Конспект урока "Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина. Основные темы пушкинской лирики"
Оценка 4.8

Конспект урока "Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина. Основные темы пушкинской лирики"

Оценка 4.8
Документация
doc
10.02.2020
Конспект урока "Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина. Основные темы пушкинской лирики"
Урок 2.doc

Урок 2-3

Тема: Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина. Основные темы пушкинской лирики.

 

I. Слово о Пушкине. Смотреть видеоролик (2 мин.)

 

II. Составление ЛСМ «Литературный портрет Пушкина» (см. в папке образец)

 

Лирика Пушкина - это его поэтическая биография и параллельно с этим творческая летопись повседневной и духовной жизни тех далеких времен. Война 1812-го и восстание декабристов 1825-го, крепостное право и мечты про «вольность святую», любимые, друзья и враги, «прекрасные мгновения» жизни и грусть и «печаль минувших дней» - эти все моменты нашли письменное отражение в пушкинских стихах, посланиях, элегиях, стихотворных сказках, песнях, эпиграммах. И все эти темы и мотивы лирики Пушкина настолько гармонично сочетаемы автором, что не ощущается ни малейшего напряжения или диссонанса в ходе прочтения его произведений. Это неописуемое внутреннее единство пушкинской лирики чрезвычайно метко и точно определил В. Белинский: «Весь колорит лирической и любой другой поэзии Пушкина - внутренняя человеческая красота и гуманность, что согревает душу».

III. Основные этапы жизненного и творческого пути.

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837) родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 г. в городе Москве в старинной дворянской семье мятежного рода Пушкиных. Мать Надежда Осиповна – урожденная Ганнибал, отец Сергей Львович – отставной майор,  принадлежавший к обедневшему дворянскому роду. Для своих сыновей они хотели блестящей служебной карьеры.

1. Учеба в привилегированном учебном заведении – Царскосельском лицее (1811-1817 г.)

Творческие силы Пушкина проявились с кипучей энергией.

И. И. Пущин: «Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохой народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве».

К. Н. Батюшков: «О, как стал писать этот злодей!»

В. А. Жуковский: «Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».

Лучшие стихи, написанные Пушкиным в лицее: «Воспоминания в Царском Селе», «Моему Аристарху», «К другу стихотворцу», «Лицинию», «Кюхельбекеру» и др.

 

2. А.С. Пушкин в Петербурге (1817 -1820)

Служба в Коллегии иностранных дел. Нарастало движение декабристов. Произведения Пушкина петербургского периода: ода «Вольность», стихи «Деревня», «К Чаадаеву», «Сказки», эпиграммы на Александра I, Голицына, Аракчеева и др.

Александр I : «Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает… Пушкина надобно сослать в Сибирь».

Н. П. Огарев: «Кто во время оно не знал этих стихотворений? Какой юноша, какой отрок их не переписывал?»

 

3. Южная ссылка (1820-1824)

Путешествие Пушкина по Кавказу и Крыму в обществе семейства генерала Н. Раевского, героя Отечественной войны 1812 года. Создание романтических поэм: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Оскорбительное отношение к Пушкину графа М. С. Воронцова. Острая эпиграмма Пушкина на графа.

 

4. Вторая ссылка. В селе Михайловском (1824-1826)

Горестная жизнь поэта под надзором отца.

Пушкин – Жуковскому: «Спаси меня хоть крепостию, хоть Соловецким монастырем».

Пушкин – брату: «Книг, ради бога, книг».

Пушкин – своим друзьям: «Чувствую, что… могу творить».

В Михайловском поэт написал «К морю», «К ***» («Я помню чудное мгновенье»), «Пророк», «Борис Годунов», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Жених», «Зимний вечер».

Главный итог творческих поисков – начало работы над романом «Евгений Онегин».

 

5. Пушкин в Москве

Попытки Николая I использовать поэта в интересах своей политики. Разговор царя с Пушкиным.

Николай I:  «Что  сделал  бы  ты,  если  бы  14  декабря  был  в  Петербурге?»

Ответ поэта: «Стал бы в ряды мятежников».

 

6. Годы скитаний (1827-1830)

Пушкин в письме А. Х. Бенкендорфу: «Ни один из русских писателей не притеснен более моего».

Доносы на Пушкина и его ближайших друзей. Тревожное состояние поэта… Но плодотворная работа продолжается: Пушкин пишет «Чернь», «Поэту», «Поэт», «В Сибирь», «Арион», «Анчар», «Кавказ», создает блестящие образцы интимной лирики: «Не пой, красавица, при мне», «Я вас любил…», «Что в имени тебе моем?», «В последний раз твой образ милый» и др. Пушкин продолжает писать роман «Евгений Онегин».

