Статья на тему: "Анализ методических разработок по вопросу изучения женских образов Л.Н. Толстого в школе"
Оценка 4.7

Статья на тему: "Анализ методических разработок по вопросу изучения женских образов Л.Н. Толстого в школе"

Оценка 4.7
docx
30.11.2023
Статья на тему: "Анализ методических разработок по вопросу изучения женских образов Л.Н. Толстого в школе"
Анализ методических разработок по вопросу изучения женских образов Л.docx

Анализ методических разработок по вопросу изучения женских образов Л.Н. Толстого в школе

Изучение литературы – сложный многоуровневый процесс, поэтому его преподавание требует от человека специализированных знаний и умений по теме. Всемирное и российское образование имеет тенденцию к плавному, но все же заметному преобразовательному процессу, ввиду чего от среднестатистического школьного учителя требуется постоянная осведомленность о происходящих изменениях. На всех этапах школьного обучения цель литературного образования сводится к тому, что учитель должен максимально содействовать воспитанию грамотного компетентного читателя. В педагогической практике под таковым понимается человек со стойкой, сформировавшейся привычкой к чтению. У него вырабатывается потребность в нем, так как чтение выступает в роли средства познания окружающего мира и даже самого себя.  Человек читающий значит человек с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Приоритетной целью обучения литературе является «формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская
компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания». Содержание и построение методического курса по литературе определяются, как правило:

– возрастными особенностями школьников;

– спецификой образовательного учреждения;

– уровнем развития эмоционально-чувственной сферы школьников;

– личным жизненным опытом учителя и обучающихся.

Жизнь и творчество великого писателя Л. Н. Толстого уже давно стали важными разделами школьных программ в начальных, средних и старших классах. В общем школьном курсе из анализируемых нами произведений изучается только роман-эпопея «Война и мир». Роман «Анна Каренина» и повесть «Семейное счастье» может изучаться в рамках дополнительного образования, а также на уроках родной литературы или родной речи.

На изучение женских образов в романе традиционно выделяются или отдельные уроки, или блоки в рамках рассмотрения различных тем.

Например, в методических разработках к учебно-методическому комплексу по литературе В.Я. Коровиной мы находим целый тематический блок «Наташа Ростова на пути к счастью», в котором рекомендовано обратить внимание на следующие темы:

– «Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, княжны Марьи, Сони, Элен.

– Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализовавшиеся в образах Наташи и княжны Марьи.

– Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души» главной героини романа. Поэтичность натуры Наташи, национально-природное в ее характере.

– «Сущность ее жизни – любовь»: нравственное кредо любимой героини Толстого».

Программа учитывает необходимость комплексного изучения образа Наташи Ростовой, ее эволюции, анализ с учащимися причин становления определенных черт ее характера. Причем, программа также предлагает изучение образов других героинь, чтобы показать сходства и различия между ними. В ходе работы на уроках литературы учащиеся выяснят, как в женских
образах романа реализовались философские, нравственные и эстетические искания Л.Н. Толстого; при помощи каких художественных средств (портрет, описание поступков, внутренние монологи и речевая характеристика в целом и др.) автор демонстрирует свое отношение к Наташе и другим героиням романа (княжне Марье, Элен и Соне).

В методических разработках Г. Фефиловой предполагается отдельный урок по женским образам в романе «Война и мир», направленный на то, чтобы «на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования», а также на воспитание интереса к духовному миру личности и воспитание читательской культуры.

Урок подразумевает активацию познавательной деятельности учащихся через сравнение образов женщин в романе с женскими образами, которые выступают в роли «идеальных» у И. С. Тургенева, А. С. Пушкина, с произведениями которых обучающиеся знакомились раньше. Учителю предлагается провести аналитическую беседу по образу Наташи Ростовой с опорой на текст произведения, чтобы потом представить сопоставительную характеристику с другими героинями романа (так же, как и в программе В.Я. Коровиной).

Акцент делается на раскрытии следующих аспектов жизни героини, через которые проявляются характерные особенности ее образа:

– «Полнота жизни, поэтичность натуры, обострённая чуткость, внимательность;

– Народные, национальные черты в характере Наташи Ростовой;

– Ошибки, цена испытаний;

– Наташа как воплощение любви».

Учащимся предлагается составить таблицу сравнительных характеристик женских образов романа:

Таблица 1

Таблица
сравнительных характеристик женских образов романа

Персонаж

Наташа Ростова

Марья Болконская

Элен Курагина

Манера поведения

 

 

 

Черты характера

 

 

 

Отношение к окружающим

 

 

 

Жизненные цели

 

 

 

Пересечение жизненных
целей и интересов

 

 

 

 

В учебно-методическом комплексе, составленном Беляевой Н.В., изучение женских образов романа предлагается в рамках тем:

– «Что есть красота?».

– «Женские образы в романе «Война и мир»».

Задача уроков сводится к практической отработке навыков работы с текстом: необходимо продемонстрировать то, как относится Л.Н. Толстой к своим героиням, почему их образы именно такие, какие героини относятся к любимым, а какие наоборот. 

