Урок биологии в 7 а,б классе.
Дата проведения. 11.03.2020г
Учитель биологии Кагирова Х.Р.
Тема. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.
Цель. Способствовать формированию представлений об особенностях строения и многообразия живых организмов типа Членистоногие; создать условия для формирования умения выделять признаки приспособленности к среде обитания членистоногих на примере класса Ракообразные.
Задачи.
Образовательные: рассмотреть общие черты строения и жизнедеятельности типа Членистоногие; раскрыть основные особенности строения, процессов жизнедеятельности и поведения ракообразных; раскрыть их роль в сообществах, жизни человека; выделить признаки приспособленности ракообразных к водному образу жизни
Развивающие: продолжить формирование умение составлять морфологическое описание изучаемых объектов и участвовать в поиске информации; развивать умения работы с различными информационными источниками; анализировать текст и заполнять таблицы, делать обобщающие выводы;
Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к живой природе
Планируемые результаты.
Предметные.
Обучающиеся узнают: особенности строения ракообразных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Обучающиеся научаться: находить отличия ракообразных от других многоклеточных организмов; объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; раскрывать значение животных в природе и в жизни человека.
Метапредметные:
Познавательные: исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладение на уровне общего образования системой биологических знаний; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Изучение новой темы.
1. Общая характеристика типа.
Работа в парах с текстом.
Прочитайте текст «Тип Членистоногие».
Тип Членистоногие.
Название типа дано за характерную членистость ног у его представителей. Тип членистоногие – самый многочисленный в мире животных, насчитывающий более 1млн видов. Представители типа освоили все среды жизни биосферы: водную, почвенную, наземную, воздушную. Первоначально это были водные животные. Они дали начало всему разнообразию современных групп членистоногих: ракообразных, паукообразных и насекомых.Представителями членистоногих животных являются раки, пауки, клещи, насекомые и другие.
Членистоногие – это двустороннесимметричные животные, то есть если провести вертикальную линию посередине их тела, то левая часть будет идентична правой. Наружный покров членистоногих пропитан особым органическим веществом – хитином. После отвердевания хитин не позволяет животному расти, и рост его осуществляется только в период линек, когда тело лишено защитного покрова. Из-за этого свойства хитиновый покров называют наружным скелетом. Число линек за время развития особи различно: от 3 у мух до 25-30 у поденок.
Полость тела членистоногих смешанная: она образуется на ранних стадиях развития при слиянии первичной и вторичной полостей. Кровеносная система незамкнутая. У членистоногих хорошо развиты органы зрения, обоняния, равновесия, осязания, у некоторых – слуха. Они играют важную роль в природных биоценозах, имеют важное практическое значение.
Используя содержание текста «Тип Членистоногие. Общая характеристика », составьте общую характеристику типа, дополнив следующие фразы.
Тип Членистоногих насчитывает более ...
Включает 3 класса: ....
Среда обитания ....
Тело покрыто .... покровом, который является ... скелетом.
Конечности имеют .... строение.
Для них характерна ………- смена покрова при росте животного.
Полость тела членистоногих ...
Кровеносная система ...
Хорошо развиты органы ...
2. Класс ракообразные.
Все движутся вперед,
А он наоборот,
Он может два часа подряд
Всё время пятиться назад.
О каком животном идет речь? Из какого произведения эти строки?
Басня Крылова «Лебедь, рак и щука». Как вы считаете, признаки, какого класса мы с вами рассмотрим на данном уроке?
Класс Ракообразные.
Каковы цели нашего урока?
Класс Ракообразные (рак-отшельник креветка, краб) – водные членистоногие, дышащие под водой с помощью жабр.
Ракообразные освоили все типы водоемов, встречаются морские, речные, озерные виды, а также представители, освоившие сушу.
Рассмотрим особенности строения ракообразных, на примере речного рака.
Внешнее строение.
Тело речного рака состоит из 2 отделов: головогруди и брюшка.
На головогруди парафасеточных глаз на стебельках (3000 глазков); 2 пары усиков- короткие и длинные – это органы осязания и обоняния;ротовые органы – 6 пар: 1 пара – верхние челюсти, 2-3 пары – нижние челюсти, 4-6 пары – ногочелюсти, все они служат для удержания, ощупывания и измельчения пищи; ноги – 5 пар – 1 пара – клешни, с помощью которых рак нападает и защищается, 4 пары -ходильные ноги
На брюшке 6 сегментов (5 пар брюшных ног и хвостовой плавник)
Ракообразные имеют наружный хитиновый скелет, служащий опорой и защитой животным, принадлежащим к данному классу.
Подвижность конечностей и тела ракообразных обеспечивается свойствами мембран, располагающихся между твердыми частями ракообразных. Кроме того, у ракообразных хорошо развиты мускулатура, которая крепится к наружному скелету особыми мышечными пучками.
