Открытый урок по химии в 8 классе учителя химии
МКОУ «Аладашская СОШ-детский сад»
Ибрагимовой Фатимат Мурадагаевной
Тема урока: «Основания»
Цель урока: общее знакомство с классом неорганических соединений – основаниями.
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями; рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований, свойства, практическое значение.
- Развивающие: развить у учащихся такие личностные качества как сосредоточенность, наблюдательность; умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицей растворимости, лабораторным оборудованием
- Воспитательные: воспитать у обучающихся умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её, умение слушать и уважать мнение товарищей.
Основные вводимые понятия урока: основания, гидроксид-ион, щелочи, индикаторы, качественная реакция
Уровень обучения: базовый
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный (рассказ с элементами беседы, практическая работа, самостоятельная и групповая работа)
Оборудование:
- учебник (УМК под авт. ред. О.С. Габриелян),
- таблицы «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», «Индикаторы»,
- инструктивные карточки.
- реактивы: твёрдые щелочи и их растворы (NaOH, KOH, Ca(OH)2 – в виде «известковой воды»), свежеполученные осадки гидроксидов нерастворимых оснований, лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, сок свеклы, сок черной смородины
Планируемые результаты обучения:
- Знать состав оснований, их классификацию. Знать правила техники безопасности при работе со щелочами.
- Уметь составлять формулы оснований, распознавать раствор щелочи с помощью индикатора
Ход урока
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний
А) Рассказ учителя
Ребята, кто знает, чем мыли волосы женщины в Древней Руси? Оказывается – раствором золы. А рецепт раствора был такой: взять ковш золы, да не простой, а еловой или от подсолнечника, замочить в дубовом ведре ключевой или дождевой водой. Постоит такая смесь сутки, потом ее надо процедить или просто слить верхний слой, развести фильтрат чистой водой, подогреть на камельке в рубленой бане и вымыть косы. Полученный раствор, мыльный на ощупь – это средство под названием "щелок".
А вспомнила я о нем потому, что реакция среды раствора щелока такая же, как и растворов веществ, которые мы начинаем изучать.
3. Этап усвоения новых знаний:
А) Рассказ учителя с элементами беседы
В процессе изучения химии мы уже познакомились с бинарными веществами.
Что такое бинарные соединения?
Сложные вещества, состоящие и атомов двух химических элементов.
Какие бинарные соединения вы знаете?
− Оксиды, сульфиды, нитриды, силициды, гидриды, фториды, хлориды
Сегодня на уроке мы должны изучить новый класс веществ - основания.
Состав и названия оснований
Для этого рассмотрите формулы веществ, которые вы видите на доске:
SO2, Cu(OH)2, Na2O, NaCl, NaOH, CuS, Al2O3, HCl, Al(OH)3.
Задание 1: Выпишите формулы бинарных соединений, дайте им названия, определите степени окисления атомов химических элементов. ( Учащиеся работают в тетрадях, один ребенок –у доски)
SO2, Na2O, NaCl, CuS, Al2O3, HCl,-.
Задание2: Выпишите формулы веществ, которые не относятся к бинарным соединениям. Почему их нельзя отнести к бинарным соединениям? (состоят из атомов 3-х элементов металла, кислорода и водорода) Соединения такого состава являются основаниями:
Cu(OH)2, NaOH, Al(OH)3.
Что общего между записанными на доске химическими формулами оснований?
Рассказ учителя.
Атомы кислорода и водорода входят в состав молекул оснований в виде гидроксогруппы (гидроксид-иона) OH-.
Ребята, определите суммарный заряд гидроксид-ион, если степень окисления атомов водорода и кислорода - .
(Суммарный заряд гидроксид-иона «-1» (ОН-)).
Общая формула оснований:
Men+(OH)n, где n – заряд иона металла, численно равный его степени окисления.
Что называется основаниями?
Основания − это сложные вещества, состоящие из ионов металла и связанных с ними гидроксид-ионов (записывают в тетрадь).
Почему число гидроксид-ионов в формулах оснований разное?
