Конспект урока по биологии: "Грибы"
Оценка 4.6

Конспект урока по биологии: "Грибы"

Оценка 4.6
doc
10.12.2019
Конспект урока по биологии: "Грибы"
Грибы 5 класс.doc

Тема урока: Царство Грибы. Общая характеристика

Цель урока: ознакомить обучающихся с общей характеристикой грибов, их ролью в природе и жизни человека.
 Задачи: дать представление о строении грибов и их роли в природе и жизни человека, продолжить формировать умение работать с научной литературой для  получения учебной  информации.

 

 

 

Ход урока

I. Организационный момент. 

II. Актуализация знаний.
          С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло!

 

Что же такое грибы? Почему грибы выделяют в отдельное царство?

И почему многие люди так любят эти удивительные творения природы?

Ответы на эти вопросы мы с вами попытаемся найти сегодня на уроке.

Тема нашего урока Царство грибы. Общая характеристика. Мы рассмотрим общую характеристику данного царства, узнаем какова роль грибов в природе и жизни человека.

III. Изучение нового учебного материала

Египетские фараоны верили в то, что грибы обладали магическими силами и возможно так оно и есть. Составляя целое царство, они часто ассоциируются с чем-то мистическим и непонятным для нас. Так, давайте же разберемся, что представляют из себя грибы, и какую роль они играют.

Грибы – это самая большая группа растительных организмов (около 100 тыс. видов). Они окружают нас повсюду: в воде, в почве, в воздухе.

Изучением грибов занимается наука – микология. Эта наука прошла долгий путь. Её родоначальником считается Аристотель, который в 4 веке до нашей эры впервые составил описание грибов.

До 18 века о законах развития грибов ничего не было известно. Появление грибов «из ничего», их быстрый рост приписывали удару молнии в землю или обильному выпадению росы. Образование грибных кругов в середине которых трава засыхала, объясняли кознями потусторонних сил.

Учёные долго ломали голову куда отнести грибы – к растениям или к животным. Годами грибы относили к растительному миру. Однако, при ближайшем рассмотрении учёные обнаружили, что у грибов больше общего с животными, чем с растениями. Но только в 1960 году грибы выделили в отдельное царство – Царство Грибы.

Учащиеся заполняют таблицу

Царство Грибы

Признаки сходства с растениями

Признаки сходства с животными

Признаки, характерные только для грибов

- неподвижны;

- имеют прочные клеточные стенки;

- часто осуществляют вегетативное размножение;

- растут верхушечной частью;

- всасывают питательные вещества.

- питаются готовыми органическими веществами – гетеротрофы;

- в клеточных стенках хитин;

- запасной продукт – гликоген;

- образуют мочевину.

- основа вегетативного тела – грибница или мицелий;

- грибница состоит из нитей – гиф;

- гифы состоят из многоядерных или одноядерных клеток;

- переплетение гифов образует плодовое тело.

 

Грибы окружают нас повсюду, и даже там, где их вроде бы и не видно. Всё дело в том, что по своему строению и размерам они очень разнообразны. Мы с вами привыкли видеть «шляпку на ножке», но плесень на продуктах, дрожжи – это тоже грибы.

Строение грибов

 

 

 


                 Одноклеточные                                        Многоклеточные

 

 


         Мукор             Дрожжи                   Шляпочные    Трутовики      Пеницилл    

 

У одноклеточ­ных грибов весь разветвленный мицелий представляет одну клет­ку. Тело многоклеточных грибов  состоит из тонких нитей — гифов, которые часто ветвятся и образуют мицелий, или грибницу. Грибница обладает огромной площадью поверхности, через которую поглощает питательные вещества. Часть грибницы, расположенная в почве, называется почвенной грибницей, наружная часть – это плодовое тело гриба. На нём формируются органы размножения.

Грибная клетка, как правило, имеет хорошо выраженную клеточную стенку. В цитоплазме расположено значительное количество рибосом и митохондрий, аппарат Гольджи развит слабо. Наследственный аппарат сосредоточен в ядрах, число которых колеблется от одного до нескольких десятков. Большое количество включений представлены гликогеном и каплями жира.

Учащиеся заполняют таблицу

Роль грибов в природе и жизни человека огромна.

Роль грибов

Положительная

Отрицательная

- разложение остатков животных и растений, повышение плодородия почвы;

- в медицине - антибиотик (пенициллин);

- укрепляют иммунную систему;

- в пищевой промышленности:

а) как продукты питания

б) в хлебопечении, пивоварении, виноделии, производстве спирта, производстве уксусной кислоты

в) для осветления фруктовых соков

- приготавливают препараты для уничтожения вредных насекомых и сорняков;

- переработка сырья, грубых кормов;

- разрушение бумажных отходов.

- порча продуктов питания;

- болезни растений (фитофтора, чёрная ножка и др.);

- портят смазочные масла, нефтепродукты, вызывают коррозию металла;

- портят книги, произведения искусства;

- вредят здоровью людей и животных.

 

 

IV. Закрепление  материала урока.

     Почему грибы можно считать более высокоорганизованными организмами, чем бактерии?

Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов


          V. Информация о домашнем задании.

Стр. 20-22, составить мини-кроссворд.

 

Конспект урока по биологии: "Грибы"

Конспект урока по биологии: "Грибы"

Конспект урока по биологии: "Грибы"

Конспект урока по биологии: "Грибы"

Конспект урока по биологии: "Грибы"

Конспект урока по биологии: "Грибы"

Конспект урока по биологии: "Грибы"

Конспект урока по биологии: "Грибы"

Конспект урока по биологии: "Грибы"

Конспект урока по биологии: "Грибы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2019