Тема: «Электрическое поле. Напряжённость электрического поля.
Принцип суперпозиции полей»
Класс: 10
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок – беседа с элементами самостоятельной работы
Методы:
· Диалогический
· Фронтальный письменный опрос
· Беседа
· Самостоятельная работа (с использованием учебника, решение разноуровневых задач по карточкам)
· Записи в тетради
· Работа у доски
Структура урока:
· Актуализация знаний (контроль над состоянием знаний учащихся)
· Формирование новых понятий (организация деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий)
· Формирование умений и навыков (отработка навыков применения знаний)
Цели:
· Актуализация имеющихся знаний
· Продолжить формирование понятия «электрическое поле»
· Введение одного из новых понятий, характеризующих электрическое поле, - напряжённости, а также принципа суперпозиции полей
· Продолжение отработки навыков решения задач
Задачи:
Образовательные
· Добиться усвоения учащимися понятия напряжённости
· Обеспечить усвоение учащимися принципа суперпозиции полей
· Продолжать отрабатывать навыки решения задач
Развивающие
· Продолжить формирование мировоззрения учащихся при описании идей дальнодействия и близкодействия
· Продолжать учить учащихся думать, действовать, самостоятельно приобретать знания, работать в должном темпе
· Развивать умения работать с учебником (выделять главное, анализировать рисунки и последовательность действий при решении задач)
Воспитательные:
· Продолжать воспитывать добросовестное отношение к учёбе, трудолюбие, аккуратность, уважительное отношение к окружающим
Оформление:
· Тема урока и домашнее задание записаны на доске
· Карточки с формулами
· Рисунки, иллюстрирующие направление вектора напряжённости поля точечного заряда и принцип суперпозиции полей
· Портреты учёных: М. Фарадея и Дж. Максвелла
Раздаточный материал:
· Карточки для контроля знаний учащихся
· Карточки с разноуровневыми задачами
· Справочные материалы
Ход урока:
Деятельность учителя |
Действия учащихся |
Начальный этап (10 мин.) 1. Осуществляет организационный момент 2. Проводит фронтальный опрос по раннее изученному материалу (физический диктант) 3. Задаёт вопрос: «Как осуществляется взаимодействие зарядов?»
|
Рассаживаются на свои места
Отвечают письменно на вопросы
Вспоминают курс 8 класса и отвечают: «Через электрическое поле»
|
4. Предлагает вспомнить, что уже известно об электрическом поле и его свойствах, и заполнить левую часть таблицы I |
Заполняют таблицу I (левую графу)
|
Основной этап (15 мин.) 5. Вводит понятие силовой характеристики электрического поля
|
Воспринимают информацию, записывают её в тетрадях
|
6. Просит охарактеризовать эту физическую величину
|
Делают умозаключение: так как сила – вектор, то и напряжённость поля – тоже вектор |
5.Предлагает выразить определение напряжённости математически
|
Конструируют формулу: E = F/q→ и записывают её в тетради
|
6.Предлагает определить единицу напряжённости
|
Выполняют задание: 1Н/Кл
|
7. Предлагает вывести формулу для расчёта напряжённости поля точечного заряда, используя для этого закон Кулона и определение напряжённости |
Выводят формулу и записывают в тетради: E = k q/r2 |
8. Обращает внимание на факт, что помещённый в поле заряд может быть положительным или отрицательным. В связи с этим задаёт вопрос: «Одинаково ли направлены вектора напряжённости поля и силы, действующей на заряд со стороны поля?» Просит обосновать ответ |
Отвечают: вектор напряжённости сонаправлен с вектором силы, действующей со стороны поля на положительный заряд, и противоположно направлен по отношению к вектору силы, действующей на отрицательный заряд. Записывают в тетради: E↑↑ F и E ↑↓ F |
9. Задаёт вопрос: «Как направлен вектор напряжённости поля точечного заряда? От чего это зависит?» |
Рассуждают и делают вывод, что направление вектора E зависит от знака заряда, создающего это поле |
10. Просит выполнить рисунок для иллюстрации этого ответа |
Выполняют рисунок 178, стр. 262 учебника рис. 1. |
11. Предлагает рассмотреть такую ситуацию: в пространстве в одном и том же месте существует несколько зарядов, а значит несколько полей. Как определить напряжённость суммарного поля? |
Делают умозаключение: на каждый заряд действует несколько сил; их результирующая равна векторной сумме F = F1 + F2 + … Значит, суммарная напряжённость итогового поля равна: Е = Е1 + Е2 + …
|
12. Сообщает, что в этом и состоит принцип суперпозиции полей |
Воспринимают информацию |
Итоговый этап (5 мин.) 13. Предлагает суммировать всё, что узнали нового об электрическом поле на этом уроке, и заполнить правую часть таблицы I |
Заполняют таблицу I в тетради (правую графу) |
Заключительный этап (10 мин.) 14. Даёт задание решить задачи по карточкам, выбрав для себя нужный уровень |
Работают с карточками, применяют новые знания на практике, записывают решение задач в тетради
|
15. Подводит итоги по вопросам (фронтально) |
Отвечают на вопросы |
18. Задаёт домашнее задание: п. 92, 93, ответить на вопросы в конце п. (устно); разобрать решение задачи 1 в учебнике стр. 278 и сделать записи в тетради; решить задачу №5 упр. 17. Для желающих: используя дополнительную литературу или информацию из Интернета подготовить сообщения о М. Фарадее и Дж. Максвелле (их биографии и взгляды на теорию электрического поля) |
Записывают домашнее задание |
Таблица I
Что знали |
Что узнали нового |
1. Что существует электрическое поле 2. Электрическое поле материально 3. Поле создаётся зарядами 4. Поле существует вокруг зарядов 5. Поле имеет свойство действовать на помещённые в него заряды 6. Поле зависит от величины образующих его зарядов и их расположения в пространстве |
1. Напряжённость – силовая характеристика электрического поля 2. Напряжённость – вектор. Он сонаправлен с действием силы на положительный заряд со стороны поля: Е↑↑ F 3. E = F/q 4. Единица напряжённости – Н/Кл 5. Напряжённость электрического поля точечного заряда зависит от его величины и расстояния до него; Определяется формулой: E = k q/r2 6. Принцип суперпозиции полей выражает формула: Е = Е1 + Е2 + … |
Физический диктант
1 вариант |
2 вариант |
1. Как называется раздел физики, изучающий заряженные тела?
