Конспект урока по биологии в 7 классе: КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. ПОДКЛАСС ПЕРВОЗВЕРИ, НАСТОЯЩИЕ ЗВЕРИ.
Оценка 4.8

Конспект урока по биологии в 7 классе: КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. ПОДКЛАСС ПЕРВОЗВЕРИ, НАСТОЯЩИЕ ЗВЕРИ.

Оценка 4.8
Работа в классе +2
docx
биология
27.08.2020
Конспект урока по биологии в 7 классе: КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. ПОДКЛАСС ПЕРВОЗВЕРИ, НАСТОЯЩИЕ ЗВЕРИ.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. ПОДКЛАСС ПЕРВОЗВЕРИ, НАСТОЯЩИЕ ЗВЕРИ..docx

План-конспект урока по биологии 7 «Б» класс

Тема: «Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды Млекопитающих: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые».

 

Цель: сформировать понятия об особенностях и многообразии Млекопитающих

 

Задачи:

1.     Воспитательные

ü способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда

ü формирование научного мировоззрения

ü экологическое воспитание

2.     Образовательные

ü организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению основных признаков животных класса Млекопитающих

ü познакомить с общей характеристикой отрядов Однопроходных, Сумчатых, Насекомоядных и Рукокрылых

ü изучить их многообразие, значение и охрану

3.     Развивающие

ü развить умения и навыки по определению и распознанию животных данных отрядов

ü создать условия для развития интеллектуальных умений

ü развивать у учащихся познавательный интерес

 

Оборудование:

1.     метровая лента из бумаги

2.     оборудование для презентации: экран, проектор, персональный компьютер

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Методы:

1.     словесные: беседа, объяснение с элементами беседы, объяснение

2.     наглядные: демонстрация рисунков, таблиц, иллюстраций

3.     практические: работа с рисунками учебника, частично – поисковый

 

Структура урока:

1.     организация класса (5 мин.)

2.     изучение нового материала (25 мин.)

3.     закрепление изученного материала (13 мин.)

4.     домашнее задание (2 мин.)

 


 

Ход урока

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

 

Ребята поверните головы и улыбнитесь своим товарищам. Пусть на сердце будет легко и весело и пусть поддерживает вас на протяжении всего урока душевное тепло ваших друзей!

 

Сегодня на уроке мы познакомимся с животными класса Млекопитающих.

 

Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?

 

 

 

Правильно. Где можно встретить млекопитающих?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные.

 

В воде, на суше, в пещерах, под землёй, на Северном полюсе.

Постановка проблемного вопроса

Как вы думаете,  что позволило млекопитающим занять  все основные среды обитания на планете?

 

Ребята мы можем с вами сразу ответить на этот вопрос?

 

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающих.

Откройте тетради, запишите число, тему урока и разделите страницу на три столбика.

Что знаю?

Что хотел узнать?

Что узнал?

 

 

 

 

 

Нет

Изучение нового материала

Запишите в первую колонку всё, что вы знаете о Млекопитающих.

 

С общей характеристикой класса млекопитающих вы познакомитесь сами, прочитав статью учебника "Общая характеристика класса Млекопитающих", стр. 157-158, а для того, чтобы упорядочить получаемую информацию, составьте общую характеристику класса Млекопитающих по плану в колонке «Что хотел узнать?».

 

 


 

 

Вспомним, по каким пунктам мы составляем план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составьте общую характеристику класса в колонке "Что узнал?" 5 минут.

 

 

План характеристики класса:

1. среда обитания

2. количество видов

3. внешнее строение

4. внутреннее строение

(скелет, нервная система, органы чувств, кровеносная система, дыхательная система)

5. размножение

6. происхождение

7. систематика

 

 

1. Обитают в почве, на поверхности земли, в морской и пресной воде, в воде.  Среда обитания: наземно-воздушная, наземная, почва, водная.

2. свыше 5,5 тыс. видов

3. Тело покрыто шерстью (волосяной покров).

