Конспект урока по географии 8 класс "Природные уникумы Дальнего Востока"
Оценка 4.8

Конспект урока по географии 8 класс "Природные уникумы Дальнего Востока"

Оценка 4.8
doc
21.12.2020
Конспект урока по географии 8 класс "Природные уникумы Дальнего Востока"
урок природ ресурсы д в.doc

1.Предмет: география

2.Учитель: Денисова Юлия Владимировна

3. Класс: 8

4. Тема урока: «Природные комплексы и уникумы Дальнего Востока».

 5. Учебник «География. 8 класс». Авторы: Баринова И.И. «Дрофа», 2016.

 

Задачи:

образовательные – рассмотреть особенности и главные черты природы Дальнего Востока, расширить и углубить знания учащихся об уникальности  природы региона;

развивающие – формировать умения и навыки работы с дополнительной литературой, ресурсами Интернета; активизировать познавательную деятельность учащихся, межпредметные связи;

воспитательные – патриотическое воспитание, экологическое воспитание.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, сравнительный, проблемный.

Оборудование: презентации, физическая карта России, атласы, сообщения учащихся.

Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

1.                  Организационный момент.

2.                  Фронтальный опрос.

Мы продолжаем знакомиться с Дальним Востоком. Что мы о нем знаем?

Вопросы:

1.                  На сколько километров протянулся Дальний Восток с севера на юг?

2.                  Какими океанами он омывается?

3.                  Какой из них оказывает наибольшее воздействие на природу края?

4.                  В рельефе региона преобладают _____

5.                  Почему?

6.                  Какие  складчатые области представлены на востоке страны.

7.                  Какие процессы характерны для областей кайнозойской складчатости?

8.                  Какое природное явление связано с ними?

9.                  В каких климатических поясах расположен регион?

10.              Большая его часть?

11.               Назовите реки, озера Дальнего Востока.

12.              Почему у большинства рек этого края половодье бывает в теплую часть года?

3.Изучение нового материала.

Тема урока – «Природные комплексы, уникумы Дальнего Востока».

Сформулируйте его цель.

Цель урока: познакомиться с особенностями природы крупных ПК Дальнего Востока, с его уникумами.

Природа Дальнего Востока необычайна. В этом крае есть много такого, чего нет  больше нигде в России. Где еще можно увидеть обвитую виноградом ель, голубую сороку или черную белку? Где еще растут березы: белая, черная, желтая, каменная? Где еще по снегу бродят тигры? Где можно увидеть медведей, зимующих в дуплах деревьев? Только здесь можно увидеть медвежью рыбалку. Полюбоваться огнедышащим вулканом, заглянуть вглубь Земли.

Сегодня мы отправимся в путешествие по Дальнему Востоку. Проводниками будут ваши одноклассники. Задача класса внимательно слушать, находить объекты на карте, делать краткие записи, быть готовым к вопросам наших проводников.

- Где бы хотели побывать?

Начнем наше путешествие с Чукотки.

Местные жители шутят: « Здесь 12 месяцев зима, а остальное время года – лето».

Показ слайдов.

Два ученика разыгрывают рассказ Василия Садковского «Чукотка».

«Давным-давно, когда я  только привыкал к жизни в Анадыре, старожилы меня успокаивали: « У нас еще ничего, у нас летом как в Сочах бывает – тепло, и комарье особо не кусает. Вот на Мысе Шмидта – там да, там жуть что творится… Занесло меня и на Мыс Шмидта, насмотрелся, как с крыш двухэтажек пацаны слетают на санках – такие сугробы наметены. Но северяне были веселы: « Ладно, это для нас нормально. Не то, что в Певеке. Там, представляешь, камни летают!». И точно, в Певеке бывают до того мощные ветры – « южаки», что мелкая галька, словно пули, свистит по улицам. « Да ну, невидаль какая! А мы все очки носим мотоциклетные, - показали мне певекчане набор рокеровских очков на всю семью. – Ни за что глаз не вышибет! Вот на острове Айон!...

