Конспект урока по биологиив 5 классе по теме: "Царство Животные".
Оценка 4.6

Конспект урока по биологиив 5 классе по теме: "Царство Животные".

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
5 кл—6 кл
28.02.2023
Конспект урока по биологиив 5 классе по теме: "Царство Животные".
Открытый урок по биологии Царство животные 5 класс.docx

 

 Тема: «Общая характеристика царства Животные»

 Образовательные:

- Изучить признаки царства Животные, расширить представления учеников о живой природе

Развивающие:

- Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли.

- Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически.

Воспитательные:

- Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к животным.

Планируемые результаты обучения:

         Предметные:

Учащиеся знакомятся с общей характеристикой царства Животные, разнообразием животного мира; учатся выделять существенные признаки животных, находить сходство и отличие в строении клеток растений и животных, различать животных среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль животных в природе, обосновывать необходимость охраны животного мира.

Метапредметные:

         Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за животными, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царству Животные; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках и интерпретировать ее, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Личностные:

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны, понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы, учащиеся формируют правила поведения в природе, развивают умения слушать и слышать другое мнение.

УУД:

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая само регуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Основные понятия урока: царство Животные, жи­вотный мир, охрана животных, Красная книга, заповед­ники, ограниченный рост, зоология, симметрия тела.

Ресурсы: УМК: Биология 5-6, В.В. Пасечник, презентация,

Оборудование: презентация, таблицы, карточки с текстом с пропущенными словами для учащихся, картинки с представителями разных классов живой природы (приложение 3).

         Методы: проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, проектный

 

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку (учебник, тетрадь, письменные принадлежности на столах), проверка отсутствующих.

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.

II. Актуализация знаний

- последние несколько уроков мы с вами изучали царство каких живых организмов…? (растений)

- Давайте с вами вспомним классификацию растений и составим схему всех групп, на которые разделяются растения. Кто желает?

         Работа со схемой Приложение 1.

         Один ученик составляет схему на доске.  Вместе проверяем правильно ли составлена схема.

- Теперь поработаем со схемой все вместе. сейчас я вам раздам по 7 характеристик или отличительных особенностей каждой группы растений, ваша задача выбрать характеристику и прикрепить её к той группе, к которой она относится.

Вешают на доску характеристики присущи каждой группе растений. Проверяют друг друга.

 

Опрос по теме домашнего задания:

- Какие растения называют голосеменными?

- чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных?

- какие растения называют однолетними, двулетними, многолетними?

 

Изучение Новой темы

- Ребята, что мы с вами изучаем на биологии последние несколько уроков? – (Царства живой природы).

- Сколько царств живой природы вы знаете? – (четыре)

- Подскажите, Какие Царства живой природы мы уже изучили? (Называют царства Бактерий, Грибов, Растений)

- А давайте скажем, чем они отличаются друг от друга? Выделите один главный признак каждого из царств.

 

 царства

 

 БАКТЕРИИ ГРИБЫ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ

 (нет ядра) (грибница) (есть хлоропласты) (нет хлоропластов)

          

- С представителями какого царства мы еще не знакомились подробно? – (Царство Животные)

- А какова же тема сегодняшнего урока? – (Царство Животные). Откройте свои тетради и запишите тему урока – «Царство Животные».

- А что мы можем узнать об этом царстве? (формулируют цель и задачи урока – на доске написаны наводящие глаголы)

Задачи:

1. Выделить особенности строения животных;

2. Рассмотреть способы питания животных;

3. Сравнить царства растений и животных;

4. Узнать о способах охраны животных.

III. Изучение нового материала

1.     Общая характеристика царства Животные

-  Может быть, на примере предыдущих царств вы сможете сформулировать характеристики царства животных Давайте попробуем.

 - Не все характеристики назвали, давайте поработает с текстом параграфа. У вас на столах есть листы с незаконченными предложениями. Вам предстоит, используя текст учебника на стр. 68, вставить ключевые слова и у вас получится рассказ о Царстве «Животные».

По окончании работы фронтальная проверка по отдельным предложениям.

