Чтение. 5 класс. 18.09.2019г.
Урок № 11.
Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Цель: Создание условий для формирования умения раскрывать содержание произведения.
Задачи:
1. Предметно-информационная задача: Познакомить детей с авторской сказкой. Обучать анализу текста сказки, используя различные виды работы над текстом: отвечать на вопросы; уметь формулировать вопросы к тексту; читать по ролям; составлять план пересказа.
2. Деятельностно-коммуникативная: Развивать речь; навык правильного, плавного, выразительного чтения; умение выражать при чтении свои чувства и отношение к прочитанному
3. Ценностно-ориентационная :Воспитывать любовь и чувство сострадания к животным; эмоциональную отзывчивость и рефлексию при восприятии художественного произведения.
Оборудование учебник, презентация.
Литература:
Программа по чтению для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы под редакцией В.В.Воронковой- М.:Владос, 2011.-С.223.
Глаунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 5 класс- М.:Просвещение, 2011.-С.269.
Комарова С.В. Формирование речевой коммуникации учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида на уроках развития речи.- М.: Просвещение,2005.-С.98.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие.
Нам предстоит интересная работа.
Помните,
Что глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат,
Сначала думаю, потом говорю
Помню, что в классе я не один
Умею слушать мнения других.
Девиз нашего урока:
Думать – коллективно.
Решать – оперативно.
Отвечать доказательно.
Работать – старательно.
2. Речевая разминка.
-Отгадайте загадку.
Пёстрая птичка,
Любит водичку.
Ест червячков
И разных жучков.
Может нырять
И в небе летать.
Ходит вразвалочку-
Спотыкалочку. ( утка).
-Какие слова помогли вам отгадать ее?
- Прочитайте загадку:
· с вопросительной интонацией;
· грустно;
· весело;
· медленно;
· с ускорением;
3. Актуализация знаний.
-Произведение какого автора вы читали дома? ( Мамин- Сибиряк)
-Ребята подготовили биографию автора? (1. 2. 3. 4. )
У: Какой псевдоним он себе придумал? (Мамин - Сибиряк)
У: В какой семье он родился? (В семье священника и учительницы начальной школы. )
У: Как называется цикл сказок, который он написал для своей дочери? ( «Алёнушкины сказки»)
У:Молодцы, ребята, внимательно слушали.
-С каким произведение Мамина - Сибиряка мы познакомимся? (Серая Шейка).
-Какой главный вопрос мы зададим при знакомстве с произведением? (понять автора, его точку зрения, его мысли и чувства, понять его отношение к тому, что он рассказал)
Это будет нашей задачей на уроке (раскрыть загадки писателя, понять автора, в чем его особенность)
Давайте вспомним героев этой сказки. Послушайте загадки (ответы по рядам)
Есть
про Уточку загадка. |
Ярко-рыжая
краса. |
Угадайте,
что за шапка:
|
4 Фронтальная работа.
- К какому жанру относится это произведение, сказка или рассказ?
-Вспомните, что такое сказка? Назовите ее особенности.
- Вспомните, что такое рассказ? Назовите его особенности.
-Сделайте вывод.( сказка о животных)
-Ребята, но в сказке о животных нет пейзажных описаний, нет авторских переживаний. Как называется такая сказка? (авторская сказка).
- В чём отличия авторской сказки от народной?
5 Работа с текстом.
-В тексте вам встретились незнакомые слова и выражения. Объясните значения эти слов и выражений.
• Верста -
• Тёплый ключ - вытекающий из земли источник, родник.
• Предчувствия -
• Роковой - неизбежный день, в данном случае драматический для Серой Шейки.
• Полынья -
• Отчаяние -
• Сажень -
• Лукавцы -
• Сноровка -
-Для чего нужно знать значение слов?
Открываем тетрадь, записываем 14 декабря. Классная работа. Серая Шейка
Будем анализировать каждую часть. Озаглавим. Составим план
Работа по 1 части
Откройте учебник.
- Назовите главного героя сказки. ( Серая Шейка)
-В какое время года происходят события описанные в сказке? ( осень, зима)
- Что вы узнали о Серой Шейки из этой части?
-С кем еще мы встречаемся в этом отрывке?( Старая Утка и Селезень).
В этой части мы зачитаем диалог. Начнем со слов ЛЕС СТОЯЛ ….
-Как называет автор С.Ш.? (Бедняжкой).
-Вспомним, что сам Дмитрий Наркисович был очень добрым человеком и заботливым отцом. Докажите словами из текста, что автор очень переживает. («Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнут от разных случайностей». Автор говорит от имени Утки.)
-Как Вы думаете, изменится ли что-нибудь в этом произведении. Если мы вместо С.Ш. героиню будем звать просто уткой, как зайца и лису?
-Проведём эксперимент. Прочитайте начало 3 части, заменив С.Ш. на слово «утка».
Вывод. Имя очень значимо и несёт в себе отношение автора к героине. Автор заботится о ней и переживает. «Место для зимовки»
Работа по 2 главе
- Найдите в тексте и зачитайте описание природы?