Работа с учебником: Прочитайте текст учебника (§19,стр98,)
(Зависит от степени окисления металла)
Названия оснований состоят из слова гидроксид и названия металла в родительном падеже:
слово "гидроксид" |
+ |
название металла в родительном падеже |
+ |
(римская цифра, обозначающая числовое значение степени окисления металла) для металлов с переменной ст. ок. |
KOH – гидроксид калия, (калий-о-аш)
AI(OH)3 – гидроксид алюминия,
Ca(OH)2 – гидроксид кальция,
Cu(OH)2 – гидроксид меди (II) ( купрум-о аш-дважды)
«Соответствие основания – оксид металла»
Ме+ ОН - Me2O
Ме+2 (ОН)2 - MeO
Ме+3 (ОН)3 - Me2O3
NaOH - Na2O
Cu(OH)2 - CuO
Al(OH)3 - Al2O3
Правило: степени окисления элемента в оксиде и соответствующем ему гидроксиде равны
Классификация оснований
Рассказ учителя. По отношению к воде основания делят на растворимые (щелочи), малорастворимые, нерастворимые.
Работа с таблицей растворимости (Учитель знакомит и учит учащихся пользоваться таблицей растворимости).
KOH растворимое
AI(OH)3 нерастворимое
Ca(OH)2 малорастворимое
Cu(OH)2 нерастворимое
Растворимые основания – щелочи – могут вызвать химический ожог при попадании на незащищенные участки кожи рук и лица. Они могут разъедать кожу, ткань, бумагу. При работе со щелочами следует соблюдать следующие правила техники безопасности. На ваших столах находится инструктаж по технике безопасности при работе со щелочами. Для дальнейшей работы вам нужно с ним ознакомиться.
Работа с инструкцией
Правила техники безопасности
· Действие щелочей, особенно концентрированных, характеризуется значительной глубиной ожога, поскольку они растворяют белок. В связи с этим очень опасно попадание щелочи в глаза: при поздней первой помощи оно сопровождается полной потерей зрения. Прием даже небольшого количества щелочи внутрь может привести к тяжелейшим повреждениям внутренних органов.
· Во время приготовления раствора щелочь берут только специальной ложечкой и ни в коем случае не насыпают, потому что пыль может попасть в воздух, в глаза и на кожу. После использования ложечку тщательно моют, т. к. щелочь прочно пристает ко многим поверхностям.
· При оказании первой помощи необходимо немедленно каким-либо предметом удалить приставшие к коже кусочки сухой щелочи и промыть пораженное место обильной струей воды. При попадании на кожу раствора - промыть пораженное место обильной струей воды. Промывание должно быть продолжительным (10—15 мин.) и тщательным. Для нейтрализации щелочи на пораженное место после промывания накладывают на 10 минут повязку из марли или ватный тампон, пропитанные 5%-м раствором уксусной кислоты. После снятия повязки, кожу обмывают.
· Если щелочь попала в глаза, немедленно следует промыть их проточной водой в течение 15-20 мин. После этого глаза ополаскивают 2%-м раствором борной кислоты и закапывают альбуцид.
· После оказания первой помощи нужно немедленно обратиться к врачу-окулисту.
Свойства оснований
Свойства оснований изучаются при проведении лабораторной работы.
(При проведении лабораторной работы класс делится на группы, каждая группа работает по инструктивной карточке)
1 группа
1. Рассмотрите выданное вещество. Определите его агрегатное состояние, цвет.
2. Поместите в пробирку 1-2 кусочка гидроксида натрия. Прилейте 5-6 мл воды. Наблюдайте за растворением вещества. Что выделяется при растворении гидроксида натрия?
3. Разлейте готовый раствор в 3 пробирки. В одну пробирку добавьте 1-2 капли лакмуса, в другую 1-2 капли фенолфталеина, в третью 1-2 капли метилового оранжевого.
4. Какие изменения произошли в пробирках? Свои наблюдения запишите в таблицу.
Название вещества, формула |
Агрегатное состояние |
Цвет |
Раствори мость в воде |
Взаимодействие с индикаторами |
||
лакмус |
фенолфталеин |
метилоранж |
||||
|
|
|
|
|
|
|
5. В учебнике на странице 101 прочитайте об индикаторах.
Отчет о работе
· Рассказать о наблюдениях лабораторной работы
2группа
1. Рассмотрите выданное вещество. Определите его агрегатное состояние, цвет.
2. Поместите в пробирку 1-2 кусочка гидроксида калия Прилейте 5-6 мл воды. Наблюдайте за растворением вещества. Что выделяется при растворении гидроксида калия?
