Конспект урока по географии в 5 классе. Тема « Способы изображения неровностей земной поверхности»
Оценка 4.7

Конспект урока по географии в 5 классе. Тема « Способы изображения неровностей земной поверхности»

Оценка 4.7
docx
10.05.2020
Конспект урока по географии в 5 классе. Тема « Способы  изображения  неровностей  земной поверхности»
Уринова. Конспект урока по географии..docx

ГОКУ «Санаторная школа-интернат № 4»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по географии в 5 классе.

Тема: Способы  изображения  неровностей  земной поверхности

 

 

 

 

 

 

Автор: Учитель географии

Уринова Наталья Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

г. Усолье-Сибирское.

 

 

 

Тема  урока: «Способы  изображения  неровностей  земной поверхности»

УМК: СФЕРЫ

Класс: 5

Тип урока: изучение нового материала

Цель  урока: Формирование у учащихся представлений  о  способах  изображения  земной поверхности.

Задачи:

Образовательная: Познакомить  со  способами  изображения земной  поверхности;

Развивающие: Формировать  умение наносить  на  контурную  карту  географические  объекты. Определять по макету  и плану  местности крутой  и  пологий  склон;  высоты  точек по плану местности  и  физической  карте. Сформировать  понятия: абсолютная  высота, относительная  высота,  отметка  высот, горизонталь , изогипса, берг-штрих, изобата.

Воспитательные:  способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности; способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: Мультимедиапроектор ,учебник, контурные  карты, атласы, карточки, презентация, макет  холма, нивелир.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Педагогическая технология: Проблемное обучение.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

 

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

Распознавать     высоты     (глубины) на  физических  картах  с  помощью шкалы высот и глубин.

Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.

Подписывать на контурной карте са­мые     высокие     точки     материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины.

Решать практические задачи по оп­ределению абсолютной и относитель­ной высоты, превышения точек от­носительно друг друга

Регулятивные:

Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации     цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.

Коммуникативные: владение устной  речью.  Развитие  компетенции в  области  использования  информационно-коммуникационных  технологий (ИКТ-компетенции)

Умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

 

 

Название  этапа

 

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

1.Организационный  момент

Приветствие.

Настрой на работу.

 

Приветствие

 

2.Актуализация знаний

Проверка домашнего задания: Топографическая сказка.

- Какие виды условных знаков знаете?

- Прочитать на слайде рассказ, заменяя топографические знаки словами.

Отвечают  на  вопросы  учителя

3. Основная часть урока

Создает проблемное задание.

Мы с вами изучали условные знаки. Все ли условные знаки мы изучили? Нарисуйте мне условный знак горы.

Есть ли в атласе такой условный знак?

Можно ли по твоему знаку узнать высоту горы? Определить какой склон круче? (нет)

А как быть?

Вы затрудняетесь ответить, зато сможете сформулировать проблему, которую нужно решить.

Сообщает тему урока (Способы изображение неровностей земной поверхности– записано на доске)

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

- Как мы сможем достичь этой цели? 

Что нам нужно сделать?

 

 

 

Представьте себе, что вы покупаете дом  на берегу реки. Но один из  берегов  весной может подтапливаться водой, т.к уровень воды поднимается на 4 метра. Что же нам делать? Как выяснить  на каком берегу нам покупать дом?

Рисунок на слайде: 

-Почему вы не можете мне сказать сразу: затопит или нет? (не знаете высоту берега)

В этом нам с вами может помочь инструмент – нивелир. (демонстрация прибора)

Давайте попробуем определить высоту берегов реки  по схеме.  Какова же высота берегов? (показ на слайде 5 метров) Зальет ли наш домик водой? (нет)

Мы нашли относительную высоту склона. По учебнику напишите, что такое относительная высота.

Какая еще высота указана в учебнике?

По рисунку   определим абсолютные и относительные высоты.

Работа  в группах. Определение точек высот.

  1. Какова абсолютная высота холма?
  2. Какова относительная высота относительно восточной  подошвы?
  3. Относительно западной подошвы ?

Но на земле много неровностей. Рельеф – это совокупность неровностей земной поверхности. Как же на плоской карте показать все неровности?

Представим себе, что мы находимся у подошвы холма и нам надо нанести его на наш план местности. Класс разделим на 4 группы: одна группа будет измерять высоты холма с севера, другая с юга, третья с запада, четвертая с востока. Каждой группе выдан нивелир и колышки.

Теперь берем веревку и соединяем ей колышки с одинаковой высотой (1м.,2м. и т.д.)

Посмотрите внимательно ,у нас получились круговые линии? (горизонтали – линии на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой.)

- Какой высоты получился у нас холм?

-Давайте теперь определим какой склон круче? как это сделать? (Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.)

Демонстрация макета холма.

На слайде  изображены две неровности. Чем отличаются эти рисунки?

 

Эти черточки называются берг-штрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма.

 

 

Выполняют задание в тетради, один ученик у доски

 

Ученики пытаются нарисовать, у них получается рисунок горы.

