Конспект урока "Норвегия"
Оценка 4.6

Конспект урока "Норвегия"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
03.04.2020
Конспект урока "Норвегия"
Норвегия- яркий пример того, как природные условия оказывают решающее воздействие на образ жизни людей. Специализация страны определяется теми видами хозяйственной деятельности, которые развиваются на местных ресурсах. Что же такое Норвегия?
Урок географии в 10 кл Норвегия.docx

Тема "Норвегия - природная среда в жизни человека".

Цель:  раскрыть значение природы Норвегии в жизни человека.

Задачи:  обеспечить понимание учебного материала всеми обучающимися класса, способствовать развитию общеучебных географических ЗУН, находить и   объяснять особенности хозяйственной специализации страны. выражать свои мысли в устном и письменном виде, содействовать воспитанию уважительного отношения к предмету, природе.

Тип: урок усвоения новых знаний.

Формы работы: эвристическая беседа, аукцион знаний, парная

Методы: объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый.

Оборудование: политическая карта, атлас, презентация, граф "Европа"

Учебник: Кузнецов А.П, Э.В. Ким. География. 10-11 класс

Ход урока:

1. Орг.момент. Приветствие "Мы учим географию"

Ребята, давайте составим для себя памятку "Сегодня учимся": (говорят по очереди)

·         Выделять самую главную информацию.

·         Писать умные шпаргалки.

·         Красиво оформлять свои мысли.

·         Убедительно доказывать.

·         Слушать друг друга.

·         Критически оценивать себя.

а) работа с картой: атлас - карта Европы- определить и показать на карте

субрегионы зарубежной Европы(рис 106. в учебнике)

страны и их столицы Северной Европы- Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия.

прочитайте эпиграф к  п. 26.и выделите особенности природы Европы. Главная  особенность-  природная среда- море- горы.

Попробуйте  определить, о каких странах идет речь:

А) Эта страна опережает все страны Европы по запасам гидроэнергии. Занимает ведущее место в капиталистическом мире по выплавке алюминия, никеля, ферросплавов, кобальта. Большое значение для хозяйства имеет открытие нефтегазового месторождения в море, омывающем ее берега. Здесь живут судостроители и мореходы, рыболовы и путешественники. (Норвегия) 

 Б)На севере Зарубежной Европы вы видите крупный полуостров, который носит название :? (Скандинавский). На территории этого полуострова полностью или частично разместились три государства, какие? (Норвегия, Швеция, Финляндия). Эти страны называют странами Скандинавского тигра. Как вы думаете почему? (Очертание полуострова напоминает тигра)

В) Отгадайте по описанию страну о которой пойдет речь: это фантастическая страна, богатейшая и разнообразная природа,  климат невероятно изменчив. Бытует поговорка: "Не нравится наша погода? Подождите 15 минут",  в одном из городов дождь идет 300 дней в году . Имеет общую границу с Россией, в переводе с местного языка означает "Путь на север". Здесь в древности жили вздорные рыцари-  обитатели заливов- викинги. Родина коньков и лыж. Итак, это - Норвегия.

Запишем тему урока в тетрадь и определим цель работы: - определить роль природы в формировании специфики хозяйства Норвегии. Перед вами рабочие листы, ваша задача- выполнить задания и подвести итоги работы.

2. Изучение нового материала. 

1)Работаем с п. 26, картами атласа(7, 10 класс)

Стихи о Норвегии:

Огромная подводная ступень 

Огромная подводная ступень, 
Ведущая в Нептуновы владения -
Там стынет Скандинавия , как тень,
Вся - в ослепительном одном виденье. 
Безмолвна песня, музыка нема,
Но воздух жжется их благоуханьем,
И на коленях белая зима
Следит за всем с молитвенным вниманием. (А. Ахматова)

2)Составляем  визитную карточку страны.

Презентация "Норвегия".

