз, повседневной утвари греков, восхищают сегодня посетителей крупнейших музеев мира. На вазах изображены сцены, которые дают нам ценные сведения о том, как жили древние греки, чем занимались, о чём мечтали. -Посмотрите вазописные стили. Геометрический стиль В 8-9 вв. до н.э. в вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей. Появляется греческий орнамент-меандр-узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии. Легли и слушаем. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент-меандр, а затем волнообразный орнамент. Во второй половине 6 в. до н.э. первенство в керамике перешло к Афинам. Стилем афинской вазописи стал чёрнофигурный стиль. Это светлый (красный) фон и чёрные изображения. Около 530 веков до н. э Афинские мастера создали более совершенный краснофигурный стиль росписи керамики. Фон был черным, а изображения имели цвет обожжённой глины (красновато-коричневатый). Детали уже не процарапывали, а прорисовывали тонкой чёрной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных. -Взгляните на древнегреческий орнамент. -Что такое узор? -Как называется узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов? Слова «сосуды», «посуда» на латинском языке - «вазы». В древней Греции они изготовлялись из обожжённой глины. Вазопись-роспись керамических сосудов (от греческого «керамос» - глина) Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения: Амфора-сосуд овальной формы с узкой шейкой и двумя ручками (для хранения зерна, оливкого масла, мёда, вина) Лекиф-высокий, удлинённый сосуд (для душистого масла и духов) Гидрия- сосуд для воды Кратер - большие сосуды для смешивания вина с водой Киаф-черпак для вина -А сейчас послушайте стихотворение « Античные вазы» Прекрасные эти античные вазы Понравились нам почему-то не сразу. «Подумаешь вазы»- подумали мы. Другим были заняты наши умы. Сначала взглянули на них мы, скучая, Потом мы к одной пригляделись случайно, потом загляделись... И может быть час никак не могли оторваться от ваз. То вазы-гиганты, то карлики-вазы, И каждая ваза с рисунком-рассказом! .....Герой в колеснице летит на войну. Плывут аргонавты в чужую страну. Персей убивает Медузу Горгону. Афина Паллада диктует законы. Сражается с Гектором грозный Ахилл (и Гектор, как видно, лишается сил).... А вот Артемида, богиня охоты, Из меткого лука стреляет в кого-то. А это на лире играет Орфей. А это вручают спортивный трофей. А вот-Одиссей, подающий советы. А это-кентавры... А это... А это... Но мы описать и не пробуем враз Крупнейшую в мире коллекцию ваз. -Представьте ,что вы в Древней Греции. Дополним коллекцию греческих ваз вашими работами. Эти красивые вазы выполнены в технике симметричного вырезания. А мы будем выполнять роспись вазы, используя древнегреческий орнамент. План работы. 1.Возьмите лист цветной бумаги и сверните по вертикали пополам. 2.Обведём шаблон вазы (от линии сгиба проведём линию- контур половинки вазы) 3.Вырезаем. 4.Наклеим на альбомный лист 5.Чёрной гуашью или восковыми мелками будем наносить узор. -В каком стиле будем работать? Обратите внимание на геометрический стиль, пальметта ,меандр, -Какие виды росписи существуют? -Какие сюжеты изображали на вазах? ( легенды, соревнования атлетов, сцены повседневной жизни) -Какие названия ваз запомнили? -Соедините рисунки ваз с названием ваз. -Покажите на рисунке узор (украшение), орнамент -Что интересного узнали на уроке? |
Карточки на доске живопись графика скульптура архитектура декоративно-прикладное искусство
украшение
орнамент
Правила техники безопасности при работе с ножницами.
Чёрно-фигурном |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.