Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нивовская средняя общеобразовательная школа»
Раздольненского района Республики Крым
»
Конспект
(с презентацией, с использованием элементов здоровьесберегающих технологий и проблемного метода)
Учебный предмет: русский язык
Урок: 91
Тема урока: Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.
УМК Русский язык 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014 Школа России
Подготовила:
учитель начальных классов
Абибулаева А.И.
Нива, 2023 г.
Учебный предмет: русский язык
УМК «Школа России»
Класс: 2 класс
Урок № 91
Тема урока: Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких слов самостоятельно; развивать речь, умение наблюдать.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать знания, умения и навыки правильного письма имен собственных: имен, отчеств, фамилий людей, кличек животных.
- применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.
Коррекционно-развивающие:
- развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся.
- развитие грамотного письма, орфографической зоркости.
- развитие каллиграфического навыка грамотного письма.
- развитие внимания, логического мышления.
- развитие речи учащихся, интереса к родному языку.
Воспитательные:
- воспитание культуры поведения на уроке.
- воспитание умения работать коллективно, самостоятельно.
- создание благоприятного психологического климата на уроке.
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:
Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).
Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.
Приемы: фронтальный опрос, работа в парах, комментирование, беседа, взаимопроверка.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный
Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.
Оборудование: проектор, интерактивная доска.
Демонстрационный материал: презентация к уроку,
Технология проведения (этап урока, цель) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Самоопределение, мотивация к учебной деятельности Цель: формирование самооценки готовности к уроку; создание положительного фона |
-
Прозвенел уже звонок, |
Самоорганизация, оценивают свою готовность и настрой на работу. |
Актуализация знаний Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний |
1. Минутка чистописания - Откройте тетради. Запишите число, классная работа. - Какие буквы мы будем прописывать сегодня? (Слайд 3) |
Фронтальная работа
Заглавные
|
Целеполагание. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы. |
1. Словарная работа — Как позвать ученика, если в классе у двоих ребят одинаковое имя? Как их отличить? (По фамилии.) Фамилия есть у каждого человека. Он получает ее при рождении, так же как имя. — Найдите это словарное слово на с. 55, спишите в тетрадь, выделите непроверяемую гласную. — Представьте такую ситуацию: два человека являются тезками, имеют одинаковые имя и фамилию. Как их можно различить? (По отчеству.) (Учитель рассказывает о значении слова отчество.) Слово отчество означает «имя по отцу». Человек получает отчество от отца, т. е. к имени детей добавляется имя, указывающее, чьими сыновьями или дочерьми они являются. — Прочитайте в учебнике на с. 54 словарное слово отец. Запишите это слово рядом с первым, выделите непроверяемую гласную. (Слайды 4-8) |
Большая буква в фамилиях, именах и отчествах людей.
1. Научиться писать собственные имена существительные с заглавной буквы. 2. Различать их на письме. Проводят наблюдение Со строчной, с маленькой Это имена существительные) Приводят примеры нарицательных имен существительных Если слово стоит вначале предложения. Да, имена, отчества, фамилии людей, клички животных, название городов, деревень, рек, гор Имена собственные. |
Осознанное выполнение действий для решения обозначенных задач Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
|
2. 2. Орфографическая минутка — Запишите фамилии и имена ребят нашего класса: вариант I пишет имена и фамилии мальчиков; вариант II — имена девочек. — Подчеркните орфограммы. — Какую орфограмму выделили во всех словах? (Слайд 9) III. Самоопределение к деятельности — К какой группе имен существительных относятся все эти слова? — Какие имена собственные вы записали: одушевленные или неодушевленные? Докажите. — Определите тему урока по упражнениям из словарной и орфографической работы. (Слайд 10) IV. Работа по теме урока Упр. 92 (с. 54). (Выполняется в соответствии с заданиями.) (Слайд 11) Никогда не забывайте- Имя буквой выделяйте. (Слайд 12) Упр. 93 (с. 54). (Коллективное обсуждение картины, работа по заданиям упражнения. Затем учащиеся готовят связный рассказ в течение 3-5 минут. Несколько ответов заслушиваются, анализируются.(Слайд 13) |
Определяют лексическое значение слов. Осуществляют запись слов в столбик. Высказывают предположения относительно изменения значения слова с присоединением буквы «я». Записывают имена людей.
Заслушивают информацию от учителя. Сообщают значения имён. (Елена.) Дети называют свои полные имена.
Дети работают в парах. Проводится взаимопроверка. Высказывают предположения
Записывают фамилии. |
Первичное закрепление нового материала Цель: организация и осуществление совместной учебно-познавательной деятельности. |
1. Выполнение заданий Упр. 96 (с. 55). (Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.) V. Физкультминутка На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! Повторяем упражненье, Делаем быстрей движенья. Раз - вперед наклонимся. Два – назад прогнемся. И наклоны в стороны Делать мы возьмемся. Приседания опять Будем дружно выполнять 1,2,3,4,5 Кто там начал отставать? На ходьбу мы перейдем, И урок наш вновь начнем. (Слайд 14) Упр. 94 (с. 55). (Работа в парах. Две пары отвечают у доски. Класс оценивает их работу) (Слайд 15) |
Фамилия – это семейное наименование, прибавляемое к личному имени, которое передаётся от родителей к детям.
|
Итог работы. Рефлексия. Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке; организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности. |
VII. Рефлексия — Составьте из данных слов полные имена двух писателей. Запишите в алфавитном порядке. Александр, Чуковский, Сергеевич, Корней,-Пушкин, Иванович. (Фронтальная проверка, самооценка.) (Слайд 16) VIII. Подведение итогов урока — Правописание какой орфограммы закрепляли на уроке? — К какой группе относятся имена существительные, которые вы записывали? — Какое задание вам было интересно выполнять? — Где допустили ошибки? (Слайд 17-18) |
Выполняют задание по предложенному алгоритму, организовывая рефлексию собственной деятельности. |
Инструктаж о домашнем задании |
Домашнее задание 1. Выполнить упр. 95 (с. 55). 2. Узнать происхождение своей фамилии, пользуясь специальными справочниками или сайтами Интернета. (Слайд 19) |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.