Тема урока: «Открытие и исследование материков»
Цель:
-создать условия для формирования у обучающихся знаний о географическом положении и истории открытия материка, выдающихся исследователях и путешественниках, внесших вклад в изучение Антарктиды.
Задачи:
-образовательная: познакомить обучающихся с географическим положением и историей открытия материка, выдающимися исследователями и путешественниками, внесшими вклад в изучение Антарктиды.
-коррекционно-развивающая: развивать аналитико-синтетические способности, умение слушать, обобщать, формулировать вопросы, выводы, работать с текстом учебника, картами атласа и кратко формулировать полученные сведения, работать в заданном темпе;
-воспитательная: воспитывать чувство прекрасного через восприятие красоты природных ландшафтов Антарктиды, осуществлять патриотическое воспитание, через изучение достижений Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева, формировать интерес к предмету.
Тип урока (по ведущей дидактической цели): комбинированный.
Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации, учебного фильма.
Оборудование: презентация по теме урока; портреты мореплавателей, учебники, атласы, физическая карта мира.
Словарная работа: экспедиция.
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель.
1. Приветствие.
-Ребята, в начале нашего урока я предлагаю вам посмотреть на меня и улыбнуться, теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А теперь посмотрите на наших гостей и им улыбнитесь. Они также как и я желают вам сегодня, хорошего настроения, которое будет сопутствовать вам на протяжении не только всего урока географии, но и всего дня.
2.Настрой обучающихся на урок и выполнение заданий.
Учитель.
Только умениями, знаниями и навыками человек достигает в жизни, то к чему стремится. А это значит, он поднимается по своей лестнице успеха, используя тот инструментарий, который ему необходим для достижения поставленной цели. Лестница успеха на уроке географии будет и у вас сегодня, а вот какая, вы сможете сказать только по окончанию урока, проходя его определённые этапы, и используя в своей работе школьный инструментарий: учебник, тетрадь, дневник, карандаши, атласы, карты, индивидуальные карточки.
Свои результаты вы будете фиксировать в оценочном листе, который лежит у вас на парте и знаком вам ранее. Оценивать вы себя будете по пяти бальной системе.
Пусть всё у вас сегодня получится, и всё будет хорошо. Желаю всем успеха!
II. Проверка домашнего задания.
-А сейчас мы с вами проведём «Мозговой штурм».
-Я читаю вам высказывание, а вы, молча, поднимаете сигнальные карточки (ладошки).
(«да» - зелёного цвета, «нет» - красного цвета).
1.Верно ли высказывание что: Антарктида – это материк самый высокий и холодный (ДА)
2.Верно ли высказывание что: Он расположен за Южным полярным кругом? (ДА)
3.Верно ли высказывание что: В центре Антарктиды находится Северный (ЮЖНЫЙ) полюс? (НЕТ)
4.Верно ли высказывание что: В Антарктиде все направления (стороны горизонта) северные? (ДА)
5.Верно ли высказывание что: Континент омывается четырьмя (ТРЕМЯ) океанами? (НЕТ)
6.Верно ли высказывание что: Южная полярная область, включающая Антарктиду и прилегающие к ней острова называется Антарктикой. (ДА)
7.Верно ли высказывание что: Северный Ледовитый океан омывает Антарктиду? (НЕТ)
8. Верно ли высказывание что: это огромная глыба льда не плавающая в океане? (НЕТ)
Вывод:
Учитель.
-Завершился этап «Мозговой штурм». По вашим ответам я увидела, что раннее изученный материал вами усвоен. Оцените себя, на данном этапе работы.
Работа по атласу (индивидуально каждый обучающийся показ названного учителем объекта)
Учитель.
-Покажите на карте соответствующие объекты, названные мною.
-Я называю, а вы показываете каждый в своём атласе.
Завершился этап «Работа по карте». По вашим ответам я увидела, что предложенный материал вами усвоен. Оцените себя, на данном этапе работы.
III. Изучение нового материала
Учитель. Читает стихотворение вслух.
Н. Жиманов «Антарктида»
Сколько льда в Антарктиде и света!
Здесь холодные дуют ветра,
Здесь не видно привычного лета,
Даже летом мороз, холода.
Материк этот долго искали,
Пробивались сквозь бури и лед,
Кук решил, что не надо медали,
Ни за что он вперед не пройдет.
