Краевое государственное бюджетное
профессиональное общеобразовательное учреждение
«Николаевский-на-Амуре гуманитарно-промышленный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока на тему
Рациональное использование и охрана растительности
Автор:
Шаулький Игорь Геннадиевич, преподаватель
Николаевск-на-Амуре 2022 г.
Содержание
Введение..................................................................................................... 3
Этапы урока............................................................................................... 4
Технологическая карта урока..................................................................... 4
План-конспект урока.................................................................................. 5
1 этап. Подготовительно-организационный............................................... 5
1.1. Вступительное слово преподавателя............................................ 5
1.2. Деление на группы. …….............................................................. 5
2 этап. Операционно-познавательный....................................................... 6
2.1. Самостоятельная работа в группах по заданной тематике…..6
2.2. Презентация заданий.................................................................... 6
3 этап. Контрольно-оценивающий............................................................. 6
3.1. Подведение итогов………………………………………………….
3.2. Рефлексия……………………………………………………………6
3.3. Домашние задание........................................................................ 6
Список литературы.................................................................................... 7
Введение
Урок разработан для группы ПНКо-44-С (специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах), по программе учебной дисциплины ОП.07 Экология, тема урока «Рациональное использование и охрана растительности». Ведущая дисциплина-интегратор в уроке экология, вспомогательные дисциплины – ботаника, химия и фармацевтика. В ходе урока студенты знакомятся и углубляют знания работая с основными экологическими и ботаническими понятиями касающиеся тематики занятия: растительность, таксоны, рациональное и нерациональное природопользование, биогеоценозы, экологические факторы и другие понятия. Используя лабораторный опыт устанавливают содержание в лиственнице даурской дигидрокверцитина. В ходе беседы с преподавателем и используя дополнительную литературу определяют значения этого вещества.
Тема урока:
Рациональное использование и охрана растительности.
Цель урока: Изучить рациональное использование и охрану растительности.
Задачи урока:
1. Освоить новые и углубить имеющиеся знания по теме экология растительности Хабаровском крае.
2. Изучить вопрос рационального использования лесных ресурсов в Хабаровском крае.
3. На опыте убедится в наличии полезных веществ в лиственнице даурской.
Время проведения:
1 час 30 мин.
Оборудование:
- ПК,
- видеопроектор,
- химическое оборудование: пробирки, гидроксид натрия, вода, этиловый спирт, кора лиственницы,
- методическое пособие по фармакогнозии,
-учебное пособие «Растительный покров Дальнего Востока»,
- статья «Лесной комплекс Хабаровского края: состояние и перспективы развития».
Этапы урока
1. Вводно-мотивационный (15 минут):
вступительное слово преподавателя;
деление на группы; постановка целей и задач урока.
2. Операционно-познавательный этап (30 минут)
2.1 Самостоятельная работа
Подготовка мини-презентации по темам задания
2.2 Презентация заданий (30 минут):
Презентация заданий по самостоятельной работе.
3. Контрольно-оценивающий этап.
3.1 Подведение итогов (5 минут):
Обсуждение студентами результатов самостоятельной работы и подведение итогов.
3.2 Рефлексия (10 минут):
дискуссия по результатам совместной деятельности преподавателя и студентов.
3.3 Домашнее задание
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Формы, методы, виды деятельности |
Методическое обоснование |
Время |
1.Вводно-мотивационный |
|
|
|
1.1. Подготовительно-организационный |
Вступительное слово преподавателя используя презентацию урока. |
Обеспечение формирования мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности (использовании активных методов обучения) |
7 мин |
Деление на группы. Постановка целей и задач
|
Выяснение ожиданий участников от работы на урока |
8 мин |
|
2. Операционно-познавательный |
|
|
|
2.1. Самостоятельная работа |
Работа в группах |
Постановка проблемы перед участниками |
5 мин |
Актуализация знаний участников урока |
10 мин |
||
Погружение участников урока в проблему |
15 мин |
||
2.2.. Презентация заданий |
Групповая, словесные методы |
Применение элементов метода проектов |
27 мин |
3. Контрольно-оценивающий |
|
|
|
3.1. Подведение итогов |
Фронтальное обсуждение |
Использование вербальных методов |
5 мин |
3.2. Рефлексия |
Проведение каждым участником семинара анализа степени осуществления ожиданий от урока |
Подведение итогов урока |
10 мин |
3.3. Домашние задание |
|
|
3мин |
План-конспект урока
1 этап. Подготовительно-организационный
1.1. Вступительное слово преподавателя.
Цель: обеспечение формирования мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности.
Время проведения: 7 минут
Организационный этап.
Организационный момент включает:
- предварительную организацию группы (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида студентов, организация внимания);
- готовность преподавателя к уроку (наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов, состояние классной доски, мел, освещение);
- мобилизующее начало урока («исходная мотивация»).
Цели данного этапа:
- психологический настрой студентов;
- обеспечение нормальной (рабочей, творческой) обстановки на уроке.
1.2. Деление на группы. Постановка целей и задач урока.
Цели: - подготовка к групповой работе;
- выяснение ожиданий участников от работы на уроке.
Деление на группы.
Материалы (на каждую группу): карточки с изображением хвойных растений: ели, сосны и лиственницы (по количеству участников)
Время проведения: 8 минуты
Случайным образом раздаются карточки участникам урока. Затем им предлагается занять места за тем столом, на котором сидит изображенная игрушка.
Постановка целей и задач урока. (7 минут)
Для первой группы «ели»- изучить материал по теме «Растительность», используя учебное пособие «Растительный покров Дальнего Востока» и подготовить презентацию мини-проекта в виде плаката.
Для второй группы «сосна»- изучить материал по теме «Рациональное использование лесных ресурсов», используя статью «Лесной комплекс Хабаровского края: состояние и перспективы развития». и подготовить презентацию мини-проекта в виде плаката.
Для первой группы «ели»- изучить материал по теме «Лиственница» и провести качественную реакцию на дигидрокверцитин используя методическое пособие по фармакогнозии и подготовить презентацию мини-проекта в виде плаката.
2.этап. Операционно-познавательный (30 минут).
2.1. Самостоятельная работа в группах по заданной тематике.
2.2. Презентация заданий.
3. Контрольно-оценивающий
3.1. Подведение итогов
3.2. Рефлексия
Время проведения: 10 минут
Используя список ожиданий от урока, полученный в начале занятия, Мастер просит высказаться каждого участника о проделанной работе, о его ощущениях, о том, что понравилось или не понравилось, о том, что получилось или не получилось, о том, оправдались ли его ожидания.
3.3. Домашние задание. Подготовить сообщения на тему «рациональное использование лесных ресурсов в Николаевском районе».
Список литературы
1. Константинов, В.М. Экологические основы природопользования: учебник/ В.М. Константинов, Ю.Б. Чалидзе. -М.: Академия, 2014. - 240 с.
2. Тупикин, Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебное пособие, 2015. - 384 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.