Примечание.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12. 2012 дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды (далее дети с ОВЗ) имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение, оздоровление и воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
В программе по физической культуре для 5-6 классов уделяется внимание детям с ОВЗ. При этом используется классно-урочная система. Применяются следующие формы работы: дифференцированный подход, индивидуальные занятия, различные виды общеразвивающих упражнений . Это помогает учащимся осваивать программу и чувствовать себя в классе комфортно.
Рекомендации по оптимизации инклюзивного образовательного процесса детей с ОВЗ представлены в приложении.
В календарно-тематическом планировании уроки для детей с ОВЗ в 5 классе помечены *
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
РЕКОМЕНДАЦИИ
по оптимизации инклюзивного образовательного процесса
Главная задача образовательного процесса для детей с ОВЗ - оптимизация учебной работы, компенсация отставания в развитии.
Инклюзивное обучение скорректировано с учетом основных принципов:
· Усиление практической направленности материала;
· Актуализация основных признаков изучаемых явлений;
· Опора на жизненный опыт ребенка, на объективные связи в содержании изучаемого материала;
· Соблюдение объема необходимости и достаточности;
· Органичное включение в содержание учебных программ коррекционно-развивающего блока.
Важно поставить реально достижимые цели, отобрать те знания и умения, которые помогут обучающимся почувствовать свои силы, пробудят надежду и веру в успешность работы.
В основе успеха работы с детьми с ОВЗ лежит система общения учителя с обучающимися. Работа учителя строится в расчете на конкретного ученика, а в целом включает в себя мощное коррекционно-развивающее воздействие на развитие мышления, памяти, внимания, речи учащихся. Обязательным условием является соблюдение охранного режима. Именно организация работы на основе индивидуально-дифференцированного подхода дает возможность избегать физических, психических перегрузок школьника, снять отрицательные факторы неожиданности, растерянности, страха, неуверенности. Наглядность, музыка – это очень помогает ребенку лучше понять материал, настроиться на плодотворную работу, предотвращая те срывы, когда у них наступает торможение вследствие чрезмерной усталости, напряженности и переутомления.
Методы и приемы, позволяющие одновременно с обучением вести работы по коррекции:
· обращение к непосредственному опыту учащихся;
· применение игровых форм, разнообразие заданий на уроках;
· постоянная активизация действий каждого учащегося на уроках.
Формированию оптимальной самооценки способствуют:
ü знакомство учащихся с критериями оценок;
ü подробная и конструктивная интерпретация выставленной отметки;
ü включение учеников в оценку результатов своей собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников;
ü безотметочное оценочное суждение в случае неудачных ответов; в таких случаях учитель должен высказывать оптимистическое суждение относительно возможностей ученика получить лучшую отметку и спросить его в следующий раз.
Необходимо на уроке доказать ребенку его интеллектуальную состоятельность:
· Во-первых, показать, что он что-то может в учебном процессе. Пока не так важно, за какую оценку, но может.
· Во-вторых, формируется мотив обучения.
· В-третьих, формируется адекватное представление о собственных знаниях. Практикуем оценку «авансом».
Для переживания эмоционального благополучия детям с ограниченными возможностями на уроках и в школе в целом необходимо:
ü снятие страха у учащихся перед предстоящей деятельностью; использование приемов подкрепления, персональной исключительности и других;
ü развитие в детях веры в собственные силы, создание ситуаций успеха;
ü создание положительной атмосферы доброжелательности и взаимопомощи в ученическом коллективе;
ü установление личностного доверительного общения педагогов и учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.