Программа внеурочного курса "Библиолицей"
Оценка 4.7

Программа внеурочного курса "Библиолицей"

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
русская литература
5 кл—6 кл
15.02.2023
Программа внеурочного курса "Библиолицей"
Программа библиотечных мероприятий. Способствует формированию читательской грамотности. для учащихся 5-6 классов.
Библиолицей.doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Лицей№14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М.Кузьмина»

 

 

ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Библиолицей»

По формированию читательской грамотности в ИБЦ

 

 

 

 

 

             Автор-составитель:

Тихонова Наталья Николаевна,

Педагог-библиотекарь МАОУ «Лицея №14 имени Заслуженного учителя Российской федерации А.М.Кузьмина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов, 2022

 

Пояснительная записка

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс по приобщению учащихся к творческому чтению. На сегодняшний день чтение стало трактоваться как получение смысловой информации, заключенной в тексте. При таком подходе литература перестает участвовать в нравственном становлении личности ребенка. В создавшихся условиях проблема развития у детей интереса к чтению как уникальному интеллектуальному виду деятельности и состоянию души приобретает неизменно важное значение. Необходим пересмотр сложившихся традиций и стереотипов библиотечной работы. Новый имидж школьной библиотеки – Информационно-библиотечного центра -  должен базироваться на фундаменте творческой среды.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

· быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

· быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает наличие у человека  творческих способностей. В связи с этим традиционные библиотечные уроки не должны ограничиваться лишь воспитанием информационной культуры. В наших планах – создание такой модели образовательного пространства, которая будет способствовать формированию читателя мыслящего, творческого. Следовательно, возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиции чтения как культурной нормы развития ребенка является объективной необходимостью и основной задачей программы.

  Цель программы: формирование у подрастающего поколения позитивного, осмысленного, устойчивого интереса к чтению как важнейшему инструменту образования, социализации и развития личности.

Данная программа занятий расчитана на один год обучения детей в возрасте 11-12 лет (6 класс),  33 часа (1 час 1 раз в неделю во внеурочное время). Продолжительность занятия – 35 минут.

 

Режим занятий

Класс

Время проведения занятий

6 «А»

Понедельник

14.30 – 15.05

6 «Б»

Вторник

14.30 – 15.05

6 «В»

Среда

14.30 – 15.05

6 «Г»

Четверг

14.30 – 15.05

 

Задачи программы:

-     создание благоприятных условий для повышения у детей мотивации к чтению и включению его в структуру своих приоритетных культурных потребностей.

- организация совместной деятельности учащихся, педагога-библиотекаря и преподавателей литературы на основе общего интереса к книге

-  формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.

-  развитие навыков независимого библиотечного пользователя, обучение поиску, отбору, критической оценке информации

Основные формы и методы работы:

В процессе занятий используются различные формы:

-традиционные, комбинированные и практические занятия;

-индивидуальная деятельность

       Для реализации задач, поставленных перед проектом, мы также использовали следующие методы работы:

   -   Работа с фондом. СБИ.

   -   Культурно – досуговые и визуальные формы  работы.

    Работа с фондом. СБИ.

1.     Формирование  фонда библиотеки посредством отслеживания выхода новых книг (художественная литература) и приобретения их для библиотеки

2.     Оперативная работа с периодикой, освещающей вопросы детского чтения

3.     Совершенствование справочно - библиографического обслуживания пользователей путем создания:

 

     -   соответствующих разделов в систематической картотеке статей электронного каталога ИБЦ

     -  тематической картотеки « Любовь к чтению»

     - родительских лекториев (на странице сайта библиотеки) с обязательной обратной связью.

     -  дайджеста «Моя любимая книга» (создается на странице социальной сети ВКонтакте детьми-участниками программы, редактируется педагогом-библиотекарем)

     - рекомендательных списков литературы «Для Вас, Родители», «Лучшая литература о подростках и для подростков», «Честный взгляд на чтение: литературные предпочтения педагогов»

     -   архива выполненных справок

     -   буккроссинга, размещение отдельных книжных шкафов в коридорах учебного заведения, регистрация на сайте: www.bookcrossing.ru, (отслеживается путь книги – детьми-участниками программы)

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности;

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов, электронного сопровождения);

- открытости и вовлеченности (абсолютная доступность для всех участников программы)

- демократичности и гуманизма ;

- научности .

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир книг, повысить читательскую грамотность, проявить и реализовывать свои творческие способности.

 

Формы и виды контроля

виды контроля

содержание

методы

сроки контроля

 

Вводный

Области интересов и склонностей. Уровень знаний, умений, навыков в сфере литературы и чтения

Беседы, наблюдение, просмотр творческих работ учащихся

Сентябрь

 

Текущий

Освоение  материала по темам, разделам

Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения

По каждой теме

 

Творческий потенциал учащихся

Наблюдение, игры, упражнения. Участие в выставках и конкурсах

В течение года

 

 

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста

Зачетные, творческие работы .

Апрель

Май

 

 

Используется безоценочная форма контроля учебной и творческой деятельности. Каждый ребенок может высказать свою точку зрения, его точка зрения будет основной и главной, вне зависимости от степени включенности в рабочий процесс и качества выданного  результата.