Побывал я  на острове Айон, и сидели мы, свесив ноги с обрыва к Ледовитому океану, с одним из немногочисленных его жителей. « Как на флюгере живем,- радостно сказал он.- Оттуда подует – здесь прикроемся, с другого края понесет – мы и тут спрячемся. Главное, что по горизонтали ветры ходят. Ничего жизнь! А вот…».

Вопрос к учащимся:

                           - Где на Чукотке побывал автор этого рассказа?

-Чем можно объяснить сугробы с двухэтажный дом на Мысе Шмидта? ( Прохождение  циклонов  по арктическому фронту).

 

Камчатка.

Чтение исторической справки в учебнике И.И.Бариновой, стр.232.

Рассказ о Камчатке, показ слайдов.

Особенности ФГП Камчатки, рельеф.

Стр.33-34 – За страницами учебника географии.

- Ребята, я не могу пройти мимо этой березы. Здесь ее называют каменной. Эта береза самая древняя по происхождению из всех берез мира. Она появилась еще в дочетвертичное  время. Может, поэтому, , а может , из-за постоянных бешенных ветров с Тихого океана большинство стволов ее искривлены, как  бы сгорблены от старости. А древесина – топором не разрубишь, действительно каменная. Живет каменная береза , как дуб, до 500 и даже более лет, в то время как обычная береза и 200 лет не выдерживает.

Вопросы учащимся:

- Кто открыл Камчатку?

- С какими вулканами вы познакомились?

- Назовите самый высокий из них.

- Назовите гейзеры Камчатки.

Курильские острова.

«Вулканы Тятя, Иван Грозный, Кучерявый, Немо, Трезубец, Колокол, острова с именами  и безымянные – на тысячу километров с лишним тянутся  Курильские подводные горы с вершинами на поверхности. Глубины в этих местах такие, что, если осушить океан, альпинистам пришлось бы штурмовать вершины повыше, чем Джомолунгма.

Морем Курильские острова даже с малыми остановками не объедешь и за полгода. Туманы. Тайфуны. Бурное течение в проливах между островами. Предательские подводные камни, обозначенные на картах словом «ловушки». Все это заставляет капитанов быть осмотрительными».

                                                      Василий Песков  «Путешествие с молодым месяцем».

Водопад Илья Муромец.

Вопросы учащимся:

- Каково происхождение Курил?

- Назовите самые крупные острова этой гряды.

- Какова высота самого высокого водопада России – Ильи Муромца?

Остров Сахалин.

- Ребята, что вам известно про остров Сахалин?( самый большой остров у берегов России, материковый по происхождению).

Стр. 232 учебника, чтение краткой информации об острове.

Сахалин уникален не только своим внушительным размером, не менее уникальна его природа.

«Сахалин как бы задался целью, сжав три пояса, совместить субарктику, умеренно-таежную зону и субтропики, миновав из-за своей избыточной сырости степи. На Сахалине ничего не стоит встретить лиственницу и кедровый стланик, порожденные самыми суровыми условиями обитания; рядом бамбук и лианы дикого винограда», цветущая могнолия.

«Тому, кто не бывал на Сахалине, наверно, трудно представить, что под лопухом шеломайника, чуть ли не в 1,5 метра диаметром, как под зонтиком  можно спрятаться от дождя двум человекам. Траву же, например сахалинскую гречиху или белокопытник в 3 метра высотой, в обычный гербарий поместить невозможно. Редко кто рвал чернику на высоте своей груди. Зонтичное растение медвежий корень вообще вымахивает в четыре с лишним метра со стволом, как у субарктической лиственницы».(стр.145)

Интересна история острова.( стр.146)

Рассказы «Остров-рыба» и « Немного истории»  из книги  Ю.П.Пимурзина «Живая география».

Вопросы учащимся:

- Назовите самую высокую точку острова ( гора Лопатина). Определите ее абсолютную высоту и географические координаты.

- Какие природные зоны представлены на Сахалине?( тундра, тайга, субтропики).

Уссурийская тайга.

Татарский пролив отделяет остров от Приморья, так называется территория Дальнего Востока в его южной части.