 

7. Болдинская осень (1830)

Осень – любимое время года и самое плодотворное. Из письма Пушкина другу: «Скажу тебе, что я в Болдине писал, как давно уже не писал…»

Сказки, стихи, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», роман «Евгений Онегин» – итог болдинской осени.

 

8. В Петербурге

18 февраля 1831 г. Пушкин обвенчался с Н. Н. Гончаровой (в Москве) и переехал с женой в Петербург.

Пушкин: «Петербург мне не подходит ни в каком отношении: ни мои вкусы, ни мои средства не могут к нему приспособиться».

Время жизни в Петербурге – трагический рубеж в жизни поэта. Его угнетало светское окружение. Жизнь, окутанная интригами, сплетнями, становилась невыносимой.

Пушкин продолжал писать (стихотворения «Осень», «Клеветникам России», повесть «Пиковая дама», романы «Дубровский», «Капитанская дочка», сказки и др.).

 

9. Дуэль и смерть

27 января 1837 г. на берегу Черной речки (близ Петербурга) состоялась дуэль Пушкина с Дантесом.

Из воспоминаний Л. Озерова: «…А я, сбиваясь с ног, все бегу, как ошалелый, по зимнему Питеру за санями, увозящими поэта на Черную речку, чтобы догнать, настигнуть эти сани у Комендантской дачи и волей своей, волей всех, всех вас, дорогие современники мои, преградить этот смертный путь и вырвать из рук секундантов Данзаса и д’Аршиака пистолеты: «Не сметь, не позволю, не будет!». Не успел, поздно, навсегда поздно. Знаю это и все еще бегу, бегу…»

Из воспоминаний И. Пущина: «В грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не умирает и что Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и для всех умеющих отыскивать его, живого, в бессмертных его творениях...»**

В одной из своих статей Валентин Непомнящий написал о Пушкине: «Есть что-то глубоко значительное в том, что он погиб, защищая честь женщины и свое достоинство человека и поэта, а не в каземате или в политических баталиях. Ни та, ни другая гибель не «лучше» и не «хуже», но «та» была его гибелью, а «другая» не его. Ее смысл в том, что он, будучи блестящим стрелком, не поменялся со своим противником местами и не стал его убийцей, – пусть убийцей человека ничтожного. Защищая свою честь, он не убил другого, а погиб сам. Потому что поэт-убийца – это еще больший парадокс, чем скупой рыцарь».

Тело Пушкина перевезено в Святые Горы, под Михайловское. Похоронен поэт у Святогорского монастыря.

Прощаясь с великим русским поэтом, П. А. Вяземский и В. А. Жуковский бросили в гроб Пушкина по перчатке. Это был знак дружбы, последнего рукопожатия, верности братству поэтов.

 

IV. Основные темы пушкинской лирики.

 

Любовная лирика Пушкина

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье...» (см. презентацию «Адресаты любовной лирики)

Известнейшее стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» автор написал в период ссылки в Михайловском. Слова эти обращены к Анне Петровне Керн. Впервые Пушкин увидел ее в Петербурге в 1819 году и увлекся ею. Через шесть лет он снова встретил ее у соседей, помещиков села Тригорского, куда Анна приехала в гости к своей тете. Любовное чувство в душе поэта вспыхнуло с новой силой. Перед отъездом Анны с Тригорского Пушкин подарил ей свернутый вчетверо клочок почтовой бумаги. Развернув его, Анна увидела поэтические строки, которые впоследствии станут шедевром русской лирики и навечно прославят ее имя.

Вопрос: Что для лирического героя значит любовное переживание?

Для лирического героя стихотворения любовь – это как истинное чудо, божественное откровение. Именно так ощущал себя сам поэт Пушкин в ту пору, именно это чувство жило в нем тогда, и он жил им без оглядки.

Стихотворение «Я вас любил…»

Еще одно свое знаменитое стихотворение «Я вас любил...» Пушкин написал в 1829 году вместе с еще одним своим шедевром - «Что в имени тебе моем?..». Изначально произведение было вписано в альбом Каролины Собаньской, в которую поэт долго и безнадежно был влюблен.

Вопрос: Какие строчки являются кульминационными? Что можно сказать о лирическом герое?

Кульминацией произведения, отражающей основные мотивы лирики Пушкина в любовной тематике, являются две заключительные строки. В них поэт не просто говорит, что он «любил так искренне, так нежно», но и желает объекту своего прошлого обожания счастья с новым избранником словами «как дай вам Бог любимой быть другим».

