Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
специальная (коррекционная) школа-интернат № 1
Купинского района Новосибирской области
(МБОУ Купинская школа - интернат № 1)
=======================================================================================================
Конспект урока окружающего мира по теме: «В гости к весне».
Разработала:
Голенцова Наталья Васильевна,
учитель начальных классов
г. Купино 2021г.
Пояснительная записка.
Учитель: Голенцова Н.В., класс – 2 . УМК «Школа России ». Учебник «Окружающий мир: 2 кл. 2ч.» А.А.Плешаков
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: « В гости к Весне»
Методы обучения: системно - деятельностный подход, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в группах, дифференцированная работа.
Вид обучения: проблемный.
Цели урока:
Обучающие: Дидактическая цель: создать условия для формирования «явлений природы весной» и введения их в систему знаний.
Задачи урока:
1. Логически вывести алгоритм нахождения - явление природы, разграничить явления «живой и неживой природы» на основе знаний детей, наблюдать за сходством и различием признаков зимы и весны;
2. Развивать умение выделять признаки различия среди других времён года, развивать мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся, учить исследовать объекты, делать сравнения выводы.
3. Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться, формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью. Привитие интереса к природе, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, цифровой микроскоп, лаборатория экспериментов, презентация для иллюстрации некоторых упражнений и материалы электронного образовательного ресурса: «Признаки весны», «Весенние явления природы» раздаточный материал, тестовые задания для каждого ученика,.
Методическая литература: УМК «Школа России ». Учебник «Окружающий мир: 2 кл. 2ч.» А.А. Плешаков, Методическое пособие.
Интернет – ресурсы:
Картинки для создания фона и рамочки «Жёлтые тюльпаны» Сайт: http://pedsovet.su/
1 year in 40 seconds.mp4 – видео ролик «Времена года»
С первым днем весны.
http://www.diary.ru/~larkie/?t…
«images.yandex.ru» картинки о весне
http://www.giffun.ru/
http://liubavyshka.ru/photo картинки солнышко
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
|||||||||||||||||||
1.Организационный этап. Мобилизация внимания. Самоопределение к деятельности. Слайд
|
Взаимное приветствие: - Ребята, какой сегодня день хмурый, пасмурный или солнечный? - Я, надеюсь что погода не помешает нашему настроению… -Друзья мои, я очень рада Девизом нашего урока будет: Сегодня мы будем работать…., сравнивать, рассуждать, анализировать, искать решения.
|
Взаимное приветствие
Обучающиеся приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места
Девиз: Не стыдно не знать, Стыдно не учиться!
- работать активно - внимательными - - дисциплинированными |
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
2. Подведение к теме. Актуализация знаний.
Слайд
|
- 4 картины ( 2 фотографии и 2 пейзажа) различных…. Определите какое время года на картине?(Весна и зима) Попробуйте определить тему урока. А подсказкой вам послужат загадки. Сегодня я приглашаю вас в гости…, догадайтесь к кому. 1.Если речка голубая Пробудилась ото сна, И бежит, в полях сверкая- Значит, к нам пришла..(весна) 2. Если снег везде растаял И трава в лесу видна, И поет пичужек стая- Значит, к нам пришла …(весна) 3. Если солнце разрумянит Наши щеки докрасна, Нам еще приятней станет- Значит, к нам пришла …(весна). Тема урока: В гости к весне. |
Путаются в объяснение.. - проблема
(весна).
дети высказывают свое мнение, говорят, что это прекрасное время года). |
|
|||||||||||||||||||
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. Слайд - |
Послушайте аудиозапись. Какую природу вы услышали? (живую и неживую)(Пение птиц, шум ручья) Какую цель перед собой поставим? (-Уметь определять, какие явления весной происходят в живой и неживой природе?)
Давайте сравним свои ответы с целями и задачами в учебнике стр.86(зачитывают цели в учебнике-сравнивают) - Можем ли мы сразу сказать, что все картинки относятся к ВЕСНЕ?(нет) Еще есть зимняя картина.
|
Проблема ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятельность учащихся -Чем различается зима от весны? -Уметь определять, какие явления весной происходят в живой и неживой природе? - Распределять явления по группам? Находить схожесть и различие... в природе. |
|
|||||||||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения. Новая тема.
Слайд –
Физминутка для глаз Слайд |
- Актуализация знаний и умений. Обмен информацией .
Вы сказали, что на картинках изображена…(Весна и зима) Сравните два времени года. Прочитайте вопросы на стр. 86 Как вы думаете, где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе?-Сначала происходят изменения в неживой природе ЗИМОЙ ВЕСНОЙ 1.Солнце Светит Светит и греет
2. СНЕГ Лежит Тает, побежали ручьи
3. РЕКА Покрыта льдом Ледоход
4. РАСТЕНИЯ Под снегом, нет Появляются, набухают почки
5. ЖИВОТНЫЕ (НАСЕКОМЫЕ, ЗВЕРИ, РЫБЫ, ПТИЦЫ) Спит в норе, очень мало Просыпаются от сна, прилетают осталось зимой в лесу из тёплых стран… Появление потомства, Линька Гнездование, Выведение птенцов Вымётывают икру ВЫВОД: Природа пробуждается от зимнего сна.
