Конспект урока на тему: Природная среда, природные условия, природные ресурсы
Оценка 4.9

Конспект урока на тему: Природная среда, природные условия, природные ресурсы

Оценка 4.9
docx
04.11.2023
Конспект урока на тему:  Природная среда, природные условия, природные ресурсы
Урок 8 класса _Природная среда, природные условия, природные ресурсы_.docx

Тема урока

Природная среда, природные условия, природные ресурсы

Главная дидактическая цель урока - сформировать понятия «природные условия», «географическая среда», «природные ресурсы», «природопользование».

Обучающая цель урока: закрепить и углубить знания о рациональном природопользовании. Рассмотреть последствия влияния человека на природные комплексы.

Развивающая цель урока: систематизировать знания об использовании природных ресурсов.

Воспитывающая цель урока: вызвать чувство бережного отношения к природе и понимания ее значения в жизни человека. Формировать экологическое мышление учащихся.

Типология урока: изучение нового материала. Урок-лекция.

Характер урока: обучающий с постановкой проблемных задач.

Средства обучения: Карты России, компьютерная презентация.

Основное содержание: Россия обеспечена всеми необходимыми природными ресурсами. Географическая среда - это необходимое условие для жизни и деятельности общества. Оценка природно-ресурсного потенциала России. Благоприятные и неблагоприятные для жизни и деятельности человека природные условия. Особенности размещения природных ресурсов России. Необходимость рационального природопользования для сохранения окружающей среды и предотвращения неблагоприятных влияний человека на природу.


 

Новые термины и понятия: Природные условия, природная среда, природные ресурсы, рациональное природопользование.

Ход урока

1.                     Изучение новой темы

2.                     План урока

Этап урока

Содержание этапа

Время

(мин)

1

Оргмомент

Проверка готовности к уроку

2

2

Изучение нового материала

Познакомить учащихся с понятиями «окружающая среда», «природные ресурсы», «природопользование».

25

3

Фронтальный опрос

Закрепить знания о «природной среде», «природных ресурсах», «природопользовании».

16

4

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

2

 

На доске

Виды природных ресурсов и их деление по признаку исчерпаемости


Исчерпаемые - возобновимые: земельные, почвенные, водные, биологические, рекреационные.

Неисчерпаемые – невозобновимые - минеральные.

Неисчерпаемые: энергия Солнца, энергия ветра, энергия текучей воды, климатические ресурсы.

 

2.                     Изучение нового материала

Природные условия - совокупность свойств без которых немыслимо наше существование. Природные условия зависят от климата, географической широты, рельефа, природных ресурсов и т.д. Природные условия бывают благоприятные и неблагоприятные. Так как вся территория расположена в северном полушарии, где разные климатические пояса и разные условия проживания: в горах, на равнинах, степях, тайге, пустыни, тундре. На одних территориях мало водных ресурсов - пустыни и юг Урала, на других обилие водных и минеральных ресурсов, но суровые условия климатические и вечная мерзлота и т.д. Поэтому оценка природных условий нашей страны неоднозначна, но в основном неблагоприятна для жизни и деятельности человека.

Природные ресурсы - компоненты природы, которые человек использует в своей жизни и деятельности. По степени исчерпаемости они разделены на две группы: исчерпаемые и неисчерпаемые. Наша страна богата природными ресурсами и занимает первое место по природному газу 26,3%, запасам леса. Второе место по: запасам каменного угля-17,3%, нефти-11,3%, производству алюминия- 11,1% более 400тыс. тонн в год.

 

Вопрос: Какие регионы России богаты природными ресурсами?

Топливные - нефть в Западной Сибири, на юге Урала (Оренбургская обл.), Волго-Уральской провинции, на шельфе Баренцева моря (Штокманское месторождение).

Природный газ - Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток шельф арктических морей.

Каменный уголь - Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. 2 место в мире

Железная руда - Центральная Россия (КМА), Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. 3-место в мире 36, 7%.

Никель и кобальт - Восточная Сибирь, Урал, Европейский Север.

