План-конспект урока по биологии 7 «Б» класс
Тема: «Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды Млекопитающих: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые».
Цель: сформировать понятия об особенностях и многообразии Млекопитающих
Задачи:
1. Воспитательные
ü способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда
ü формирование научного мировоззрения
ü экологическое воспитание
2. Образовательные
ü организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению основных признаков животных класса Млекопитающих
ü познакомить с общей характеристикой отрядов Однопроходных, Сумчатых, Насекомоядных и Рукокрылых
ü изучить их многообразие, значение и охрану
3. Развивающие
ü развить умения и навыки по определению и распознанию животных данных отрядов
ü создать условия для развития интеллектуальных умений
ü развивать у учащихся познавательный интерес
Оборудование:
1. метровая лента из бумаги
2. оборудование для презентации: экран, проектор, персональный компьютер
Тип урока: изучение нового материала
Методы:
1. словесные: беседа, объяснение с элементами беседы, объяснение
2. наглядные: демонстрация рисунков, таблиц, иллюстраций
3. практические: работа с рисунками учебника, частично – поисковый
Структура урока:
1. организация класса (5 мин.)
2. изучение нового материала (25 мин.)
3. закрепление изученного материала (13 мин.)
4. домашнее задание (2 мин.)
Ход урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
Орг. момент
|
Ребята поверните головы и улыбнитесь своим товарищам. Пусть на сердце будет легко и весело и пусть поддерживает вас на протяжении всего урока душевное тепло ваших друзей!
Сегодня на уроке мы познакомимся с животными класса Млекопитающих.
Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?
Правильно. Где можно встретить млекопитающих? |
Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные.
В воде, на суше, в пещерах, под землёй, на Северном полюсе. |
|||
Постановка проблемного вопроса |
Как вы думаете, что позволило млекопитающим занять все основные среды обитания на планете?
Ребята мы можем с вами сразу ответить на этот вопрос?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающих. Откройте тетради, запишите число, тему урока и разделите страницу на три столбика.
|
Нет |
|||
Изучение нового материала |
Запишите в первую колонку всё, что вы знаете о Млекопитающих.
С общей характеристикой класса млекопитающих вы познакомитесь сами, прочитав статью учебника "Общая характеристика класса Млекопитающих", стр. 157-158, а для того, чтобы упорядочить получаемую информацию, составьте общую характеристику класса Млекопитающих по плану в колонке «Что хотел узнать?». |
|
|
Вспомним, по каким пунктам мы составляем план.
Составьте общую характеристику класса в колонке "Что узнал?" 5 минут.
|
План характеристики класса: 1. среда обитания 2. количество видов 3. внешнее строение 4. внутреннее строение (скелет, нервная система, органы чувств, кровеносная система, дыхательная система) 5. размножение 6. происхождение 7. систематика
1. Обитают в почве, на поверхности земли, в морской и пресной воде, в воде. Среда обитания: наземно-воздушная, наземная, почва, водная. 2. свыше 5,5 тыс. видов 3. Тело покрыто шерстью (волосяной покров). 4. Внутреннее строение: - шея подвижная, из 7 позвонков; - ноги под туловищем; - дифференцированные зубы; - высокий уровень организации нервной системы, есть кора головного мозга; сложные условные и безусловные рефлексы - хорошо развиты органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; - кровеносная система замкнутая; четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения; - лёгкие альвеолярные. 5. Живорождение. Вскармливание молоком, забота о потомстве. 6. Произошли от неспециализированных палеозойских рептилий 160-170 млн. лет назад в мезозойскую эру в триасовый период. |
|
В чём проявляются прогрессивные черты организации животных класса Млекопитающих по сравнению с Пресмыкающимися?
Мы ответили с вами на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?
Таким образом, Млекопитающие, составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Они широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых разнообразных условиях. Этому способствовало то, что млекопитающие в отношении своей организации и физиологических особенностей самая прогрессивная группа животных. |
7. Систематика
Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий. Дифференцировка позвоночного столба на чётко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище. Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детёнышей молоком. Появление шёрстного покрова. Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.
Да (ещё раз перечисляют прогрессивные черты) |
«Передышка» |
Был жаркий день. Я очень устал. Шли мы медленно, но моя собака учащённо дышала, высунув язык. Что с ней случилось?
Какое значение для зверей имеет волосяной покров? Почему он не развит у китов, моржей?
|
На теле собаки почти нет потовых желёз, поэтому в жаркие дни охлаждение организма достигается испарением воды с поверхности языка и дыхательных путей. Это возможно при учащённом дыхании и высунутом языке.
Волосяной покров защищает тело млекопитающих от ушибов и охлаждения. У китов и моржей развит толстый слой подкожного жира, который заменяет им волосяной покров. |
Подкласс Первозвери |
Внимательно рассмотрите рисунок с изображением животного - утконос. Опишите его внешнее строение.
К какому классу животных вы его отнесёте? Почему?
Кто такой утконос: зверь с птичьим клювом, птица со звериным телом или ящер, покрытый шерстью?
О чём это свидетельствует?
Таким образом, в процессе эволюции Млекопитающие разделились на две крупные ветви, одна из которых дала начало, в конце триаса, подклассу Первозвери, а вторая, в меловом периоде, уже была представлена группами высокоорганизованных зверей – подкласс Настоящие звери. |
Тело покрыто шерстью, на голове клюв без зубов, размножается откладыванием яиц, наружных ушных раковин нет.
К пресмыкающимся, к птицам, к млекопитающим. Есть клоака, соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюхе, молоко детёныши слизывают, откладывают яйца, вместо губы – клюв.
Утконос по признаку выкармливания детёнышей молоком относится к млекопитающим животным, но по признаку размножения яйцами и непостоянной температуры тела - к пресмыкающимся. Поэтому его считают млекопитающим, но относят к подклассу яйцекладущих, занимающему по ряду признаков промежуточное положение между классом пресмыкающихся и млекопитающих.
О родстве между ними: млекопитающие произошли от пресмыкающихся. |
Домашнее задание |
Учитель проговаривает, а ученики в тетрадях записывают домашнее задание. |
Прочитать §32, ответить на вопросы на стр. 163. Составить характеристику отрядов по плану: Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. |
Учитель по биологии _____________ /Сурганова Н.В./
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.