4. Внутреннее строение:

- шея подвижная, из 7 позвонков;

- ноги под туловищем;

- дифференцированные зубы;

- высокий уровень организации нервной системы, есть кора головного мозга; сложные условные и безусловные рефлексы

- хорошо развиты органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;

- кровеносная система замкнутая; четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения;

- лёгкие альвеолярные.

5. Живорождение. Вскармливание молоком, забота о потомстве.

6. Произошли от неспециализированных палеозойских рептилий 160-170 млн. лет назад в мезозойскую эру в триасовый период.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В чём проявляются прогрессивные черты организации животных класса Млекопитающих по сравнению с Пресмыкающимися?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы ответили с вами на проблемный вопрос, поставленный  в начале урока?

 

Таким образом, Млекопитающие, составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Они широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых разнообразных условиях. Этому способствовало то, что млекопитающие в отношении своей организации и физиологических особенностей самая прогрессивная группа животных.

7. Систематика

 

Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий. Дифференцировка позвоночного столба на чётко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище. Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детёнышей молоком.

Появление шёрстного покрова.  Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.

 

Да (ещё раз перечисляют прогрессивные черты)

 


 

«Передышка»

Был жаркий день. Я очень устал. Шли мы медленно, но моя собака учащённо дышала, высунув язык. Что с ней случилось?

 

 

 

 

Какое значение для зверей имеет волосяной покров? Почему он не развит у китов, моржей?

 

 

На теле собаки почти нет потовых желёз, поэтому в жаркие дни охлаждение организма достигается испарением воды с поверхности языка и дыхательных путей. Это возможно при учащённом дыхании и высунутом языке.

 

Волосяной покров защищает тело млекопитающих от ушибов и охлаждения. У китов и моржей развит толстый слой подкожного жира, который заменяет им волосяной покров.

Подкласс Первозвери

Внимательно рассмотрите рисунок с изображением животного - утконос. Опишите его внешнее строение.

 

К какому классу животных вы его отнесёте? Почему?

 

 

 

 

 

 

Кто такой утконос: зверь с птичьим клювом, птица со звериным телом или ящер, покрытый шерстью?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О чём это свидетельствует?

 

 

 

 

 

 

Таким образом, в процессе эволюции Млекопитающие разделились на две крупные ветви, одна из которых дала начало, в конце триаса, подклассу Первозвери, а вторая, в меловом периоде, уже была представлена группами высокоорганизованных зверей – подкласс Настоящие звери.

Тело покрыто шерстью, на голове клюв без зубов, размножается откладыванием яиц, наружных ушных раковин нет.

 

К пресмыкающимся, к птицам, к млекопитающим. Есть клоака, соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюхе, молоко детёныши слизывают, откладывают яйца, вместо губы – клюв.

 

Утконос по признаку выкармливания детёнышей молоком относится к млекопитающим животным, но по признаку размножения яйцами и непостоянной температуры тела - к пресмыкающимся. Поэтому его считают  млекопитающим, но относят к подклассу яйцекладущих, занимающему по ряду признаков промежуточное положение между классом пресмыкающихся и млекопитающих.

 

О родстве между ними: млекопитающие произошли от пресмыкающихся.

Домашнее задание

Учитель проговаривает, а ученики в тетрадях записывают домашнее задание.

Прочитать §32, ответить на вопросы на стр. 163. Составить характеристику отрядов по плану: Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

 

 

 

Учитель по биологии                                              _____________ /Сурганова Н.В./


 

План-конспект урока по биологии 7 «Б» класс

План-конспект урока по биологии 7 «Б» класс

Ход урока Деятельность учителя

Ход урока Деятельность учителя

Изучение нового материала

Изучение нового материала

Вспомним, по каким пунктам мы составляем план

Вспомним, по каким пунктам мы составляем план

В чём проявляются прогрессивные черты организации животных класса

В чём проявляются прогрессивные черты организации животных класса

Передышка» Был жаркий день. Я очень устал

Передышка» Был жаркий день. Я очень устал

Подкласс Первозвери Внимательно рассмотрите рисунок с изображением животного - утконос

Подкласс Первозвери Внимательно рассмотрите рисунок с изображением животного - утконос
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2020