В тетрадь: Любовную лирику Пушкина справедливо называют «энциклопедией любовных переживаний». В юности лирический герой А. С. Пушкина видит в любви радость и великую общечеловеческую ценность. Но постепенно с взрослением лирического героя тема любви переосмысливается, и теперь для А. С. Пушкина становятся важнее чувства и переживания любимой женщины. Он наделяется способностью жертвовать своими чувствами ради счастья любимой женщины. Лирический герой Пушкина способен ценить любое чувство и наслаждаться даже грустью любви.

 

 

Тема дружбы

Тема дружбы - одна из ведущих в лирике поэта, в разные периоды своего творчества А.С.Пушкин развивал её по-разному.

Лицейский период (1811-1817) и Петербургский период (1817-1820).

Преобладает лирический жанр –  дружеское послание (произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату).

В лирике Пушкина появляется мотив братства, который проходит через всё его творчество:

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

(«Разлука», 1817)

Опять я ваш, о юные друзья!

Туманные сокрылись дни разлуки:

И брату вновь простёрлись ваши руки,

Ваш резвый круг увидел снова я.

(«Элегия», 1817)

Анакреотические мотивы, любимые Пушкиным-лицеистом, звучат в большинстве дружеских посланий этого времени. (Анакреон – древнегреческий поэт, воспевший в своих стихах любовь, вино, дружбу, радость жизни.)

Анакреотическим мотивам ранней лирики Пушкина сопутствует эпикуреизм. (Эпикурейство, эпикуреизм (по имени древнегреческого философа Эпикура) – наслаждение жизнью, умение найти гармонию физического и духовного в жизни.)

С дружбой связаны пиры и веселье («Пирующие студенты»,1814; «Моё завещание друзьям», 1815).

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом, пенистом вине?   

(«Воспоминание» (К Пущину), 1815)


Дай Бог, чтоб я с друзьями

Встречая сотый май,

Покрытый сединами,

Сказал тебе стихами:

Вот кубок; наливай!

Веселье! Будь до гроба

Сопутник верный наш,

И пусть умрём мы оба

При стуке полных чаш!                    

             («К Пущину»4мая 1815)


Период Южной ссылки (1820 – 1824).

1) Поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречён на разлуку:


В изгнанье скучном, каждый час

Горя завистливым желаньем,

Я к вам лечу воспоминаньем,

Воображаю, вижу вас…

...Горишь ли ты, - лампада наша,

Подруга бдений и пиров?

Кипишь ли ты, златая чаша,

В руках весёлых остряков?

(Из письма к Я.Я.Толстому, 1821)


2) Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность:

Но дружбы нет со мной: печальный, вижу я

Лазурь чужих небес, полдневные края;

Ни музы, ни труды, ни радости досуга,

Ничто не заменит единственного друга.

(«Чаадаеву», 1821)

3) Дружеская переписка не прерывается в течение всей ссылки:

Друг Дельвиг, мой парнасский брат,

Твоей я прозой был утешен,

Но признаюсь, барон, я грешен:

Стихам я больше был бы рад.

(«Дельвигу», 1821)

4) Пир друзей – пир жизни, пир молодости, которая проходит (философская тема времени)

 Вчера был день разлуки шумной,

Вчера был Вакха шумный пир,

При кликах юности безумной,

При громе чаш, при звуке лир.

(«Друзьям», 1822)

Позднее творчество (конец 1820-х – 30-е годы)

1)Меняется пафос дружеской лирики: всё больше потерь в тесном дружеском кругу, трансформируются основные мотивы, например, такой любимый Пушкиным мотив, как мотив пира:

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш…

(«Была пора: наш праздник молодой…», 1836)


 

Шесть мест упразднённых стоят,

Шести друзей не узрим мы боле,

2) Индивидуальные характеристики, появившиеся в раннем творчестве, со временем сливаются в обобщённый образ семьи друзей. Семья друзей противопоставлена свету.

Тесней, о милые друзья,

Тесней наш верный круг составим…

(«Чем чаще празднует Лицей», 1831)

Семья друзей выступает и как антитеза скитанию, дорогам, неприкаянности:

Усердно помолившись Богу,

Лицею прокричав ура,

Прощайте, братцы: мне в дорогу,

А вам в постель уже пора.

(«19 октября», 1828)

3) Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как в раннем творчестве («К Чаадаеву»), так и в зрелом творчестве.

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

(«Во глубине сибирских руд», 1825)

Тема памяти о дружбе, надежды – основная в этом стихотворении, способствует появлению в нём гражданских мотивов.

