Структура урока «Открытие нового знания»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: «Солнечная система»
Цели деятельности учителя: формирование представление детей о звёздах; формирование представления о том, отчего происходит смена времён года, смена дня и ночи.
Планируемые результаты:
Предметные: развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать.
Личностные: осознавать полученные знания, прививать интерес к окружающему и интерес к изучаемому предмету.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: учебник по окружающему миру «Школа 21 века» 3 класс, 1 часть.
Этап урока Методы и приемы |
Хроно- метраж |
Содержание урока
|
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||
I. Этап самоопределения к деятельности |
2-3 мин |
Психологический настрой учащихся. Громко прозвенел звонок, Начинается – Урок На меня все посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. Сели правильно, спинки выпрямили. Глаза смотрят и видят Уши слушают и слышат Сначала думаю, а потом говорю Помню, что в классе я не один Умею слушать мнения других. Улыбнулись, правильно сели. |
Приветствуют учителя. |
П: умение слушать и воспринимать звучащую речь. |
II. Актуализация знаний и мотивация |
2-3 мин |
- Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть секреты планет Солнечной системы, узнать, отчего на Земле происходит смена дня и ночи, времён года. - Что нам для этого нам нужно? - Правильно! знания, ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать. -Вы уже знаете, что про нашу планету Земля говорят «наш космический корабль»? - А как Земля движется в космосе? - А когда мы еще об этом говорили? - Умницы! Все верно! Но сегодня мы отправляемся в новое путешествие. И сейчас я рада приветствовать вас на бору космического корабля «Земля»!
|
Ответы детей по поднятой руке. Дети высказываются, приводя аргументы. Выслушивают друг друга, дополняют, обобщают. Рекомендуют источники получения информации (библиотека, энциклопедии, интернет) логическое предположение общеучебн.речев. высказыв. речевая деятельность с целью получения информации. |
П: умение понимать заданный вопрос и в соответствие с ним строить ответ в устной форме. |
III. Постановка учебной задачи |
2-3 мин |
Звучит аудиозапись песни «Притяжение Земли» - Как вы понимаете слова песни? «…Мы дети галактики, Но самое главное Мы дети твои, дорогая Земля…» -Откройте учебник на с.18, 16. Фронтальный опрос в рубрике «Вспомни: это ты уже знаешь» - Назовите времена года - Какие природные явления характерны для каждого времени года? Фронтальный опрос. Работа с учебником на с. 16. -Как представляли люди Солнечную систему, до того, как, было сделано открытие о том, что Земля круглая? -Молодцы ребята. - Сейчас трое ребят будут читать нам текст учебника н с. 18, а в это время вы ребята будете соотносить свои предположения с текстом при помощи простого карандаша, т.е. если в тексте прозвучит то, что вы уже знаете, вы ставите (+), если вы услышали что-то новое тогда (-)
|
Дети отвечают на вопрос Открывают учебник на с. 18, 16, отвечают на вопросы в рубрике «Вспомни: это ты уже знаешь» Трое назначенных учителем ребят выходят к доске, выразительно читают каждый по 1-му абзацу. Остальные учащиеся отмечают (+, -). Самоконтроль |
П: умение принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения. |
IV. Открытие нового знания |
8-14 мин |
На доске 2 группы предметных картинок по теме «Тела живой и неживой природы» смотри приложение 1 - На какие группы можно распределить картинки, которые вы видите на доске? По какому признаку? Молодцы ребята все верно сказали. - Сейчас я вызову двух учащихся, и они распределят картинки в группы, а мы проверим как они справятся с заданием. - Какие тела относятся к живой природе? - Что объединяет неживая природа? - Какие тела входят в Солнечную систему? - Что вы можете рассказать о солнце? - Возможна ли жизнь на Земле без солнечного света и тепла? Почему? - Как вы думаете, почему систему, в которую входит Земля, называют Солнечной? Работа с учебником, с.15 - Во втором классе к нам на урок уже «приходили» планеты Солнечной системы. Вспомните, что они о себе рассказывали. «Живые планеты» (составление модели Солнечной системы).
Смотри приложение 2. – Я буду читать стихотворение о Солнечной системе не из вашего учебника. Смотри приложение 3. Завершить игру «Живые планеты» можно так: Работа с иллюстрацией (с.15). - Почему названия планет написаны с Заглавной буквы?
|
Детям раздаются карточки с названием и изображением планет и Солнца, предлагается встать в том порядке, в котором эти планеты расположены в Солнечной системе. (игру можно повторить несколько раз, с разными учащимися)
Дети отвечают, размышляют Работа детей у доски, самопроверка. Проверка. Дети слушают, смотрят, соотносят ответы детей работавших у доски, со своим предположением. Дети становятся так, как каждый знает. (Возможны ошибки, но учитель их не исправляет! Это могут делать только сами учащиеся, которые получили карточку.) Дети хором вспоминают и проговаривают правило |
П: умение устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений. Л: уметь строить свою речь и выражать свои мысли. |
V.Первичное закрепление во внешней речи |
5-7 мин |
- Что бы проверить, как вы запомнили и усвоили тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам поработать в рабочей тетради на с. 7, и выполнить № 11, 12*. После выполнения заданий, я попрошу вас поменяться тетрадями и проверить работу друг друга, учитывая правильность и аккуратность. |
Работают в рабочей тетради на с. 7. Выполняют самостоятельно № 11, 12*, меняются тетрадями и проверяют, оценивают друг друга. |
П: уметь работать группой. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой |
5-7 мин |
- Предлагаю выполнить модель Солнечной системы или нарисовать Солнечную систему. Сделайте самостоятельно. |
Выполняют самостоятельно. |
П: умение оценивать совместно с учителем результаты своих действий, построение логической цепочки рассуждений. |
VII. Рефлексия деятельности (по продукту) |
2-3 мин |
- Сейчас мы поиграем в игру «Толстые» и «тонкие» вопросы.
