12.02.2020г
Урок биологии в 7 а, б классе
Тема «Многообразие кишечнополостных»
Цели урока:
1. Образовательные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Предполагаемый результат урока:
На уроке с этой целью используется мультимедийная разработка, которая дает возможность показать красочные изображения животных, схемы и таблицы, которые используются в различных частях урока, как наглядное оформление сказанному.
Ход урока.
I. Постановка познавательной цели.
Учитель: - Сегодня на уроке мы вспомним особенности строения и жизни кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной. Затем познакомимся с многообразием кишечнополостных. В этом нам поможет известная техника.
Презентация слайд №1
II. Актуализация опорных знаний.
Второй этап – актуализация опорных знаний: можно использовать презентацию слайды 2 – 4.
- Ответы к слайду 2: 1) Стенки состоят из двух слоев: эктодермы
и энтодермы, а между ними – мезоглея. 2) 1-ротовая полость; 2 – кишечная
полость; 3 – эктодерма;4 – Энтодерма; 5 – кожномускульные клетки; 6 –
промежуточные клетки; 7 – стрекательные клетки.
- Ответы учащихся к слайду 3: 2 – медуза; 3 – актиния, Эти животные относятся к
типу кишечнополостных. У них есть щупальца и кишечная полость.
- Ответы учащихся к слайду 4: 1 – стрекательная клетка, 2 – промежуточная ,3 –
нервная, 4 – пищеварительная, 5 – яйцеклетка,6 – сперматозоид.
Учитель: - Молодцы, правильно все определили.
III. Изучение нового материала:
Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной
информации, актуализация жизненного опыта.
Почему кишечнополостные столь многообразны? В чем же заключается
многообразие кишечнополостных? Рассмотрим следующий слайд.
Презентация слайд №5
Учитель: - На слайде изображены кораллы, актиния, гидра, делающая кувырок через голову, колония гидроидных полипов. В чем особенности этих животных, в чем сходство и отличие, на какие классы делится тип кишечнополостных. Рассмотрим таблицу на следующем слайде.
Презентация слайд № 6
После работы с таблицей учитель рассказывает об особенностях строения и жизнедеятельности каждого класса этого типа.
Презентация слайд № 7
Учитель: - На слайде изображен гидроидный
полип. Что он напоминает?
Ученик: - Дерево с ветками.
Учитель: - Действительно, у гидроидных полипов новая особь не
отпочковывается от родительского организма, а остается на нем, образуя
ветвящиеся колонии. Посмотрите внимательно и вы увидите, что не все «веточки»
похожи друг на друга. Оказывается, на них образуются половые клетки – гонады.
Затем они покидают материнский организм и находятся в виде свободноплавающей
форме – медузы. Из нее выходят яйцеклетки и сперматозоиды, при слиянии которых
образуется личинка. Одни личинки опускаются на дно около родителей, но
большинство разносится течением и в новом месте они образуют новую колонию.
Презентация слайд № 8, Презентация слайд № 9
Медузы имеют более сложное строение, чем другие
кишечнополостные. У них кишечная полость разделена канальцами, имеются органы
равновесия – статоцисты. Оказывается у медуз есть органы эхолокации и они могут
почувствовать приближение шторма за несколько дней. Ученые заинтересовались
этим и сконструировали приборы, предсказывающие шторм.
Тело коралловых полипов покрыто известковым скелетом. Отмирая, кораллы образуют
рифы. Известный вам из географии Большой Барьерный риф в Австралии. Вокруг
кораллов образуются коралловые острова – атоллы. Внутри такого острова
образуется лагуна. Кораллы живут в теплых морях, где много планктона, рядом
поселяются водоросли.
Где же могут применятся кораллы?
Ученики: - Для украшений. Раз они известковые,
то очевидно для строительства.
Учитель: - Правильно. Из отмерших тел кораллов строят дома, причалы.
Каково значение кишечнополостных в природе?
Ученики: - Они являются звеном в цепи питания: сами кого-то едят и их
кто-то ест. Актинии дружат с раками отшельниками. Они питаются остатками
трапезы рака, а сами защищают его при помощи стрекательных клеток. Между
щупалец медуз прячутся мальки трески.
Учитель: - Совершено верно. Для закрепления можно использовать следующую
схему для заполнения:
Презентация слайд № 10
IV. Закрепление:
Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Учитель: - Какие классы кишечнополостных вы
узнали?
Ученик: - Гидроидные полипы, Медузы, Кораллы.
Учитель: - Что у них общего?
Ученик: - Они имеют кишечную полость, щупальца, стрекательные
клетки.
Учитель: - Чем они отличаются?
Ученик: - Гидроидные – колониальные, медузы – свободноплавающие, кораллы
– покрыты известковым скелетом.
Учитель: - Хорошо. Что сегодня вы узнали?
Ученики: - Что у медузы есть органы эхолокации. Что коралл, медуза и
гидра – кишечнополостные. Что актинии живут дружно с раками и помогают им. Что
кораллы живые существа, хотя и покрыты известковым скелетом.
Учитель: - Молодцы. Что вы теперь умеете?
Ученики: - Отличить медузу и актинию. Отличить коралл от камня.
Определить под микроскопом гидру.
Учитель: - Молодцы. Где вы можете это применить?
Ученики: - При наблюдении за животными. При беседе сучащимися младших
классов. При написании творческой работы.
Учитель: - Хорошо.
Учитель: - Давайте составим простейший кластер
Запишите на дом: § ___________
Спасибо за урок.
Презентация слайд № 12
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.