Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Полезные ископаемые. Их значение и использование".
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Полезные ископаемые. Их значение и использование".

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
docx
29.02.2020
Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Полезные ископаемые. Их значение и использование".
Разработка урока. Полезные ископаемые. Значение и использование..docx

Программа (УМК): «Гармония»

Дисциплина: Окружающий мир.

Тема урока: Полезные ископаемые. Их значение и использование.

Цель урока: закрепление пройденного материала, применение на практике знаний,   формирование познавательного интереса обучающихся к современным экологическим проблемам.

Задачи урока:

1.                 Обучающая: учить применять полученные знания на практике, сформировать представление обучающихся о перспективах использования искусственных материалов и альтернативных (восполняемых) источников энергии;

2.                 Развивающая: продолжить развитие общеучебных умений и навыков:

·                   готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению работ;

·                   ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения;

·                   выбирать нужную информацию из учебного, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств.

3.                 Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них.

Планируемые результаты:

 Личностные:

·                   формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

·                   принятие и освоение социальной роли;

·                   формирование принимаемой обществом системы ценностей.

Предметные:

·                   формировать умение наблюдать за природой;

·                   формировать и развивать образовательные компетенции обучающихся;

Познавательные действия:

·                   развивать у школьников познавательную активность и творческие способности; знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;

·                   учить анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать проблемы.

Коммуникативные действия:

·                   способствовать овладению обучающимися искусством дискуссии;

·                   содействовать формированию гражданской позиции обучающихся.

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Оборудование: учебник  О.Т.Поглазовой "Окружающий мир" 4 класс 1 часть, демонстрационные образцы полезных ископаемых, мультимедийная презентация, карточки с условными знаками и ответами на обороте, карточки с заданиями для групп, изображения полезных ископаемых, золотых и серебряных слитков для рефлексии.


Ход урока:

1.Организационный момент.

Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Они пришли, чтобы посмотреть, чему мы научились и что мы умеем. Я надеюсь, что вы сегодня покажете все свои знания.

 

2.Введение в тему (Слайд1) карта России

Посмотрите на нашу страну. Широко раскинула она свои границы. Богата и разнообразна природа нашей страны. Одни богатства находятся на поверхности, другие спрятаны глубоко в земле. Давайте отгадаем кроссворд и узнаем о каких богатствах нашей страны пойдёт сегодня речь.

Слайд 2        кроссворд «Подземные богатства»

1. Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И в стекле он расплавлен даже.   Песок

 

2. Не зря она варилась в доменной печи.

На славу получились ножницы, ключи…  Руда

 

3. Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.        Мел

 

4. Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.      Гранит

 

5. Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это.          Нефть

 

6. Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий.       Уголь

 

7. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу.     Глина

 

 

8. По трубе течет,

Пироги печет.          Газ

 

9. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.     Торф

 

10. Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он – удобрение.     Известняк

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы: 
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит секрет простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник, 
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

О чём идёт речь? Что мы называем подземными богатствами?

-Что мы называем полезными ископаемыми? 

( Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности, называют полезными ископаемыми.)

 

Почему их так называют?

(Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли.

Полезные - потому что служат человеку, приносят пользу.)

 

3.Определение темы урока

-А действительно ли ископаемые так полезны? Для чего они нужны?

(Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве (например, песок, глина, гранит, известняк).

Другие служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ.

 Из руд выплавляют различные металлы.

Из некоторых солей изготавливают удобрения.

А поваренную соль человек использует для приготовления пищи.

Полезные ископаемые превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.)

 

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Использование полезных ископаемых)

4.Актуализация знаний

Давайте вспомним:

- В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? 

(В твердом (гранит), в жидком (нефть), в газообразном (природный газ)

-Какими способами добывают полезные ископаемые? Слайд 3

1.      Для добычи полезных ископаемых находящихся глубоко в земле, строят шахты.

2.      А полезные ископаемые, расположенные близко к поверхности земли, добывают из открытых карьеров.