 

Пейзажная лирика Пушкина

Природа неизменно была неисчерпаемым источником вдохновения для Пушкина. В его стихах отражены многочисленные образы картин природы и стихий, различные времена года, из которых поэт больше всего любил осень. Основные темы, мотивы лирики Пушкина всегда, так или иначе, «повязаны» с окружающей природой. Она мыслится поэтом как самостоятельная эстетическая ценность, которая вызывает восхищение, однако подавляющее большинство пейзажных стихотворений Пушкина построены в форме сопоставления картин природы и ситуаций человеческой жизни. Она выступает в роли поэтических символов его мечтаний, стремлений, отстаиваемых им духовных ценностей. Поэтому многие стихотворения, относящиеся к пейзажной лирике, можно отнести и

к философской лирике

Стихотворение «К морю» (Аудиозапись)

Это стихотворение Пушкин начал писать в 1824 году в Одессе, уже зная о своей новой ссылке в Михайловское, где впоследствии он и завершил работу над стихотворением.

Море в сознании поэта — это совершенно особая стихия, поражающая своей силой и красотой. Поэт разговаривает с морем, как с другом; находит сочувствие и утешение в общении со свободной стихией.

В стихотворении прощание с морскими далями становится основой для лирических размышлений поэта о трагичности человеческой судьбы, о роковой силе, которую имеют над ней исторические обстоятельства. Море, его свободная стихия для поэта является символом свободы, вызывает ассоциации с фигурами двух личностей, которые были властителями дум и олицетворением человеческой мощи. Эта самая мощь обстоятельств насущной жизни представляется столь же сильной и свободной, как и морская стихия. Это Наполеон и Байрон, с которыми Пушкин себя сравнивает. Этот мотив воспоминания в лирике Пушкина, где он обращается к ушедшим гениям, присущ многим его стихам. Гениев уже нет, а судьба поэта продолжается во всей своей трагичности.

Прощаясь со свободной и мощной морской стихией, Пушкин как бы прощается с романтическим периодом своего творчества, на смену которому приходит реалистическое мировоззрение.

Пушкинская философская лирика вмещает в себя осмысление поэтом нетленных тем человеческого существования: смысла жизни, смерти и вечности, добра и зла, природы и цивилизации, человека и общества, общества и истории. Философские мотивы сопровождают лирику поэта тем чаще, чем старше он становится. Наиболее глубоки в философском плане последние стихи Пушкина, написанные незадолго до его гибели. Словно поэт, предчувствуя свой уход, боялся недосказать, недодумать и недочувствовать, желал передать потомкам всего себя без остатка.

Гражданская лирика Пушкина

Гражданская тематика в лирике Пушкина раскрывается через мотивы любви к родине, через чувство национальной гордости за ее историческое прошлое, через решительный протест против самодержавия и крепостного права, угрожающего исконной свободе человека как личности. Основные мотивы лирики Пушкина гражданской направленности – это темы свободы и внутренней человеческой силы. Свободы не только политической, заключающийся в служении высоким общественным идеалам, основанным на принципах равенства и справедливости, но и внутренней свободы каждого человека, которую никто не в силах отнять. Главная составляющая стихов гражданской тематики – осуждение тирании и любых форм закрепощения человека, воспевание свободы внутренней, личностной, которая проявляет себя в четкой и принципиальной нравственной позиции, чувстве собственного достоинства и незапятнанной совести.

Аудиозапись оды «Вольность»

Тема поэта и поэзии

Наряду с гражданскими присутствуют и религиозные мотивы в лирике Пушкина. В минуты сомнения и внутреннего духовного разлада поэт прибегал к таким образам. Именно христианская составляющая словно еще теснее приближала его к мировоззрению народа. Своеобразным синтезом лирики философского и гражданского звучания являются стихи, посвященные теме поэта и поэзии. В чем состоит назначение стихотворца и смысл самой лирики – вот те два главных вопроса, которые инициируют размышления Пушкина над проблемами места и роли поэта в обществе, свободы поэтического творчества, взаимоотношений его с властью и собственной совестью.

Иллюстрированное стихотворение «Пророк»

«Пророк» написан в 1826 г. По дороге из Михайловского в Москву, когда опальный Пушкин ехал для встречи с царём. В представлении романтиков поэт и пророк сливались в одном человеке. Пушкинская трактовка проблемы существенно иная.

Поэт и пророк, образы которых созданы в пушкинской лирике, имею немало общего («вещие» зрение и слух) и одинакова важны для людей. Бог – и никто другой – призывает обоих к служению. Они дополняют друг друга. Но всё-таки пушкинский пророк и пушкинский поэт  не сливаются в одном существе. Поэт живёт среди людей, пока не захвачен вдохновением. Только для творчества он оставляет людей.

