Конспект урока на тему "Класс Головоногие моллюски"
Оценка 4.7

Конспект урока на тему "Класс Головоногие моллюски"

Оценка 4.7
Документация
docx
биология
7 кл—11 кл +1
03.03.2020
Конспект урока на тему "Класс Головоногие моллюски"
Тема урока: Класс Головоногие моллюски. Задачи урока: сформировать знания о Головоногих моллюсках, как о наиболее высокоразвитых представителях Типа Моллюски. Цели урока: Образовательные: 1. Познакомить с общей характеристикой класса Головоногие моллюски, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием. Воспитательные: 1. Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.
7 КЛАСС.docx

04.03.2020г

Биология 7а,б класс.

Тема урока: Класс Головоногие моллюски.

Задачи урока: сформировать знания о Головоногих моллюсках, как о наиболее высокоразвитых представителях Типа Моллюски.

Цели урока:

Образовательные:

1. Познакомить с общей характеристикой класса Головоногие моллюски, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.

Воспитательные:

1. Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.

Развивающие:

1. Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений

2. Умение получать информацию из разных источников знаний.

3. Умение работать в группах.

Форма урока: комбинированный урок с применением ИКТ

Оборудование:

1.Компьютер, мультимедийный проектор.

2. Презентация “Головоногие моллюски ”,

3. Коллекции раковин моллюсков.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Опрос изученного материала:

1.Тело брюхоногих моллюсков состоит из…

2.Снаружи тело большинства моллюсков заключено в ….

3.Между телом моллюска и кожной складкой находится …

4.Тип питания двустворчатых моллюсков называется….

5.Развитие многих моллюсков происходит со стадией личинки, которая называется …

6.При попадании песчинки в тело моллюска образуется жемчужина благодаря тому, что мантия выделяет вещество…

7. Тело двустворчатых моллюсков обладает симметрией….., а тело брюхоногих моллюсков….

3. Ход урока.

Итак, тема нашего урока? (Класс Головоногие)

Сделаем запись в тетради. Тема урока: Класс Головоногие. 

Постановка проблемы: Головоногие моллюски уже не одну сотню лет будоражат воображение человека. Слишком много в них загадочного и до сих пор непонятного. Российский биолог Игорь Иванович Акимушкин, в своей книге, посвященной головоногим, назвал их «приматами моря»? Как вы думаете почему? Кого называют приматами? (Обезьян. Прима – значит первый. Прима-балерина это лучшая балерина в театре.). Итак, цель нашего урока познакомиться с классом головоногие и с особенностями их внешнего и внутреннего строения. И узнав, как устроены головоногие, мы должны будем ответить на вопрос, почему их называют приматами моря. 

1.     Изучение нового материала.

Рассказ учителя: Головоногие появляются 500 млн. лет назад и сразу же становятся «господами морей». Дело в том, что на тот момент у них еще нет реальных врагов. Первые головоногие были малоподвижны, родственными современному наутилусу, но с незакрученной конической раковиной, так называемые прямые головоногие.

С появлением настоящих рыб ситуация меняется. Рыбы начинают охотиться на головоногих, в связи с чем прямые головоногие не выдерживают конкуренции, и их разнообразие заметно сокращается.

Затем головоногие сумели дать позвоночным достойный эволюционный ответ – появились головоногие, имеющие спирально закрученную раковину - аммониты.

Дело в том, что моллюски с прямыми раковинами плохо перемещались в горизонтальном направлении. А моллюски с закрученной раковиной хорошо перемещались в любую сторону.

В знаменитый юрский период появились водные динозавры – плезиозавры, и жизнь моллюсков снова оказалась под угрозой. Но головоногие снова нашли выход: с этого времени начинается расцвет групп, имеющих внутреннюю раковину. 

Отказ от раковины в обмен на увеличение скорости передвижения - оказывается генеральной линией эволюции головоногих. Чтобы не перевернуться в воде они пользовались плавниками-стабилизаторами. Кроме этого, у всех современных головоногих моллюсков имеются хорошо развитые щупальца – складывая их определенным образом, осьминог может не только великолепно управлять своим движением, но и резко изменять направление движения!

Головоногие открыли еще один способ передвижения – реактивное движение.

В чем заключается такой способ движения? Напомню вам, что между кожной складкой – мантией и телом моллюска располагается мантийная полость. Она сообщается с окружающей средой щелевидным отверстием. Вода засасывается в мантийную полость через это отверстие, а выбрасывается через специальную трубку (воронку), направленную вперед и располагающуюся в районе головы.

При этом раз у них нет раковины, ничто не мешает им хорошо расти и достигать очень крупных размеров. 

Современный гигантский кальмар достигает в длину 18 м (со щупальцами) и является самым крупным беспозвоночным, а ведь в древности вполне могли существовать и более крупные виды! Как бы то ни было, внутреннераковинные головоногие успешно дожили до наших дней и вымирать явно не собираются. Достаточно сказать, что в некоторых частях Тихого океана число кальмаров на один квадратный метр варьирует от нескольких десятков до нескольких сотен.

Вы видите, что у головоногих очень необычное строение тела, но их поведение и внутренние органы устроены тоже очень сложно и необычно. Чтобы больше узнать об особенностях этих животных мы разделимся на две творческие группы, проведем исследование, и затем группы обменяются результатами.

Головоногие моллюски имеют ряд уникальных особенностей: большую активность, способ и быстроту движения, необычайно высоко развитую нервную систему, зачатки "интеллекта", набор средств защиты и нападения.
Эти животные обладают такой высокой организацией, что их называют приматами моря. 

4.Рефлексия урока.

Что вам понравилось на уроке?

Что было главным?

Чему вы научились?

Что было для вас трудным?

Где могут пригодиться эти знания?

5.Теперь давайте запишем домашнее задание: 

- Параграф № ___________ , вопросы в конце параграфа.






 

Биология 7а,б класс. Тема урока:

Биология 7а,б класс. Тема урока:

Тело двустворчатых моллюсков обладает симметрией…

Тело двустворчатых моллюсков обладает симметрией…

Головоногие открыли еще один способ передвижения – реактивное движение

Головоногие открыли еще один способ передвижения – реактивное движение

Конспект урока на тему "Класс Головоногие моллюски"

Конспект урока на тему "Класс Головоногие моллюски"
Скачать файл