Конспект урока по географии "Реки"
Оценка 5

Конспект урока по географии "Реки"

Оценка 5
docx
15.02.2022
Конспект урока по географии "Реки"
Конспект урока географии в 6 классе .docx

 

Ленивцева Татьяна Анатольевна, учитель географии Городской гимназии – МБОУ  города Димитровграда Ульяновской области

Проект урока географии в 6 классе

Тема урока: Река и речная система.

Тип урока. Конструирование понятий

Цель урока: формирование понятий о реке и речной системе;

-формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

- формирование навыков анализа картографических материалов;

- формирование информационной компетентности.

Задачи:

- создать ситуацию разрыва для постановки учебной задачи на конструирование понятия «река»;

- организовать выдвижение гипотез путем построения модели реки и их проверки;

-создать условия для формирования понятий о речной системе, через знакомство с притоками;

-организовать конкретизацию понятий с помощью анимационной модели и работы с картой;

-организовать рефлексию учебной деятельности.

 

Ход урока.

Организационный момент.

1.     Постановка учебной задачи

Учитель (далее У): Запишите в тетради, что общего у всех рек? (Работа в парах).

Дети (далее Д): предполагаемые варианты ответов: течение, начало реки, имеет берега, пресная вода.

Учитель: определите в какую сторону течет река Енисей? (работа у физической карты Российской Федерации).

Вариант ответа детей: река течет с севера на юг, река течет с юга на север.

У. В чем заключается проблема?

Д. Как определить в какую сторону течет река?

Вопрос записывается учителем на доске, дети записывают в тетрадь.

2.     Моделирование

Проведение опыта с моделью реки.

В прозрачную продолговатую кювету (можно использовать разрезанную вдоль пластиковую бутылку) наливается вода.

У. Данную модель можно считать рекой?

Д. Нет, так как река должна течь.

У. Как сделать так, чтобы вода потекла?

Д. Необходимо поднять один конец.

У. Какая часть реки будет находиться выше?

Д. Начало реки.

У. Какой вывод можно сделать?

Вариант ответа детей: начало выше конца реки.

У. Начало реки называется истоком, а то место где река впадает в другую реку, озеро или море называется устьем.  Какой вывод мы запишем в тетрадь?

Вариант ответа детей: Исток расположен выше устья.

У. Кто покажет, согласно выведенного правила, как течет река Енисей? (Желательно вызвать к карте того ученика, кто показал первоначально, что Енисей течет с севера на юг). 

      3.Проверка гипотез.

У. У главных рек имеются малые реки, которые несут свои воды в главную реку. Такие реки называются притоками. Объясните, что вы понимаете под словом «приток».

Д.

У. На какой реке мы живем?

Д. Черемшан.

У. Куда впадает река Большой Черемшан?

Д. В Волгу.

У. Какая река протекает по территории города Димитровграда?

Д. Мелекесска.

У. Куда впадает река Мелекесска?

Д. В реку Большой Черемшан.

У. Притоков много. Как их различать?

Д. Левый приток или правый приток.

У. Как определить, где левый приток, а где левый?

Д. Река течет, слева впадают левые притоки, а справа - правые.

У. Люди договорились между собой, что вдоль правого берега располагаются красные бакены, вдоль левого берега – белые. Во время летнего путешествия по рекам обратите на это внимание.

Физкультминутка. (Выведение правила определения левых и правых притоков)

Средний ряд-главная река, она течет в сторону классной доски. Встаньте те, кто считает себя правым притоком, а сейчас, кто – левым.

У. Люди договорились между собой, что если встать по течению реки, то справа будут правые притоки, а слева –левые притоки. Та река, которая впадает первой в главную реку, считается рекой первого порядка. Следующая река –второго порядка и т.д.

Река Большой Черемшан будет рекой какого порядка?

Д. Первого порядка.

У. Река Мелекесска какого порядка?

Д. Река второго порядка.

У. Главная река со всеми притоками называется речной системой.

Задание : опишите речную систему реки Обь  по плану.

1.     Главная река.

2.     Где расположен исток главной реки.

3.     Где расположено устье главной реки

4.     Левый и правый приток

5.     Приток 1 и 2 порядка.

Заслушивается ответ одного ученика у карты.

У. Территория, по которой течет река со своими притоками называется бассейном реки. Как определить, какие реки несут свои воды в Волгу, а какие в Обь?

Д. Между реками располагаются Уральские горы.

У. Чем являются Уральские горы?

Д. Границей между речными бассейнами.

У. Данная граница называется водоразделом.

4.      Конкретизация понятий

Работа со схемой. Один ученик работает у доски  (Приложение 1).

Проверка.

У. А сейчас поработаем с электронным приложением к учебнику. Необходимо просмотреть анимацию   и ответить на вопрос. Что можно объяснить по данной схеме?

Д. Исток реки может быть в горах, в озере, болоте, в роднике. Также по схеме можно объяснить, где правый, а где левый приток. Что место, где река впадает в другую реку, море  называется устьем. Можно показать бассейн реки  и водораздел. Что еще есть дельта.

У. Форма устья бывает разной. Обычно в устье русло реки расширяется или делится на несколько «рукавов» и образует дельту реки.

Если устье имеет воронкообразную форму, то такое устье называется эстуарий.

Назовите реки, у которых форма устья –это дельта.

Д. Нил, Лена.

У. Назовите, у каких рек – эстуарий.

Д. Обь, Енисей, Амазонка.

        5. Рефлексия

Какой вопрос возник на уроке?

Ответили мы на поставленный вопрос?

Что мы еще узнали на  уроке? (новые термины).

Что мы научились делать? (Определять, где река берет начало, где устье реки, определять левые и правые притоки, притоки 1 и 2 и т.д. порядка)

Кто уже уверен, что может определить части реки, начиная с истока?

Кто считает, что надо потренироваться?

 

Домашнее задание: стр.87-89;  потренироваться в определении истока и устья рек, заполнить таблицу (Приложение 2).

 

 

Для реализации программного содержания урока использовались:

 

Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс . 6 класс. – М., Дрофа, 2013.

Электронное приложение к учебнику.

 

 

 

Приложение 1

 

Схема реки

Рисунок1

Исток

2

Речной бассейн

 

5

Устье

1

Водораздел

4

Приток

3

 

 

 

 

 

Приложение2

Заполнить таблицу.

 

Река

На каком материке

Где начинается

Куда впадает

Волга

 

 

 

Урал

 

 

 

Обь

 

 

 

Енисей

 

 

 

Дон

 

 

 

Хуанхэ

 

 

 

Инд

 

 

 

Амазонка

 

 

 

Нил

 

 

 

 


 

Ленивцева Татьяна Анатольевна, учитель географии

Ленивцева Татьяна Анатольевна, учитель географии

Д. Необходимо поднять один конец

Д. Необходимо поднять один конец

Задание : опишите речную систему реки

Задание : опишите речную систему реки

Для реализации программного содержания урока использовались:

Для реализации программного содержания урока использовались:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2022