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1

Введение

2

1

1

2

«STORYSACK» или «Мешок историй». Давайте почитаем! (акция совместного чтения детей, преподавателей литературы, педагога-библиотекаря)

8

6

2

3

«Поговори со мною, книга!» встречи с интересными людьми в формате «живая книга»

2

1

1

4

Библиотечные образовательные экскурсии в детские библиотеки города «Волшебный мир»

9

2

7

5

Психологический квест –практикум «Книжные тайны»

5

2

3

6

Образовательное литературное путешествие по страницам классических произведений русской литературы «Быть героем легко»

9

2

7

7

«Моя любимая книга о главном» (создание буктрейлера – рекламы любимой книги)

-

-

-

 

Содержание программы

Программа содержит 3 модуля. Условно их можно разделить на:

1. Лекционный модуль. Предполагает введение в изучаемую проблему с дальнейшим активным обсуждением и выводом о дальнейших действиях участников программы. Собственно, лекционный модуль присутствует во всех разделах и темах. Особенность заключается в том, что лекционный модуль призван задействовать преподавателей литературы. Но, скорее, не в качестве преподавателей, а в качестве ведущих, чтецов, экспертов, знатоков.

Мероприятие

Место

проведения

Сроки проведения

Ответственный

Дискуссия «Чтение как творческая деятельность»

ИБЦ

Январь-февраль 2022

Педагог-библиотекарь, преподаватель литературы

Лекционно- практическое занятие «Сторисек или громкие чтения»

ИБЦ

Март-апрель 2022

Педагог-библиотекарь, преподаватель литературы

Библиотечный урок «Что такое «живая книга?»

ИБЦ

Май 2022

Педагог-библиотекарь

Психологический практикум «Любимая-нелюбимая книга»

ИБЦ

Сентябрь-октябрь

2022

Педагог-библиотекарь, преподаватель литературы

Библиотечный урок-игра

Квест – это интересно!

ИБЦ

Ноябрь 2022

Педагог-библиотекарь, преподаватель литературы

 

2. Практический модуль. Базируется на теоретических знаниях, полученных в процессе освоения Модуля 1. Представляет собой комплекс мероприятий образовательно-развлекательного характера, призванных увлечь, заинтересовать ребенка. Предполагают совместную работу педагога-библиотекаря, педагогов литературы и приглашенных гостей. Способствуют активной и творческой вовлеченности в процесс чтения.

Мероприятие

Место

проведения

Сроки проведения

Ответственный

Акция совместного чтения детей, преподавателей литературы, педагога-библиотекаря «Давайте почитаем!»

ИБЦ

Январь-февраль 2022

Педагог-библиотекарь, преподаватель литературы

Встречи с людьми интересных профессий «Живая книга»

ИБЦ

Март-апрель 2022

Педагог-библиотекарь, преподаватель литературы

Экскурсии в библиотеки города «Взгляд на книги»

ИБЦ

Май 2022

Педагог-библиотекарь

Образовательный квест по мотивам произведений Э.По «Страшные тайны»

ИБЦ

Сентябрь-октябрь

2022

Педагог-библиотекарь, преподаватель литературы

Литературное путешествие «Герои не нашего времени» по произведениям М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя

ИБЦ

Ноябрь 2022

Педагог-библиотекарь, преподаватель литературы

 

И, наконец, Модуль 3. Условное название – творческий или итоговый модуль. Наша сверхзадача – вырастить из ребенка настоящего читателя, раскрыть коммуникативные качества посредством приобщения к книге. Предполагается индивидуальная работа детей-участников программы над буктрейлером по мотивам любимой книги.

Предполагаемые результаты программы:

- формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения лицеистов, включающей программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, программы чтения, рекомендательные библиографические списки;

- развитие культуры чтения лицеистов, привлечение их к систематическому чтению;

- раскрытие творческого потенциала ребенка через совместную читательскую деятельность;

- повышение функциональности и востребованности ИБЦ как образовательно-культурного пространства


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей№14 имени

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей№14 имени

Пояснительная записка Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс по приобщению учащихся к творческому чтению

Пояснительная записка Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс по приобщению учащихся к творческому чтению

Данная программа занятий расчитана на один год обучения детей в возрасте 11-12 лет (6 класс), 33 часа (1 час 1 раз в неделю во внеурочное…

Данная программа занятий расчитана на один год обучения детей в возрасте 11-12 лет (6 класс), 33 часа (1 час 1 раз в неделю во внеурочное…

Для реализации задач, поставленных перед проектом, мы также использовали следующие методы работы: -

Для реализации задач, поставленных перед проектом, мы также использовали следующие методы работы: -

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир книг, повысить читательскую грамотность, проявить и реализовывать свои творческие…

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир книг, повысить читательскую грамотность, проявить и реализовывать свои творческие…

В течение года

В течение года

Психологический квест –практикум «Книжные тайны»523 6Образовательное литературное путешествие по страницам классических произведений русской литературы «Быть героем легко»927 7«Моя любимая книга о главном» (создание буктрейлера –…

Психологический квест –практикум «Книжные тайны»523 6Образовательное литературное путешествие по страницам классических произведений русской литературы «Быть героем легко»927 7«Моя любимая книга о главном» (создание буктрейлера –…

ИБЦМарт-апрель 2022Педагог-библиотекарь, преподаватель литературы

ИБЦМарт-апрель 2022Педагог-библиотекарь, преподаватель литературы

Встречи с людьми интересных профессий «Живая книга»

Встречи с людьми интересных профессий «Живая книга»

ИБЦ как образовательно-культурного пространства

ИБЦ как образовательно-культурного пространства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2023