3. Разлейте готовый раствор в 3 пробирки. В одну пробирку добавьте 1-2 капли лакмуса, в другую 1-2 капли фенолфталеина, в третью 1-2 капли метилового оранжевого.
4. Какие изменения произошли в пробирках? Свои наблюдения запишите в таблицу.
Название вещества, формула |
Агрегатное состояние |
цвет |
Раствори мость в воде |
Взаимодействие с индикаторами |
||
лакмус |
фенолфталеин |
метилоранж |
||||
|
|
|
|
|
|
|
5. В учебнике на странице 101 прочитайте об индикаторах.
Отчет о работе
· Рассказать о наблюдениях лабораторной работы
3группа
1. Рассмотрите выданное вещество. Определите его агрегатное состояние, цвет.
2. Поместите в пробирку 1-2 кусочка гидроксида кальция. Прилейте 5-6 мл воды. Наблюдайте за растворением вещества. Что выделяется при растворении гидроксида кальция?
3. Разлейте готовый раствор в 3 пробирки. В одну пробирку добавьте 1-2 капли лакмуса, в другую 1-2 капли фенолфталеина, в третью 1-2 капли метилового оранжевого.
4. Какие изменения произошли в пробирках? Свои наблюдения запишите в таблицу.
Название вещества, формула |
Агрегатное состояние |
цвет |
Раствори мость в воде |
Взаимодействие с индикаторами |
||
лакмус |
фенолфталеин |
метилоранж |
||||
|
|
|
|
|
|
|
5. В учебнике на странице 101 прочитайте об индикаторах.
Отчет о работе
· Рассказать о наблюдениях лабораторной работы
4 группа
1. Рассмотрите выданное вещество. Определите его агрегатное состояние, цвет.
2. Поместите в пробирку 1-2 кусочка гидроксида натрия. Прилейте 5-6 мл воды. Наблюдайте за растворением вещества. Что выделяется при растворении гидроксида натрия?
3. Разлейте готовый раствор в 2 пробирки. В одну пробирку добавьте 1-2 капли сока свеклы, в другую 1-2 капли сока черной смородины
4. Какие изменения произошли в пробирках? Свои наблюдения запишите в таблицу.
Название вещества, формула |
Агрегатное состояние |
Цвет |
Раствори мость в воде |
Взаимодействие с индикаторами |
|
Сок свеклы |
Сок смородины |
||||
|
|
|
|
|
|
5. В учебнике на странице 101 прочитайте об индикаторах.
Отчет о работе
· Рассказать о наблюдениях лабораторной работы
Учитель: А изменится ли окраска индикатора в гидроксиде меди (II) и гидроксиде железа (III)?
Учитель выполняет демонстрационный опыт №1:
· Получить гидроксид меди(II)
· Получить гидроксид железа (III)
· Добавить к полученным веществам индикаторы
Вывод: в растворах щелочей индикаторы изменяют окраску, а в нерастворимых основаниях – нет.
Учитель: Ребята, посмотрите на результат своей работы и ответьте на вопрос: так что же это за вещества, которые меняют свой цвет в зависимости от среды? Кто затрудняется, найдите ответ в учебнике.
(Реактив, который указывает не только на одно вещество, но и на группу и целый класс веществ. Индикаторы (лат. «указатели») – это реактивы на растворимые основания. (записать в тетрадь)
Работа с таблицей «Индикаторы» (основным индикатором на щелочи является фенолфталеин)
Изменение окраски индикаторов
Название индикатора |
Щелочная среда |
Нейтральная среда |
Кислая среда |
Лакмус |
Синяя |
Фиолетовая |
Красная |
Метиловый оранжевый |
Желтая |
Оранжевая |
Красно-розовая |
Фенолфталеин |
Малиновая |
Бесцветная |
Бесцветная |
Универсальный |
Синий |
Желто-зеленая |
Красная |
Сок свеклы |
желтая |
красная |
Ярко-красная |
Учитель: Есть еще один способ распознавания веществ – с помощью качественных реакций. Это реакция, в ходе которой доказывается наличие данного вещества или иона.(записать в тетрадь)
Демонстрационный опыт 2: (опыт проводит ученик) В пробирке находится известковая вода. Пропустите через стеклянную трубочку, опущенную в пробирку углекислый газ, который образуется при вашем дыхании. Что наблюдаете? (Результат – помутнение раствора)
Вывод: Вещество, с помощью которого доказывают присутствие другого вещества, называют реактивом на распознаваемое вещество.