-
|
ВЕСНА И ЗИМА
-С приходом весны солнце всё выше появляется на горизонте. Дни становятся длиннее. На голубом небе можно увидеть кучевые облака. Стало намного теплее. Снег становится тёмным и рыхлым и быстро тает. Растаявший снег собирается в ручейки. Почва оттаивает. Река вышла из берегов и затопила луг. Осадки выпадают в виде дождя и снега.
-Согретые весенним солнышком соки деревьев поднимаются от корней к почке Начинает зеленеть молодая травка. В наши края возвратились перелётные птицы: грачи, скворцы, гуси, журавли. Ожили мухи, выползли муравьи, появились бабочки, пчёлы.
|
|
|||||||||||||||||||
Первичное закрепление Работа в учебнике.
Слайд-
|
4.Освоение нового содержания и его применение Изменения в неживой природе -Где можно ещё, кроме ваших наблюдений узнать об изменениях в неживой и живой природе?(В учебнике)
-Посмотрите на 86 страницу учебника и скажите, как будете работать?(в группе-т. к. стоит знак-групповая работа) -Перед тем как приступить к работе, вспомните правила работы в группе
Слайд Ø Уважай своего товарища Ø Говори спокойно и ясно. Ø Умей каждого выслушать Ø Говори только по делу. Ø Не согласен - предлагай
Познакомьтесь по учебнику с изменениями в неживой природе и ответьте на вопросы: Читают текст в учебнике. стр 86 Задания на карточках для групп.
1 группа: Как изменилась природа с приходом весны?(-Солнце стало греть лучше, темпер. стала выше…..). СХЕМА ВЫСТРАИВАЕТСЯ.(потепление-таяние снега, ледоход, половодье, осадки) 2 группа: Расскажи о ледоходе. 3 группа: Почему весной опасно ходить по льду? 4 группа: Расскажи про осадки весной. 5 группа: Когда река грозит половодьем? (Когда реки переполняются водой от растаявшего снега и льда и выходят из берегов, вода затопляет близлежащие луга, поля, леса.) Сильное половодье бывает опасно для животных? Почему? -Итак, мы выделили с вами признаки весны, которые вы наблюдали в неживой природе.) Изменения в живой природе. - Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
Опыты с веточками деревьев. - Мы с вами решили провести опыт с веточками деревьев. Какую цель ставили перед собой? Цель опыта – проследить, в какой из баночек при разных условиях быстрее распустятся листики. Прошло две недели. Посмотрите на наш результат и объясните, какие изменения произошли с веточками и почему? • 1 иллюстрация. Ветки в баночке без воды на подоконнике. (Засохли, потому что нет воды.) • 2 иллюстрация. Ветки с водой стояли в холодном месте. (Ничего не произошло, потому что там было холодно.) • 3 иллюстрация. Ветки в баночке с водой на подоконнике. (Начали распускаться почки, потому что есть вода, тепло и солнечный свет.) - А что помогло по вашему мнению веточкам распустить листочки? (свет и тепло) Работа с лабораторией экспериментов. Измерим температуру воды в двух сосудах: 1.В сосуде, где распустились почки на веточке. 2. В сосуде, где веточки находились в холоде. Сделайте вывод: В комнатной температуре почки распустились быстрее, чем в холодной воде. Значит растению необходимо тепло и свет
Работа с микроскопом. ПОЧКА В РАЗРЕЗЕ -Возьмите веточку в руки. Рассмотрите. Что увидели? (почки) Попробуйте раскрыть почку и посмотреть что находится внутри .(сложно увидеть невооруж . глазом) Сейчас мы рассмотрим почку в разрезе с помощью цифрового микроскопа. Сфотографируйте снимок. Что вы увидели и можете сказать о ней. ВЫВОД: ( Деревья на зиму не погибают. Они спрятали будущие листики под чешуйки.)
- Что происходит с травянистыми растениями с приходом весны? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести.) СХЕМА (Распускание листьев, цветение у растений)
- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Ответы детей) Учитель демонстрирует рисунки с изображением раннецветущих растений. (Слайд 28 – по щелчку: подснежник, ландыш, одуванчик, фиалка) - Обычно раннецветущие растения называют подснежниками или первоцветами. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести) - В нашем крае наиболее часто встречаются подснежники. - Почему же первоцветы зацветают так рано? Давайте проверим наши предположения – прочитаем об этом на странице 88 учебника, чтобы определить, чьё мнение было верным. Дети читают текст вслух по частям. Какой вывод следует: первоцветы получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного. Познакомьте нас с растениями, о которых вы готовили сообщение А мы слушаем внимательно, чтобы уметь ответить на вопрос.
