Урок по биологии, 5 класс
Тема: «Увеличительные приборы для исследований»
|
|
|
|
Составила: Бальбух Наталья Павловна
Учитель биологии
ГОУ ЛНР «Литвиновский УВК»
2023 г.
Место проведения: кабинет биологии.
Дидактические цели (для учителя): создание условий для усвоения знаний каждым учащимся по теме урока.
Цель (для учащихся): формирование знания об устройстве увеличительных приборов и правилах работы с ним.
Задачи:
Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянным оборудованием), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, метод самостоятельного решения расчетных задач, практический.
Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний. Применение их на практике в ходе выполнения лабораторной работы.
Оборудование для учителя: интерактивный комплекс, ПК, мультимедийная презентация.
Оборудование для учащихся: лупа, световой микроскоп, готовый микропрепарат, учебник.
Формируемые УУД:
Ход урока:
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами начнём изучать удивительный невидимый привычным глазом мир.
2. Актуализация знаний. Вы знаете, что в природе выделяют царства. Назовите, пожалуйста, эти царства?
Ответы детей: Царства Бактерий, Грибов, Растений, Животных и Вирусов.
Вопрос учителя: организмы каких-то Царств вы можете увидеть невооружённым глазом, а каких-то нет. Кого мы не видим, но знаем, что они существуют?
Ответы детей: бактерии и вирусы.
Учитель: Правильно, а ещё мы не можем увидеть некоторых очень маленьких одноклеточных животных, растений и грибов без увеличительных приборов. Тема сегодняшнего урока: устройство увеличительных приборов (слайд 1).
Этот урок будет интересным тем, что знания, которые вы получите на уроке, сразу же сможете применить практически! (слайд 2).
В конце урока вы должны будете знать устройство лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами. Уметь: работать с лупой и микроскопом (слайд 3).
3. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Итак, мы приступаем к лабораторной работе (слайд 4). Поскольку это первая ваша лабораторная работа, то я обращаю ваше внимание на то, что сначала мы записываем в тетрадь название лабораторной работы “Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними”. В каждой работе указывается цель лабораторной работы:
Мы будем с вами выполнять работу по этапам (слайд 5).
Этапы работы:
(Слайд 6) начинаем знакомство с самого простого увеличительного прибора, с которым вы, может быть, уже встречались – это лупа. Глядя в лупу. Мы сможем увидеть живые организмы, увеличенные от 2 до 20 раз.
(Слайд 7) у вас на партах лежат лупы, давайте рассмотрим части лупы.
Правила работы с лупой очень простые: Берём за ручку и приближаем к предмету до чёткого его видения (слайд 8).
(Слайд 9). Теперь, зная строение лупы и правила работы с ней, выполните задание: Возьмите лупу и рассмотрите текст в учебнике.
Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: какие объекты можно рассмотреть, если вы учёный – биолог.
Предположительные ответы детей: маленьких насекомых, цветы.
(Клик). Действительно, вы правы, с помощью лупы вы, как юные исследователи, можете более подробно рассмотреть мелких животных и растения.
(Слайд 10). А теперь мы приступаем к знакомству с микроскопом.
Микроскоп в переводе с греческого языка — маленький и смотрю — прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений, а также измерения объектов или деталей структуры, невидимых или плохо видимых невооружённым глазом.
(Слайд 11). На самом деле очень трудно назвать первого изобретателя микроскопа, потому, что в 16 веке очень многие увлекались шлифовкой стёкол. В 1595 году Захариус Йансен смонтировал две выпуклые линзы внутри одной трубки, тем самым, заложив основы для создания сложных микроскопов. Роберт Гук с помощью усовершенствованного им микроскопа наблюдал структуру растений и дал чёткий рисунок, впервые показавший клеточное строение пробки бузины. Он же и предложил термин “клетка” в 1665 году.
(Клик). На слайде вы видите микроскоп Роберта Гука и клетки такими, какими он их впервые увидел.
(Слайд 12 и 13). Время приступить к изучению устройства микроскопа. Наш школьный микроскоп состоит из механической и оптической части.
(Слайд 14 и 15). Для того, чтобы узнать увеличение микроскопа, надо число на окуляре умножить на число на объективе.
Слайд 16. Итак, произведение двух чисел покажет увеличение микроскопа.
Динамическая пауза (Встали: Хлопок над головой, если речь идет о живом организме, присели, если речь идет о неживом организме: сосулька, рысь, лист осины, снег, амеба, гриб, карандаш, астра, река)
Слайд 17. Ребята, приступаем к изучению правил работы с микроскопом. Очень важно, что работаете вы, сидя за своей партой. Нужно поставить микроскоп на середину парты, штативом к себе. Обратите внимание, что во время работы его сдвигать НЕЛЬЗЯ! Посмотрите на слайд и найдите ошибку на рисунке. Ответ детей: ставим штативом к себе.
Слайд 18. Молодцы! Продолжаем знакомство с правилами работы с микроскопом. Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения.
Слайд 19. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом.
Слайд 20. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм. Подумайте, почему нельзя опускать винт, глядя в окуляр? Ответ детей: можно раздавить предметное стекло.
Слайд 21. Перед вами микроскоп, подготовьте его к работе, соблюдая все правила техники безопасности при работе с микроскопом. Мы приступаем к самому интересному: рассматриванию микропрепаратов под световым микроскопом.
Положите готовый микропрепарат кожицы лука на предметный столик под зажимы.
Рассмотрите микропрепарат. Что вы увидели? Ответ детей: клетки.
Приступаем к проверочному тесту. Слайды 22-31.
Параллель 10 учащихся получают индивидуальные задания по карточкам (Приложение)
Слайд 32. Домашнее задание: Вопросы после параграфа 7.
Спасибо за внимание!
Литература
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014.
2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2014 г.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014 г.
Приложение
1 |
||||||||||
|
2 |
|
||||||||
|
3 |
|
||||||||
4 |
|
|||||||||
5 |
|
|||||||||
6 |
|
Задание 1. Вопросы к кроссворду:
1. Назовите оптический прибор для рассматривания в увеличенном виде небольших, не различимых простым глазом предметов? __________________
2. Назовите самый простой увеличительный прибор?____________________
3. Что помогает направлять свет? ________________________________
4. Что поднимает и опускает зрительную трубку?
5. Какая часть микроскопа, расположенная на нижнем конце тубуса? ____________________
6. Что служит для прикрепления тубуса и предметного столика, для удобства установки? ____________________
Ключевое слово___________________________________
Задание 2. Какие утверждения верны?
Поставьте знак “+” или “-”.
1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.
2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.
3. Пластиды – есть только у растительных клеток.
4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.
5. Живые клетки только питаются.
6. Организм человека состоит из клеток.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.