Конспект урока окружающий мир
Оценка 5

Конспект урока окружающий мир

Оценка 5
Домашнее обучение +1
docx
окружающий мир
2 кл
07.11.2024
Конспект урока окружающий мир
Конспект урока по окружающему миру
окружающий 2 класс.docx

Структура урока «Открытие нового знания»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Солнечная система»

 

Цели деятельности учителя: формирование представление детей о звёздах; формирование представления о том, отчего происходит смена времён года, смена дня и ночи.

 

Планируемые результаты:

Предметные: развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать.

Личностные: осознавать полученные знания, прививать интерес к окружающему и интерес к изучаемому предмету.

Тип урока: «открытие» нового знания.

 

Оборудование: учебник по окружающему миру «Школа 21 века» 3 класс, 1 часть.

 

 

 


 

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

 

 

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

2-3 мин

Психологический настрой учащихся.

Громко прозвенел звонок,

Начинается – Урок

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Сели правильно, спинки выпрямили.

Глаза смотрят и видят

Уши слушают и слышат

Сначала думаю, а потом говорю

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнения других.

Улыбнулись, правильно сели.

Приветствуют учителя.

П: умение слушать и воспринимать звучащую речь.

II. Актуализация знаний и мотивация

2-3 мин

- Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть секреты планет Солнечной системы, узнать, отчего на Земле происходит смена дня и ночи, времён года.

- Что нам для этого нам нужно?

- Правильно! знания, ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать.

-Вы уже знаете, что про нашу планету Земля говорят «наш космический корабль»?

- А как Земля движется в космосе?

- А когда мы еще об этом говорили?

- Умницы! Все верно! Но сегодня мы отправляемся в новое путешествие. И сейчас я рада приветствовать вас на бору космического корабля «Земля»!

 

 Ответы детей по поднятой руке.

Дети высказываются, приводя аргументы.

Выслушивают друг друга, дополняют, обобщают. Рекомендуют источники получения информации (библиотека, энциклопедии, интернет)

логическое предположение общеучебн.речев. высказыв. речевая деятельность с целью получения информации.

П: умение понимать заданный вопрос и в соответствие с ним строить ответ в устной форме.

III. Постановка учебной задачи

2-3 мин

Звучит аудиозапись песни «Притяжение Земли»

- Как вы понимаете слова песни?

«…Мы дети галактики, Но самое главное Мы дети твои, дорогая Земля…»

-Откройте учебник на с.18, 16. Фронтальный опрос в рубрике «Вспомни: это ты уже знаешь»

- Назовите времена года

- Какие природные явления характерны для каждого времени года? Фронтальный опрос.

Работа с учебником на с. 16.

-Как представляли люди Солнечную систему, до того, как, было сделано открытие о том, что Земля круглая?

-Молодцы ребята.

- Сейчас трое ребят будут читать нам текст учебника н с. 18, а в это время вы ребята будете соотносить свои предположения с текстом при помощи простого карандаша, т.е. если в тексте прозвучит то, что вы уже знаете, вы ставите (+), если вы услышали что-то новое тогда (-)

 

Дети отвечают на вопрос

Открывают учебник на с. 18, 16, отвечают на вопросы в рубрике «Вспомни: это ты уже знаешь»

Трое назначенных учителем ребят выходят к доске, выразительно читают каждый по 1-му абзацу. Остальные учащиеся отмечают

(+, -). Самоконтроль

П: умение принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

IV. Открытие нового знания

8-14 мин

На доске 2 группы предметных картинок по теме «Тела живой и неживой природы» смотри приложение 1

- На какие группы можно распределить картинки, которые вы видите на доске? По какому признаку?

Молодцы ребята все верно сказали.

- Сейчас я вызову двух учащихся, и они распределят картинки в группы, а мы проверим как они справятся с заданием.

- Какие тела относятся к живой природе?

- Что объединяет неживая природа?

- Какие тела входят в Солнечную систему?

- Что вы можете рассказать о солнце?

- Возможна ли жизнь на Земле без солнечного света и тепла? Почему?

- Как вы думаете, почему систему, в которую входит Земля, называют Солнечной?

Работа с учебником, с.15

- Во втором классе к нам на урок уже «приходили» планеты Солнечной системы. Вспомните, что они о себе рассказывали.

«Живые планеты» (составление модели Солнечной системы). Смотри приложение 2.
– Может быть, вы вспомните названия всех планет Солнечной системы?

– Я буду читать стихотворение о Солнечной системе не из вашего учебника. Смотри приложение 3.