3.      Нефть и природный газ добывают путем бурения скважин.

 

-Все полезные ископаемые по своему составу различны и делятся на группы. Какие? Слайд 4,5,6,7

(Рудные и нерудные. А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие.)

 

-Для чего нужны нерудные п.и.? (Для строительства. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка.)

 -Что добывают из руды? (металлы )

-Для чего нужен металл?

Чтобы сделать машины, станки, всё, что сделано из металла

 -Если не будет осуществляться добыча рудных п.и, то каких благ может лишиться человек?

- Люди используют рудные п.и. для производства всех металлических изделий. Можно представить обед без ложки, вилки? А это тоже металл. Без автомобилей, автобусов, поездов? И это сделано из металла.

-Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них?

(Им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий.)

 

- Как по-другому называют нефть, почему?

(Черное золото. Потому что нефть имеет громадное значение в народном хозяйстве. Это очень ценное полезное ископаемое. Из нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин), смазочные масла, вазелин, различные краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления ткани.)

5.Работа по теме урока.

 (На доске модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых )

Ребята, что обозначают эти знаки?  (полезные ископаемые)

Для чего используют эти знаки?

(Эти знаки используют для обозначения месторождений полезных ископаемых на карте)

Что вы можете сказать о добыче п.и., глядя на карту России?

(работа с картой на форзаце учебника) Слайд 8

Слайд 9  Россия – одна из самых богатых стран мира на полезные ископаемые. Наша страна лидер по добыче природного газа, нефти, каменного угля, торфа. Уголь и газ занимают передовые позиции, но есть и множество других востребованных ресурсов, и запасы их по-настоящему огромны.

Слайд 10 Как вы думаете какое это имеет значение для нашей страны?


Это даёт возможность развиваться промышленности, добывать п.и., строить заводы по их переработке, даёт рабочие места и улучшает экономику страны.

В нашем крае тоже ведётся разработка месторождений. Каких?

 

(добывается нефть, газ, мергель, поваренная соль, гипс и др.)

 

Кто трудится для того, чтобы люди могли пользоваться п.и.?

(геологи ищут месторождения,  шахтёры, нефтяники добывают полезные ископаемые, инженеры планируют, как будет вестись разработка месторождения,  экологи заботятся о том, чтобы меньший ущерб был нанесён природе)

 

Сегодня вы тоже побудете геологами, исследователями. Вам предстоит выполнить работу. Но сначала подвигаемся, подзарядимся энергией.

 

6.Физкультминутка.

По дорожке геологи шли.

Много камешков разных нашли.

Присели, собрали.

Присели, собрали

И дальше вприпрыжку пошли.

По дорожке, по дорожке

Прыгали на левой ножке.

И по этой же дорожке

Прыгали на правой ножке.

«Стоп! Немного отдохнём

И камни изучать пойдём!»

7.Работа в группах

 

Разделимся на группы. Каждая группа получает своё задание:

1)    Определить вид полезного ископаемого по образцу.

2)    Узнать п.и. по описанию.

3)    Отгадать загадку.

 

 

 

 

 

1 группа

1)Гранит

2)  Твердая, очень плотная, тяжелая, основное свойство –плавкость, притягивает металлические предметы.

Добывают в шахтах или карьерах.

Выплавляют сталь, из нее делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин. (Железная руда)

3)Отгадайте загадку

Окаменевшая смола
Доисторических растений,
Что пригодиться нам смогла
Для всяких дивных украшений. (янтарь)

 

4)Найдите лишнее слово

Песок, металлическая руда, стекло, природный газ

 

2 группа

1)    Слюда

2)    Добыча ведётся по всей России,  в том числе в Краснодарском крае.

 Жидкая, маслянистая жидкость, горючая, черного цвета иногда красноватого, желтоватого и даже белого, с резким запахом (бензина), легче воды, хорошо горит.

 Для добычи бурят скважины.

