Вид урока: урок-исследование.
Тип урока: получение новых знаний.
Цели урока:
УУД, формируемые на уроке:
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, подойдите, пожалуйста, все ко мне! Какие вы все красивые, нарядные. Я очень рада, что этот урок мы проведем с вами вместе. А можно вас спросить? Какое сейчас время года? Какие признаки осени вы знаете? Какая сегодня погода? Несмотря на то что на улице осень и погода стоит прохладная от вас исходит такое тепло что я согрелась и мне стало очень хорошо и радостно! А как называется явление, когда падают листья с деревьев? (Листопад) Посмотрите к нам тоже прилетело много листочков. (Листья развешаны на доске) Выберите себе один листок, любой какой вам понравится. А теперь нам предстоит разделиться на группы. Те, кто выбрал красно – оранжевые листья первая группа, присаживайтесь за первый стол. Кто выбрал желтые листья вторя группа, ваш второй стол. У кого зеленые листочки с орехами и желудями третья группа, присаживайтесь за третий стол. Устраивайтесь поудобнее! Ну что ж, начнем.
2. Введение в тему.
Начинаю «ловить» руками воздух. (не получается)
- Ребята, помогите мне, пожалуйста! (А что вы ловите?)
- Воздух! (А его нельзя поймать!)
- Почему? А вдруг у меня получится!?
Подвожу детей к теме урока
- Кто-нибудь догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (О воздухе)
(На экране тема урока)
3.«Дерево целей»
- Чем важен воздух всем обитателям Земли?
- А какой он, воздух, из чего состоит?
Давайте попробуем наметить план работы на урок.
Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете еще один океан – самый большой из всех. И вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты. Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды. И этот океан называется – Воздух. А вот какой он нам и предстоит выяснить.
4. Изучение нового материала.
1) Выяснение первоначальных знаний учащихся о воздухе.
- Что вы знаете о воздухе? (Свободные высказывания учащихся, не комментируются учителем, но возможны замечания и вопросы: «Это интересно...», «Ты думаешь, что прав?..», «Откуда ты это знаешь?».)
- Сегодня мы подтвердим, или, наоборот, опровергнем все ваши знания по этой теме.
- Итак, начнём. Представьте себе такую картину:
Стоял жаркий июльский день. Малыш лежал на стоге сена и вдыхал аромат нагретой травы. Вокруг стрекотали насекомые, в небе парил сокол.
- А как летают птицы? И самолёты? – спросил Малыш. - А что такое небо? Из чего оно?
Малыш глубоко вздохнул. Пахла нагретая на солнце трава, шуршали крылья бабочек, а небо было таким голубым и ярким, что малыш зажмурился и... заснул. Мальчику снилось, что он летит. Далеко внизу осталась лужайка. Рядом кружили птицы, а потом Малыш ничего уже не видел, он быстро летел к высоким облакам. И вот он уже на большом белом облаке. Там малыш увидел надпись: «Добро пожаловать в Лабораторию чудесных превращений Воздуха!»
- Итак, куда мы попали вместе с мальчиком?
- Кто работает в лаборатории? (Учёные.)
- Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух.
На столах у детей все необходимое оборудование, карточки с алгоритмом выполнения действий, карточки для «кластера».
1 группа.
(определяет цвет воздуха)
Алгоритм:
- Убедитесь, что пробирка пустая.
- Опустите (утопите) пробирку в стакан с водой.
- Из горлышка пробирки побежали пузырьки?
- Что было в пробирке?
- О каком свойстве воздуха вы узнали? (смотри карточки – воздух белый, бесцветный - прозрачный)
- Выберите нужную карточку, и повесьте на доску.
Молодцы!
2 группа.
(определяет запах воздуха)
Алгоритм:
- Понюхайте воздух.
- Чем-нибудь пахнет?
- Понюхайте апельсин. Пахнет апельсином?
- О каком свойстве запаха вы узнали? ( смотри карточки – воздух пахнет апельсином, без запаха)
- Выберите нужную карточку, и повесьте на доску.
Молодцы!
3 группа. «Надуй меня!»
(определяют форму воздуха)
Алгоритм:
- Возьмите шарик и надуйте его (не сильно)
- Закрутите.
- Что находится внутри шарика?
- Какую форму принял воздух (круглую или квадратную)?
- Отпустите шарик, пусть полетает!
- О каком свойстве воздуха вы узнали? ( смотри карточки – воздух круглый, нет формы)
- Выберите нужную карточку, и повесьте на доску.
Молодцы!
Физкультурная минутка.
Опыт.
Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха? Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить.
Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало. (Вывешиваю карточку с составом воздуха на доску)
- Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.)
Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден.
Нам нужно повесить еще одну карточку, давайте выберем правильную. Воздух – это газ или жидкость? (Вывешиваю на доску карточку с правильным ответом - газ)
Опыт.
Смотрите, я зажигаю на блюдце бумажку. Горит? (Горит.)
А теперь закрываю её стаканом. 1,2,3... погасла. Почему?
Бумага ещё не вся сгорела, но огня не может быть без кислорода. Дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ. Горит огонь – тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше и больше. Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Всё живое задохнулось бы, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород.
- Так что же нам нужно сделать, чтобы очистить воздух? (вешаю карточку с вопросом на доску)
- Правильно, садить как можно больше растений, деревьев и ухаживать за ними! Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух. (вывешиваю карточку с ответом на доску) Но это на улице…
- А что происходит с воздухом у нас дома? Какой он у нас в квартире?
- Вспомните, что делает ваша мама, чтобы в квартире было всегда чисто?
В помещении нужно постоянно делать влажную уборку и убирать пыль. Пыль проникает в наши помещения через двери и окна, образуется в результате нашей деятельности. В пыли обнаружены болезнетворные грибки и бактерии, поэтому в доме необходима влажная уборка и пылесос.
4. Рефлексия.
Мы выполнили все задание, узнали много интересного. А теперь вернемся к нашему «Дереву целей», и проверим все ли у нас получилось. (Проверяем поставленные нами цели)
5.Подведение итогов урока.
Проведение теста
Поставьте плюс возле правильного ответа
Цвет воздуха |
Бесцветный Белый |
Запах воздуха |
Пахнет апельсином Без запаха |
Форма воздуха |
Круглый Нет формы |
Состояние воздуха |
Газ жидкий |
Посчитайте, сколько плюсиков у вас получилось. (4 плюса- Умнички, 3 и меньше – не расстраивайтесь у вас все еще впереди)
Ребята, возьмите в руки свои листочки. Как вы думаете, почему они прилетели к нам на урок? (Выслушиваю ответы детей) Посчитайте, сколько у ваших листиков уголков. (Пять) Правильно пять. Листья знали, что здесь занимаются дети, которые учатся на отлично, которые просто замечательные. Оставьте эти листочки себе на память о нашем уроке.
На этом наш урок закончен. Всем спасибо!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.