Завершить игру «Живые планеты» можно так:
- На место сядет «планета», которая расположена ближе всех к Солнцу. (Меркурий)
- На место сядет «планета», которая расположена между Венерой и Марсом. (Земля)
(Здесь уместно обсудить вопрос: когда слово Земля пишется с большой буквы,
а когда с маленькой.)
- На место сядет самая холодная планета Солнечной системы.  (Плутон)
- А почему Плутон – самая холодная планета?  

Работа с иллюстрацией (с.15).
    - Почему в стихотворении, которое я вам прочитала, употребляется слово «хоровод»? (Планеты вращаются вокруг Солнца, будто водят хоровод.) (я бы напомнила о правописании) – межпредметная связь.
- Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называется путь, по которому вращаются планеты? (Орбита)
- Найдите орбиты на иллюстрации и покажите друг другу.
- Назовите самую большую планету Солнечной системы. (Юпитер)
- Как называется планета с кольцами? (Сатурн)
- Как вы думаете, какая планета самая жаркая? Почему?

- Почему названия планет написаны с Заглавной буквы?

 

 

 

Детям раздаются карточки с названием и изображением планет и Солнца, предлагается встать в том порядке, в котором эти планеты расположены в Солнечной системе. (игру можно повторить несколько раз, с разными учащимися)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают, размышляют

Работа детей у доски, самопроверка. Проверка.

Дети слушают, смотрят, соотносят ответы детей работавших у доски, со своим предположением.

Дети становятся так, как каждый знает. (Возможны ошибки, но учитель их не исправляет! Это могут делать только сами учащиеся, которые получили карточку.)

Дети хором вспоминают и проговаривают правило

П: умение устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений.

Л: уметь строить свою речь и выражать свои мысли.

V.Первичное закрепление во внешней речи

5-7 мин

- Что бы проверить, как вы запомнили и усвоили тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам поработать в рабочей тетради на с. 7, и выполнить № 11, 12*. После выполнения заданий, я попрошу вас поменяться тетрадями и проверить работу друг друга, учитывая правильность и аккуратность.

Работают в рабочей тетради на с. 7. Выполняют самостоятельно № 11, 12*, меняются тетрадями и проверяют, оценивают друг друга.

П: уметь работать группой.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

5-7 мин

- Предлагаю выполнить модель Солнечной системы или нарисовать Солнечную систему.

Сделайте самостоятельно.

Выполняют самостоятельно.

П: умение оценивать совместно с учителем результаты своих действий, построение логической цепочки рассуждений.

VII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2-3 мин

- Сейчас мы поиграем в игру «Толстые» и «тонкие» вопросы. Вы прежде чем дать ответ обсудите его с соседом по парте, придя к единому мнению, дадите ответ. (работа в парах)
Например
«тонкие» вопросы (вопросы, имеющие однозначный ответ):
1) Верно ли, что Солнце – планета

2) Какую форму имеют планеты?
3) Согласны ли вы с тем, что Солнце – это тело неживой природы?
«Толстые» вопросы (вопросы, не имеющие однозначного ответа):
1) Почему Солнце кажется больше всех остальных звёзд?

2) Почему на планете Земля есть жизнь, а на других планетах её нет?
Вместо приёма «Толстые и тонкие вопросы» на данном этапе урока возможно коллективное составление синквейна
Например: 1. Солнце.
2. Большое, раскалённое
3. Светит, греет, радует.
4. Без Солнца невозможна жизнь.
5. Звезда.   

 

 

Дети работают в паре, обсуждают, отвечают. Активно участвуют в составлении синквейна

 

 

 

 

 

 



П: сообщать о затруднениях в понимании материала.

К: умение строить свою речь и выражать свои мысли.

 


Схема структурного самоанализа урока

Тема урока: К. Ушинский «Солнечная система»

Тип урока: «открытие» нового знания.

 

I.                   Этап самоопределения к деятельности (1-2 мин)

Соответствие/

несоответствие

 

1. Созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

+

2. Исходя из решенных ранее задач, установлены тематические рамки содержания.

+

3. Вместе с обучающимися определена основная цель урока.

 

+

4. Выдержаны примерные временные рамки.

+

II.                Актуализация знаний и мотивация (12-15мин)

 

 

1. Организовано повторение используемых способов действий.

+

2. Способы действий зафиксированы в буквенной или знаковой форме.

+

3. Проведена самостоятельная работа

+

4. В соответствии с уровнем класса для обязательного выполнения предусмотрены необходимые и достаточные задания для проведения самоконтроля по выделенным способам действий.