Ракообразные обладают большим арсеналом возможностей передвижения. В частности, речной рак может ползать как назад, так вперед. Перемещение по дну осуществляется с помощью грудных ног, а вот плаванью способствуют брюшные ножки. Хвостовая часть способствует резкому движению назад – рак изгибает хвост внутрь и вперед, отчего тело подбрасывается и плывет назад.
Внутреннее строение речного рака.
Пищеварительная система
Передняя кишка: рот с грызущим ротовым аппаратом, пищевод, желудок из 2-х частей (жевательная часть с 3 хитиновыми зубцами и жерновками и цедильная часть- система складок с щетинками по краям), средняя кишка (в неё открывается печень; переваривание и всасывание), задняя кишка (открывается анальным отверстием).
Кровеносная система
Незамкнутая. Сердце на спинной стороне в виде пятиугольника.
Дыхательная система
Жабры – выросты кожи у основания конечностей, расположены в полостях головогруди.
Выделительная система
Пара зеленых желез, открывается у основания усиков.
Нервная система
Узлового типа, окологлоточное нервное кольцо, 5 пар нервных узлов, образуют брюшную нервную цепочку и нервы.
Размножение
Половое. Раздельнополые. Оплодотворение внутреннее. Развитие прямое.
Весной самка вымётывает икру, которую прикрепляет к брюшным конечностям и вынашивает рачат до лета.
Растут очень быстро, линяют 10 раз в первое лето, во второе лето – 5 раз. После 5 лет раки практически не растут. Живут до 15- 20 лет.
Многообразие Ракообразных.
На сегодняшний день известно около 73 000 видов (из них 5 000 – вымершие, ископаемые формы). В пределах класса Ракообразные можно выделить 6 более мелких групп:
- жаброногие (артемии, дафнии);
- цефалокориды (примитивные морские креветки);
- высшие раки (крабы, раки, креветки);
- максиллоподы (циклопы);
- ракушковые (остракоды);
- гребневые (ремиподии).
Среди ракообразных имеются виды, питающиеся растительной пищей, плотоядные или паразитические формы. Так, класс Веслоногие рачки почти полностью состоит из паразитических форм.
Многие ракообразные используются человеком в пищу – это креветки, омары, крабы, лангусты, раки.
Они выполняют санитарную роль, очищая водоемы от гниющих организмов.
Мелкие ракообразные в состав планктона и ими питаются такие гиганты, как киты, моржи и дельфины.
3. Первичное закрепление знаний.
Заполните таблицу «Приспособленность речного рака к водному образу жизни»
Части тела и органы |
Приспособления к образу жизни |
Покров тела: - прочность - окраска |
|
Части тела, обеспечивающие передвижение: - по дну - в толще воды |
|
Органы чувств |
|
Органы дыхания |
|
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Сегодня на уроке
1. Я узнал…
2. Меня удивило…
3. Мне понравилось…
4. Лучше всего я запомнил….
5. Домашнее задание. § ____________
Вопросы в конце параграфа
Прочитайте текст «Тип Членистоногие».
Тип Членистоногие.
Название типа дано за характерную членистость ног у его представителей. Тип членистоногие – самый многочисленный в мире животных, насчитывающий более 1млн видов. Представители типа освоили все среды жизни биосферы: водную, почвенную, наземную, воздушную. Первоначально это были водные животные. Они дали начало всему разнообразию современных групп членистоногих: ракообразных, паукообразных и насекомых. Представителями членистоногих животных являются раки, пауки, клещи, насекомые и другие.
Членистоногие – это двустороннесимметричные животные, то есть если провести вертикальную линию посередине их тела, то левая часть будет идентична правой. Наружный покров членистоногих пропитан особым органическим веществом – хитином. После отвердевания хитин не позволяет животному расти, и рост его осуществляется только в период линек, когда тело лишено защитного покрова. Из-за этого свойства хитиновый покров называют наружным скелетом. Число линек за время развития особи различно: от 3 у мух до 25-30 у поденок.
Полость тела членистоногих смешанная: она образуется на ранних стадиях развития при слиянии первичной и вторичной полостей. Кровеносная система незамкнутая. У членистоногих хорошо развиты органы зрения, обоняния, равновесия, осязания, у некоторых – слуха. Они играют важную роль в природных биоценозах, имеют важное практическое значение.
Используя содержание текста «Тип Членистоногие. Общая характеристика », составьте общую характеристику типа, дополнив следующие фразы.
Тип Членистоногих насчитывает более ...
Включает 3 класса: ....
Среда обитания ....
Тело покрыто .... покровом, который является ... скелетом.
Конечности имеют .... строение.
Для них характерна ………- смена покрова при росте животного.
Полость тела членистоногих ...
Кровеносная система ...
Хорошо развиты органы ...
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.