Итак, Норвегия- яркий пример того, как природные условия оказывают решающее воздействие на образ жизни людей. Специализация страны определяется теми видами хозяйственной деятельности, которые развиваются на местных ресурсах. Что же такое Норвегия?

"Визитная карточка ":

Норвегия- столица г. Осло(1048г), конституционная монархия - королевство- Харальд V.

                   денежная единица- крона. Страна викингов( 9 в.)- Э. Рауди, Л. Эриксон ,

                   музеи- кораблей викингов, "Фрам"- Ф.  Нансена, "Конти- Тики"- Т. Хейердала, Р.  Амундсена, Э.Грига- композитор,  лыжный, по всей стране стоят фигурки троллей, гномов, великанов, чудовищ.

Язык- норвежский, скандинавская группа германского языка европейской семьи, население все грамотно, Проживают в городах, на хуторах, Дома выкрашивают в красный, синий, зеленый цвета, чтобы скрасить серость, суровость природы.  Характерны полярный день и полярная ночь.

Религия- протестанство.

Пища- рыба, творог, сыр, каши, мед, пиво.

Народный инструмент- скрипка, любят хоровое пение, спорт- слалом(спуск по льду), лыжи , коньки, о себе норвежцы говорят: "Норвежец родился с лыжами на ногах", парусный спорт- проходила зимняя олимпиада в Лиллехаммере в 1994г.

Хозяйство- рыболовство, молочное животноводство, лесная промышленность, нефтяная промышленность.

 Они прекрасные мореходы.  Разводят лосося, Бывают такие ситуации как "тресковый , сельдевый инфаркт", как происходит переулов рыбы.

О. Шпицберген-  уголь добывают, население малочисленно.

3)заполняем схему "Фишбоун"   

а) Каковы главные природные особенности страны? стр. 161

б) Как природные ресурсы влияют на развитие хозяйства с. 161-162

в) Как влияют природные условия на размещение населения и хозяйства? стр. 163

а теперь заполните схему- "фишбоун".

4) делают  синквейн   - 2 чел.

Синквейн  "Норвегия"

Норвегия

северная, морская, спортивная

развивается, зависит, правит

природная среда в жизни человека

лидер.

5) интересные факты о Норвегии.

1) Какой памятник установлен в столице Норвегии и почему?

А. Блохе.  Б. Ластику.   В. Скрепке.    Г. Собачьему ошейнику.

(Норвежский инженер Юхан Вольер запатентовал несколько удачных конструкций скрепок. В 1940 году немцы, которые оккупировали страну, запретили норвежцам носить пуговицы с изображением изгнанного короля. Тогда скрепка на одежде стала национальным символом единства и сопротивления)

2)Альфред Нобель оставил завещание, в котором указывал на то, что норвежский парламент имеет право:

А. Избирать короля Норвегии.    Б. Отдыхать на острове Буве.

В. Покупать динамит по оптовым ценам.    Г. Присуждать премию мира.

(Присуждать премию мира. Буве – это необитаемый вулканический остров в Антарктике – самое южное владение Норвегии)

3)"Верю- не верю"

- из норвежских тюрем убийцы ездят в отпуск с семьёй, живут на острове, охраны нет, камера -дом, могут учиться, работать, 18 дней выходных.

- можно жить бесплатно- в супермаркетах- самообслуживание- оплата в кассе, пробивают товар, можно украсть , переночевать не пустят, но есть по побережью домики, но далеко, спасатели на снегоходе довезут , если позвонить, там есть еда.

- нет роскоши, в театр, на концерт могут придти в домашних шлёпках,

- электромобили- на него нет налога, пошлин, штраф в трамвае- 700 крон.

4) Викинги:  В IX веке несколько племен объединились под началом конунга  Харальда Косматого (Прекрасноволосого). Из трех стран в Норвегии феодальные отношения были развиты в наименьшей степени. В этой горной и лесной стране населению приходилось заниматься не столько земледелием,  сколько скотоводством, рыболовством, лесными промыслами (зачитать отрывок из книги «Кристин, дочь Лавранса»  Сигрид Унсет).