Получают машинные масла, бензин, керосин, дизельное топливо, искусственный каучук, пластмассу, капрон, различные краски, лекарства, фотопленку, духи. Из остатков производят парафин, глицерин, гудрон.                     (Нефть)

3) Отгадайте загадку:

      В находке геолога много железа,
       И тем она людям, конечно, полезна.
       Среди ископаемых ценной всегда
       Считалась добытая в шахте…(руда)

4)Найдите лишнее слово

Торф, золото, нефть, уголь

 

 

 

3 группа

1)    Уголь

2) Твёрдый, белого, серого или жёлтого цвета, непрозрачный, плотный камень, тяжелее воды, если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ).

Добыча ведется в карьерах.

 Получают известь, строительные камни, известковые растворы, используется в строительстве, в качестве удобрения.(Известняк)

 

3) Отгадайте загадку:

Чёрный и блестящий,
Я самый настоящий
Волшебник, чародей.
Я нужен для печей.
В печах переливаюсь
Золотистым цветом,
В морозы я стараюсь
Дома нагреть, как летом. (уголь)

4) Найдите лишнее слово

Антрацит, бурый уголь, природный газ, каменный уголь.

4 группа

1)    Мрамор

2) Твёрдый, но хрупкий, черного цвета, блестит, хорошо и ярко горит, в воде не растворяется.

 Добыча ведется в карьерах и шахтах.

 Используется как топливо, сырье для получения красителей, взрывчатых веществ, удобрений, пластмасс, искусственных тканей, лекарственных препаратов. (Каменный уголь)

 

3) Отгадайте загадку:

В серых скалах её вырубали,

Из морей и озёр добывали,

Чтоб потом положить по щепотке

В миски, плошки, горшки, сковородки.

Рис и рыба, фасоль и салат

Сразу стали вкусней во сто крат! (соль)

 

4) Найдите лишнее слово

Нефть, торф, уголь, известняк.

5 группа

1)    Известняк

2)    Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится?

Я очень прочная, тяжелая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и темно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и черные и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. (Гранит)

3)Отгадайте загадку:

Из него медали льют

 И за подвиг, и за труд.

И колечки, и серёжки,

Часики, браслеты, брошки. (золото)

4) Найдите лишнее слово

Гранит, мрамор, нефть, песок.

 

6 группа

1)Ракушечник

2) Природный минерал, похожий на тонкие листочки полупрозрачного гибкого стекла. Добывается в шахтах или открытым способом.

Когда-то  использовался вместо стекла в окнах, фонарях. Термостойкий,, полупрозрачный.

Применяется в электро- , радио- и авиатехнике, в сельском хозяйстве, в качестве украшений изделий. (слюда)

 

3) Отгадайте загадку:

Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают. (нефть)

 

4) Найдите лишнее слово

 

Мергель, известняк, металлическая руда, ракушечник.

 

- Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем. Если ответ готов раньше, поднимаем руку.

Выступление групп.

8.  Решение проблемного вопроса. Рассмотрение альтернативных вариантов п.и.

-Рассмотрите рисунки. Какая взаимосвязь между изображениями?

(Гранит-песок, ракушки-известняк, растения-торф-уголь) (Образование п.и.)

Сколько понадобилось времени, чтобы произошли такие преобразования? (миллионы лет)

-Ребята, а сейчас послушайте стихотворение.

Природа дарит людям чудеса,
Мы перед ней навечно стали должниками.
Но долг природе мы обязаны отдать,
Иначе мы не сможем выжить сами.

 

Как вы понимает эти слова? О каком долге идет речь? (ответы)  Восстановить запасы полезных ископаемых, как лес после вырубки, человек не может. И получается так, что людям без них никак не прожить. А если это так, то как же человек должен поступать по отношению к полезным ископаемым?