От поэта-пророка, посредника между Богом и людьми, исполнителя воли Бога, люди ждут огненных слов. Пророк – величественное порождение Бога. Это человек, который вознёсся ещё при жизни выше людей, - у него всё не такое, как у них: зрение («вещие зеницы»), слух (он слышит весь мир «по вертикали», все звуки внятны ему), язык («Жало мудрыя змеи») и сердце («угль, пылающий огнём»). Он посланник Бога на земле, исполнитель его воли.

Сердце поэта не «угль, пылающий огнём», - это обычное, «трепетное», человеческое сердце. Поэт гибок: звуки его голоса могут быть не только мудрыми и чарующими, но и гневными, беспощадными. Слова, с которыми обращается поэт к людям, - многоцветны. Они отражают его мир, в котором гармония рождается из хаоса и «лирического волнения». Самое главное: у поэта есть то, в чём  отказано пророку, - собственная воля, он не является исполнителем воли Бога. Бог, наделяя поэта частицей своей творящей силы, избирает его для другого «подвига благородного» - для творчества.

Пророка и поэта роднит способность видеть мир таким, каким его никогда не увидит простой человек: оба видят его скрытые, тайные стороны. Но пророк не использует это всеведение для творчества, для поэта же всеведение – только первый этап, начало творчества, первый шаг, ведущий к гармонии и красоте. Пророк «поправляет» мир – поэт отражает мир. Пророк  несёт людям слово Божье – поэт создаёт свои слова. Они оба обращаются к людям, открывая им правду о земле и небе.

В тетрадь: Основные положения «Темы поэта и поэзии»

1. Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре.

2. Гражданская миссия поэта  (стихотворении «Лицинию»)

3. Идея избранности поэта

4. Гармоническое сочетание двух образов поэта в поздней лирике А.С.Пушкина:

·        поэт как пророк («Пророк»); преобладающая идея долга перед людьми;

·         поэт как жрец («Поэт и толпа»); преобладающая идея образа поэта-жреца – эстетическая.

5. Особая судьба поэта (стихотворение «Арион»)

6. Творчество возвышает обычного человека над другими («Поэт», 1827);

7. Утверждение права на полную свободу творчества (ответ на упрёки друзей за определённые симпатии к Николаю I («Друзьям», 1828).

8. Посмертная слава, отождествляемая с вечной жизнью («Я памятник себе воздвиг…»).

 

Вершиной пушкинской лирики, посвященной теме поэта и поэзии, стало стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».(Аудиозапись)

 Произведение было написано в 1836 году и при жизни Пушкина не печаталось. Тематика и отдельные сюжетные мотивы пушкинского стихотворения берут начало от знаменитой оды древнеримского поэта Горация «К Мельпомене». Оттуда же Пушкин взял эпиграф к своему произведению: «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник»).

По своему содержанию стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» представляет собой своеобразный поэтический завет, который содержит самооценку творчества поэта, его заслуг перед обществом и потомками. Значение, которое будет иметь его поэзия для грядущих поколений, Пушкин символически соотносит с памятником, который вознесся выше «Александрийского столпа». Александрийский столп – это памятник древнеримскому полководцу Помпею в египетской Александрии, но для тогдашнего читателя он прежде ассоциировался с памятником императору Александру, воздвигнутому в Петербурге в виде высокого столба.

 

Д/З: Сочинение-рассуждение: Почему «Пушкин наше всё»? или подготовиться к поэтическому турниру: подобрать цитаты, связанные с нашей жизнью. Послушать лекцию Д. Быкова «Пушкин как наш Христос»


Скачано с www.znanio.ru

Урок 2-3 Тема: Основные этапы жизненного и творческого пути

Урок 2-3 Тема: Основные этапы жизненного и творческого пути

Пушкин – своим друзьям : «Чувствую, что… могу творить»

Пушкин – своим друзьям : «Чувствую, что… могу творить»

Тело Пушкина перевезено в Святые

Тело Пушкина перевезено в Святые

Элегия», 1817) Анакреотические мотивы , любимые

Элегия», 1817) Анакреотические мотивы , любимые

Шесть мест упразднённых стоят,

Шесть мест упразднённых стоят,

Прощаясь со свободной и мощной морской стихией,

Прощаясь со свободной и мощной морской стихией,

Бога. Бог, наделяя поэта частицей своей творящей силы, избирает его для другого «подвига благородного» - для творчества

Бога. Бог, наделяя поэта частицей своей творящей силы, избирает его для другого «подвига благородного» - для творчества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2020