Золото - Восточная Сибирь, Дальний Восток. 4 место в мире-7% Алмазы-Восточная Сибирь, Европейский Север. По добыче алмазов-1 место в мире.

Молибден - Восточная Сибирь. 3 место в мире.

Серебро-Восточная Сибирь и Дальний Восток. 1 место в мире.

Цинк - Урал, Восточная Сибирь и Дальний Восток. 1 место в мире-13,5%.

 

Вопрос: Какие регионы богаты водными ресурсами? Почвенными? Лесными? Водные - Западная и Восточная Сибирь.

Почвенные - Центрально-Черноземная Россия.

Лесные - Северо-Европейская часть, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Для оценки природных ресурсов недостаточно их перечисление, а важно знать в каких природных условиях они формировались - климатических, геологических более подробно эти вопросы будут рассмотрены в экономической географии.

Учитель:     Сегодня мы          начинаем изучение          темы «природная

среда, природные условия, природные ресурсы». Откройте схему темы на с.221 учебника.

В какие блоки можно объединить вопросы этой темы? (Природные ресурсы, природная среда, окружающая среда.) Проанализируйте схему и оцените деление природных ресурсов на группы условно или нет.

 

Вопрос: В чем различие понятий «окружающая среда», «географическая среда», «природная среда»?

Окружающая среда - среда обитания и производственной деятельности человеческого общества. Окружающая среда включает природную и антропогенную среду.

Географическая среда - это часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности. Географическая среда - это необходимые условия для жизни и деятельности общества.

 

Вопрос: Почему географическая среда так необходима человеческому обществу?

Географическая среда является средой обитания человека, источником ресурсов - топливных, лесных, биологических, почвенных, водных, рекреационных, климатических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как он является средой его обитания. В процессе своей жизни деятельности видоизменяет природу и на земле образуются антропогенные комплексы: поля, города, карьеры, каналы, пруды, дороги, дачи, сады и т. д.

Общество сегодня все больше изымает ресурсов из природы, а возвращает огромное количество отходов, хвостов, карьеров, вредных веществ.

 

Вопрос: Почему возникают критические состояния в окружающей среде?

Причиной является давление на природу в результате увеличения транспорта, развитие промышленности, увеличение добычи природных ресурсов, а также рост населения мира.

Сегодня антропогенные ландшафты по подсчетам специалистов Московского университета занимают 60% земной суши, в том числе около 20% преобразованы: это вторичные леса, горные выработки, города и т.д.

В результате возникают несколько проблем: рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, переход на другие виды сырья, топлива - энергию солнца, ветра, течения, приливов и т.д.

 

Вопрос: Как использовать природные ресурсы и условия, чтобы уменьшить отрицательное воздействие на природу?

Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют природопользованием. Рациональное и нерациональное природопользование.

Рациональное природопользование предполагает управляемое взаимодействие с природой.

1.                     Рациональное использование природных ресурсов;

2.                     Разработка и        внедрение новых       технологий    производства

(безотходных)

3.                     Международное сотрудничество по сохранению окружающей среды.

4.                     Контроль общества. Мониторинг по: гидросфере, литосфере, атмосфере.

Нерациональное природопользование - результат потребительского отношения к природе.

1.                      Варварское природопользование, ведет к истощению природных ресурсов и ухудшение качества окружающей среды.

2.                      Увеличение и размещение «грязных» производства.

 

Вопрос: Какие меры необходимо провести для сохранения природных ресурсов?

1.                      Использование малоотходных технологий.

2.                      Полная переработка сырья.

3.                      Альтернативные виды электроэнергии.

4.                      Зарегулирование водных систем на производстве.

5.                      Рекультивация горных выработок.

6.                      Рекультивация и лесопосадки.

7.                      Повторное использование отходов производства.

8.                      Установка фильтров и пыле улавливателей и звукоулавливателей на производстве.

9.                      Сооружение очистных сооружений.

10.                 Сооружение мусоросжигательных заводов. Всего в России их 5: 2-Санкт- Петербург; 3- Москва.

 

3.                      Закрепление нового материала.

