Автор: Юрина Александра Викторовна
Место работы, должность: МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара, учитель биологии
Регион: Республика Коми
Конспект урока на тему: «Заболевания органов пищеварения»
(элементы технологии сотрудничества и ИКТ - технологии)
Цель: Создать условия для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний о заболеваниях органов пищеварения, сформировать представления о биологии как науки, тесно связанной с медициной и ее роли в жизни человека и общества в целом для сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
1. Продолжить формирование знаний о пищеварительной системе, изучить причины возникновения заболеваний органов пищеварения, симптомы их проявления;
2. Показать учащимся взаимосвязь правильного питания и здоровья, последствий неправильного питания и значимости здорового питания для сохранения и укрепления здоровья;
3. Продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формировать умения работать с текстом, самостоятельно действовать в соответствии с инструкцией;
4. Продолжить воспитание интереса к предмету, совершенствовать навыки коммуникативного общения в группе; развитие чувства прекрасного.
Тип урока: урок нового знания
Формы работы: фронтальная, групповая
Используемые образовательные технологии: технология сотрудничества, элементы ИКТ – технологии
Приёмы по формированию самоконтроля и самооценки: самооценка по плану на основе видов деятельности
Ресурсы:
1. Пономарёва И.Н. Биология: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ ИН. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. И.Н. Пономарёвой. М.: Вентана – Граф, 2014;
2. Мультимедийная презентация
ХОД УРОКА
1 этап. Организационный этап урока
Учитель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех сегодня! А для того чтобы настроиться на хорошую работу, я прошу вас повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
1.1.Проверка домашнего задания
2 этап. Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний
Учитель: Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы, связанные со здоровьем человека. А для того чтобы понять о чём именно мы будем говорить сегодня, я прошу вас внимательно рассмотреть фотографии, представленные на слайдах и ответить на вопрос: Что не так на этих фотографиях?
Просмотр слайдов презентации.
Ученик: близко контактировать с домашними животными
Ученик: пить из открытых источников
Ученик: есть на улице немытыми руками
Ученик: купаться в запрещенных местах и др.
Учитель: Всё верно. Молодцы. Вы, наверное, и сами были в таких ситуациях. И к большому сожалению, мы часто не понимаем к чему может привести такое легкомысленное отношение к своему здоровью.
Учитель: Скажите, почему опасно есть на улице немытыми руками, купаться в запрещённых местах, пить из открытых источников, близко контактировать с домашними животными?
Ученик: Думаю, можно заболеть.
Учитель: Правильно. Всё это может привести к серьезным заболеваниям. Скажите, а как называют организмов, которые вызывают различные заболевания?
Ученик: паразиты.
Учитель: Совершенно верно, паразиты. А можете ли вы привести примеры паразитов?
Ученик: бактерии, вирусы, микробы
Учитель: Верно. А кто может дать определение понятию паразит?
Ученик: Паразит – это организм, живущий за счёт другого организма – организма хозяина.
Учитель: Правильно. Мы знаем с вами, что паразиты невидимы и от этого становятся более опасными. Сможет ли наш с вами организм дать им отпор? Какие органы будут являться «воротами» для проникновения паразитов?
Ученик: Наш организм сможет дать отпор проникновению паразитов с помощью органов пищеварения.
Учитель: Абсолютно верно. Воротами для проникновения в наш организм инфекции служат органы пищеварения. Поэтому, кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока?
Ученик: Заболевания органов пищеварения
Учитель: Верно. То есть сегодня на уроке речь пойдет о заболеваниях пищеварительной системы и о том, как от них уберечься. Запишите тему урока в свои тетради.
3 этап. Изучение нового материала.
Учитель: Скажите, какие заболевания органов пищеварения вы знаете? (дети в основном затрудняются ответить или называют не совсем точно).
Учитель: Сегодня мы с вами разберём три группы наиболее распространённых заболеваний, а именно желудочно – кишечные, глистные заболевания и пищевые отравления. Для того чтобы разобраться в данных заболеваниях и в том, как от них уберечься, я вам предлагаю поработать с учебником и заполнить таблицы, которые лежат у вас на партах (в последующем учащиеся вклеивают их в тетрадь).
3.1. Исследование, оформление работы
Первая колонка изучит желудочно-кишечные заболевания, вторая – глистные, третья - пищевые отравления. Приступайте к работе. (Учащиеся работают с текстом параграфа учебника и заносят информацию в соответствующие столбцы таблицы. По завершению работы происходит взаимопроверка. Учащиеся обсуждают и дополняют друг друга).