Николай Михайлович Пржевальский совершил свое первое путешествие в Уссурийский край.

« Когда я в первый раз видел это, то мне живо представилась картина тропического леса,… высокоствольные деревья, поражает вид ели, обвитой виноградом, пробковое дерево и грецкий орех, рядом с кедром и пихтой».

Рассказ об Уссурийской тайге, показ слайдов.

Рассказ о лотосе. ( журнал «География в школе» № 3 2003 год)

В Хинганском заповеднике, расположенном в Амурской области, обитает лотос Комарова. Это – многолетнее  водное растение с мощным корневищем( до 2 метров), плавающими щитовидными листьями до 50 см в диаметре. Цветки лотоса надводные крупные( до 25 см в диаметре). Растение занесено в Красную книгу.

Лотос – тропическое растение, являющееся реликтом третичной эпохи. Поражает великая жизнестойкость этого реликта! В 1933 году в знаменитом ботаническом саду Кью, вблизи Лондона, зацвели растения лотоса, выращенные из семян, возраст которых составил 400 лет. В 1961 году в Японии на глубине 6 метров нашли стоянку человека, где обнаружили три орешка лотоса. В Токийском ботаническом саду они проросли и растения зацвели, хотя семена пролежали в земле 5000 лет.

Вопросы учащимся:

- Из рассказов наших проводников вы увидели насколько уникальна, красива природа Дальнего Востока. Чем можно объяснить ее уникальность?

Ответы:

1.                  Огромная протяженность с севера на юг;

2.                  Слабое проявление ледниковой деятельности в четвертичное время;

3.                  Постоянное территориальное единство с остальной Азией и прошлое соединение Азии с Америкой в районе Берингова пролива.

 

Экологическая ситуация  в регионе.

Свои коррективы в изменении облика края вносит сама природа. Это мы увидели на примере Долины Гейзеров на Камчатке. Но еще большее, порой непоправимое вмешательство в природу оказывает деятельность человека.

В чем она заключается?

·                    Добыча полезных ископаемых;

·                    Вырубка леса (а ведь это чей-то дом);

·                    Лов рыбы (порой хищнический);

·                    Охота на животных суши, моря;

·                    Промышленное производство;

·                    Радиоактивное загрязнение Японского моря.

- Каковы последствия этого вмешательства?

ü    Истощение недр;

ü    Сокращение площадей леса, ареалов животных;

ü    Истощение рыбных ресурсов;

ü    Исчезновение животных, нарушение биосистем;

ü    Загрязнение воды, воздуха, почвы и т.д.

- Какие пути решения создавшихся проблем вы можете предложить?

- Создание заповедников, национальных парков;

- Использование  современных очистных сооружений;

- Высокие штрафы за загрязнение окружающей среды, браконьерство;

4.Подведение итогов работы на уроке.

Выставление оценок.

5.Домашнее задание:

П. 42-читать;

 1. подготовить доклад о любом заповеднике края;

или   2. На карте Дальнего Востока можно встретить необычные названия географических объектов, например,

залив и полуостров Терпения на о. Сахалин;

пролив Надежды на Курилах;

Некоторые объекты носят имена, например,

залив Петра Великого в Приморье, пролив Невельского между о.Сахалин и материком и т.д.

Продолжите список. Быть может, кто-то  подготовит доклад об отважных первопроходцах, чьи имена носят географические объекты карты Дальнего Востока.

 

 

 


Предмет : география 2.Учитель:

Предмет : география 2.Учитель:

Изучение нового материала. Тема урока – «Природные комплексы, уникумы

Изучение нового материала. Тема урока – «Природные комплексы, уникумы

Чтение исторической справки в учебнике

Чтение исторической справки в учебнике

Сахалин уникален не только своим внушительным размером, не менее уникальна его природа

Сахалин уникален не только своим внушительным размером, не менее уникальна его природа

Из рассказов наших проводников вы увидели насколько уникальна, красива природа

Из рассказов наших проводников вы увидели насколько уникальна, красива природа

Домашнее задание: П. 42-читать; 1

Домашнее задание: П. 42-читать; 1
Скачать файл