 

 

Выявляют проблему: Как изображаются неровности земной поверхности на плоскости.

Формулируют цель (понять, как изображаются неровности земной поверхности на плане местности)

Определяют задачи:

-Узнать способы изображения неровностей земной поверхности

-Находить изображения неровностей на  плане

-Определять по карте высоту, крутизну склона;

-Определять по карте  относительную и абсолютную высоту

 

Доказывают свою точку зрения

 

 

 

 

Знакомятся с прибором определения высоты склона – нивелиром. Записывают определение в тетрадь.

 

 

 

 Списывают определение с учебника

 

Находят в учебнике определение абсолютной высоты.

 

 

 

 

 

Работают с раздаточным материалом. Определяют высоты и отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

У доски работают 4 ученика, с помощью линейки отмечают высоту своей стороны холма.

 

 

Соединяют точки с одинаковой высотой на доске с помощью мела.

 

 

Знакомятся с понятием горизонтали.

 

 

 

Делают выводы.

 

 

 

 

Определяют высоту холма, крутизну склона.

 

Определяют, что на одном рисунке маленькие черточки направлены в центр, а на другом наружу холма.

 

 

Учатся читать карты по горизонталям, послойной окраске, берг-штрихам.

Изображение  высоты  на  плане  и  карте. Даёт  задание:

 

Чтение текста,

Выводы и запись  понятий  в  тетрадях (Горизонталь,  берг-штрих, изобаты)

4.Практикум

Выполнить  задание:

к/к, с.3 (№2), с. 10-11 (№1,2);

 

Выполнить  задание:

к/к, с.3 (№2), с. 10-11 (№1,2);

 

5.Рефлексия

Просит  сделать  выводы

Делают  выводы

6.Домашнее  задание

Даёт  д/з

Запись в  дневниках:

Параграф 13.

Понятия наизусть,

 


ГОКУ «Санаторная школа – интернат №4»

Аналитическая справка урока географии

Учитель: Уринова Наталья Михайловна

Класс : 5 А

Дата: 04.12.2017 года

Тема урока: Способы  изображения  неровностей  земной поверхности.

Тип урока: изучение нового материала

Цель : Формирование у учащихся представлений  о  способах  изображения  земной поверхности.

Задачи: Познакомить  со  способами  изображения земной  поверхности;

 Формировать  умение наносить  на  контурную  карту  географические  объекты. Определять по макету  и плану  местности крутой  и  пологий  склон;  высоты  точек по плану местности  и  физической  карте. Сформировать  понятия: абсолютная  высота, относительная  высота,  отметка  высот, горизонталь , изогипса, берг-штрих, изобата;

Способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности; способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.

 

          Урок географии «Способы  изображения  неровностей  земной   поверхности» Уриновой Натальи Михайловны проведён грамотно,  в соответствии с возможностями аудитории. На уроке был реализован современный подход  к обучению, отражающий логику развёртывания нового учебного материала и логику формирования УУД.

    В начале урока проведена проверка домашнего задания, в ходе которой учащиеся продемонстрировали свои знания, умение использовать их на практике.

      На основном этапе урока учитель грамотно поставил перед учащимися проблемную  ситуацию, решая которую учащиеся самостоятельно сформулировали тему, согласно которой совместно с учителем определили цель и задачи урока.

        Благодаря различным методам и приемам обучения: объяснение учителя, работа с учебником, наглядным и раздаточным материалом,  практическая работа  с атласом и контурными картами, работа у доски, учащиеся самостоятельно проводили анализ и делали выводы. Использовались различные формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

     На уроке использовался мультимедиапроектор, что повысило интерес учащихся к учебной деятельности.

      Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому. На каждом этапе урока  прослеживается технология проблемного обучения. Наблюдается четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени, На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно. Речь учителя была грамотной, доступной, точной, содержательной, выразительной и эмоциональной.

      В конце урока учителем грамотно была организована образовательная рефлексия. Различные типы заданий, которые Наталья Михайловна применила на уроке, были направлены на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

 

Заместитель директора по учебной части:  ________________ Пронькина С.Г.

                                            Руководитель ШМО ________________ Джан Н.В.

 


 

ГОКУ «Санаторная школа-интернат № 4»

ГОКУ «Санаторная школа-интернат № 4»

Тема урока: «Способы изображения неровностей земной поверхности»

Тема урока: «Способы изображения неровностей земной поверхности»

Название этапа Деятельность учителяДеятельность учащихся 1

Название этапа Деятельность учителяДеятельность учащихся 1

В этом нам с вами может помочь инструмент – нивелир

В этом нам с вами может помочь инструмент – нивелир

Основная часть урока Создает проблемное задание

Основная часть урока Создает проблемное задание

ГОКУ «Санаторная школа – интернат №4»

ГОКУ «Санаторная школа – интернат №4»

Конспект урока по географии в 5 классе. Тема « Способы изображения неровностей земной поверхности»

Конспект урока по географии в 5 классе. Тема « Способы  изображения  неровностей  земной поверхности»
Скачать файл