+

5. Для учащихся, справившихся с обязательным уровнем, предусмотрены дополнительные задания.

+

6. Организована самопроверка учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок).

+

 

7. Выдержаны примерные временные рамки.

+

III.             Постановка учебной задачи (3 - 4 мин)

 

 

Учащиеся, допустившие ошибки:

 

1. Проанализировали решение, определили место ошибки (где?).

+

2. Указали способы действий, в которых допущены ошибки

+

3. На этой основе учащиеся уточнили цель дальнейшей деятельности.

+

Учащиеся, не допустившие ошибки:

 

1. Сравнили свое решение с предложенным эталоном.

+

2. Выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

+

3. Выдержаны примерные временные рамки.

+

IV.             Открытие нового знания (8- 9 мин)

 

 

1. Учащиеся, конструируя проект выявления причин и исправления допущенных ошибок (алгоритм исправления ошибок):

+

 

а) самостоятельно выдвигали и обосновывали гипотезы;

+

 

б) участвовали в побуждающем к гипотезам диалоге;

+

 

в) участвовали в подводящем диалоге.

+

 

2. Учащиеся выявили, в чем именно заключается ошибки в указанных способах действий.

+

 

3. Причина ошибки зафиксирована знаково.

+

 

4. Пользуясь алгоритмом исправления ошибок, учащиеся исправили свои ошибки самостоятельно или на основе предложенного эталона.

+

 

5. Выдержаны примерные временные рамки.

+

V.                Первичное закрепление  во внешней речи (2-3 мин)

 

 

I. Организовано обсуждение типовых затруднений.

+

 

2. Учащиеся проговорили формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

+

 

3. Выдержаны примерные временные рамки.

+

VI.              Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

 

 

Учащиеся, допустившие ошибки:

 

 

 

Выполнили самостоятельную работу, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки.

 

             +

 

Провели самопроверку своих работ по готовому эталону и зафиксировали знаково результаты.

             +

 

Учащиеся, не допустившие ошибки:

 

 

 

Выполнили самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

+

 

Выдержаны примернее временные рамки.

+

VII.          Включение в систему знаний и повторение (4 - 5 мин.)

 

 

При положительном результате предыдущего этапа:

 

 

+

1. Учащиеся выполняли задания, в которых рассматриваются способы действий, связаны с ранее изученными и между собой. Также решались задания на подготовку к изучению следующих тем.

 

При отрицательном результате предыдущего этапа:

 

+

1. Учащиеся повторили предыдущий этап для другого варианта.

 

 

2. Выдержаны примерные временные рамки.

+

VIII

Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин)

 

 

1. Учащиеся проанализировали, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления.

+

 

2.Учащиеся проговорили способы действий, вызвавшие затруднение.

+

 

3. Зафиксирована степень, соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечены цели последующей деятельности.

+

 

4. Учащиеся проанализировали и оценили деятельность

всего класса на уроке.

+

 

5. Учащиеся проанализировали и оценили свою деятельность на уроке.

+

 

6. Домашнее задание предложено в соответствии с достигнутыми результатами урока.

+

 

7. Домашнее задание содержит элементы выбора, творчества.

+

 

8. Выдержаны примерные временные рамки.

+

Общие выводы по уроку, рекомендации: делать домашние задания более творческими.

Условные обозначения

Плюс

+

Деятельность учителя и учеников полностью соответствует требованиям к

Плюс - Минус

±

Требования к этапу выполнены, но есть замечания и рекомендации. Замечания и рекомендации прописаны.

Минус - плюс

+

Требования к этапу не выполнены, но есть верные шаги. Проанализировано соотношение выполненного - выполненного.

Минус

-

Требования к этапу не выполнены

 


 

Структура урока «Открытие нового знания»

Структура урока «Открытие нового знания»

Этап урока Методы и приемыХроно- метражСодержание урока

Этап урока Методы и приемыХроно- метражСодержание урока

Какие природные явления характерны для каждого времени года?

Какие природные явления характерны для каждого времени года?

Я буду читать стихотворение о Солнечной системе не из вашего учебника

Я буду читать стихотворение о Солнечной системе не из вашего учебника

V .Первичное закрепление во внешней речи 5-7 мин -

V .Первичное закрепление во внешней речи 5-7 мин -

Схема структурного самоанализа урока

Схема структурного самоанализа урока

Учащиеся проговорили формулировки способов действий, которые вызвали затруднения

Учащиеся проговорили формулировки способов действий, которые вызвали затруднения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2024