Как и в методических разработках Г. Фефиловой, в этом комплексе присутствует акцент на «диалектику души» героев Толстого, в том числе и героинь.

Анализ женских образов строится на отношении самого писателя к тому, как героиня проявляет себя в роли хранительницы очага, основы семьи, как она проявляет доброту, бескорыстие, насколько она проста и душевна. В чем проявляется ее патриотизм. Как она относится к общественным проблемам. Как раскрывается движение ее души. В разработке предлагается не просто сравнительная характеристика героинь друг с другом, а их классификация на «любимых» и «нелюбимых».

Для углубления в образы предлагаются различные вопросы и задания для исследовательской работы:

– «Сравните портреты Наташи, Сони, Веры. Почему в одной автор подчеркивает «некрасивая, но живая», в другой – «тоненькая, миниатюрная брюнетка», в третьей – «холодная и спокойная»?»

– «Сравните объяснения в любви Сони и Николая, Наташи и Бориса».

– «Как меняются лица Сони и Наташи, когда они плачут?»

– «Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи?» и др.

Здесь же отмечается динамика портрета Наташи Ростовой: «Сущность ее жизни – любовь, – так сказал о Наташе Л. Н. Толстой. Наташа Ростова, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни – измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею – к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери»

В методических разработках по программе Б. А. Ланина и Л.Ю. Устиновой анализ образа Наташи Ростовой строится на анализе эпизодов. Работа идет в группах, «каждая группа разбирает сюжет эпизода, говорит, какой предстала героиня, дает характеристику образа Наташи, поясняет, какие изобразительные средства помогают раскрыть образ».

1. «Наташа на именинах (том первый, часть первая, главы VII-Х, ХV-ХVII)».

2. «Встреча князя Андрея и Наташи в Отрадном (том второй, часть третья, глава II)».

3. «Первый бал Наташи (том второй, часть третья, главы ХV-XVII)» .

4. «Эпизод охоты (том второй, часть четвертая, главы III-VI)».

5. «Наташа у дядюшки (том второй, часть четвертая, глава VII)» .

6. «История любви Наташи и Анатоля Курагина (том второй, часть пятая, главы VIII-ХVIII)».

7. «Отъезд Ростовых из Москвы (том третий, часть третья, главы ХII-XVII)» .

8. «Встреча Наташи Ростовой и князя Андрея в Мытищах (том третий, часть третья, главы ХХХI-ХХХII)».

9. «Наташа и раненый Андрей (том четвертый, часть четвертая, главы XXXI-XXXII)».

10. «Семейное счастье Наташи (эпилог, часть первая, главы X-XII)».

Таким образом, в разработке представлена схема, основывающаяся на жизненных «точках» Наташи Ростовой.  При грамотной методологической базе приемов, возможно рассматривать именно эволюцию образа, но в целом такой контекст подразумевает лишь история Наташи Ростовой.

В проектировании учебного курса для программы Г.В. Москвина подразумевается урок на тему «Наташа Ростова в философско-этической системе романа», который включает:

– рассмотрение характеристики героя;

– сопоставление героев произведения (имеются в виду женские образы);

– формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного;

– устные ответы на вопросы;

– выразительное чтение фрагментов романа.

Таким образом, делаем вывод. Эволюция образа Наташи Ростовой не рассматривается в современных учебно-методических комплексах по литературе в рамках отдельного урока, однако многие программы предусматривают общий обзор ее образа: внешние характеристики, психологизм героини, ее положение в общей системе образов романа.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беляева Н. В. Литература: 10 кл.: поурочн. разработки: кн. для учителя [Электронный ресурс] / Н. В. Беляева, А. Е. Иллюминарская. М.: Просвещение, 2008. 383 с. URL: https://docs.google.com/viewer?url=https%3A%2F%2F11klasov.com%2Findex.php%3Fdo%3Ddownload%26id%3D11722%26viewonline%3D1.
  2. Ланин Б. А. Литература : 10 класс : методические рекомендации /
    Б. А. Ланин, А. И. Слемзина, Ю. В. Зинина, Л. Б. Ланина, Т. О. Андрейченко ; под ред. Б. А. Ланина. М.: ВентанаГраф, 2020. 300 с.
  3. Литература [Электронный ресурс]. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / под ред. Г. Фефиловой. М.: Издательство АСТ, 2016. 445 с. URL: http://www.hallenna.narod.ru/uroki-10kl-tolstoj_w-i-mir4.html#gl76
  4. Рабочая программа на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2007. 84 с.

 

Анализ методических разработок по вопросу изучения женских образов

Анализ методических разработок по вопросу изучения женских образов

Причем, программа также предлагает изучение образов других героинь, чтобы показать сходства и различия между ними

Причем, программа также предлагает изучение образов других героинь, чтобы показать сходства и различия между ними

Задача уроков сводится к практической отработке навыков работы с текстом: необходимо продемонстрировать то, как относится

Задача уроков сводится к практической отработке навыков работы с текстом: необходимо продемонстрировать то, как относится

Наташи Ростовой. В проектировании учебного курса для программы

Наташи Ростовой. В проектировании учебного курса для программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2023