(Собирать металлолом, экономно расходовать газ, электричество, следить за экономным потреблением питьевой воды)

Чтобы сохранить запасы горючего человек изобретает устройства, которые вырабатывают источники энергии

Выступление учащегося:

1.      Разрабатываются все новые и новые способы выплавки железа из руд, в результате чего изделия из металлов получаются более прочными и долговечными.

 

2.      Человек все более рационально использует отходы производства. К примеру, отходы заводов, где выплавляют металлы, — шлаки применяют для изготовления строительного материала - шлакобетона.

 

3.      Создаются новые искусственные материалы, заменяющие природные металлы, например, пластмасса. Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла и света.

 

4.      Строятся электростанции, где используется сила ветра, солнечное тепло, потоки воды, используется биотопливо.

(Энергия солнца (солнечные батареи),

энергия ветра (турбины),

 гидроэлектростанции (гидроэлектростанции преобразуют энергию потока воды в электроэнергию посредством гидравлических турбин, приводящих во вращение электрические генераторы),

геотермальные электростанции (электростанции такого типа преобразуют внутреннее тепло Земли (энергию горячих пароводяных источников) в электричество),

 биотопливо (это топливо из биологического сырья, получаемое, как правило, в результате переработки биологических отходов.)

9.  Подведение итогов, рефлексия.

-Какие выводы вы можете сделать из сегодняшнего урока? (ответы)

Слайд (вставь слова)

У любого человека есть потребности в воде и воздухе, в еде, в одежде и обуви, в жилье, в транспорте, в образовании и медицинском обслуживании и др.

Всё то, что нужно для удовлетворения потребностей даёт нам природа. Воздух, чистая вода из родника, тепло и свет солнца, красота цветущего луга и звёздного неба, радость встречи с птицей, зверьком или яркой бабочкой , все блага нашего мира, всю технику, облегчающую нам жизнь, возможность развивать промышленность, перерабатывать и использовать различные материалы -  всё это мы получаем именно от природы.

Достояние природы нужно использовать бережно, чтобы не разрушить наш природный дом.

(На доске изображение гномика)

Ребята, как вы думаете, что делает гномик на нашем уроке?

Гномы –горняки, трудяги, день и ночь трудятся в поисках сокровищ. Наш гном почти мешок драгоценностей. Я предлагаю помочь ему и добавить в мешок золотых и серебряных слитков. Оцените свою работу на уроке. Кому всё было понятно и кто плодотворно поработал, отдайте гному изображение золотого слитка. Кто не всё понял и кому было трудно, отправьте в мешок изображение серебряного слитка.

 

Приложение 1

1 группа

1)Определите вид полезного ископаемого.

2) Узнайте по описанию:

 Твердая, очень плотная, тяжелая, основное свойство –плавкость, притягивает металлические предметы.

Добывают в шахтах или карьерах.

Выплавляют сталь, из нее делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин.

3) Отгадайте загадку:

Окаменевшая смола
Доисторических растений,
Что пригодиться нам смогла
Для всяких дивных украшений.

 

3)    Найдите лишнее слово

Песок, металлическая руда, стекло, природный газ

 

2 группа

1)Определите вид полезного ископаемого.

2) Узнайте по описанию:

Добыча ведётся по всей России,  в том числе в Краснодарском крае.

Жидкая, маслянистая жидкость, горючая, черного цвета иногда красноватого, желтоватого и даже белого, с резким запахом (бензина), легче воды, хорошо горит.

Для добычи бурят скважины.

 Получают машинные масла, бензин, керосин, дизельное топливо, искусственный каучук, пластмассу, капрон, различные краски, лекарства, фотопленку, духи. Из остатков производят парафин, глицерин, гудрон.

3) Отгадайте загадку:

      В находке геолога много железа,
       И тем она людям, конечно, полезна.
       Среди ископаемых ценной всегда
       Считалась добытая в шахте…

2)           Найдите лишнее слово

Торф, золото, нефть, уголь

3 группа

1)Определите вид полезного ископаемого.

2) Узнайте по описанию:

 Твёрдый, белого, серого или жёлтого цвета, непрозрачный, плотный камень, тяжелее воды, если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ).

