Биология
27.02.2020г
11 класс.
Тема «Экосистема: устойчивость и динамика»
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Динамика экосистемы
Любая экосистема динамична, в ней постоянно происходят изменения в состоянии и жизнедеятельности ее основных компонентов и соотношении популяций. Одной из характерных особенностей экосистем (биогеоценозов) является их суточная, сезонная и многолетняя динамика
Суточная динамика. В каждом биогеоценозе имеются группы организмов, активность жизни которых выпадает на разное время суток. Одни активны в ночное время, а днем скрываются в каких-либо убежищах. Другие ночью пассивны. Таким образом, наблюдаются периодические изменения в составе и соотношении отдельных популяций экосистемы. Суточную динамику обеспечивают не только животные, но и растения (фотосинтез невозможен в темноте; некоторые цветы раскрываются только ночью и опыляются ночными животными). Суточные ритмы прослеживаются в сообществах всех зон, от тропиков до тундр.
♦ Суточные преобразования в экосистемах обычно выражены тем сильнее, чем значительнее разница температур, влажности и других факторов среды днем и ночью. Так, в песчаных пустынях Средней Азии жизнь летом в полуденные часы замирает. Даже виды с дневной активностью прячутся от жары в норах, в тени саксаула либо на его ветвях (ящерицы агамы, ящурки). Ночью, наоборот, пустыня оживает. Ночных и сумеречных животных здесь больше, чем дневных. Многие дневные виды летом переходят к ночному образу жизни (большинство змей, пауки, жуки чернотелки). Особенно типичны суточные миграции морского планктона. Представители зоо- и фитопланктона в Каспийском море, например, днем держатся на глубине от 100 до 350 м, а ночью поднимаются в поверхностные слои.
♦ Сезонная динамика. Она выражается в изменении не только состояния и активности, но и количественного соотношения отдельных видов в зависимости от циклов их размножения, сезонных миграций и др. Смена времен года оказывает влияние на жизнедеятельность растений и животных (периоды цветения, плодоношения, активного роста, листопада, зимнего покоя у растений; спячка, зимний сон, миграции животных). Сезонной динамике подвержена и ярусная структура экосистемы: отдельные ярусы растений могут полностью исчезнуть в соответствующие сезоны года, например, травянистый ярус, состоящий из однолетних растений.
Естественные сезоны природы лесной
Сезон |
Подсезон |
Фенологические индикаторы начала |
|
Снеготаяние |
Появление первых проталин на ровных местах, прилет грачей |
Весна |
Оживление |
Начало пыления ольхи серой и орешника-лещины, начало цветения мать-и- мачехи |
|
Разгар весны Предлетье |
Начало зеленения березы, конского каштана, клена остролистного, рябины; начало пыления березы |
Начало цветения рябины обыкновенной, сосны, сирени обыкновенной |
||
Лето |
Начало лета Полное лето Спад лета |
Начало цветения шиповника, малины; Начало опадения созревших плодов вяза |
Начало созревания черники, морошки, ранних сортов красной и черной смородины |
||
Полное созревание озимой ржи, созревание брусники, начало созревания вишни |
||
Осень |
Начало осени Золотая осень Глубокая осень Предзимье |
Начало пожелтения листьев липы мелколистной, березы, вяза, береста |
Начало пожелтения хвои лиственницы сибирской, запестрение (примерно 50% листьев пожелтело) березы, липы |
||
Конец валового листопада березы, вяза, осины |
||
Конец листопада сирени, тополя; первый снежный покров |
||
Зима |
|
Установление устойчивого снежного покрова |
♦ Многолетняя динамика. Нормальное явлений в жизни любой экосистемы. Она зависит от изменений по годам метеорологических (климатических) условий и других внешних факторов, действующих на сообщество. Кроме того, многолетняя периодичность может быть связана с особенностями жизненного цикла растений-эдификаторов, с повторением массовых размножений животных или патогенных для растений микроорганизмов и т. д.
Рефлексия.
Вопросы и задания
1.Что понимают под динамикой экосистем?
2.В чем выражается суточная, сезонная и многолетняя динамика?
3.Приведите фенологические индикаторы начала естественных сезонов природы.
Д.З. пр№__________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.