Анализ методических разработок по вопросу изучения женских образов Л.Н. Толстого в школе
Изучение литературы – сложный многоуровневый процесс, поэтому его преподавание требует от человека специализированных знаний и умений по теме. Всемирное и российское образование имеет тенденцию к плавному, но все же заметному преобразовательному процессу, ввиду чего от среднестатистического школьного учителя требуется постоянная осведомленность о происходящих изменениях. На всех этапах школьного обучения цель литературного образования сводится к тому, что учитель должен максимально содействовать воспитанию грамотного компетентного читателя. В педагогической практике под таковым понимается человек со стойкой, сформировавшейся привычкой к чтению. У него вырабатывается потребность в нем, так как чтение выступает в роли средства познания окружающего мира и даже самого себя. Человек читающий значит человек с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Приоритетной целью обучения литературе является «формирование
читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя,
способного к творческой деятельности. Читательская
компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания
прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их
самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как
средстве познания мира и самопознания». Содержание и построение методического
курса по литературе определяются, как правило:
– возрастными особенностями школьников;
– спецификой образовательного учреждения;
– уровнем развития эмоционально-чувственной сферы школьников;
– личным жизненным опытом учителя и обучающихся.
Жизнь и творчество великого писателя Л. Н. Толстого уже давно стали важными разделами школьных программ в начальных, средних и старших классах. В общем школьном курсе из анализируемых нами произведений изучается только роман-эпопея «Война и мир». Роман «Анна Каренина» и повесть «Семейное счастье» может изучаться в рамках дополнительного образования, а также на уроках родной литературы или родной речи.
На изучение женских образов в романе традиционно выделяются или отдельные уроки, или блоки в рамках рассмотрения различных тем.
Например, в методических разработках к учебно-методическому комплексу по литературе В.Я. Коровиной мы находим целый тематический блок «Наташа Ростова на пути к счастью», в котором рекомендовано обратить внимание на следующие темы:
– «Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, княжны Марьи, Сони, Элен.
– Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализовавшиеся в образах Наташи и княжны Марьи.
– Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души» главной героини романа. Поэтичность натуры Наташи, национально-природное в ее характере.
– «Сущность ее жизни – любовь»: нравственное кредо любимой героини Толстого».
Программа учитывает необходимость комплексного изучения образа
Наташи Ростовой, ее эволюции, анализ с учащимися причин становления
определенных черт ее характера. Причем, программа также предлагает изучение
образов других героинь, чтобы показать сходства и различия между ними. В ходе
работы на уроках литературы учащиеся выяснят, как в женских
образах романа реализовались философские, нравственные и эстетические искания
Л.Н. Толстого; при помощи каких художественных средств (портрет, описание
поступков, внутренние монологи и речевая характеристика в целом и др.) автор
демонстрирует свое отношение к Наташе и другим героиням романа (княжне Марье,
Элен и Соне).
В методических разработках Г. Фефиловой предполагается отдельный урок по женским образам в романе «Война и мир», направленный на то, чтобы «на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования», а также на воспитание интереса к духовному миру личности и воспитание читательской культуры.
Урок подразумевает активацию познавательной деятельности учащихся через сравнение образов женщин в романе с женскими образами, которые выступают в роли «идеальных» у И. С. Тургенева, А. С. Пушкина, с произведениями которых обучающиеся знакомились раньше. Учителю предлагается провести аналитическую беседу по образу Наташи Ростовой с опорой на текст произведения, чтобы потом представить сопоставительную характеристику с другими героинями романа (так же, как и в программе В.Я. Коровиной).
Акцент делается на раскрытии следующих аспектов жизни героини, через которые проявляются характерные особенности ее образа:
– «Полнота жизни, поэтичность натуры, обострённая чуткость, внимательность;
– Народные, национальные черты в характере Наташи Ростовой;
– Ошибки, цена испытаний;
– Наташа как воплощение любви».