Проходит в форме фронтального опроса учащихся.

1.                      Что такое природные условия?

2.                      Что такое природные ресурсы?

3.                      Что такое окружающая среда?

4.                      Что такое природная среда?

5.                      Что такое географическая среда?

6.                      Дайте оценку природных условий нашей страны.

7.                      Какими природными ресурсами богата наша страна?

8.                      Приведите примеры рационального природопользования.

 

Результаты урока.

В тетради записи — схема «Природных ресурсов», рациональное природопользование, окружающая среда, природные условия.

 

Домашнее задание.

Параграф 40. вопросы и задания на стр. 223 (1-4) термины на стр.223.

 

Рефлексия

1.                      Что показалось вам сегодня трудным?

2.                      Что в изучаемом сегодня для вас самое главное?

3.                      Какие новые мысли, чувства у вас появились?

4.                      Были ли моменты недовольства собой?

5.                      О чем хотелось бы поговорить подробнее?


 


Технологическая карта

Этапы учебной

деятельности по

теме

Деятельность учителя

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Подготовительный

Цели и задачи понятия природные ресурсы, природные условия

Ознакомление с терминами

Фиксирует условия и формирует тему

Слушает учителя и составляет план выполнения работ.

Принимает учебную цель и задачу. Планирует и исследует условия,

Планирует выполнение работы

Желает

продолжить свое обучение

Начальный

Выбор учащимися тем

Помощь в выборе тем и их формулировке

Выбор темы. Составления

плана выполнения работ

Участвует в

обсуждении

материала

Контролирует свою

деятельность.

Выполняет по алгоритму

Осознает

необходимость выполнения учебной задачи

Деятельностный этап

Составление плана

совместно с учащимися выполнения работ

Выполнение по плану.

Сбор информации, анализ материала

Распределения

Ролей между учащимися группы

Оформление

результатов

Помощь в составлении

темы и подготовка

презентации

Подготовка реферативной

работы и компьютерной

презентации

Формирует

собственное

мышление

Самостоятельно или в

группе, паре.

Принимает решения в оформлении по плану

Осознает

причастность к

своему городу, окружающим его людям

Представление

результатов

Выступление с результатами

урока и компьютерной

презентацией

Выступление с

результатами урока и

презентацией

Учится представлять

результаты,

Публичное

выступление

Самоконтроль

Рефлексия выполнения

задания

Рефлексия

Самоконтроль выполнения задания

Подведение итогов

Рефлексия. Анализ и оценка

результатов.

Рефлексия. Защита презентации

и его оценка Самооценка

Рефлексия.

Самооценка

Результат

Самооценка

Результат

Самооценка

 


Литература

1.     А.И. Алексеев. География 8 класс Просвещение, М. 2014

2.     Атлас 8-9 класс 2013

3.     Урок «Взаимодействие природы и общества»
https://infourok.ru/urok-geografii-v-kl-vzaimodeystvie-prirodi-i-obschestva-1513956.html


 

4.     Скачано с www.znanio.ru

Тема урока Природная среда, природные условия, природные ресурсы

Тема урока Природная среда, природные условия, природные ресурсы

Новые термины и понятия: Природные условия, природная среда, природные ресурсы, рациональное природопользование

Новые термины и понятия: Природные условия, природная среда, природные ресурсы, рациональное природопользование

Урала, на других обилие водных и минеральных ресурсов, но суровые условия климатические и вечная мерзлота и т

Урала, на других обилие водных и минеральных ресурсов, но суровые условия климатические и вечная мерзлота и т

Вопрос : Какие регионы богаты водными ресурсами?

Вопрос : Какие регионы богаты водными ресурсами?

Человек не может обойтись без природы, так как он является средой его обитания

Человек не может обойтись без природы, так как он является средой его обитания

Международное сотрудничество по сохранению окружающей среды

Международное сотрудничество по сохранению окружающей среды

Что такое природные ресурсы? 2

Что такое природные ресурсы? 2

Технологическая карта

Технологическая карта

Литература 1. А.И. Алексеев

Литература 1. А.И. Алексеев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2023