Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей№14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М.Кузьмина»
ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Библиолицей»
По формированию читательской грамотности в ИБЦ
Автор-составитель:
Тихонова Наталья Николаевна,
Педагог-библиотекарь МАОУ «Лицея №14 имени Заслуженного учителя Российской федерации А.М.Кузьмина
Тамбов, 2022
Пояснительная записка
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс по приобщению учащихся к творческому чтению. На сегодняшний день чтение стало трактоваться как получение смысловой информации, заключенной в тексте. При таком подходе литература перестает участвовать в нравственном становлении личности ребенка. В создавшихся условиях проблема развития у детей интереса к чтению как уникальному интеллектуальному виду деятельности и состоянию души приобретает неизменно важное значение. Необходим пересмотр сложившихся традиций и стереотипов библиотечной работы. Новый имидж школьной библиотеки – Информационно-библиотечного центра - должен базироваться на фундаменте творческой среды.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
· быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
· быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает наличие у человека творческих способностей. В связи с этим традиционные библиотечные уроки не должны ограничиваться лишь воспитанием информационной культуры. В наших планах – создание такой модели образовательного пространства, которая будет способствовать формированию читателя мыслящего, творческого. Следовательно, возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиции чтения как культурной нормы развития ребенка является объективной необходимостью и основной задачей программы.
Цель программы: формирование у подрастающего поколения позитивного, осмысленного, устойчивого интереса к чтению как важнейшему инструменту образования, социализации и развития личности.
Данная программа занятий расчитана на один год обучения детей в возрасте 11-12 лет (6 класс), 33 часа (1 час 1 раз в неделю во внеурочное время). Продолжительность занятия – 35 минут.
Режим занятий
Класс |
Время проведения занятий |
6 «А» |
Понедельник 14.30 – 15.05 |
6 «Б» |
Вторник 14.30 – 15.05 |
6 «В» |
Среда 14.30 – 15.05 |
6 «Г» |
Четверг 14.30 – 15.05 |
Задачи программы:
- создание благоприятных условий для повышения у детей мотивации к чтению и включению его в структуру своих приоритетных культурных потребностей.
- организация совместной деятельности учащихся, педагога-библиотекаря и преподавателей литературы на основе общего интереса к книге
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
- развитие навыков независимого библиотечного пользователя, обучение поиску, отбору, критической оценке информации
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы:
-традиционные, комбинированные и практические занятия;
-индивидуальная деятельность
Для реализации задач, поставленных перед проектом, мы также использовали следующие методы работы:
- Работа с фондом. СБИ.
- Культурно – досуговые и визуальные формы работы.
Работа с фондом. СБИ.
1. Формирование фонда библиотеки посредством отслеживания выхода новых книг (художественная литература) и приобретения их для библиотеки
2. Оперативная работа с периодикой, освещающей вопросы детского чтения
3. Совершенствование справочно - библиографического обслуживания пользователей путем создания:
- соответствующих разделов в систематической картотеке статей электронного каталога ИБЦ
- тематической картотеки « Любовь к чтению»
- родительских лекториев (на странице сайта библиотеки) с обязательной обратной связью.
- дайджеста «Моя любимая книга» (создается на странице социальной сети ВКонтакте детьми-участниками программы, редактируется педагогом-библиотекарем)
- рекомендательных списков литературы «Для Вас, Родители», «Лучшая литература о подростках и для подростков», «Честный взгляд на чтение: литературные предпочтения педагогов»
- архива выполненных справок
- буккроссинга, размещение отдельных книжных шкафов в коридорах учебного заведения, регистрация на сайте: www.bookcrossing.ru, (отслеживается путь книги – детьми-участниками программы)
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности;
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов, электронного сопровождения);
- открытости и вовлеченности (абсолютная доступность для всех участников программы)
- демократичности и гуманизма ;
- научности .
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир книг, повысить читательскую грамотность, проявить и реализовывать свои творческие способности.