Вы прежде чем дать ответ обсудите его с соседом по парте, придя к единому
мнению, дадите ответ. (работа в парах) 2) Какую форму имеют планеты? 2) Почему на планете Земля есть жизнь, а на других
планетах её нет?
|
Дети работают в паре, обсуждают, отвечают. Активно участвуют в составлении синквейна
|
П: сообщать о затруднениях в понимании материала. К: умение строить свою речь и выражать свои мысли. |
Схема структурного самоанализа урока
Тема урока: К. Ушинский «Солнечная система»
Тип урока: «открытие» нового знания.
I. Этап самоопределения к деятельности (1-2 мин) |
Соответствие/ несоответствие |
|
|
1. Созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. |
+ |
2. Исходя из решенных ранее задач, установлены тематические рамки содержания. |
+ |
|
3. Вместе с обучающимися определена основная цель урока.
|
+ |
|
4. Выдержаны примерные временные рамки. |
+ |
|
II. Актуализация знаний и мотивация (12-15мин) |
|
|
|
1. Организовано повторение используемых способов действий. |
+ |
2. Способы действий зафиксированы в буквенной или знаковой форме. |
+ |
|
3. Проведена самостоятельная работа |
+ |
|
4. В соответствии с уровнем класса для обязательного выполнения предусмотрены необходимые и достаточные задания для проведения самоконтроля по выделенным способам действий. |
+ |
|
5. Для учащихся, справившихся с обязательным уровнем, предусмотрены дополнительные задания. |
+ |
|
6. Организована самопроверка учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок). |
+ |
|
|
7. Выдержаны примерные временные рамки. |
+ |
III. Постановка учебной задачи (3 - 4 мин) |
|
|
|
Учащиеся, допустившие ошибки: |
|
1. Проанализировали решение, определили место ошибки (где?). |
+ |
|
2. Указали способы действий, в которых допущены ошибки |
+ |
|
3. На этой основе учащиеся уточнили цель дальнейшей деятельности. |
+ |
|
Учащиеся, не допустившие ошибки: |
|
|
1. Сравнили свое решение с предложенным эталоном. |
+ |
|
2. Выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. |
+ |
|
3. Выдержаны примерные временные рамки. |
+ |
|
IV. Открытие нового знания (8- 9 мин) |
|
|
|
1. Учащиеся, конструируя проект выявления причин и исправления допущенных ошибок (алгоритм исправления ошибок): |
+ |
|
а) самостоятельно выдвигали и обосновывали гипотезы; |
+ |
|
б) участвовали в побуждающем к гипотезам диалоге; |
+ |
|
в) участвовали в подводящем диалоге. |
+ |
|
2. Учащиеся выявили, в чем именно заключается ошибки в указанных способах действий. |
+ |
|
3. Причина ошибки зафиксирована знаково. |
+ |
|
4. Пользуясь алгоритмом исправления ошибок, учащиеся исправили свои ошибки самостоятельно или на основе предложенного эталона. |
+ |
|
5. Выдержаны примерные временные рамки. |
+ |
V. Первичное закрепление во внешней речи (2-3 мин) |
|
|
|
I. Организовано обсуждение типовых затруднений. |
+ |
|
2. Учащиеся проговорили формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. |
+ |
|
3. Выдержаны примерные временные рамки. |
+ |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) |
|
|
|
Учащиеся, допустившие ошибки:
|
|
|
Выполнили самостоятельную работу, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки.
|
+ |
|
Провели самопроверку своих работ по готовому эталону и зафиксировали знаково результаты. |
+ |
|
Учащиеся, не допустившие ошибки:
|
|
|
Выполнили самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу. |
+ |
|
Выдержаны примернее временные рамки. |
+ |
VII. Включение в систему знаний и повторение (4 - 5 мин.) |
|
|
|
При положительном результате предыдущего этапа: |
+ |
1. Учащиеся выполняли задания, в которых рассматриваются способы действий, связаны с ранее изученными и между собой. Также решались задания на подготовку к изучению следующих тем. |
||
|
При отрицательном результате предыдущего этапа: |
+ |
1. Учащиеся повторили предыдущий этап для другого варианта.
|
||
|
2. Выдержаны примерные временные рамки. |
+ |
VIII |
Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин) |
|
|
1. Учащиеся проанализировали, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления. |
+ |
|
2.Учащиеся проговорили способы действий, вызвавшие затруднение. |
+ |
|
3. Зафиксирована степень, соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечены цели последующей деятельности. |
+ |
|
4. Учащиеся проанализировали и оценили деятельность всего класса на уроке. |
+ |
|
5. Учащиеся проанализировали и оценили свою деятельность на уроке. |
+ |
|
6. Домашнее задание предложено в соответствии с достигнутыми результатами урока. |
+ |
|
7. Домашнее задание содержит элементы выбора, творчества. |
+ |
|
8. Выдержаны примерные временные рамки. |
+ |
Общие выводы по уроку, рекомендации: делать домашние задания более творческими.
Условные обозначения
Плюс |
+ |
Деятельность учителя и учеников полностью соответствует требованиям к |
Плюс - Минус |
± |
Требования к этапу выполнены, но есть замечания и рекомендации. Замечания и рекомендации прописаны. |
Минус - плюс |
+ |
Требования к этапу не выполнены, но есть верные шаги. Проанализировано соотношение выполненного - выполненного. |
Минус |
- |
Требования к этапу не выполнены |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.