3.2. Представление результатов работы
Учитель: А, теперь проверим, что у вас получилось. Кто желает рассказать, что у него получилось? (один ученик из каждой колонки отвечает, другие поправляют или дополняют его)
Ученик: Желудочно – кишечные заболевания
Причины, источник заражения |
Наиболее опасные болезни |
Признаки заболеваний |
Переносчики возбудителей |
Профилактика |
Немытые руки. Грязные овощи и фрукты. Сырая вода. Грязная посуда. |
Холера. Брюшной тиф. Дизентерия. |
Повышение температуры. Диарея. Рвота. |
Мухи. Тараканы. Зараженный человек. |
- Мыть руки. - Мыть овощи и фрукты. |
Ученик: Глистные заболевания
Причины, источник заражения |
Наиболее опасные болезни |
Признаки заболеваний |
Переносчики возбудителей |
Профилактика |
Немытые руки. Грязные овощи и фрукты. Домашние животные. Плохо проваренные или прожаренные мясо и рыба. |
Аскарида. Острицы. Цепни. |
Тошнота. Рвота. Малокровие. Утомляемость. Рассеянность. Головные боли.
|
Мухи. Животные. Зараженный человек. |
Мыть руки. Мыть овощи и фрукты. Хорошо проваривать и прожаривать мясо и рыбу |
Ученик: Пищевые отравления
Причины, источник заражения |
Наиболее опасные болезни |
Признаки заболеваний |
Первая помощь |
Профилактика |
Недоброкачественная пища. Испорченные консервы. Ядовитые грибы и растения.
|
Ботулизм.
Сальмонеллез. Острые кишечные инфекции. |
Боль в животе. Повышение температуры. Диарея. Тошнота, рвота. Общая слабость. |
Промывание желудка.
Крепкий сладкий чай. Покой. |
Следить за сроком годности продуктов питания. Правильно хранить продукты, особенно скоропортящиеся. Не употреблять в пищу незнакомые грибы, растения |
После выступления каждого учащегося учитель при необходимости корректирует и дополняет ответы учащихся
Учитель: Молодцы. Вот вы сказали, что одной из опасных желудочно – кишечных болезней является холера. Как вы думаете в настоящее время холера побеждена?
Ученик: Нет.
Учитель: Это, действительно, так. Последний случай эпидемии холеры зарегистрирован в декабре 2010 года на острове Гаити. Погибло более 3000 человек, заражено примерно 150 тыс. человек. В нашей стране зафиксирован последний случай холеры в 2008 году. Это был 15-летний юноша. Главная причина холеры – отсутствие чистой воды.
Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент гастроскопического исследования ЖКТ (Показ видеофрагмента с http://school-collection.edu.ru/).
Учитель: А, теперь, скажите пожалуйста, сколько раз в день необходимо мыть руки?
Ученик: мыть руки необходимо мыть как можно чаще, после туалета, после прогулки, после общения с животными, перед приготовлением и употреблением пищи и т.д.
Учитель: Хорошо. А, что же происходит, когда мы немытыми руками берем в рот пищу?
Ученик: с немытыми руками могут попасть в пищевой тракт яйца паразитов, например, человеческой аскариды.
Учитель: Всё верно. Одной из причин пищевых отравлений вы назвали несвежие продукты. Что должен знать покупатель, чтобы не купить недоброкачественные продукты?
Ученик: необходимо обязательно при покупке продуктов обращать внимание на сроки годности.
Учитель: Абсолютно верно. А теперь я вам предлагаю вам разобрать несколько жизненных ситуаций.
4 этап. Рефлексивно – оценочный.
1. Хозяйка пробовала винегрет и раздавала его гостям одной и той же ложкой. Почему так нельзя делать?
2. Что гигиеничнее: сушить посуду или вытирать ее полотенцем?
3. На лесной поляне около оживленного шоссе у всех на виду росла земляника. Почему ее обходили стороной?
4. Банка рыбных консервов помята при перевозке, но ее герметичность сохранена, а срок годности не вышел. Можно ли ее использовать?
5. Крышка банки консервированного сгущенного молока вздута, но сама банка не повреждена. Можно ли консервы со вздутой крышкой использовать для еды?
Учащиеся совместно с учителем разбирают жизненные ситуации.
Учитель: А, теперь я предлагаю вам оценить свою работу и работу группы по предложенному плану (учащимся выдаются небольшие карточки)
критерии |
да |
нет |
Работали дружно |
|
|
Выслушивали мнение всех |
|
|
Получили нужную информацию |
|
|
Выступление вашей группы было интересно и понятно остальным учащимся |
|
|
Ответ «да» -1 балл
Ответ «нет» - 0 баллов
5 этап. Разноуровневое домашнее задание
1. Прочитать параграф учебника 35 (стр. 148 – 150), повторить записи в тетради. Устно ответить на вопросы №1 – 5 (с. 151).
2. Составить памятку «Как уберечь себя от заболеваний органов пищеварения».
3. Составить кроссворд, состоящий из 10 слов на тему «Заболевания органов пищеварения»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.