Поурочный план по слушанию музыки
Дата__________ |
Класс_1_______ |
№ урока ______ |
Тема : Пантомима. Дивертисмент
Цель урока: познакомить обучающихся с видом сценического искусства - пантомима.
Задачи:
1)образовательные:
- познакомить с понятиями «пантомима», «мим», «театр пантомимы»;
- познакомить с самыми известными актерами классической пантомимы;
- познакомить с особенностями грима и стилем одежды в пантомиме;
- повторить понятия «эмоция», «мимика», «жест», «поклон», виды жестов;
- учить разыгрывать пантомимические этюды.
2)воспитательные:
- прививать интерес к театральному искусству;
- способствовать формированию интереса к творческому самовыражению.
3)развивающие:
- развивать пантомимические навыки.
- способствовать развитию эмоционально-образной сферы (воображения, мышления, памяти).
МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
- словесные – объяснения (пояснения практического действия), беседа, комментарии;
- практические – упражнения, практические задания.
Формы организации занятия: коллективная, групповая, индивидуальная.
Планируемые предметные результаты урока:
Личностные – формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Регулятивные – ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата.
Правильно оформлять и вести записи в тетради.
Познавательные – обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Коммуникативные – слушать собеседника и вести диалог. Выступать перед классом. Кратко формулировать свои мысли. Задавать уточняющие вопросы
Ход урока
1.Организационный момент
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
Приветствие, проверка отсутствующих
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников
Давайте вспомним, какие произведения, с которыми мы уже познакомились, написаны на сказочный сюжет.
М.И. Глинка «Руслан и Людмила»; Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане». С.С. Прокофьев «Золушка».
* Из всех перечисленных произведений одно относится к балету. Какое? Правильно. Это балет «Золушка» С.С. Прокофьева.
Что вы знаете о балете
*Балет – это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись музыка, хореография, драматическое искусство Здесь не поют и даже ничего не говорят. Здесь танцуют! Сегодня вы узнаете много нового о балете
Вы пришли в театр посмотреть спектакль – балет. Вы удобно устроились в креслах, зазвучала музыка, открывается занавес, выходят танцоры. Двигаются они просто замечательно, а сцена не оформленная. Будет ли вам интересен спектакль?
Чтобы спектакль был зрелищным, нужно красиво и умело украсить сцену. Её оформляют в соответствии с сюжетом. Для балетных постановок необходимы произведения архитектуры, скульптуры (различные колонны, статуи), живописи и сценическое освещение.
Запишем новое слово – декорации – украшение сцены
Мы вновь возвращаемся к нашему спектаклю. Теперь сцена красиво оформлена. Мы продолжаем смотреть спектакль и внимательно приглядываемся к нашим танцорам. И вдруг замечаем, что их лица скучны и ничего не выражают. Интересно ли нам будет смотреть такой спектакль?
Мы бы даже и не поняли сюжета, не поняли, как герои относятся друг к другу, какие они испытывают чувства в тот или иной момент.
Но эта проблема была решена, и теперь актёры своими движениями, жестами и взором поясняют всё, чтобы слушателю был понятен сюжет. Одним словом, это пантомима – немая игра актёров, язык выразительных жестов, мимики и телодвижений
4. Хочу вам предложить изобразить пантомиму:
а) чувство гнева;
б) чувство радости;
в) чувство страха;
г) волнение.
Возможен вариант – игра «Мимика»: преподаватель даёт каждому ребёнку задание (говорит на ушко) – изобразить какую-либо мимику. Ребёнок показывает – остальные угадывают.
Например: злость, радость, мечтательность, печаль, удивление, разочарование, отвращение.
5. Таким образом, можно вывести формулу, что же такое балет:
БАЛЕТ= музыка + танец и пантомима + декорации
6. Чтобы не заблудиться в большом спектакле, надо знать, что любой большой спектакль состоит из маленьких номеров и танцев, номера соединяются в сцены (сцена в лесу, сцена в доме и т.д.), а сцены объединяются в действия – акты. Между действиями есть перерывы – антракты. А в начале спектакля, как правило, звучит увертюра (что в переводе с французского означает «открывать»)
7. Поговорим о людях, которые создают балет:
Кто пишет музыку к балетам?
Кто её исполняет?
Кто рисует декорации?
Кто ставит танцы артистам?
Балетмейстер – режиссёр балетного спектакля
8. Переходим к знакомству с музыкой балета и добавим в нашу копилку ещё одно произведение на сказочный сюжет.
? Скажите, в какой сказке происходит интересное событие на Рождество?
! Это сказка «Щелкунчик». Русского композитора П.И. Чайковского очень увлёк сюжет сказки, поэтому он сочинил музыку к балету «Щелкунчик»
? С какими произведениями гениального русского композитора П.И. Чайковского вы уже знакомы?
! Сборник пьес для фортепиано «Детский альбом». Вспомним главных героев сказки «Щелкунчик и мышиный король», а также её сюжет.
Перенесёмся во 2-й акт и послушаем несколько танцев из Дивертисмента. Дивертисмент – рисует картину бала, праздника. Это ряд танцев развлекательного характера, обычно не связанных с сюжетом
Итак, Мари с принцем отправляются в его необыкновенный город – Конфитюренбург. Их приветствуют жители сладкого городка, у каждого свой танец: Китайский танец («Чай»), Арабский танец («Кофе»), Танец пастушков, Танец Феи Драже, Марш.
До прослушивания вам дано следующее задание:
а) определить характер каждого танца, пользуясь предложенными эпитетами;
б) попробовать определить инструмент или группу инструментов, которые солируют в том или ином танце.
Слушаем: П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Дивертисмент из 2-го действия
Вам понравилась музыка танцев?
Ответы учащихся:
а) Китайский танец – шутливый, озорной
Арабский танец – мрачный, серьёзный
Танец пастушков – подвижный, задорный
б) Китайский танец – фагот с флейтой
Арабский танец – струнные инструменты
Танец пастушков – три флейты
Танец Феи Драже – челеста
Марш – труба
Челеста – звук, как мягкий колокольчик. По-итальянски означает – «небесный». Челеста похожа на маленькое пианино, но молоточки ударяют не по струнам, а по металлическим пластинкам. Она изобретена во Франции в 1886 году. Это клавишный ударный инструмент. Его используют для создания поэтичных и возвышенных музыкальных образов, как, например, в Танце Феи Драже
9. Просмотр Дивертисмента на видео.
10. Закрепление пройденного материала:
Сегодня на уроке вы услышали много новых слов. И для того чтобы определить, как вы усвоили тему «Балет», вам будут предложены карточки, в которых вы галочкой отметите те слова, которые имеют отношение к балету. И затем мы все вместе проверим ваши работы.
Раздаются карточки со следующими словами:
Ансамбль Интродукция Па-де-де
Антракт Каватина Пантомима
Ариозо Кордебалет Увертюра
Ария Лейтмотив Хор
Декорации Либретто Хореография
Монолог Дивертисмент Балетмейстер
Дирижёр Оркестр Эпилог
10. Домашнее задание: Сделать рисунок к любому фрагменту балета «Щелкунчик».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.