(Сообщения детей о первоцветах) Слайд Мать-и-мачеха. Ранней весной, когда ещё веет зимним холодом, прямо посреди прошлогодней травы можно увидеть жёлтые цветки на мохнатых стебельках. Они, как сигнальные лампочки, подают знак: весна пришла. На деревьях ещё не появились листочки, а мать-и-мачеха уже цветёт. Интересно, почему это растение так назвали? Если внимательно рассмотреть растение, то можно заметить, что листья у него сверху блестящие, гладкие и холодные, а снизу шероховатые, пушистые и мягкие. За эту особенность цветок получил своё имя: верхняя сторона листьев – неласковая «мачеха», нижняя – добрая «мать». Вопрос: За что мать - и мачеха получила такое название? Из-за листьев - верхняя сторона листа гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках, а нижняя нежная и теплая, как родная мать Слайд Медуница. Мать-и-мачеху можно назвать самым смелым весенним цветком. Но медуница почти так же отважна: она зацветает через несколько дней после мать-и-мачехи. В неодетом лесу медуница видна издалека, хотя цветки у неё некрупные. Но зато какие яркие! И не просто яркие, а разноцветные: на одном и том же растении можно увидеть красные, фиолетовые и синие. Пока медуница часто встречается в наших лесах. Но она уже взята под охрану! Вопрос: Как вы поняли, какова особенность у этого растения? Меняет окраску: цветки бывают разного цвета- розового, синего. фиолетового Слайд Хохлатка. Хохлатка как будто всё время спешит: скорее выбраться из-под земли, скорее развернуть листья, скорее зацвести. И действительно, зацветает она очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Идёшь по весеннему лесу - под ногами слегка шуршит прелая листва, в ямках чернеет застоявшаяся снеговая вода. И вдруг маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветками, собранными в тугую кисть. Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост - шпорец, как будто хохолок. В шпорцах спрятан сладкий нектар, а вокруг распространяется нежный аромат. Летят к хохлатке шмели и пчёлы - собирают нектар и пыльцу и опыляют цветки. Очень нежна хохлатка. Если сорвать её, скорее всего даже до дома не донесёшь - растение увянет по дороге. Лучше любоваться ею в лесу.
Молодцы! Но вот Мудрая Черепаха интересуется, а знаете ли вы ещё какие-нибудь раннецветущие растения .
чистяк весенний, печёночница благородная, ветреница лютичная, первоцвет, гусиный лук . нарцисс
Работа на компьютере задание №2 (ДИСК) -А теперь поработайте на компьютере и проверьте себя: Будьте внимательны, читая задание.
Как вы думаете , какой из всех весенних признаков самый главный?
-Становится теплее
-Благодаря потеплению происходят все остальные изменения в природе С потеплением природа оживает, пробуждается. Весна также внесла свои изменения и в жизни птиц. О животных Прочитайте текст на стр 89 и докажите, что весна вносит свои изменения и в жизнь птиц
1. Звонко запели синицы, зачирикали воробьи. 2.Возвращаются в родные края перелетные птицы. 3.Почти все птицы начали строить гнёзда, чтобы вывести птенцов.
Узнайте перелетных птиц, которые прилетели на нашу полянку.. (рисунок в учебнике стр 89) |
-Во время ледохода, лед ходит, раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются друг с другом, разбиваются и тают. Когда лед разламывается, слышно много шума, треска. Картина впечатляющая.
Сделайте вывод: В комнатной температуре почки распустились быстрее, чем в холодной воде. Значит растению необходимо тепло и свет
|
|
|||||||||||||||||||
5. Самостояте льная работа (индивидуально ТЕСТ) (Слайд-19-20)
|
Проверка усвоения нового материала. Самостоятельная работа - ТЕСТ
|
- У кого все ответы выбраны верно – поставьте себе “5”.
У кого четыре правильных ответа – поставьте “4”.
|
|
|||||||||||||||||||
Рекомендации по выполнению домашнего задания
|
Домашнее задание: 1) П. т. стр54№ 3 2) Нарисовать иллюстрацию по выбору: сюжет из живой или неживой природы. |
Рассматривают картинки и подготовить материал из книги «Зелёные страницы» |
|
|||||||||||||||||||
10.Рефлексия деятельности. Итог урока. 2-3 мин.
Слайд -
|
Синквейн со словом ВЕСНА
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какие весенние явления относятся к неживой природе? Повторите алгоритм определения явлений природы. Наш урок подходит к концу. Весна оставила солнышко и небольшую проталинку. А вы оцените себя , прикрепив на проталинку подснежник. (Три цветочка разной величины-крупный-все получилось на отлично ,средний-хорошо, мелкий- трудно.) - Вы сегодня все отлично работали, молодцы! - Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников). ВО ВРЕМЯ УРОКА ЗАПОЛНЯЕТСЯ КЛАСТЕР Признаки весны
|
Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя.
|
|
|||||||||||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.