Практическое значение оснований
Учитель: Мы познакомились еще с одним классом сложных веществ - основаниями. Как вы думаете, имеют ли основания практическое значение? Конечно же, да. (сообщения учащихся)
1) Гидроксид натрия. Что за вещество скрывается под названиями "алкаль", "едкая щелочная соль", "каустик", "каустическая сода"? Так называли в разные времена в России гидроксид натрия. До сих про сохранилось его старое название – едкий натр, предложенное еще в 1807 году русским химиком Александром Ивановичем Шерером. В быту гидроксид натрия именуют каустической содой, хотя к соде отношения он не имеет. Уж лучше его просто называть "каустиком" (от греческого "каустикос" – жгучий, едкий). Раствор и кристаллы очень опасны в обращении: при попадании в пищевод человека всего 0,01–0,02г наступает смерть впервые же часы или сутки. На коже он вызывает глубокие и долго незаживающие ожоги. Также гидроксид натрия применяют в производстве мыла, в кожевенной промышленности и в фармацевтике и в производстве бумаги.
2) Гидроксид калия. Называют "едкое кали" по аналогии с гидроксидом натрия. Используется при "варке" тугоплавкого стекла, производстве бумаги, жидкого мыла.
3) Гидроксид кальция. В технической литературе и в быту часто встречаются такие названия веществ: "воздушная", или "негашеная известь", "известковое молоко", "известковая вода". Негашеная известь – это оксид кальция, получаемый при обжиге мела; гашеная известь – это гидроксид кальция, получаемый при обработке оксида кальция водой. Этот процесс протекает с большим выделением теплоты. Известковое молоко – суспензия гидроксида кальция в воде, применяемая для побелки потолков, стен, стволов деревьев по весне для защиты от обморожений и вредных насекомых. Оксид кальция можно использовать для простейшей химической грелки: два пакетика, один большой, другой – маленький, из водонепроницаемого и химически стойкого материала. Чтобы грелка заработала, заполняют негашеной известью маленький пакет и добавляют в него немного воды. Потом пакет тщательно закрывают, вставляют в большой и еще раз закупоривают. Грелка готова. Гидроксид кальция входит в состав "бордосской жидкости" в смеси с медным купоросом для борьбы с возбудителями грибковых заболеваний плодовых, овощных и декоративных культур. Применяется для распознавания углекислого газа.
4) Гидроксид бария. Гидроксид бария – "баритовая вода" – применяют для качественного и количественного определения содержания углекислого газа в газах.
4. Этап закрепления новых знаний
Учитель: Сегодня мы познакомились с новым классом неорганических веществ – основаниями.
Для закрепления полученных знаний, ответьте на следующие вопросы:
1. каков состав оснований,
2. как назвать основания,
3. как составить формулу основания по названию,
4. как классифицируются основания,
5. какие оксиды соответствуют основаниям,
6. как отличить растворы щелочей от растворов других веществ.
5. Контроль полученных знаний.
Предлагается выполнить следующие задания самостоятельно:
1)
Классифицируйте следующие основания: Ca(OH)2, Cr(OH)3,
LiOH, Fe(OH)2
2) Составьте формулы гидроксидов и соответствующих оксидов: Sb(II),
Bi(III), Rb
3) Выберите «лишнюю» формулу, объясните свой выбор:
а) LiOH, Al(OH)3, Ca(OH)2
б) Cu(OH)2, Mg(OH)2, Al(OH)3
в) CuO, SO2, ZnO
4) Как опытным путем различить гидроксид цинка и калия.
После выполнения работы, учащиеся обмениваются работами, обсуждают выполненные задания, исправляют ошибки (ответы представлены на доске) и оценивают работу друг друга.
6. Рефлексия
7. Домашнее задание
Изучить §19, выполнить упражнение №3-5.
8. Используемая литература
1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
2. Габриелян О.С. Химия. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна "Химия.8"/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова.– М.: Дрофа, 2010.
3. Сгибнева Е.П., Скачков А.В., “Современные открытые уроки химии 8-9 классы”, Ростов-на-Дону, 2002 г.
4. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: книга для учителя – 2-е изд.– М.: Просвещение, 1995.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.