2. Какая физическая величина определяет интенсивность электромагнитных взаимодействий?
3. Как называется процесс, приводящий к появлению на телах электрических зарядов?
4. Верно ли утверждение, что в замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов всех тел системы остаётся постоянной?
5. Может ли заряд существовать независимо от частицы?
6. Тело, в котором суммарный положительный заряд частиц равен суммарному отрицательному заряду частиц, является…
7. Сила взаимодействия заряженных частиц с увеличением заряда любой из этих частиц…
8. При помещении зарядов в среду, сила взаимодействия между ними…
9. С уменьшением расстояния между зарядами в 3 раза сила взаимодействия между ними…
10. В каких единицах измеряется электрический заряд? |
1. Какое взаимодействие существует между заряженными телами, частицами?
2. Можно ли сказать, что заряд системы складывается из зарядов тел, входящих в эту систему?
3. Какая физическая величина определяет интенсивность электромагнитных взаимодействий?
4. Существует ли частица без заряда и заряд без частицы?
5. В каких единицах измеряется сила взаимодействия зарядов?
6. Сила взаимодействия заряженных частиц с уменьшением заряда любой из этих частиц…
5. С увеличением расстояния между зарядами в 2 раза сила взаимодействия между ними…
6. Как называется процесс, приводящий к появлению на телах электрических зарядов?
7. Величина, характеризующая электрические свойства среды называется…
8. Верно ли утверждение, что сила взаимодействия заряженных частиц в среде уменьшается… |
1 уровень (на «3»)
1. В некоторой точке поля на заряд 2 нКл действует сила 0,4 мкН. Найти напряжённость поля в этой точке. (Ответ: 200Н/Кл)
2. Какая сила действует на заряд 12нКл, помещённый в точку, в которой напряжённость электрического поля равна 2 кН/Кл? (Ответ:24мкН)
3. Найти напряжённость поля заряда 36 нКл в точке, удалённой от заряда на 9см (Ответ: 40кН/Кл)
2 уровень (на «4»)
1. На расстоянии 5см от заряда напряжённость электрического поля 1,5 *105 Н/ Кл. Найти заряд. (Ответ: 42нКл)
2. На каком расстоянии от заряда 10нКл напряжённость поля равна 300Н/Кл? (55см)
3 уровень (на «5»)
1. Заряды по 0,1мкКл расположены на расстоянии 6см друг от друга. Найти напряжённость поля в точке, удалённой на 5см от каждого из зарядов.
Рассмотреть эту задачу для случаев: а) оба заряда положительные; в) один заряд положительный, а другой отрицательный. (Ответ: 576кН/Кл; 432КН/Кл)
Дополнительная задача:
В точке А расположен заряд q1= 40нКл, в точке В, заряд q2= - 10нКл. Найти напряжённость результирующего поля в точке С, расположенной между точками А и В на одной прямой, если АВ=6см, а ВС=3см. (Ответ: 200кН/Кл)
1 уровень (на «3»)
1. В некоторой точке поля на заряд 2 нКл действует сила 0,4 мкН. Найти напряжённость поля в этой точке. (Ответ: 200Н/Кл)
2. Какая сила действует на заряд 12нКл, помещённый в точку, в которой напряжённость электрического поля равна 2 кН/м? (Ответ:24мкН)
3. Найти напряжённость поля заряда 36 нКл в точке, удалённой от заряда на 9см (Ответ: 40кН/Кл)
2 уровень (на «4»)
1. На расстоянии 5см от заряда напряжённость электрического поля 1,5 *105 Кл. Найти заряд. (Ответ: 42нКл)
2. На каком расстоянии от заряда 0,1нКл напряжённость поля равна 300Н/Кл? (55см)
3 уровень (на «5»)
1. Заряды по 0,1мкКл расположены на расстоянии 6см друг от друга. Найти напряжённость поля в точке, удалённой на 5см от каждого из зарядов.
Рассмотреть эту задачу для случаев: а) оба заряда положительные; в) один заряд положительный, а другой отрицательный. (Ответ: 576кН/Кл; 432КН/Кл)
Дополнительная задача:
В точке А расположен заряд q1= 40нКл, в точке В, заряд q2= - 10нКл. Найти напряжённость результирующего поля в точке С, расположенной между точками А и В на одной прямой, если АВ=6см, а ВС=3см. (Ответ: 200кН/Кл)
Вопросы итогового закрепления
1. О каком физическом объекте шла речь на сегодняшнем уроке? (Об электрическом поле)
2. Какова основная характеристика электрического поля? (Напряжённость)
3. В чём состоит принцип суперпозиции полей? (Е = Е1 + Е2 + …)
4. В чём его значение? (Позволяет определить напряжённость результирующего поля)
5. Как рассчитывается напряжённость поля точечного заряда? (E = k q/r2)
6. Какие физические величины можно найти, зная напряжённость поля? (заряд, на каком расстоянии он находится)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.