Конспект
урока по алгебре 7 класс
Понятие прямой пропорциональности (ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ)
Цели: ввести понятие прямой пропорциональности как функции определенного вида; формировать умение распознавать прямую пропорциональность и вычислять значение функции по формуле.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Устная работа.
1. Найдите значение функции у = для следующих значений аргумента:
а) 0; 5,5 б) 4; в) –4; 11,5.
2. Проверьте, принадлежат ли графику функции, заданной формулой у = 2х + 14, следующие точки:
а) А (0; 14); б) В (–2; 8); в) С (–7; 0); г) D (7; 0).
3. Решите уравнение.
а) 3х = 12; х =4 б) –2х + 14 = 0; х =7 в) х – 15 = 2; х =17 г) х + 2 = х; не имеет смысла
III. Объяснение нового материала.
1. Введение понятия основывается на рассмотрении конкретных практических примеров со с. 67 учебника.
Задача: «Вычислить площадь прямоугольника, основание которого равно 3, а высота равна х». Если искомую площадь обозначить буквой у, то ответ можно записать формулой:
у = 3х.
Если основание прямоугольника равно k, то зависимость между высотой х и площадью у выразится формулой
у = kх.
Каждое заданное значение числа k определяет некоторую функцию у = kх.
Затем формулируем четкое определение:
Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида у = kх, где х – независимая переменная, k – не равное нулю число. |
2. Просим учащихся привести примеры прямой пропорциональности и примеры функций, не являющихся прямой пропорциональностью. Также рассматриваем примеры № 140 с. 69 учебника. Показываем, что число k называется коэффициентом прямой пропорциональности, а само название функции связано со следующей пропорцией:
у = kх.
IV. Формирование умений и навыков.
Упражнения на усвоение понятия прямой пропорциональности и выполнение основных действий по формуле.
1. № 141 с.69-70
2. № 142(1) с.70
3. № 143(1) с.70
V. Физ.минутка.
VI. Самостоятельная работа
1. Книга стоит 150 рублей. Выразите формулой зависимость между купленным количеством (п) данных книг и уплаченной суммой (у) в рублях. (Ответ: у=150п)
2.
Автомобиль «Лада» движется по шоссе со скоростью
80 км/ч. Записать формулу, выражающую зависимость длины пути s (в км) от
времени движения t (в ч). Чему равно s (3), s (5,4)? (Ответ:
s =80t, s (3)=80*3=240, s (5,4)= 80*5,4=432)
3. Зависимость между переменными х и у выражена формулой у = kх. Определить k, если у = –5 при х = 2,5. (Ответ: –5=2,5k k = –5: 2,5 k = –2)
4. Дана таблица значений функции у = kх:
х |
0,5 |
|
1,4 |
2,1 |
3 |
|
у |
|
1 |
4,2 |
|
|
9,6 |
Найти k и заполнить пропущенные клетки.
VII. Итог урока.
– Сформулируйте определение прямой пропорциональности.
– Приведите примеры прямой пропорциональности.
– Как называется число k в записи формулы прямой пропорциональности у = kх? Какое это число? (Коэффициент пропорциональности; не равное нулю число)
– Почему данная функция получила свое название?
VIII. Домашнее задание: п.9 с.67-69, выучить определение; № 142(2) с.70; выполнить задания по карточке (индив).
КАРТОЧКА
1. Один килограмм конфет стоит 98 рублей. Записать правило, выражающее зависимость стоимости у (в руб.) от массы конфет х (в кг).
2. Дана функция у = 4х. Заполнить таблицу:
х |
–2 |
|
0 |
0,5 |
|
2 |
у |
|
0 |
|
|
–2 |
|
Самостоятельная работа
Вариант 1
1. Постройте систему координат. Отметьте в координатной плоскости точки: (2,5; 1), (2,5; –1), (0,4; 3,5), (–0,4; 3,5).
2. Запишите координаты точек:
3. В каких координатных четвертях расположены точки:
А (–87; 98); В (0,1; –0,01); С (–1,25; –3,48)?
4. Постройте в координатной плоскости прямую проходящую через точки С (–4; 3) и D (3; –1). Найдите координаты точек, в которых эта прямая пересекает ось х и ось у.
Вариант 2
1. Постройте систему координат. Отметьте в координатной плоскости точки: (4; 3,5), (4; –3,5), (–5,3; –1,5), (5,3; –1,5).
2. Запишите координаты точек:
3. В каких координатных четвертях расположены точки:
А (25; 360); В (–2,5; –100); С ?
4. Постройте в координатной плоскости прямую, проходящую через точки А (3; 4) и В (–5; –1). Найдите координаты точек, в которых эта прямая пересекает ось х и ось у.
повторить тему «Построение точек в координатной плоскости» для последующего изучения графика прямой пропорциональност
1. Найдите значение функции у = для следующих значений аргумента:
а) 0; б) 4; в) –4;
2. Проверьте, принадлежат ли графику функции, заданной формулой у = 2х + 14, следующие точки:
а) А (0; 14); б) В (–2; 8); в) С (–7; 0); г) D (7; 0).
3. Решите уравнение.
а) 3х = 12; б) –2х + 14 = 0; в) х – 15 = 2; г) х + 2 = х;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.