Задание № 1 Первые животные возникли в море около1,5 млрд лет назад. Известно около 2 млн видов современных животных. Животные отличаются 1) внешним и внутренним строением (одни покрыты шерстью, другие – перьями, третьи – чешуёй, у четвертых есть раковина, а у многих вообще нет твердых частей тела), 2) размерами, 3) образом жизни.

Все животные имеют общие признаки. Животные используют готовые органические вещества (питаются бактериями, растениями, грибами и другими животными или их остатками). Такой способ питания называется гетеротрофным (питание готовыми органическими веществами).

 Рост животных прекращается после определенного периода развития.

Многие животные активно передвигаются: ползают, прыгают, бегают, летают, плавают. Но есть среди животных и малоподвижные виды. 1

 

Теперь мы с вами можем перечислить признаки характерные именно царству, которое мы начали изучать:

1 гетеротрофы по способу питания,

2 имеют ограниченный рост (не растут всю жизнь),

3 большинство животных ведут активный образ жизни,

4 многие животные добывают пищу и ищут укрытия,

5 большинство животных заботятся о потомстве, давайте запишем в тетрадь.

 

2. Многообразие и широкое распространение живот­ных на Земле.

- Все животные, населяющие нашу планету, составляют её животный мир. Животных объединяют в группы на основе их родства и сходства.

Задание № 2 Посмотрите на рис. 44 стр. 69 и используя ключевые слова, составить рассказ, ответив на вопрос «О чем может рассказать «эволюционное древо Царства Животные»?

Ключевые слова: эволюционно молодые группы, эволюционно старые группы, сложно устроенные организмы, просто устроенные организмы, нижние ступени эволюции, верхние ступени эволюции, происхождение

Примерный рассказ: Эволюционно старые группы организмов находятся внизу схемы, на нижних ступенях эволюции, это одноклеточные, они просто устроены. Эволюционно молодые группы организмов находятся вверху схемы, занимают верхние ступени эволюции - это млекопитающие и птицы, они имеют самое сложное строение

 

Физкультминутка

- А теперь мы с вами посмотрим ещё один видеоролик. Просмотр клипа на песню О. Газманова «Красная книга».

- Как вы думаете почему на уроке биологии мы слушали и смотрели эту музыкальную композицию? (ответы учащихся)

- Почему разнообразие животного мира снижается? (ответы учащихся о влиянии человека на природу, В УЧЕБНИКЕ).

-

 - Вы когда-нибудь слышали словосочетание Красная книга? О чём она?

Демонстрация Красной книги из школьной библиотеки.

- На рис. 45 стр. 70 вы видите некоторых животных, занесенных в Красную книгу.

- Что же предпринимают люди для того чтобы исчезающие редкие виды животных остались на нашей планете? (ответы учащихся, В УЧЕБНИКЕ)

- Охрана природы имеет огромное значение.

- А теперь мы с вами немножко поиграем, на экране вы видите ребусы в них зашифрованы животные, ваша задача не только их угадать, но и назвать в какой среде обитает это животное. Давайте по порядку. (СРЕДЫ ЖИЗНИ КАРТИНКА)

 

- Мы с вами познакомились с царством «Животные» и теперь я вам предлагаю провести мини исследование.

- Вспоминайте, что мы с вами знаем о растениях, используйте, то что мы сегодня узнали о животных и заполните таблицу на приготовленных для вас листах.

 

 

 

Сравнительная характеристика растений и животных

Признаки

Растения

Животные

Сходство

Строение

Имеют клеточное строение

Жизнедеятельность

Питаются, дышат, растут, размножаются, стареют, умирают

 

Различия

Питание

Автотрофы – фотосинтез (есть хлоропласты в клетке)

Гетеротрофы – питаются готовыми органическими веществами (нет хлоропластов)

Движение

Неподвижны

Большинство – активно передвигаются

Рост

Растут в течение всей жизни

Растут до определенного возраста

 

Поднимите руку, у кого все правильно, кто справился на «5»? У кого практически все правильно, кто справился на «4»?

 

IV. Закрепление материала

Задание «Перепутаница» (признак царства животных - поднимаем правую руку, признак царства растений – левую руку)

Ученику необходимо выделить Признаки царства Животных и Растений. Давайте поможем ему справиться с этим заданием:

1.     Неограниченный рост

2.     Автотрофы

3.     Активный образ жизни

4.     Ограниченный рост

5.     Гетеротрофы

6.     Органы: корень и побег

7.     Органы чувств

8.     Защита о потомстве

9.     Хлоропласты

10. Бывают многолетними

- Все ли цели мы выполнили на уроке? (да)

Конец урока:

- Видение красоты животных воспитывает чувство любви к природе, доброту, учит видеть и слышать прекрасное. Спасибо за урок.

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

В) Фронтальная проверка знаний (красная –синяя карточка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «ДА-НЕТ»

1) Растения – организмы- автотрофы

2) Тело грибов образовано гифами

3) Растения способны к активному передвижению

5) Бактерии могут быть разных форм: кокки, бациллы, спириллы и др.

6) Водоросли имеют органы и ткани

9) Мхи- низшие растения

10) Покрытосеменные еще называются цветковыми

11) Голосеменные - низшие растения

 

 

V. Домашнее задание

ü  § 18 учебника

ü Ответить на вопросы в конце параграфа

VI. Рефлексия (фронтально)

Продолжите предложение:

Я знал …

Я узнал …

Я хочу знать …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1-3 шт.

Информационный лист

 

Задание № 1. Общая характеристика Царства Животные

 

Первые животные возникли __________ около _________ лет назад. Известно около _________ видов современных животных. Животные отличаются:

1) ________________ __________________ (одни покрыты ____________, другие – ____________, третьи – _______________, у четвертых есть _____________, а у многих вообще нет ______________________________),

2) _________________________,

3) _________________________.

Все животные имеют общие признаки. Животные используют готовые органические вещества (питаются _______________, _______________, _____________ и ____________ ______________ или _______________). Такой способ питания называется __________________ (питание готовыми _______________ веществами).

Рост животных ______________ после определенного периода развития.

Многие животные ____________ передвигаются: ___________, _____________, ______________, ______________, ______________. Но есть среди животных и _______________ виды.

 

 

Задание № 2 Посмотрите на рис. 44 стр. 69 и используя ключевые слова, составить рассказ, ответив на вопрос «О чем может рассказать «эволюционное древо Царства Животные»?

Ключевые слова: эволюционно молодые группы, эволюционно старые группы, сложно устроенные организмы, просто устроенные организмы, нижние ступени эволюции, верхние ступени эволюции, происхождение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сравнительная характеристика растений и животных

 

Признаки

Растения

Животные

Сходство

Строение

 

 

Жизнедеятельность

 

 

 

Различия

Питание

 

 

 

Движение

 

 

 

 

Рост

 

 

 

 

 

Сравнительная характеристика растений и животных

 

Признаки

Растения

Животные

Сходство

Строение

 

 

Жизнедеятельность

 

 

 

Различия

Питание

 

 

 

Движение

 

 

 

 

Рост

 

 

 

 

 

Сравнительная характеристика растений и животных

 

Признаки

Растения

Животные

Сходство

Строение

 

 

Жизнедеятельность

 

 

 

Различия

Питание

 

 

 

Движение

 

 

 

 

Рост

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: «Общая характеристика царства

Тема: «Общая характеристика царства

Основные понятия урока : царство

Основные понятия урока : царство

С представителями какого царства мы еще не знакомились подробно? – (

С представителями какого царства мы еще не знакомились подробно? – (

Ключевые слова: эволюционно молодые группы, эволюционно старые группы, сложно устроенные организмы, просто устроенные организмы, нижние ступени эволюции, верхние ступени эволюции, происхождение

Ключевые слова: эволюционно молодые группы, эволюционно старые группы, сложно устроенные организмы, просто устроенные организмы, нижние ступени эволюции, верхние ступени эволюции, происхождение

Сравнительная характеристика растений и животных

Сравнительная характеристика растений и животных

В) Фронтальная проверка знаний (красная –синяя карточка)

В) Фронтальная проверка знаний (красная –синяя карточка)

Приложение 1-3 шт. Информационный лист

Приложение 1-3 шт. Информационный лист

Задание № 2 Посмотрите на рис

Задание № 2 Посмотрите на рис

Сравнительная характеристика растений и животных

Сравнительная характеристика растений и животных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2023