Конспект урока на тему «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные»
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Конспект урока на тему «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные»

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Документация
docx
биология
7 кл—11 кл +1
10.03.2020
Конспект урока на тему «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные»
Тема. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Цель. Способствовать формированию представлений об особенностях строения и многообразия живых организмов типа Членистоногие; создать условия для формирования умения выделять признаки приспособленности к среде обитания членистоногих на примере класса Ракообразные.
7кл. тип членистоногие.docx

Урок биологии в 7 а,б классе.   

Дата проведения. 11.03.2020г

Учитель биологии Кагирова Х.Р.    

                           

Тема. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Цель.  Способствовать формированию представлений об особенностях строения и многообразия живых организмов типа Членистоногие; создать условия для формирования умения выделять признаки приспособленности к среде обитания членистоногих на примере класса Ракообразные.

Задачи.

Образовательные: рассмотреть общие черты строения и жизнедеятельности типа Членистоногие; раскрыть основные особенности строения,  процессов жизнедеятельности и поведения ракообразных; раскрыть их роль в сообществах, жизни человека; выделить признаки приспособленности ракообразных к водному образу жизни

Развивающие: продолжить формирование умение составлять морфологическое описание изучаемых объектов  и участвовать в поиске информации; развивать умения работы  с различными информационными источниками;  анализировать текст и заполнять таблицы, делать обобщающие выводы;

Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к живой природе

Планируемые результаты.

Предметные.

Обучающиеся  узнают: особенности строения ракообразных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Обучающиеся научаться: находить отличия ракообразных от других многоклеточных организмов; объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; раскрывать значение животных в природе и в жизни человека.

Метапредметные:

Познавательные: исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладение на уровне общего образования системой биологических знаний; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)

 

Ход урока.

1.      Орг. момент.

2.      Изучение новой темы.

1.      Общая характеристика типа.

Работа в парах с текстом.

Прочитайте текст «Тип Членистоногие».

 

Тип Членистоногие.

Название типа дано за характерную членистость  ног у его представителей. Тип членистоногие – самый многочисленный в мире животных,  насчитывающий более 1млн видов. Представители типа освоили все среды жизни биосферы: водную, почвенную, наземную, воздушную. Первоначально это были водные животные. Они дали начало всему разнообразию современных групп членистоногих: ракообразных, паукообразных и насекомых.Представителями членистоногих животных являются раки, пауки, клещи, насекомые и другие.

Членистоногие – это двустороннесимметричные животные, то есть если провести вертикальную линию посередине их тела, то левая часть будет идентична правой.  Наружный покров членистоногих пропитан особым органическим веществом – хитином. После отвердевания хитин не позволяет животному расти, и рост его осуществляется только в период линек, когда тело лишено защитного покрова. Из-за этого свойства хитиновый покров называют наружным скелетом. Число линек за время развития особи различно: от 3 у мух до 25-30 у поденок.

    Полость тела членистоногих смешанная: она образуется на ранних стадиях развития при слиянии первичной и вторичной полостей. Кровеносная система незамкнутая. У членистоногих хорошо развиты органы зрения, обоняния, равновесия, осязания, у некоторых – слуха. Они  играют важную роль в природных биоценозах, имеют важное практическое значение.

Используя содержание текста «Тип Членистоногие. Общая характеристика », составьте общую характеристику типа, дополнив следующие фразы.

Тип Членистоногих насчитывает более ...

Включает 3 класса: ....

Среда обитания ....

Тело покрыто .... покровом, который является ... скелетом.

Конечности имеют .... строение.

Для них характерна ………- смена покрова при росте животного.

Полость тела членистоногих ...

Кровеносная система ...

Хорошо развиты органы ...

2.      Класс ракообразные.

Все движутся вперед,

А он наоборот,

Он может два часа подряд

Всё время пятиться назад.

О каком животном идет речь? Из какого произведения эти строки?

Басня Крылова «Лебедь, рак и щука».  Как вы считаете, признаки, какого класса мы с вами рассмотрим на данном уроке?

 

Класс Ракообразные.

Каковы цели нашего урока?

Класс Ракообразные (рак-отшельник креветка, краб) – водные членистоногие, дышащие под водой с помощью жабр.

Ракообразные освоили все типы водоемов, встречаются морские, речные, озерные виды, а также представители, освоившие сушу.

Рассмотрим особенности строения ракообразных, на примере речного рака.

Внешнее строение.

Тело речного рака состоит из  2 отделов: головогруди и брюшка.

На головогруди  парафасеточных глаз на стебельках (3000 глазков); 2 пары усиков- короткие и длинные – это органы  осязания и обоняния;ротовые органы – 6 пар: 1 пара – верхние челюсти, 2-3 пары – нижние челюсти, 4-6 пары – ногочелюсти, все они служат для удержания, ощупывания и измельчения пищи; ноги – 5 пар – 1 пара – клешни, с помощью которых рак нападает и защищается, 4 пары -ходильные ноги

На брюшке  6 сегментов (5 пар брюшных ног и хвостовой плавник)

Ракообразные имеют наружный  хитиновый скелет, служащий опорой и защитой животным, принадлежащим к данному классу.

Подвижность конечностей и тела ракообразных обеспечивается свойствами мембран, располагающихся между твердыми частями ракообразных. Кроме того, у ракообразных хорошо развиты мускулатура, которая крепится к наружному скелету особыми мышечными пучками.

Ракообразные обладают большим арсеналом возможностей передвижения. В частности, речной рак может ползать как назад, так вперед. Перемещение по дну осуществляется с помощью грудных ног, а вот плаванью способствуют брюшные ножки. Хвостовая часть способствует резкому движению назад – рак изгибает хвост внутрь и вперед, отчего тело подбрасывается и плывет назад.

Внутреннее строение речного рака.

Пищеварительная система

Передняя кишка: рот с грызущим ротовым аппаратом, пищевод, желудок из 2-х частей (жевательная часть с 3 хитиновыми зубцами и жерновками и цедильная часть- система складок с щетинками по краям), средняя кишка (в неё открывается печень; переваривание и всасывание), задняя кишка (открывается анальным отверстием).

     Кровеносная система

Незамкнутая. Сердце на спинной стороне  в виде пятиугольника.

Дыхательная система

Жабры – выросты кожи у основания конечностей, расположены в полостях головогруди.

     Выделительная система

Пара зеленых желез, открывается у основания усиков.

Нервная система

Узлового типа, окологлоточное нервное кольцо, 5 пар нервных узлов, образуют брюшную нервную цепочку и нервы.

Размножение

Половое. Раздельнополые. Оплодотворение внутреннее. Развитие прямое.

Весной самка вымётывает икру, которую прикрепляет к брюшным конечностям и вынашивает рачат до лета.

Растут очень быстро, линяют 10 раз в первое лето, во второе лето – 5 раз. После 5 лет раки практически не растут. Живут до 15- 20 лет.

 

Многообразие Ракообразных.

На сегодняшний день известно около 73 000 видов (из них 5 000 – вымершие, ископаемые формы). В пределах класса Ракообразные можно выделить 6 более мелких групп:

- жаброногие (артемии, дафнии);

- цефалокориды (примитивные морские креветки);

- высшие раки (крабы, раки, креветки);

- максиллоподы (циклопы);

- ракушковые (остракоды);

- гребневые (ремиподии).

Среди ракообразных имеются виды, питающиеся растительной пищей, плотоядные или паразитические формы. Так, класс Веслоногие рачки почти полностью состоит из паразитических форм.

Многие ракообразные используются человеком в пищу – это креветки, омары, крабы, лангусты, раки.

Они выполняют санитарную роль, очищая водоемы от гниющих организмов.

Мелкие  ракообразные в состав планктона и ими питаются такие гиганты, как киты, моржи и дельфины.

 

3.      Первичное закрепление знаний.

Заполните таблицу «Приспособленность речного рака к водному образу жизни»

Части тела и органы

Приспособления к образу жизни

Покров тела:

- прочность

- окраска

 

Части тела, обеспечивающие передвижение:

- по дну

- в толще воды

 

Органы чувств

 

Органы дыхания

 

 

4.      Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня на уроке

1.      Я  узнал…

2.      Меня удивило…

3.      Мне понравилось…

4.      Лучше всего я запомнил….

5.      Домашнее задание. § ____________

Вопросы в конце параграфа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте текст «Тип Членистоногие».

 

Тип Членистоногие.

Название типа дано за характерную членистость  ног у его представителей. Тип членистоногие – самый многочисленный в мире животных,  насчитывающий более 1млн видов. Представители типа освоили все среды жизни биосферы: водную, почвенную, наземную, воздушную. Первоначально это были водные животные. Они дали начало всему разнообразию современных групп членистоногих: ракообразных, паукообразных и насекомых. Представителями членистоногих животных являются раки, пауки, клещи, насекомые и другие.

Членистоногие – это двустороннесимметричные животные, то есть если провести вертикальную линию посередине их тела, то левая часть будет идентична правой.  Наружный покров членистоногих пропитан особым органическим веществом – хитином. После отвердевания хитин не позволяет животному расти, и рост его осуществляется только в период линек, когда тело лишено защитного покрова. Из-за этого свойства хитиновый покров называют наружным скелетом. Число линек за время развития особи различно: от 3 у мух до 25-30 у поденок.

    Полость тела членистоногих смешанная: она образуется на ранних стадиях развития при слиянии первичной и вторичной полостей. Кровеносная система незамкнутая. У членистоногих хорошо развиты органы зрения, обоняния, равновесия, осязания, у некоторых – слуха. Они  играют важную роль в природных биоценозах, имеют важное практическое значение.

 

Используя содержание текста «Тип Членистоногие. Общая характеристика », составьте общую характеристику типа, дополнив следующие фразы.

 

Тип Членистоногих насчитывает более ...

Включает 3 класса: ....

Среда обитания ....

Тело покрыто .... покровом, который является ... скелетом.

Конечности имеют .... строение.

Для них характерна ………- смена покрова при росте животного.

Полость тела членистоногих ...

Кровеносная система ...

Хорошо развиты органы ...

 

 


 

Урок биологии в 7 а,б классе.

Урок биологии в 7 а,б классе.

Ход урока. 1. Орг. момент

Ход урока. 1. Орг. момент

Класс Ракообразные (рак-отшельник креветка, краб) – водные членистоногие, дышащие под водой с помощью жабр

Класс Ракообразные (рак-отшельник креветка, краб) – водные членистоногие, дышащие под водой с помощью жабр

Среди ракообразных имеются виды, питающиеся растительной пищей, плотоядные или паразитические формы

Среди ракообразных имеются виды, питающиеся растительной пищей, плотоядные или паразитические формы

Прочитайте текст «Тип Членистоногие»

Прочитайте текст «Тип Членистоногие»
скачать по прямой ссылке
сегодня на курсы переподготовки
для учителей