Но отважные русские люди,
Смело шли всё вперед и вперёд,
Покорить Антарктиду решили,
Вышли в море на судне «Восток»
Со стихией сражались умело,
И награда за это была.
Антарктида любила лишь смелых,
И открыла свои берега.
Физминутка
Упражнения для глаз
Вопросы к прочитанному тексту стихотворения.
Учитель.
-О чем это стихотворение?
-Почему Антарктида покорилась лишь отважным и смелым людям?
-Давайте же уточним, как будет называться тема нашего урока?
Учитель.
-Сегодня на уроке мы узнаем историю открытия материка, узнаем имена выдающихся исследователей и путешественников, внесших вклад в изучение Антарктиды.
3.Запись числа и темы урока.
Учитель.
-Открываем тетради, записываем число и тему урока
4.Словарная работа (Чтение и запись в тетрадь обучающимися значение слова)
Экспедиция – поездка или поход с научными или военными целями.
-Знаете, какими книгами зачитывались культурные люди России в XIX веке?
-Они любили читать «Дневники путешественников»
5.Актуализация опорных знаний.
Учитель.
-Долгие годы людям ничего не было известно о самом южном материке. Никто из путешественников, даже лучшие моряки того времени – англичане, не могли сквозь лёд пробиться к берегам материка Антарктида. Оснащение парусных судов не позволяло преодолеть полосу сплошных льдов. Известный английский мореплаватель Джеймс Кук несколько раз пересекал линию Южного полярного круга, но материка так и не нашел. (Слайд Кук)
6.Рассказ учителя о Джеймсе Куке: (Краткая биография)
Учитель.
-Мореплаватель Джеймс Кук – один из самых известных исследователей Мирового океана XVIII века. Он совершил 3 кругосветных морских путешествия, в ходе которых были составлены карты восточного побережья Канады, западного побережья Северной Америки, Тихого, Индийского и Атлантического океанов.
Карты Джеймса Кука были настолько точными, что все мореплаватели пользовались ими до середины XIX столетия.
Родился он 27 октября 1728 года в Англии.
В возрасте восемнадцати лет он нанимается юнгой на торговый бриг. Так началась морская жизнь Джеймса Кука.
Он был дисциплинирован, сообразителен и хорошо знал корабельное дело.
Джеймс Кук после своего путешествия 1772-1775 годов написал: «Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка… Я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне». Авторитет Д. Кука был настолько велик, что дальнейшие поиски Антарктиды были прекращены»
7. Рассказ учителя о Ф.Ф.Беллисгаузене и М.П. Лазареве (работа по учебнику коллективная учитель и обучающиеся)
Объясняя материал, учитель подтверждает наглядностью (презентацией) свой рассказ и обращает обучающихся к учебнику стр.91-92, для подтверждения фактов.
Учитель.
-В 1819 году была организована первая русская антарктическая экспедиция на кораблях «Восток» и «Мирный». Командовали судами Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев.
-Именно русская экспедиция под командованием Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева открыла последний неизвестный материк Земли – Антарктиду.
8.Работа с картой: рассказ-демонстрация учителя.
Учитель.
-Покажите по карте, каким путем мореплаватели могли попасть из Европы в Антарктиду?
9. Рассказ учителя сопровождается показом слайдов к уроку.
Учитель.
-В январе 1820 года мореплаватели подошли берегу Антарктиды, но шторм, шквалистый ветер, ледяные скалы не позволили высадиться на берег.
-В марте корабли ушли на ремонт и отдых в Австралию.
-Весной плавание продолжилось . Экспедицией было открыто 29 островов, зарисованы и нанесены на карту берега Антарктиды.
-1820 год принято считать годом открытия шестого материка – Антарктида.
-Это событие до сих пор считают открытием XIX века.
-После русской экспедиции в Антарктику отправились мореплаватели многих государств: Норвегии, Франции, Англии Германии, США.
-В 20 веке Руалу Амундсену под руководством опытного полярного исследователя,
Роберта Скотта, удалось проникнуть в глубь Антарктиды и достигнуть Южного полюса.
10 .Самостоятельная работа. Работа по учебнику
Учитель.
-Прочитайте и расскажите о покорении Южного Полюса – норвежцем Руалем Амундсеном и англичанами под руководством Роберта Скота.
-Что воздвигнуто на месте гибели экспедиции Р.Скота, какие слова написаны.