- Какой вывод делает сам автор?
- Какой совет дала Старая Утка Серой Шейке? (- Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик, - советовала она. - Там вода не замерзнет целую зиму... )
-Когда вам было особенно жалко ее?
- Найдите в тексте этот эпизод и прочитайте. «Одиночество С.Ш»
Работа по 3 главе
- какие герои у нас появляются в этой главе? (заяц и лиса)
-Кто поддерживает Серую Шейку? (заяц)
-Как его это характеризует автор?
Вывод. Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.
1 гл. «Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь все равно она должна погибнуть зимою». – Селезень
2 гл. « Уж лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела…» - Серая Шейка
3 гл. « Ах, какая бессовестная эта Лиса!.. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса…» - Заяц
«Дружба с зайцем»
Работа по 4 главе
-Кто представляет опасность для Серой Шейки? Почему? (Серой Шейке и так не легко, она борится с природными условиями, а тут еще и лиса)
Просмотр фрагмента мультфильма «Встреча с лисой» (07.54 – 09.20)
-Какой вы видите лису в сказке?
- Как лиса разговаривала с Серой Шейкой?
Подтекст: ласковые слова Лисы лицемерны. Она говорит одно, а думает другое: «Жаль, что полынья ещё не замёрзла».
Смысл: Лиса проверяет, в каком состоянии полынья и Серая Шейка, ждёт удобного случая.
-Для чего она так ласково говорит?
Вывод. Серой Шейке нужно бороться за жизнь. Нужно быть стойкой и сильной.
«Появление лисы», Опасность
Работа по 5 главе
-Как и во всех сказках здесь счастливый конец.
-Кто спас Серую Шейку?( старик Акинтич)
- Как его это характеризует?
Работа в паре
-Найдите в тексте как Акинтич говорит:
зайцы - …(лукавцы)
утка - …(глупая)
прыгать - …(сигать)
Убежали зайцы - … (убежала наша шуба)
Лиса ползёт - … (сам воротник к шубе ползёт)
Мы с вами проанализировали каждую главу этого произведения.
И составили план.
1. Место для зимовки
2. Одиночество Серой Шейки
3. Дружба с Зайцем
4. Появление лисы
5.Спасение Серой Шейки
Работа в мини-группах.
-Разгадайте кроссворд по сказке « Серая Шейка».
Вопросы к кроссворду.
По вертикали:
1. Какой спортивный инвентарь помог охотнику
передвигаться по снежному лесу.
2. Серая Шейка – это кто?
3. Что изболелось у Старой утки, когда она
переживала за Серую Шейку?
4. Кто, по мнению охотника, обрадуется появлению
Серой Шейки в доме?
По горизонтали:
1. Время года, когда птицы готовились к
отлету?
2. Как звали дедушку, который спас Серую
Шейку?
3. Что было повреждено у Серой Шейки?
4. Кто хотел съесть Серую Шейку?
5. Что хотел сделать из лисы охотник
старухе?
6. Кто был другом Серой Шейки?
Работа в группах
Создание проектов и защита
1 группа – Серая Шейка – Селезень – Старая утка
Селезень:
Заботливый отец, высокомерный, лентяй, уважает всех, добрый, заботится об окружающих, эгоист.
Старая утка:
Беспокойная, плохая мать, смелая , добрая, не любит свою дочь, заботливая , довольна своим супругом.
Сделайте вывод : -Что общего у героев? Чем отличаются?
2 группа – Серая Шейка – Лиса- Заяц
ЛИСА ЗАЯЦ Серая Шейка
Хитрая трусливый одинокая
Издевается переживает беззащитная
Коварная сочувствует бедная
Злорадствует предупреждает
Вывод :
1.Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.
2.Не пользоваться беспомощностью других.
3.Быть в жизни сильным и стойким.
4.Люди должны заботиться о тех, кто слабее.
3 группа – Серая Шейка Охарактеризуйте Акинтича?
Подкрался на лыжах
Подкрался на лыжах |
прицелился из ружья |
Ах, лукавцы! |
рассердился |
пустился разыскивать по следам |
присел на берегу реки |
сидит горюет |
обрадовался старичок - … воротник сам ползет. |
долго прицеливался |
Вот так штука! |
я тебя внучкам унесу |
главное: внучки вот как обрадуются |
Для него спасение Серой Шейки оказывается важнее, чем удачная охота.
IX. Итог урока.
Какая была наша задача на уроке (раскрыть загадки писателя, понять автора, в чем его особенность)
Автор является хорошим психологом, который разбирается в чувствах и переживаниях, тонким наблюдателем природы, добрым и внимательным человеком. Он хотел, чтобы мы, прочитав его сказку стали добрее и отзывчивее к тем, кому нужна наша помощь.
Авторская позиция убеждает нас в том, что даже на краю гибели надо верить и надеяться. Не стоит ждать чудес, но не надо терять мужество.
X. Рефлексия
Портфель пожеланий
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.