Поурочный план по музыке
Дата____________ |
Класс_7_______ |
№ урока _______ |
Тема урока: Опера M.И. Глинки «Иван Сусанин»
Цели урока: ознакомить с фрагментами оперы «Иван Сусанин»
Задачи урока:
Образовательные задачи урока:
Научить слушать, анализировать музыкальные фрагменты оперы
Развивающие задачи
урока: развивать образно-ассоциативное мышление детей на основе активного, прочувствованного
восприятия музыки; вокальные способности
детей.
Воспитательные задачи урока: воспитание чувства прекрасного
и эстетических чувств на основе знакомства с музыкальными произведениями; пробуждение
познавательного интереса к учебному предмету.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: формировать желание выполнить УД; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.
Регулятивные: научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные: находить пути-решения при возникновении проблем творческого характера.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь отвечать на вопросы учителя.
Предметные: определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений.
Оборудование урока: компьютер, карточки.
Тип урока: комбинированный урок
Ход урока
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
(Приветствие, проверка отсутствующих)
2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
Игра «Дальше»
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Сообщение темы, задач урока.
Откройте учебники (стр. 8) Прочитаем тему урока «Мелодия»
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
«Иван Сусанин» - отечественная, героико-трагическая опера. В 4-х актах с эпилогом.
Рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.
Отечественная война 1812 года всколыхнула самопознание русского народа, пробудила к собственной истории. В литературе стали популярными сюжеты на русские исторические темы. Среди них история о подвиге костромского крестьянина Ив. Сусанина. Известно, что поляки шли в Кострому, чтобы убить 16-летнего боярина Михаила Романова, но в пути они заплутали. Дорогу им вызвался показать крестьянин Ив. Сусанин, но вместо этого завел их в болото, где погиб вместе с ними.
Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 г. на сцене Петербургского Большого Театра.
Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа героя?
А главное средство музыкальной выразительности? Мелодия... Красивая. Выразительная, напоминающая русскую песню.
Поем - ты показываешь «Ты взойдешь моя заря и т. д. ( 2 -е фразы),
затем работа с детьми внимание на напевность, распевы, спокойное дыхание, допевание длинных звуков.
Но, чтобы подчеркнуть главную патриотическую линию оперы, композитор пишет ещё «Заключительный хор» как бы величественную раму, обрамляющую всю оперу.
Что же передает хор «Славься»?
Торжество, ликование. Колокольный звон — праздничный, радостный, передает победу русского народа
Здесь есть и тема скорби и печали — памяти о погибших.
А почему именно этим сюжетом заканчивают оперу?
Да, здесь Русь в каждом звуке. Можно ли с уверенностью можно сказать, что Иван Сусанин –всенародный герой?
Да, его подвиг живёт в сердцах уже почти четыре столетия, вдохновляя музыкантов, поэтов, художников, скульпторов.
6.Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков
(анализ музыкального произведения).
(звучит главная тема)
7. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений
Откройте, пожалуйста, учебник на странице 9 (выполнить задание 2)
Физкультминутка
Вокально-хоровая работа.
1.Выполним упражнение «Аромат цветов». Медленно вдыхают воздух носом, не поднимая плеч. Задержав дыхание на вершине вдоха, затем медленно выдыхают воздух.
3.Проговорим скороговорку «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.»
4.Исполнение песен по желанию ребят
Вам понравилась песня? (да/нет)
- беседа с детьми о песне (высказывание детей о своих впечатлениях- характере, мелодии, содержании…)
- чтение поэтического текста песни
- разучивание песни (по фразам), добиваясь чистого и выразительного пения. (движение мелодии показываю рукой). Исполнение 1 куплета песни
8.Подведение итогов урока (рефлексия).
А сейчас подведем итог нашего урока.
-Скажите, пожалуйста, мы с вами выполнили поставленные задачи?
Дополните предложение:
- Я узнал…
- Самое интересное…
- Я запомнил это произведение, потому что…
Урок окончен. Спасибо за урок
Лист самооценки ученика
Фамилия, имя______________________________________________
Критерии |
Я все понял
|
Задания трудные, но я справился
|
Задания трудные. Мне нужна помощь.
|
Моя работа на уроке |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.