Учащимся предлагается составить таблицу сравнительных характеристик женских образов романа:
Таблица 1
Таблица |
|||
Персонаж |
Наташа Ростова |
Марья Болконская |
Элен Курагина |
Манера поведения |
|
|
|
Черты характера |
|
|
|
Отношение к окружающим |
|
|
|
Жизненные цели |
|
|
|
Пересечение
жизненных |
|
|
|
В учебно-методическом комплексе, составленном Беляевой Н.В., изучение женских образов романа предлагается в рамках тем:
– «Что есть красота?».
– «Женские образы в романе «Война и мир»».
Задача уроков сводится к практической отработке навыков работы с текстом: необходимо продемонстрировать то, как относится Л.Н. Толстой к своим героиням, почему их образы именно такие, какие героини относятся к любимым, а какие наоборот.
Как и в методических разработках Г. Фефиловой, в этом комплексе присутствует акцент на «диалектику души» героев Толстого, в том числе и героинь.
Анализ женских образов строится на отношении самого писателя к тому, как героиня проявляет себя в роли хранительницы очага, основы семьи, как она проявляет доброту, бескорыстие, насколько она проста и душевна. В чем проявляется ее патриотизм. Как она относится к общественным проблемам. Как раскрывается движение ее души. В разработке предлагается не просто сравнительная характеристика героинь друг с другом, а их классификация на «любимых» и «нелюбимых».
Для углубления в образы предлагаются различные вопросы и задания для исследовательской работы:
– «Сравните портреты Наташи, Сони, Веры. Почему в одной автор подчеркивает «некрасивая, но живая», в другой – «тоненькая, миниатюрная брюнетка», в третьей – «холодная и спокойная»?»
– «Сравните объяснения в любви Сони и Николая, Наташи и Бориса».
– «Как меняются лица Сони и Наташи, когда они плачут?»
– «Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи?» и др.
Здесь же отмечается динамика портрета Наташи Ростовой: «Сущность ее жизни – любовь, – так сказал о Наташе Л. Н. Толстой. Наташа Ростова, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни – измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею – к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери»
В методических разработках по программе Б. А. Ланина и Л.Ю. Устиновой анализ образа Наташи Ростовой строится на анализе эпизодов. Работа идет в группах, «каждая группа разбирает сюжет эпизода, говорит, какой предстала героиня, дает характеристику образа Наташи, поясняет, какие изобразительные средства помогают раскрыть образ».
1. «Наташа на именинах (том первый, часть первая, главы VII-Х, ХV-ХVII)».
2. «Встреча князя Андрея и Наташи в Отрадном (том второй, часть третья, глава II)».
3. «Первый бал Наташи (том второй, часть третья, главы ХV-XVII)» .
4. «Эпизод охоты (том второй, часть четвертая, главы III-VI)».
5. «Наташа у дядюшки (том второй, часть четвертая, глава VII)» .
6. «История любви Наташи и Анатоля Курагина (том второй, часть пятая, главы VIII-ХVIII)».
7. «Отъезд Ростовых из Москвы (том третий, часть третья, главы ХII-XVII)» .
8. «Встреча Наташи Ростовой и князя Андрея в Мытищах (том третий, часть третья, главы ХХХI-ХХХII)».
9. «Наташа и раненый Андрей (том четвертый, часть четвертая, главы XXXI-XXXII)».
10. «Семейное счастье Наташи (эпилог, часть первая, главы X-XII)».
Таким образом, в разработке представлена схема, основывающаяся на жизненных «точках» Наташи Ростовой. При грамотной методологической базе приемов, возможно рассматривать именно эволюцию образа, но в целом такой контекст подразумевает лишь история Наташи Ростовой.
В проектировании учебного курса для программы Г.В. Москвина подразумевается урок на тему «Наташа Ростова в философско-этической системе романа», который включает:
– рассмотрение характеристики героя;
– сопоставление героев произведения (имеются в виду женские образы);
– формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного;
– устные ответы на вопросы;
– выразительное чтение фрагментов романа.
Таким образом, делаем вывод. Эволюция образа Наташи Ростовой не рассматривается в современных учебно-методических комплексах по литературе в рамках отдельного урока, однако многие программы предусматривают общий обзор ее образа: внешние характеристики, психологизм героини, ее положение в общей системе образов романа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.