Крепостное право здесь не было развито (Использовались домашние рабы). В X веке было принято христианство. Светская и церковная знать рано образовала в Норвегии свою партию - биглеры, но существовала и другая  партия биркенбейнеры - «берестоногие», т.е. «лапотники» (крестьяне, горожане, мелкие дворяне).

В IX – XI в.в. предки норвежцев викинги на утлых ладьях совершали под синими, алыми и черными парусами  дерзкие набеги  на далекие страны. Лет на 500 раньше Колумба викинги открыли Америку (рассказ об отношениях викингов с Русью, опережающее задание).

После завершения грабительских походов в Норвегии стало развиваться торговля. Торговать стали все и с большим желанием,  что даже повлияло на нехватку рабочих рук в сельском хозяйстве. И норвежский король ввел ограничения на участие соотечественников  в торговле. В эти столетия завершается политическое объединение страны. Норвегия стала владеть землями Исландии и Гренландии.

XXI век, в котором  мы живем,  беспощадно изменяет облик старых городов, но к счастью народы Скандинавии сумели сберечь самое сокровенное – свою первозданную культуру. В Норвегии в «народном музее под открытым небом» собраны до полутораста срубов старинных крестьянских домов, с обиходной утварью во всем дворовым хозяйством.

Здесь находится самая старая в мире из сохранившихся деревянных церквей  (демонстрация фотоматериалов).

Эпоха викингов тоже напоминает о себе сохранившимися кораблями, которые сейчас находятся под крышей музея «корабли викингов». От них веет мужеством и силой. В них все прекрасно и нет ничего лишнего. В 1891 г. на выставке кораблей в Чикаго был представлен корабль – ладья, сделанный норвежцами.

Несколько  норвежских парней переплыли Атлантический океан и привели его в Чикаго. Это  стало одним из интереснейших событий выставки. 15 пар сосновых весел и руль, 30 гребцов – воинов и командир – вот и весь экипаж. Не о них ли пушкинские строки

«Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И 30 витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской...

6) Вывод стр. 164 п.26

3. Закрепление  . Как сказал Ландау "Без повторения нет глубины". 

Тест "Норвегия"

4. Рефлексия игра  «Камешек в ботинке»

что было сложно-

непонятно на уроке-

мешало-

помогало-

что было понятно и приятно--

  5. Д/з п.26.,         

Рабочий лист-------------------------------------------(Ф.И. уч-ся)

Тема урока "Норвегия: природная среда в жизни человека"

Цель: раскрыть особенности природы Норвегии, оказывающие влияние на жизнедеятельность страны.

Памятка ученику "Сегодня учимся":

·         Выделять самую главную информацию.

·         Писать умные шпаргалки.

·         Красиво оформлять свои мысли.

·         Убедительно доказывать.

·         Слушать друг друга.

·         Критически оценивать себя.

1) Работа с картой "Зарубежная Европа" - назвать и показать на карте страны и столицы Северной Европы.

2) Прочитать п. 26 и назвать особенности природы и ЭГП  Северной Европы.

Попробуйте  определить, о каких странах идет речь:

А) Эта страна опережает все страны Европы по запасам гидроэнергии. Занимает ведущее место в капиталистическом мире по выплавке алюминия, никеля, ферросплавов, кобальта. Большое значение для хозяйства имеет открытие нефтегазового месторождения в море, омывающем ее берега. Здесь живут судостроители и мореходы, рыболовы и путешественники.

 Б)На севере Зарубежной Европы вы видите крупный полуостров, который носит название :-----?

На территории этого полуострова полностью или частично разместились три государства, какие--? Эти страны называют странами Скандинавского тигра. Как вы думаете почему?