Формы и виды контроля
виды контроля |
содержание |
методы |
сроки контроля |
|
Вводный |
Области интересов и склонностей. Уровень знаний, умений, навыков в сфере литературы и чтения |
Беседы, наблюдение, просмотр творческих работ учащихся |
Сентябрь |
|
Текущий |
Освоение материала по темам, разделам |
Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения |
По каждой теме |
|
Творческий потенциал учащихся |
Наблюдение, игры, упражнения. Участие в выставках и конкурсах |
В течение года |
|
|
|
||||
Итоговый |
Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста |
Зачетные, творческие работы . |
Апрель Май |
|
Используется безоценочная форма контроля учебной и творческой деятельности. Каждый ребенок может высказать свою точку зрения, его точка зрения будет основной и главной, вне зависимости от степени включенности в рабочий процесс и качества выданного результата.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теор. |
Практ. |
||
1 |
Введение |
2 |
1 |
1 |
2 |
«STORYSACK» или «Мешок историй». Давайте почитаем! (акция совместного чтения детей, преподавателей литературы, педагога-библиотекаря) |
8 |
6 |
2 |
3 |
«Поговори со мною, книга!» встречи с интересными людьми в формате «живая книга» |
2 |
1 |
1 |
4 |
Библиотечные образовательные экскурсии в детские библиотеки города «Волшебный мир» |
9 |
2 |
7 |
5 |
Психологический квест –практикум «Книжные тайны» |
5 |
2 |
3 |
6 |
Образовательное литературное путешествие по страницам классических произведений русской литературы «Быть героем легко» |
9 |
2 |
7 |
7 |
«Моя любимая книга о главном» (создание буктрейлера – рекламы любимой книги) |
- |
- |
- |
Содержание программы
Программа содержит 3 модуля. Условно их можно разделить на:
1. Лекционный модуль. Предполагает введение в изучаемую проблему с дальнейшим активным обсуждением и выводом о дальнейших действиях участников программы. Собственно, лекционный модуль присутствует во всех разделах и темах. Особенность заключается в том, что лекционный модуль призван задействовать преподавателей литературы. Но, скорее, не в качестве преподавателей, а в качестве ведущих, чтецов, экспертов, знатоков.
Мероприятие |
Место проведения |
Сроки проведения |
Ответственный |
Дискуссия «Чтение как творческая деятельность» |
ИБЦ |
Январь-февраль 2022 |
Педагог-библиотекарь, преподаватель литературы |
Лекционно- практическое занятие «Сторисек или громкие чтения» |
ИБЦ |
Март-апрель 2022 |
Педагог-библиотекарь, преподаватель литературы |
Библиотечный урок «Что такое «живая книга?» |
ИБЦ |
Май 2022 |
Педагог-библиотекарь |
Психологический практикум «Любимая-нелюбимая книга» |
ИБЦ |
Сентябрь-октябрь 2022 |
Педагог-библиотекарь, преподаватель литературы |
Библиотечный урок-игра Квест – это интересно! |
ИБЦ |
Ноябрь 2022 |
Педагог-библиотекарь, преподаватель литературы |
2. Практический модуль. Базируется на теоретических знаниях, полученных в процессе освоения Модуля 1. Представляет собой комплекс мероприятий образовательно-развлекательного характера, призванных увлечь, заинтересовать ребенка. Предполагают совместную работу педагога-библиотекаря, педагогов литературы и приглашенных гостей. Способствуют активной и творческой вовлеченности в процесс чтения.
Мероприятие |
Место проведения |
Сроки проведения |
Ответственный |
Акция совместного чтения детей, преподавателей литературы, педагога-библиотекаря «Давайте почитаем!» |
ИБЦ |
Январь-февраль 2022 |
Педагог-библиотекарь, преподаватель литературы |
Встречи с людьми интересных профессий «Живая книга» |
ИБЦ |
Март-апрель 2022 |
Педагог-библиотекарь, преподаватель литературы |
Экскурсии в библиотеки города «Взгляд на книги» |
ИБЦ |
Май 2022 |
Педагог-библиотекарь |
Образовательный квест по мотивам произведений Э.По «Страшные тайны» |
ИБЦ |
Сентябрь-октябрь 2022 |
Педагог-библиотекарь, преподаватель литературы |
Литературное путешествие «Герои не нашего времени» по произведениям М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя |
ИБЦ |
Ноябрь 2022 |
Педагог-библиотекарь, преподаватель литературы |
И, наконец, Модуль 3. Условное название – творческий или итоговый модуль. Наша сверхзадача – вырастить из ребенка настоящего читателя, раскрыть коммуникативные качества посредством приобщения к книге. Предполагается индивидуальная работа детей-участников программы над буктрейлером по мотивам любимой книги.
Предполагаемые результаты программы:
- формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения лицеистов, включающей программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, программы чтения, рекомендательные библиографические списки;
- развитие культуры чтения лицеистов, привлечение их к систематическому чтению;
- раскрытие творческого потенциала ребенка через совместную читательскую деятельность;
- повышение функциональности и востребованности ИБЦ как образовательно-культурного пространства
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.