Конспект урока на тему: «Морфемика. Орфография»
Оценка 4.8

Конспект урока на тему: «Морфемика. Орфография»

Оценка 4.8
docx
30.11.2023
Конспект урока на тему: «Морфемика. Орфография»
5_55_Повторение_темы_«Морфемика_Орфография»[1].docx

Дата:

Класс: 5

Учитель:

Предмет:Русский язык

 

Повторение темы «Морфемика. Орфография»

 

1.             Контролируемые элементы содержания

 

·                Орфографический анализ слова

·                Морфемный анализ слова

 

2.             Контролируемые умения

 

·                Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования: осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи, для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие

 

3.             Проверяемые элементы содержания

 

·                Морфемика как раздел лингвистики

 

4.             Предметные умения

 

·                Характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка; распознавать виды морфем в слове; находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука); проводить морфемный анализ слова; применять знания по морфемике при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания

 

5.             Личностные результаты

 

·                Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира

·                Проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России

 

6.             Функциональная грамотность

 

·                Оценивать полноту, достоверность информации

 

Тип урока: Урок-повторение

Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/fa2578ba

 

 

 

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

 

1.             Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

 

1.1         Мотивация на учебную деятельность

Загаданное слово — раздел лингвистики

Разгадай ребус, и ты поймёшь, о чём пойдёт речь уроке.

 

(МОРФЕМИКА)

1.2         Актуализация опорных знаний

 

1)             Отметь слова с нулевым окончанием.

травушка

посёлок

помощь

торнадо

 

2)             Определи, о какой части слова идёт речь. Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов, это …

приставка

суффикс

окончание

корень

 

3)             Выбери в каждой колонке таблицы слово, соответствующее схеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недобрый, рисует, барабанщик, прескучный, ателье, трава, водный, побег.

 

4)             Что изучают эти разделы науки о языке? Поставь рядом с названием раздела предмет его изучения.

 

2               Применение изученного материала.

 

2.1         Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

 

 Работа в парах. Взаимопроверка.

1.              Найди пару. Выдели корни. Выпиши чередование звуков.

Трещать, вяжу, корм, сидеть, ношу, любить, вязать, сижу, треск, носить, люблю, кормлю.

2.              Распредели слова на две группы:

1.              Формы слова      2. Однокоренные слова

К воде, водный, у воды, в воде, в воду, водичка, водник, воды, подводный, водой, водяной, вода, водопровод, подводник.

 

2.2         Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

 

Творческий диктант.  ( о-ё после шипящих).

 

Узнать слово по его лексическому значению, записать его. Составить предложение с одним из слов.

 

 плод дуба - _________________________________________

 цвет одуванчика - _____________________________________

 предмет для чистки зубов -   _____________________

разговор тихим голосом -______________________________________

лёгкая ткань - ______________________________________________________

знак для переноса слов -__________________________________________

профессиональный наездник на скачках -_________________________________

шуршание -_________________________________________

цвет, противоположный белому - ________________________________

человек, нарядно одетый, любящий нарядно одеваться ______________________

водитель машины _____________________________

место соединения сшитых кусков ткани _____________________________

 

2.3         Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

 

Укажи вариант ответа, в котором в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

вакц…на, ц…ган

уч…сток, изл…жение

под…скать, сверх…нтересный

науч…шь, завис…шь

Объяснение

Правильный ответ: научишь (глагол II спряжения) и зависишь (глагол-исключение, относится ко IIспряжению). Личные окончания глаголов II спряжения настоящего времени пишутся с гласной и, за исключением 1-го лица единственного и множественного числа: я научу, завишу; ты научишь, зависишь; он (она) зависит; мы научим, зависим; вы научите, зависите; они научат, зависят.

Слова вакцина и цыган пишутся с разными гласными. В первом случае пишется и после ц в корне слова, а второе слово — это исключение из правила. Если не помнишь, повтори правило «Ы и И после Ц».

Слово участок пишется с буквой а по правилу «Ча — ща»; а в слове изложение происходит чередование гласных в корнях лаг//лож.

После приставок с конечной согласной в корнях, начинающихся с и, происходит замена первой буквы на гласную ы (подыскать); а вот после приставки сверх такого чередования нет, поэтому сверхинтересный.

 

2.4         Развитие функциональной грамотности

 

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с)  

 

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)

 

2.5         Систематизация знаний и умений

 

Отметь слово с окончанием е.


шоссе

кофе

шимпанзе

суфле

сердце

караоке

купе


 
Объяснение решения

Среди всех примеров только одно слово с окончанием: сердце. Оно изменяется: нет сердца, к сердцу, рядом с сердцем.

Существительные кофе, шоссе, купе, шимпанзе, суфле, караоке неизменяемые: у них окончаний нет.

 

 

3.             Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

3.1         Диагностика/самодиагностика

 

Я редактор

 
Ноч… застала нас в л…су. Над г…ловой п…казался мол…доймес…ц. Небо было беззвёз…ным. 
То …десь, то там слышны были бе…конечные ш…рохи. Огромный ду… стал местом нашего 
н…члега. Разл…жив у его к…рней скудные припасы, мы п…ели и быстро уснули. Утром нас нашли охотники.

 

Вопросы кейса:

1) Прочитай внимательно текст, дай ему название.
2) Восстанови текст, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая орфограммы.
3) Выпиши слово, которое состоит из приставки, корня, суффикса и окончания.
4) Найди в тексте слово, которое определяется правилом «Правописание О-Ё после шипящих в корне». Выпиши его.
5) Выпиши слово с неизменяемой на письме приставкой.

 

4.             Подведение итогов, домашнее задание

 

4.1         Рефлексия

·                сегодня я узнал…

·                было интересно…

·                было трудно…

·                я выполнял задания…

·                я понял, что…

4.2 Домашнее задание. Написать мини-сочинение «Мой школьный день» с использованием изученных орфограмм


 

Скачано с www.znanio.ru

Дата: Класс: 5 Учитель:

Дата: Класс: 5 Учитель:

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА 1

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА 1

Применение изученного материала

Применение изученного материала

Укажи вариант ответа, в котором в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква

Укажи вариант ответа, в котором в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква

Проверка приобретенных знаний, умений и навыков 3

Проверка приобретенных знаний, умений и навыков 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2023