3) Составляем "Визитную карточку Норвегии"

столица------                  форма правления----------

денежная единица---

язык-----------------         религия-------------------------

природные ресурсы-------------------------------------------------------------------------

природные условия---------------------------------------------------------------------------

отрасли хозяйственной специализации-----------------------------------------

занятия населения----------------------------------------------------------------------

достопримечательности---------------------------------------------------------------

5) Заполним  схему "Фишбоун"

6)Кроссворд "Норвегия"

                                -  - Н- -                     (путешественник)

                                     О- - -                   (столица)

                              - - -  Р -                      (узкий залив)

                                      В - - - - -            ( рыцарь)

                               - -   Е - -  -                (соседка- страна)

                              - - -  Г                        (композитор)

                         - - - - -  И                       (чудовища)

                        - - - - -   Я                       (соседка- страна)

7) Определите страну:

       Страна

Статьи экспорта

Статьи импорта

машины и оборудование, химикаты, металлы, древесина, бумага, целлюлоза

продукты питания, нефть и нефтепродукты, товары химической промышленности, транспортное оборудование, сталь, товары машиностроения, текстильная пряжа и ткани, зерно

рыба и продукты из рыбы, алюминий

машины и оборудование, текстиль, сырье, потребительские товары, нефть

молочные продукты, мясо, рыба, электрооборудование, транспортное оборудование.

машины и оборудования, сырье, полуфабрикаты, потребительские товары

сырая нефть и природный газ,  рыба, машины, оборудование и транспортные средства (суда старой и новой постройки), различные полуфабрикаты (по норвежской терминологии – «первично обработанные товары), главным образом цветные металлы (алюминий).

готовые изделия, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

8)    Тест

1.      Столица: а)Берген, б) Осло,в)Стокгольм, г) Баренцбург.

2.      Викинги---- это :  а) птицы, б) фьерды, в) рыцари, г) обитатели залива

3.      Религия:  а) ислам, б) протестанты, в) лютеране, г) христиане.

4.       Виды спорта Норвегии: а) слалом, лыжи, коньки, б) биатлон, парусный спорт, в) все перечисленное

5.      Специализация хозяйства:  а) лесная, рыболовство,  б) лесная, нефтяная, угольная,   в)рыболовство, лесная, ГЭС.

6.       Страны- соседи:  а) Швеция, Финляндия, Россия,   б) Россия, Дания, Швеция,

в) Россия, Дания, Исландия

     7. Какой памятник установлен в столице Норвегии и почему?

           а). Блохе      б). Ластику   в). Скрепке.      г). Собачьему ошейнику.

    8. Альфред Нобель оставил завещание, в котором указывал на то, что норвежский    парламент имеет право:  а). Избирать короля Норвегии.  б). Отдыхать на острове Буве.

      в). Покупать динамит по оптовым ценам.    г). Присуждать премию мира  

9.  Эта страна опережает все страны Европы по запасам гидроэнергии. Занимает ведущее место в капиталистическом мире по выплавке алюминия, никеля, ферросплавов, кобальта. Большое значение для хозяйства имеет открытие нефтегазового месторождения в море, омывающем ее берега. Здесь живут судостроители и мореходы, рыболовы и путешественники. 

Вывод:( стр. 164 п.26)

Рефлексия      игра  «Камешек в ботинке»

что было сложно-

непонятно на уроке-

мешало-

помогало

что было понятно и приятно-


 

Тема "Норвегия - природная среда в жизни человека"

Тема "Норвегия - природная среда в жизни человека"

Там стынет Скандинавия , как тень,

Там стынет Скандинавия , как тень,

Альфред Нобель оставил завещание, в котором указывал на то, что норвежский парламент имеет право:

Альфред Нобель оставил завещание, в котором указывал на то, что норвежский парламент имеет право:

Тест "Норвегия" 4. Рефлексия игра «Камешек в ботинке» что было сложно- непонятно на уроке- мешало- помогало- что было понятно и приятно-- 5

Тест "Норвегия" 4. Рефлексия игра «Камешек в ботинке» что было сложно- непонятно на уроке- мешало- помогало- что было понятно и приятно-- 5

Страна Статьи экспорта

Страна Статьи экспорта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020