Конспект урока по чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк"Серая шейка".

  • docx
  • 20.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала надо.docx

Чтение. 5 класс. 18.09.2019г.

Урок № 11.

Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

 Цель: Создание условий для формирования умения раскрывать содержание произведения.

Задачи:

1. Предметно-информационная задача: Познакомить детей с авторской сказкой. Обучать анализу текста сказки, используя различные виды работы над текстом: отвечать на вопросы; уметь формулировать вопросы к тексту; читать по ролям; составлять план пересказа.

2. Деятельностно-коммуникативная: Развивать речь; навык правильного, плавного, выразительного чтения; умение выражать при чтении свои чувства и отношение к прочитанному

3. Ценностно-ориентационная :Воспитывать любовь и чувство сострадания к животным; эмоциональную отзывчивость и рефлексию при восприятии художественного произведения.

Оборудование учебник, презентация.

Литература:

Программа по чтению для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы под редакцией В.В.Воронковой- М.:Владос, 2011.-С.223.

Глаунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 5 класс- М.:Просвещение, 2011.-С.269.

Комарова С.В. Формирование речевой коммуникации учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида на уроках развития речи.- М.: Просвещение,2005.-С.98.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие.

 

Нам предстоит интересная работа.

Помните,

Что глаза смотрят и видят,

Уши слушают и слышат,

Сначала думаю, потом говорю

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнения других.

 

Девиз нашего урока:

Думать – коллективно.

Решать – оперативно.

Отвечать доказательно.

Работать – старательно.

 

2. Речевая разминка.

-Отгадайте загадку.

Пёстрая птичка,
Любит водичку.
Ест червячков 
И разных жучков.
Может нырять
И в небе летать.
Ходит вразвалочку-
Спотыкалочку. ( утка).

-Какие слова помогли вам отгадать ее?

- Прочитайте загадку:

·         с вопросительной интонацией;

·         грустно;

·         весело;

·         медленно;

·         с ускорением;

3. Актуализация знаний.

-Произведение какого автора вы читали дома? ( Мамин- Сибиряк)

-Ребята подготовили биографию автора? (1.          2.             3.                4.          )

У: Какой псевдоним он себе придумал? (Мамин - Сибиряк)

У: В какой семье он родился? (В семье священника и учительницы начальной школы. )

У: Как называется цикл сказок, который он написал для своей дочери? ( «Алёнушкины сказки»)

У:Молодцы, ребята, внимательно слушали.

-С каким произведение  Мамина - Сибиряка мы познакомимся? (Серая Шейка).

-Какой главный вопрос мы зададим при знакомстве с произведением? (понять автора, его точку зрения, его мысли и чувства, понять его отношение к тому, что он рассказал)

Это будет нашей задачей на уроке (раскрыть загадки писателя, понять автора, в чем его особенность)

Давайте вспомним героев этой сказки. Послушайте загадки (ответы по рядам)

Есть про Уточку загадка.
Там Лиса играет «в прятки»
Вместе с зайцами в лесу.
Провели они Лису! -
Прямо в прорубь провалилась!
И чуть – чуть не утопилась! (СЕРАЯ ШЕЙКА)

Ярко-рыжая краса.
Ловит рыбку – чудеса!
Хитро глазками сверкнёт,
Пышным хвостиком махнёт
И умчится, вдруг, в леса.
Как зовут её? ….(Лиса)

Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
(Заяц)

 

4 Фронтальная работа.

- К какому жанру относится это произведение, сказка или рассказ?

-Вспомните, что такое сказка? Назовите ее особенности.

- Вспомните, что такое рассказ? Назовите его особенности.

-Сделайте вывод.( сказка о животных)

-Ребята, но в сказке о животных нет пейзажных описаний, нет авторских переживаний. Как называется такая сказка? (авторская сказка).

- По каким признакам вы определили, что это сказка? Докажите! (Законченность сюжета, фантастический вымысел, занимательность, воспитательная направленность).

- В чём отличия авторской сказки от народной?

5 Работа с текстом.

-В тексте вам встретились незнакомые слова и выражения. Объясните значения эти слов и выражений.

              Верста -

              Тёплый ключ - вытекающий из земли источник, родник.

              Предчувствия -

              Роковой - неизбежный день, в данном случае драматический для Серой Шейки.

              Полынья -

              Отчаяние -

               Сажень -

               Лукавцы -

               Сноровка -

-Для чего нужно знать значение слов?

Открываем тетрадь, записываем 14 декабря. Классная работа. Серая Шейка

Будем анализировать каждую часть. Озаглавим. Составим план

Работа по 1 части

Откройте учебник.

- Назовите главного героя сказки. ( Серая Шейка)

-В какое время года происходят события описанные в сказке? ( осень, зима)

- Что вы узнали о Серой Шейки из этой части?

-С кем еще мы встречаемся в этом отрывке?( Старая Утка и Селезень).

В этой части мы зачитаем диалог. Начнем со слов  ЛЕС СТОЯЛ ….      

-Как называет автор С.Ш.? (Бедняжкой).

-Вспомним, что сам Дмитрий Наркисович был очень добрым человеком и заботливым отцом. Докажите словами из текста, что автор очень переживает. («Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнут от разных случайностей». Автор говорит от имени Утки.)

-Как Вы думаете, изменится ли что-нибудь в этом произведении. Если мы вместо С.Ш. героиню будем звать просто уткой, как зайца и лису?

