Тема: «Общая характеристика царства Животные»
Образовательные:
- Изучить признаки царства Животные, расширить представления учеников о живой природе
Развивающие:
- Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли.
- Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически.
Воспитательные:
- Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к животным.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Учащиеся знакомятся с общей характеристикой царства Животные, разнообразием животного мира; учатся выделять существенные признаки животных, находить сходство и отличие в строении клеток растений и животных, различать животных среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль животных в природе, обосновывать необходимость охраны животного мира.
Метапредметные:
Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за животными, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царству Животные; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках и интерпретировать ее, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Личностные:
Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны, понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы, учащиеся формируют правила поведения в природе, развивают умения слушать и слышать другое мнение.
УУД:
Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая само регуляция в ситуации затруднения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
Основные понятия урока: царство Животные, животный мир, охрана животных, Красная книга, заповедники, ограниченный рост, зоология, симметрия тела.
Ресурсы: УМК: Биология 5-6, В.В. Пасечник, презентация,
Оборудование: презентация, таблицы, карточки с текстом с пропущенными словами для учащихся, картинки с представителями разных классов живой природы (приложение 3).
Методы: проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, проектный
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку (учебник, тетрадь, письменные принадлежности на столах), проверка отсутствующих.
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.
II. Актуализация знаний
- последние несколько уроков мы с вами изучали царство каких живых организмов…? (растений)
- Давайте с вами вспомним классификацию растений и составим схему всех групп, на которые разделяются растения. Кто желает?
Работа со схемой Приложение 1.
Один ученик составляет схему на доске. Вместе проверяем правильно ли составлена схема.
- Теперь поработаем со схемой все вместе. сейчас я вам раздам по 7 характеристик или отличительных особенностей каждой группы растений, ваша задача выбрать характеристику и прикрепить её к той группе, к которой она относится.
Вешают на доску характеристики присущи каждой группе растений. Проверяют друг друга.
Опрос по теме домашнего задания:
- Какие растения называют голосеменными?
- чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных?
- какие растения называют однолетними, двулетними, многолетними?
Изучение Новой темы
- Ребята, что мы с вами изучаем на биологии последние несколько уроков? – (Царства живой природы).
- Сколько царств живой природы вы знаете? – (четыре)
- Подскажите, Какие Царства живой природы мы уже изучили? (Называют царства Бактерий, Грибов, Растений)
- А давайте скажем, чем они отличаются друг от друга? Выделите один главный признак каждого из царств.
царства
БАКТЕРИИ ГРИБЫ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ
(нет ядра) (грибница) (есть хлоропласты) (нет хлоропластов)
- С представителями какого царства мы еще не знакомились подробно? – (Царство Животные)
- А какова же тема сегодняшнего урока? – (Царство Животные). Откройте свои тетради и запишите тему урока – «Царство Животные».
- А что мы можем узнать об этом царстве? (формулируют цель и задачи урока – на доске написаны наводящие глаголы)
Задачи:
1. Выделить особенности строения животных;
2. Рассмотреть способы питания животных;
3. Сравнить царства растений и животных;
4. Узнать о способах охраны животных.
III. Изучение нового материала
1. Общая характеристика царства Животные
- Может быть, на примере предыдущих царств вы сможете сформулировать характеристики царства животных Давайте попробуем.
- Не все характеристики назвали, давайте поработает с текстом параграфа. У вас на столах есть листы с незаконченными предложениями. Вам предстоит, используя текст учебника на стр. 68, вставить ключевые слова и у вас получится рассказ о Царстве «Животные».
По окончании работы фронтальная проверка по отдельным предложениям.
Задание № 1 Первые животные возникли в море около1,5 млрд лет назад. Известно около 2 млн видов современных животных. Животные отличаются 1) внешним и внутренним строением (одни покрыты шерстью, другие – перьями, третьи – чешуёй, у четвертых есть раковина, а у многих вообще нет твердых частей тела), 2) размерами, 3) образом жизни.
Все животные имеют общие признаки. Животные используют готовые органические вещества (питаются бактериями, растениями, грибами и другими животными или их остатками). Такой способ питания называется гетеротрофным (питание готовыми органическими веществами).
Рост животных прекращается после определенного периода развития.
Многие животные активно передвигаются: ползают, прыгают, бегают, летают, плавают. Но есть среди животных и малоподвижные виды. 1
Теперь мы с вами можем перечислить признаки характерные именно царству, которое мы начали изучать:
1 гетеротрофы по способу питания,
2 имеют ограниченный рост (не растут всю жизнь),
3 большинство животных ведут активный образ жизни,
4 многие животные добывают пищу и ищут укрытия,
5 большинство животных заботятся о потомстве, давайте запишем в тетрадь.
2. Многообразие и широкое распространение животных на Земле.
- Все животные, населяющие нашу планету, составляют её животный мир. Животных объединяют в группы на основе их родства и сходства.
Задание № 2 Посмотрите на рис. 44 стр. 69 и используя ключевые слова, составить рассказ, ответив на вопрос «О чем может рассказать «эволюционное древо Царства Животные»?
Ключевые слова: эволюционно молодые группы, эволюционно старые группы, сложно устроенные организмы, просто устроенные организмы, нижние ступени эволюции, верхние ступени эволюции, происхождение
Примерный рассказ: Эволюционно старые группы организмов находятся внизу схемы, на нижних ступенях эволюции, это одноклеточные, они просто устроены. Эволюционно молодые группы организмов находятся вверху схемы, занимают верхние ступени эволюции - это млекопитающие и птицы, они имеют самое сложное строение
Физкультминутка
- А теперь мы с вами посмотрим ещё один видеоролик. Просмотр клипа на песню О. Газманова «Красная книга».
- Как вы думаете почему на уроке биологии мы слушали и смотрели эту музыкальную композицию? (ответы учащихся)
- Почему разнообразие животного мира снижается? (ответы учащихся о влиянии человека на природу, В УЧЕБНИКЕ).
-
- Вы когда-нибудь слышали словосочетание Красная книга? О чём она?
Демонстрация Красной книги из школьной библиотеки.
- На рис. 45 стр. 70 вы видите некоторых животных, занесенных в Красную книгу.
- Что же предпринимают люди для того чтобы исчезающие редкие виды животных остались на нашей планете? (ответы учащихся, В УЧЕБНИКЕ)
- Охрана природы имеет огромное значение.
- А теперь мы с вами немножко поиграем, на экране вы видите ребусы в них зашифрованы животные, ваша задача не только их угадать, но и назвать в какой среде обитает это животное. Давайте по порядку. (СРЕДЫ ЖИЗНИ КАРТИНКА)
- Мы с вами познакомились с царством «Животные» и теперь я вам предлагаю провести мини исследование.
- Вспоминайте, что мы с вами знаем о растениях, используйте, то что мы сегодня узнали о животных и заполните таблицу на приготовленных для вас листах.
Сравнительная характеристика растений и животных
Признаки |
Растения |
Животные |
Сходство |
||
Строение |
Имеют клеточное строение |
|
Жизнедеятельность |
Питаются, дышат, растут, размножаются, стареют, умирают |
|
|
Различия |
|
Питание |
Автотрофы – фотосинтез (есть хлоропласты в клетке) |
Гетеротрофы – питаются готовыми органическими веществами (нет хлоропластов) |
Движение |
Неподвижны |
Большинство – активно передвигаются |
Рост |
Растут в течение всей жизни |
Растут до определенного возраста |
Поднимите руку, у кого все правильно, кто справился на «5»? У кого практически все правильно, кто справился на «4»?
IV. Закрепление материала
Задание «Перепутаница» (признак царства животных - поднимаем правую руку, признак царства растений – левую руку)
Ученику необходимо выделить Признаки царства Животных и Растений. Давайте поможем ему справиться с этим заданием:
1. Неограниченный рост
2. Автотрофы
3. Активный образ жизни
4. Ограниченный рост
5. Гетеротрофы
6. Органы: корень и побег
7. Органы чувств
8. Защита о потомстве
9. Хлоропласты
10. Бывают многолетними
- Все ли цели мы выполнили на уроке? (да)
Конец урока:
- Видение красоты животных воспитывает чувство любви к природе, доброту, учит видеть и слышать прекрасное. Спасибо за урок.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
В) Фронтальная проверка знаний (красная –синяя карточка)
|
Игра «ДА-НЕТ» 1) Растения – организмы- автотрофы 2) Тело грибов образовано гифами 3) Растения способны к активному передвижению 5) Бактерии могут быть разных форм: кокки, бациллы, спириллы и др. 6) Водоросли имеют органы и ткани 9) Мхи- низшие растения 10) Покрытосеменные еще называются цветковыми 11) Голосеменные - низшие растения |
V. Домашнее задание
ü § 18 учебника
ü Ответить на вопросы в конце параграфа
VI. Рефлексия (фронтально)
Продолжите предложение:
Я знал …
Я узнал …
Я хочу знать …
Приложение 1-3 шт.
Информационный лист
Задание № 1. Общая характеристика Царства Животные
Первые животные возникли __________ около _________ лет назад. Известно около _________ видов современных животных. Животные отличаются:
1) ________________ __________________ (одни покрыты ____________, другие – ____________, третьи – _______________, у четвертых есть _____________, а у многих вообще нет ______________________________),
2) _________________________,
3) _________________________.
Все животные имеют общие признаки. Животные используют готовые органические вещества (питаются _______________, _______________, _____________ и ____________ ______________ или _______________). Такой способ питания называется __________________ (питание готовыми _______________ веществами).
Рост животных ______________ после определенного периода развития.
Многие животные ____________ передвигаются: ___________, _____________, ______________, ______________, ______________. Но есть среди животных и _______________ виды.
Задание № 2 Посмотрите на рис. 44 стр. 69 и используя ключевые слова, составить рассказ, ответив на вопрос «О чем может рассказать «эволюционное древо Царства Животные»?
Ключевые слова: эволюционно молодые группы, эволюционно старые группы, сложно устроенные организмы, просто устроенные организмы, нижние ступени эволюции, верхние ступени эволюции, происхождение
Сравнительная характеристика растений и животных
Признаки |
Растения |
Животные |
Сходство |
||
Строение |
|
|
Жизнедеятельность |
|
|
|
Различия |
|
Питание |
|
|
Движение |
|
|
Рост |
|
|
Сравнительная характеристика растений и животных
Признаки |
Растения |
Животные |
Сходство |
||
Строение |
|
|
Жизнедеятельность |
|
|
|
Различия |
|
Питание |
|
|
Движение |
|
|
Рост |
|
|
Сравнительная характеристика растений и животных
Признаки |
Растения |
Животные |
Сходство |
||
Строение |
|
|
Жизнедеятельность |
|
|
|
Различия |
|
Питание |
|
|
Движение |
|
|
Рост |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.