11. Сообщение обучающихся о Руале Амундсене и англичанине Роберте Скоте.
-В детстве Роберт, который так же, как и его отец, не мог похвастаться крепким здоровьем, наслушавшись от своих дядей всевозможных рассказов о море, и сам воспылал романтикой дальних странствий. В своих детских играх он представлял себя бравым адмиралом, уверенно ведущим свое судно навстречу неизведанным землям. Он был упрямым малым, ленивым и даже несколько неряшливым, но по мере своего взросления нашел в себе силы перебороть эти недостатки.
-Руал Амундсен (1872-1928) - норвежский полярный путешественник и исследователь. Родился в провинции Эстфолл (в Борге) в семье потомственных мореплавателей. После гимназии поступил на медицинский факультет университета в Христиании, но через два года ушел из университета и нанялся матросом на парусную шхуну, отправлявшуюся на промысел тюленей в Гренландское море. Проплавав два года, сдал экзамен на штурмана дальнего плавания. В 1897-1899 годах в качестве штурмана участвовал в бельгийской антарктической экспедиции на судне "Бельжика". По возвращении снова держал экзамен и получил диплом капитана дальнего плавания.
12. Вопросы по предложенному и изученному материалу (учебник)
1. Как назывались два корабля, на которых была организованна первая русская антарктическая экспедиция? («Восток» и «Мирный»)
2.Кто командовал этими судами? (Фадей Фадеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев)
Учитель.
3.С какого порта вышли корабли, отправляясь по Атлантическому океану на юг?(Корабли вышли из порта Кронштадт и отправились по Атлантическому океану на юг.)
4.Дата начала экспедиции? (1819 год)
5.Чем ознаменован январь 1820 года?
(В январе 1820 года мореплаватели ближе подошли к берегу Антарктиды, но штормовая погода, туман и отвесные ледяные скалы не позволили высадиться им на берег. И только 28 января 1820 года люди впервые увидели поверхность материка.)
6.Какой год принято считать годом открытия материка Антарктида? (1820 год)
7.Какой по счёту это был материк? (Шестой)
-Завершая этап «Изучение нового материала» по вашим ответам я увидела, что предложенный материал вами усвоен. Оцените себя, на данном этапе работы. Поставьте отметку.
«Изучение нового материала»
1. Работа по вопросам.
2. Работа по карте.
1V. Закрепление изученного материала.
1. Обучающиеся работают коллективно.
Учитель:
-Проверим ваши знания и умения, полученные на уроке. Даются вопросы и ответы. Определи правильный ответ.
1.Поездка или поход с научными или военными целями? (Экспедиция)
2. Как назывались два корабля, на которых была организованна первая русская антарктическая экспедиция? («Восток» и «Мирный»)
3.Кто командовал этими судами? (Фадей Фадеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев)
4.С какого порта вышли корабли, отправляясь по Атлантическому океану на юг?
(Корабли вышли из порта Кронштадт и отправились по Атлантическому океану на юг.)
5.Дата начала экспедиции? (1819 год)
6. Какой известный английский мореплаватель несколько раз пересекал линию Южного полярного круга, но так и не нашёл материка? (Джеймс Кук)
2.Проверка тестирования (самопроверка, показ правильных ответов на экране)
Учитель.
-Завершился четвёртый этап «Тестирование». Каждой группе необходимо оценить свои знания и умения и на этом этапе, поставить отметку (заполнение оценочного листа обучающимися).
-Завершился этап «Закрепление пройденного материала».
-По вашим ответам видно, что предложенный материал вами усвоен.
-Оцените себя, на данном этапе работы.
V.Подведение итога урока:
Учитель.
- Почему опытные мореплаватели не смогли в 18 веке достичь берегов Антарктиды?
- Кто первый достиг берегов Антарктиды?
- Назовите дату открытия шестого материка
Рефлексия.
Заключительная часть урока.
Учитель.
-Завершился урок.
-Каждый обучающийся приложил максимум усилий, для того чтобы пополнить свой багаж знаниями, умениями и навыками.
На данный момент каждому необходимо оценить себя и поставить отметку за урок (заполнение оценочного листа обучающимися).
Обратите внимание:
-На все ли вопросы вы смогли ответить?
-Оцени свою работу на уроке по пятибалльной системе.
-Выставление оценок (комментирование учителем).
-Задание на дом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.