-Проведём эксперимент. Прочитайте начало 3 части, заменив С.Ш. на слово «утка». 

Вывод. Имя очень значимо и несёт в себе отношение автора к героине. Автор заботится о ней и переживает. «Место для зимовки»

 

Работа по 2 главе

- Найдите в тексте и зачитайте  описание природы?

- Какой вывод делает сам автор?

- Какой совет дала Старая Утка Серой Шейке? (- Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик, - советовала она. - Там вода не замерзнет целую зиму... )

-Когда вам было особенно жалко ее?

- Найдите в тексте этот эпизод и прочитайте. «Одиночество С.Ш»

 Работа по 3 главе

- какие герои у нас появляются в этой главе? (заяц и лиса)

-Кто поддерживает Серую Шейку? (заяц)

-Как его это характеризует автор?

Вывод. Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.

1 гл. «Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь все равно она должна погибнуть зимою».  – Селезень

 

2 гл. « Уж лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела…» - Серая Шейка

 

3 гл. « Ах, какая бессовестная эта Лиса!.. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса…» - Заяц

«Дружба с зайцем»

Работа по 4 главе

-Кто представляет опасность для Серой Шейки? Почему? (Серой Шейке и так не легко, она борится с природными условиями, а тут еще и лиса)

Просмотр фрагмента мультфильма «Встреча с лисой» (07.54 – 09.20)

-Какой вы видите лису в сказке?

- Как лиса разговаривала с Серой Шейкой?

Подтекст: ласковые слова Лисы лицемерны. Она говорит одно, а думает другое: «Жаль, что полынья ещё не замёрзла».

Смысл: Лиса проверяет, в каком состоянии полынья и Серая Шейка, ждёт удобного случая.

 

-Для чего она так ласково говорит?

 

Вывод. Серой Шейке нужно бороться за жизнь. Нужно быть стойкой и сильной.

«Появление лисы», Опасность

Работа по 5 главе

-Как и во всех сказках здесь счастливый конец.

-Кто спас Серую Шейку?( старик Акинтич)

- Как его это характеризует?

Работа в паре

-Найдите в тексте как Акинтич говорит:

зайцы - …(лукавцы)

утка - …(глупая)

прыгать - …(сигать)

Убежали зайцы -  … (убежала наша шуба)

Лиса ползёт - … (сам воротник к шубе ползёт)

 

Мы с вами проанализировали каждую главу этого произведения.

И составили план.

1. Место для зимовки

2. Одиночество Серой Шейки

3. Дружба с Зайцем

4. Появление лисы

5.Спасение Серой Шейки

 

Работа в мини-группах.

 

-Разгадайте кроссворд по сказке « Серая Шейка».

Вопросы к кроссворду. 

По вертикали: 
1. Какой спортивный инвентарь помог охотнику передвигаться по снежному лесу. 
2. Серая Шейка – это кто? 
3. Что изболелось у Старой утки, когда она переживала за Серую Шейку? 
4. Кто, по мнению охотника, обрадуется появлению Серой Шейки в доме? 

По горизонтали: 
1. Время года, когда птицы готовились к отлету? 
2. Как звали дедушку, который спас Серую Шейку? 
3. Что было повреждено у Серой Шейки? 
4. Кто хотел съесть Серую Шейку? 
5. Что хотел сделать из лисы охотник старухе? 
6. Кто был другом Серой Шейки?

 

Работа в группах

Создание проектов и защита

1 группа – Серая Шейка – Селезень – Старая утка

Селезень:

Заботливый отец, высокомерный, лентяй, уважает всех, добрый, заботится об окружающих, эгоист.

Старая утка:

Беспокойная, плохая мать, смелая , добрая, не любит свою дочь, заботливая , довольна своим супругом.

Сделайте вывод : -Что общего у героев? Чем отличаются?

 

2 группа – Серая Шейка – Лиса- Заяц

ЛИСА                ЗАЯЦ                      Серая Шейка

Хитрая              трусливый              одинокая

Издевается        переживает            беззащитная

Коварная          сочувствует             бедная

Злорадствует    предупреждает

 

Вывод :

1.Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.

2.Не пользоваться  беспомощностью  других.

3.Быть в жизни сильным и стойким.

4.Люди должны заботиться о тех, кто слабее.

 

3 группа – Серая Шейка Охарактеризуйте Акинтича?

Подкрался на лыжах

 
 

 

 

 

 


Подкрался на лыжах

прицелился из ружья

Ах, лукавцы!

рассердился

пустился разыскивать по следам

присел на берегу реки

сидит горюет

обрадовался старичок - … воротник сам ползет.

долго прицеливался

Вот так штука!

я тебя внучкам унесу

главное: внучки вот как обрадуются

 

Для него спасение Серой Шейки оказывается важнее, чем удачная охота.

 

IX. Итог урока.

Какая была  наша задача на уроке (раскрыть загадки писателя, понять автора, в чем его особенность)

Автор является хорошим психологом, который разбирается в чувствах и переживаниях, тонким наблюдателем природы,  добрым и внимательным человеком. Он хотел, чтобы мы,  прочитав его сказку стали добрее и отзывчивее к тем, кому нужна наша помощь.

Авторская позиция убеждает нас  в том, что даже на краю гибели надо верить и надеяться. Не стоит ждать чудес, но не надо терять мужество.

 

X. Рефлексия

Портфель пожеланий