Добыча ведется в карьерах.

 Получают известь, строительные камни, известковые растворы, используется в строительстве, в качестве удобрения.

3) Отгадайте загадку:

Чёрный и блестящий,
Я самый настоящий
Волшебник, чародей.
Я нужен для печей.
В печах переливаюсь
Золотистым цветом,
В морозы я стараюсь
Дома нагреть, как летом.

4) Найдите лишнее слово

Антрацит, бурый уголь, природный газ, каменный уголь.

4 группа

1)Определите вид полезного ископаемого.

2) Узнайте по описанию:

Твёрдый, но хрупкий, черного цвета, блестит, хорошо и ярко горит, в воде не растворяется. Добыча ведется в карьерах и шахтах.

 Используется как топливо, сырье для получения красителей, взрывчатых веществ, удобрений, пластмасс, искусственных тканей, лекарственных препаратов.

3) Отгадайте загадку:

В серых скалах её вырубали,

Из морей и озёр добывали,

Чтоб потом положить по щепотке

В миски, плошки, горшки, сковородки.

Рис и рыба, фасоль и салат

Сразу стали вкусней во сто крат!

 

4) Найдите лишнее слово

Нефть, торф, уголь, известняк.

 

5 группа

1)Определите вид полезного ископаемого.

2) ) Узнайте по описанию. Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится?

Я очень прочная, тяжелая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и темно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и черные и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства.

Отгадайте загадку:

Из него медали льют

 И за подвиг, и за труд.

И колечки, и серёжки,

Часики, браслеты, брошки. золото

4) Найдите лишнее слово

Мергель, известняк, металлическая руда, ракушечник.

 

6 группа

1)Определите вид полезного ископаемого.

2) Узнайте по описанию. О каком полезном ископаемом говорится?

Природный минерал, похожий на тонкие листочки полупрозрачного гибкого стекла. Термостойкий, полупрозрачный.

Добывается в шахтах или открытым способом.

Когда-то  использовался вместо стекла в окнах, фонарях.

Теперь применяется в электро- , радио- и авиатехнике, в сельском хозяйстве, в качестве украшений изделий.

3) Отгадайте загадку:

Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают.

 

4) Найдите лишнее слово

Гранит, мрамор, нефть, песок.


 

Программа (УМК): «Гармония»

Программа (УМК): «Гармония»

Х од урока: 1.Организационный момент

Х од урока: 1.Организационный момент

Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением

Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением

Актуализация знаний Давайте вспомним: -

Актуализация знаний Давайте вспомним: -

Что вы можете сказать о добыче п

Что вы можете сказать о добыче п

Гранит 2) Твердая, очень плотная, тяжелая, основное свойство –плавкость, притягивает металлические предметы

Гранит 2) Твердая, очень плотная, тяжелая, основное свойство –плавкость, притягивает металлические предметы

Уголь 2) Твёрдый, белого, серого или жёлтого цвета, непрозрачный, плотный камень, тяжелее воды, если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ)

Уголь 2) Твёрдый, белого, серого или жёлтого цвета, непрозрачный, плотный камень, тяжелее воды, если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ)

Известняк 2) Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится?

Известняк 2) Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится?

Решение проблемного вопроса. Рассмотрение альтернативных вариантов п

Решение проблемного вопроса. Рассмотрение альтернативных вариантов п

Подведение итогов, рефлексия. -Какие выводы вы можете сделать из сегодняшнего урока? (ответы)

Подведение итогов, рефлексия. -Какие выводы вы можете сделать из сегодняшнего урока? (ответы)

Приложение 1 1 группа 1)Определите вид полезного ископаемого

Приложение 1 1 группа 1)Определите вид полезного ископаемого

Определите вид полезного ископаемого

Определите вид полезного ископаемого

Определите вид полезного ископаемого

Определите вид полезного ископаемого
скачать по прямой ссылке
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей