Конспект урока "Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей."
Оценка 4.6

Конспект урока "Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей."

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
физика
10 кл—11 кл
25.06.2022
Конспект урока  "Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей."
Конспект урока физики "Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей" 10 класс
Напряженность Принцип суперпозиции полей.docx

Тема: «Электрическое поле. Напряжённость электрического поля.

 Принцип суперпозиции полей»

 

Класс: 10

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Вид урока: урок – беседа с элементами самостоятельной работы

 

Методы:

·   Диалогический

·   Фронтальный письменный опрос

·   Беседа

·   Самостоятельная работа (с использованием учебника, решение разноуровневых задач по карточкам)

·   Записи в тетради

·   Работа у доски

 

Структура урока:

·   Актуализация знаний (контроль над состоянием знаний учащихся)

·   Формирование новых понятий  (организация деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий)

·   Формирование умений и навыков (отработка навыков применения знаний)

 

Цели:

·   Актуализация имеющихся знаний

·   Продолжить формирование понятия «электрическое поле»

·   Введение одного из новых понятий, характеризующих электрическое поле, - напряжённости, а также принципа суперпозиции полей

·   Продолжение отработки навыков решения задач

 

Задачи:

 

Образовательные

·   Добиться усвоения учащимися понятия напряжённости

·   Обеспечить усвоение учащимися принципа суперпозиции полей

·   Продолжать отрабатывать навыки решения задач

 

Развивающие

·   Продолжить формирование мировоззрения учащихся при описании идей  дальнодействия и близкодействия

·   Продолжать учить учащихся думать, действовать, самостоятельно приобретать знания, работать в должном темпе

·   Развивать умения работать с учебником (выделять главное, анализировать рисунки и последовательность действий при решении задач)

 

Воспитательные:

·   Продолжать воспитывать добросовестное отношение к учёбе, трудолюбие, аккуратность, уважительное отношение к окружающим

 

 

Оформление:

·   Тема урока и домашнее задание записаны на доске

·   Карточки с формулами

·   Рисунки, иллюстрирующие направление вектора напряжённости поля точечного заряда и принцип суперпозиции полей

·   Портреты учёных: М. Фарадея и Дж. Максвелла

 

Раздаточный материал:

·   Карточки для контроля  знаний учащихся

·   Карточки с разноуровневыми задачами

·   Справочные материалы

 

Ход урока:

Деятельность учителя

Действия учащихся

Начальный этап (10 мин.)

1.        Осуществляет организационный момент

2.      Проводит фронтальный опрос по раннее изученному материалу (физический диктант)

3.      Задаёт вопрос: «Как осуществляется взаимодействие зарядов?»

 

 

Рассаживаются на свои места

 

Отвечают письменно на вопросы

 

 

 

Вспоминают курс 8 класса и отвечают: «Через электрическое поле»

 

 

4.      Предлагает вспомнить, что уже известно об электрическом поле и его свойствах, и заполнить левую часть таблицы I

 

Заполняют таблицу I (левую графу)

 

 

Основной этап (15 мин.)

5.      Вводит понятие силовой характеристики электрического поля

 

 

 

Воспринимают информацию, записывают её в тетрадях

 

 

6.       Просит охарактеризовать эту физическую величину

 

 

Делают умозаключение: так как сила – вектор, то и напряжённость поля – тоже вектор

 

5.Предлагает выразить определение напряжённости математически

 

 

Конструируют формулу: E = F/q→ и записывают её в тетради

 

 

6.Предлагает определить единицу напряжённости

 

 

Выполняют задание: 1Н/Кл

 

 

7. Предлагает вывести формулу для расчёта напряжённости поля точечного заряда, используя для этого закон Кулона и определение напряжённости

Выводят формулу и записывают в тетради:

E = k q/r2

8. Обращает внимание на факт, что помещённый в поле заряд может быть положительным или отрицательным.

 В связи с этим задаёт вопрос: «Одинаково ли направлены вектора напряжённости поля и силы, действующей на заряд со стороны поля?»

Просит обосновать ответ

Отвечают: вектор напряжённости сонаправлен с вектором силы, действующей со стороны поля на положительный заряд, и противоположно направлен по отношению к вектору силы, действующей на отрицательный заряд.

Записывают в тетради: E↑↑  F и E ↑↓ F

9. Задаёт вопрос: «Как направлен вектор напряжённости поля точечного заряда? От чего это зависит?»

Рассуждают и делают вывод, что направление вектора E зависит от знака заряда, создающего это поле

10. Просит выполнить рисунок для иллюстрации этого ответа

Выполняют рисунок 178, стр. 262 учебника

рис. 1.

11. Предлагает рассмотреть такую ситуацию: в пространстве в одном и том же месте существует несколько зарядов, а значит несколько полей.

Как определить напряжённость суммарного поля?

  Делают умозаключение:  на каждый заряд действует несколько сил; их результирующая равна векторной сумме F = F1 + F2  + …

Значит, суммарная напряжённость итогового поля равна:

 Е = Е1 + Е2 + …

                                

                                     

12. Сообщает, что в этом и состоит принцип суперпозиции полей

Воспринимают информацию

Итоговый этап (5 мин.)

13. Предлагает суммировать всё, что узнали нового об электрическом поле на этом уроке, и заполнить правую часть таблицы I

 

Заполняют таблицу I в тетради (правую графу)

Заключительный этап (10 мин.)

14. Даёт задание решить задачи по карточкам, выбрав для себя нужный уровень

 

Работают с карточками, применяют новые знания на практике, записывают решение задач в тетради

 

 

15. Подводит  итоги по вопросам (фронтально)

Отвечают на вопросы

18. Задаёт домашнее задание: п. 92, 93, ответить на вопросы в конце п. (устно); разобрать решение задачи 1 в учебнике стр. 278 и сделать записи в тетради; решить задачу №5  упр. 17.

Для желающих: используя дополнительную литературу или информацию из Интернета подготовить сообщения о М. Фарадее и Дж. Максвелле (их биографии и взгляды на теорию электрического поля)

Записывают домашнее задание

 

 

 

 

Таблица I

 

Что знали

Что узнали нового

1.      Что существует электрическое поле

2.      Электрическое поле материально

3.      Поле создаётся зарядами

4.      Поле существует вокруг зарядов

5.      Поле имеет свойство действовать на помещённые в него заряды

6.      Поле зависит от величины образующих его зарядов и их расположения в пространстве

1.      Напряжённость – силовая характеристика электрического поля

2.      Напряжённость – вектор. Он сонаправлен с действием силы на положительный заряд со стороны поля: Е↑↑  F

3.      E = F/q

4.      Единица напряжённости – Н/Кл

5.      Напряжённость электрического поля точечного заряда зависит от его величины и расстояния до него;

Определяется формулой: E = k q/r2

6.      Принцип суперпозиции полей выражает формула: Е = Е1 + Е2 + …

 

 

Физический диктант

 

1 вариант

2 вариант

1.       Как называется раздел физики,

изучающий заряженные тела?

 

 2. Какая физическая величина определяет интенсивность электромагнитных взаимодействий?

 

3. Как называется процесс, приводящий к появлению на телах электрических зарядов?

 

4. Верно ли утверждение, что в замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов всех тел системы остаётся постоянной?

 

5.      Может ли заряд существовать

 независимо от частицы?

 

6.      Тело, в котором суммарный

 положительный заряд частиц

 равен суммарному отрицательному

заряду частиц, является…

 

7. Сила взаимодействия заряженных частиц с увеличением заряда любой из этих частиц…

 

8. При помещении зарядов в среду,

 сила взаимодействия между ними…

 

9. С уменьшением расстояния между зарядами в 3 раза сила взаимодействия между ними…

 

10. В каких единицах измеряется

 электрический заряд? 

1.       Какое взаимодействие существует между заряженными телами, частицами?

 

2.  Можно ли сказать, что заряд системы складывается из зарядов тел, входящих

 в эту систему?

 

3. Какая физическая величина

 определяет интенсивность

электромагнитных взаимодействий? 

 

4. Существует ли частица без заряда и

 заряд без частицы?

 

5. В каких единицах измеряется сила взаимодействия зарядов?

 

6. Сила взаимодействия заряженных

частиц с уменьшением заряда  любой из этих частиц…

 

 

5.      С увеличением расстояния между зарядами в 2 раза сила взаимодействия между ними…

 

6.      Как называется процесс, приводящий к появлению на телах электрических зарядов?

 

7.      Величина, характеризующая электрические свойства среды называется…

 

8.      Верно ли утверждение, что сила взаимодействия заряженных частиц в среде уменьшается…

 

 

 

 

1 уровень (на «3»)

 

1.      В некоторой точке поля на заряд 2 нКл действует сила 0,4 мкН. Найти напряжённость поля в этой точке. (Ответ: 200Н/Кл)

2.      Какая сила действует на заряд 12нКл, помещённый в точку, в которой напряжённость электрического поля равна 2 кН/Кл? (Ответ:24мкН)

3.      Найти напряжённость поля заряда 36 нКл в точке, удалённой от заряда на 9см (Ответ: 40кН/Кл)

2 уровень (на «4»)

 

1.      На расстоянии 5см от заряда напряжённость электрического поля 1,5 *105 Н/ Кл. Найти заряд.  (Ответ: 42нКл)

2.      На каком расстоянии  от заряда 10нКл напряжённость поля равна 300Н/Кл? (55см)

 

3 уровень (на «5»)

 

1.      Заряды по 0,1мкКл расположены на расстоянии 6см друг от друга. Найти напряжённость поля в точке, удалённой на 5см от каждого из зарядов.

 Рассмотреть эту задачу для случаев: а) оба заряда положительные; в) один заряд положительный, а другой отрицательный. (Ответ: 576кН/Кл; 432КН/Кл)

 

Дополнительная задача:

В точке А расположен заряд q1= 40нКл, в точке В, заряд q2= - 10нКл. Найти напряжённость результирующего поля в точке С, расположенной между точками А и В на одной прямой, если АВ=6см, а ВС=3см. (Ответ: 200кН/Кл)    

 

 

1 уровень (на «3»)

 

1. В некоторой точке поля на заряд 2 нКл действует сила 0,4 мкН. Найти напряжённость поля в этой точке. (Ответ: 200Н/Кл)

2.      Какая сила действует на заряд 12нКл, помещённый в точку, в которой напряжённость электрического поля равна 2 кН/м? (Ответ:24мкН)

3.      Найти напряжённость поля заряда 36 нКл в точке, удалённой от заряда на 9см (Ответ: 40кН/Кл)

2 уровень (на «4»)

 

1. На расстоянии 5см от заряда напряжённость электрического поля 1,5 *105 Кл. Найти заряд. (Ответ: 42нКл)

2. На каком расстоянии  от заряда 0,1нКл напряжённость поля равна 300Н/Кл? (55см)

 

3 уровень (на «5»)

 

1. Заряды по 0,1мкКл расположены на расстоянии 6см друг от друга. Найти напряжённость поля в точке, удалённой на 5см от каждого из зарядов.

 Рассмотреть эту задачу для случаев: а) оба заряда положительные; в) один заряд положительный, а другой отрицательный. (Ответ: 576кН/Кл; 432КН/Кл)

 

Дополнительная задача:

В точке А расположен заряд q1= 40нКл, в точке В, заряд q2= - 10нКл. Найти напряжённость результирующего поля в точке С, расположенной между точками А и В на одной прямой, если АВ=6см, а ВС=3см.  (Ответ: 200кН/Кл)    

 

 

 

 

Вопросы итогового закрепления

 

1.      О каком физическом объекте шла речь на сегодняшнем уроке?  (Об электрическом поле)

2.      Какова основная характеристика электрического поля? (Напряжённость)

3.      В чём состоит принцип суперпозиции полей? (Е = Е1 + Е2 + …)

4.       В чём его значение?  (Позволяет определить напряжённость результирующего поля)

5.      Как рассчитывается напряжённость поля точечного заряда?  (E = k q/r2)

6.      Какие физические величины можно найти, зная напряжённость поля? (заряд, на каком расстоянии он находится)

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема: «Электрическое поле. Напряжённость электрического поля

Тема: «Электрическое поле. Напряжённость электрического поля

Раздаточный материал: ·

Раздаточный материал: ·

Обращает внимание на факт, что помещённый в поле заряд может быть положительным или отрицательным

Обращает внимание на факт, что помещённый в поле заряд может быть положительным или отрицательным

Таблица I Что знали

Таблица I Что знали

В некоторой точке поля на заряд 2 нКл действует сила 0,4 мкН

В некоторой точке поля на заряд 2 нКл действует сила 0,4 мкН

Вопросы итогового закрепления 1

Вопросы итогового закрепления 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2022